Интервью





Скачать 121.63 Kb.
НазваниеИнтервью
Дата публикации15.09.2014
Размер121.63 Kb.
ТипИнтервью
100-bal.ru > Литература > Интервью
Разработка Евсягиной Л.Е., учительницы русского языка и

литературы Левашовской средней школы Алексеевского района РТ.
ИНТЕРВЬЮ. Подготовка к сочинению-интервью. 2 часа.

Данные уроки развития речи в 8-11 классах в нетрадиционной, игровой форме могут быть проведены при знакомстве с публицистическим стилем или после изучения творчества Горького или Чехова, а также в рамках элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» предпрофильной подготовки.

1-й урок. Урок - знакомство с жанром интервью. Встреча за круглым столом.

2-й урок. Коллективное сочинение. Урок – игра «Журналист».
Цели уроков:

- познакомить учащихся с новым жанром публицистического стиля – интервью, его спецификой;

-научить собирать материал для интервью и брать интервью;

-формировать у учащихся умение видеть, наблюдать, слышать живую речь;

-воспитывать культуру поведения и культуру речевого общения;

-научить писать сочинение в жанре интервью и правильно его оформлять.

Оборудование и источник информации:

1. Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж //Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25.

2. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 кл.». Москва, «Просвещение», 1990 г., с.45-49.

3. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. 4-8 классы. Москва, «Просвещение», 1977 г., с.108-112.

4. Скиргайло Т.О. Лекции с курсов переподготовки и районного семинара учителей русского языка и литературы. 1995г.

5. Газеты и журналы с интервью.

6. Сочинения - интервью учащихся.

7. Чехов А.П. Моя беседа с Эдисоном (От нашего собственного корреспондента).

8. Памятка «Советы начинающему журналисту».

9. Интервью Т. Копыловой с матерью Ю.А. Гагарина //с.46 книги «Теория и практика сочинений разных жанров».

10. Интервью с Т.А. Гайдаром (с.46-49, там же).

11. Интервью – рассказ «Первый раз в Ленинграде» // с.111 книги «Сочинения в газетных жанрах»).

12. Интервью – беседа «Город исторических памятников».( с.111, там же).

13. Интервью – зарисовка «Город Ленина, город революции». (с.112, там же).

14. Карточки - задания для учащихся.

15. Портреты Эдисона, Гагарина, Чехова, Гайдара.

16. Запись на доске (и слайд № в презентации):

а).Что такое интервью?

б).В чём особенность интервью?

в).Какие разновидности интервью существуют?

г).Как нужно готовиться к интервью?

д).Как собирать материал для интервью?

17.Энциклопедический словарь (интернет-ресурсы).

18. Презентация «Интервью».
Предварительные разноуровневые задания учащимся:

1.Подготовить выступление (сообщение, презентацию) на тему:

а). «Что такое интервью?»

б). «Как готовиться к интервью?»

в). «Разновидности интервью».

2. Составить и красочно оформить памятку или слайд «Советы начинающему журналисту».

3. Найти и принести на урок газеты и журналы с интервью.

4. Подготовить инсценировку (или выразительное чтение по ролям) юмористического рассказа Чехова «Моя беседа с Эдисоном».

5. Составить вопросы для предстоящего интервью

а). с Эдисоном ( Чеховым, Горьким и т.п.),

б) с ветераном войны (труда),

в). с учителем (математики, истории, литературы …),

г). с организатором мероприятия (вечера отдыха, осеннего бала и т. п.),

д). с отличником, спортсменом или героем какого – нибудь произведения.

6. Придумать начало (конец) интервью, первый вопрос.

7. Найти и прочитать в энциклопедическом словаре или в интернете об Эдисоне Томасе Алве (подготовить краткую справку).

8. Какие передачи с использованием интервью вы можете назвать? Запишите их названия.

9. Кого вы считаете мастером интервью? Почему?

10.Найти или нарисовать визитки, портреты (шаржи, карикатуры), образы журналистов или корреспондентов (см. журналы «Чаян», «Мурзилка» и др.).


1-й урок. Урок - знакомство с жанром интервью.

Слайд № 2 –эпиграф:

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ, ПОУЧИТЕЛЬНЕЕ БЕСЕДЫ С БЫВАЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, УЧАстНИ- КОМ ИЛИ СВИДЕТЕЛЕМ ПРОИСШЕСТВИЯ? УВЕРЕН, ЧТО НИЧТО.

В. ГИЛЯРОВСКИЙ.

Словарная, лексико – орфографическая работа (проводится в течение всего урока).

Интервью - ср. р. (несклон.) 1.Запись слов в ученический словарь.

Интервьюер - 2.Подбор синонимов.

Интервьюировать, - ирую – 3.Объяснение значения слов и их правописания.

Корреспондент –

Телефония –

Телеграфия-

Запатентовал –

Мантифолия -

Бишопизм -

Бишоп -

Гастрономофон –

I.Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Мы должны узнать, что такое интервью, в чём его особенность, как готовиться к нему и как писать сочинение – интервью.

А пока я приглашаю вас вместе с Чеховым побывать у Эдисона и поприсутствовать при их беседе… Вы знаете, кто такой Эдисон Томас Алва?

Учащиеся отвечают, а учитель дополняет (или находят ответ в энциклопедическом словаре, или отвечает ученик, заранее получивший подобное задание).

Итак, мы у Эдисона (проекция портрета Эдисона и Чехова) и слушаем, о чём с ним говорит журналист.
II. Инсценировка рассказа Чехова «Моя беседа с Эдисоном» ( или чтение по ролям).

Заранее подготовленные учащиеся разыгрывают сценку, остальные - слушают и готовятся отвечать на вопросы к рассказу Чехова, записанные на доске ( См. карточки).
III. Беседа по вопросам и работа с текстом рассказа (см. в презентации):

1.Почему и над кем мы смеёмся, читая (слушая) рассказ?

2. Знал ли он, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги?

3.С каким мнением друг о друге расстались собеседники? Почему?

4. Удалось ли интервью корреспонденту? Почему?

5. Какие ошибки допустил журналист? Был ли он готов к интервью? (Учащиеся находят ошибки: не договорился заранее о встрече; не продумал её ход, знакомство, вопросы, начало и конец беседы, т.е. показал себя непрофессионалом; вёл себя бестактно по отношению к личности и заслугам Эдисона (формулировка вопросов, иронично-снисходительный тон. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения « не вошли ещё в программу средне – учебных заведений, но… имя часто упоминается в газетных «смесях», где помещались мелкие заметки о незначительном).

6.Что можно сказать о чертах характера журналиста, обнаружившихся во время беседы, о его поведении? (Бесцеремонность, развязность, невежество, нравственная неразборчивость: чтение чужих писем).

7.Какое мнение сложилось у Эдисона и у вас о редакции, из которой этот « журналист»?

8.Каким вы представляете себе «лицо» этого печатного органа? Будете вы его читать? Почему?

9.Почему Эдисон так отвечает своему «гостю»? Откровенно иронизирует, даже издевается над невежеством собеседника, рассказывая о фантастических изобретениях на

доступном журналисту языке: « винтик», « штучка» и т.п.

10. Как вы думаете, можно ли то, что мы слышали у Эдисона, назвать беседой? Состоялась ли она? Что бы вы сделали на месте журналиста? Как бы поступили, чтобы беседа удалась?

И вообще, что такое интервью, в чём его особенности и секрет успеха? Давайте послушаем опытных журналистов и редакторов… Приглашаю вас на встречу с ними.

IV. Сообщение новой информации. Встреча «За круглым столом» с опытными журналистами и редакторами (Отвечают на вопросы заранее подготовленные учащиеся, выступающие в роли журналистов):

1-ый вопрос. Что такое интервью? (жанр публицистического стиля, информационный жанр; беседа или её изложение, диалог предназначенный для печати, радио или телевидения; совместное творчество журналиста (корреспондента) и человека, дающего информацию, (или группы лиц); один из живых и впечатляющих газетных жанров).

2-ой вопрос. Каковы цели интервью? (сообщение новости или её комментарии, раскрытие каких – то перспектив, рассказ о каких - либо достижениях, информация о предстоящем событии или сообщение подробностей уже состоявшегося, разъяснение (комментарий) факта, выяснение мнения по какому- ни будь вопросу или группе вопросов).

3-ий вопрос. Каким должно быть интервью? Каковы требования к интервью? Его особенности? (Должно быть оперативным, в меру кратким, содержательным. Кроме фактов, должно раскрывать внутренний мир человека, его планы, надежды, пожелания; указывать с кем и для чего ведётся).

4-ый вопрос. От кого (от имени кого) излагаются факты? (от имени лица, мнение которого интересно окружающим; от имени интервьюируемого; от 1 или 3 лица).

5-ый вопрос. Что составляет основное содержание интервью? (ответы на вопросы интервьюера).

6-ой вопрос. Есть ли у интервью вступление и заключение? Если есть, то что в них сообщается? (В начале – необходимые сведения о собеседниках, теме и задаче беседы; в конце - подведение итогов разговора, вывод).

7-ой вопрос. Какие разновидности интервью существуют? (Интервью – рассказ (монолог), интервью – беседа (диалог), интервью – зарисовка, интервью – совещание, интервью – анкета, самоинтервью, интервью – юмореска).

8-ой вопрос. От чего зависит успех интервью? (от подготовки собеседника и корреспондента).

9-ый вопрос. Что нужно сделать, чтобы интервью удалось?

Вывод: Итак, сейчас мы с вами не только встретились с опытными журналистами и редакторами, но и побеседовали с ними, задали им вопросы и услышали их мнение, т.е. провели с ними интервью и нашли ответы на вопросы, прозвучавшие в начале. А теперь попробуем урок, извлечённый из рассказа Чехова и нашего интервью, применить на практике.

V. Закрепление и систематизация полученных знаний.

VI. Анализ текста интервью по вариантам:

1.Прочитать текст и ответить на вопросы:

а) Соблюдаются ли здесь требования к интервью?

б) Найдите и выделите в нём части: вступление, основную часть, заключение.

в) Какую из известных разновидностей интервью оно представляет?

2.Проанализировать языковые и стилистические особенности данного текста интервью.

3. Составить «Советы начинающему журналисту» (памятки).

4. Исправить ошибки интервьюера, беседовавшего с Эдисоном. Составить свои

вопросы для беседы с Эдисоном (Чеховым или c кем-то другим).

VII.Выполнение вариативных творческих заданий (Упр.46-48, с.56 «Развивайте дар слова» и задания, указанные выше.).

2-Ой урок. РАБОТА НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЧИНЕНИЕМ – ИНТЕРВЬЮ. Урок – игра «Журналист».
I.Вступительное слово учителя:

Человек с ручкой и блокнотом, с фотоаппаратом и фонографом, с микрофоном и магнитофоном, а то и с кинокамерой… он стал для нас чем-то привычным, обыденным. Он появляется на радио и телевидении, в газетах и журналах, на улицах и в самых неожиданных, а порой и опасных местах, чтобы познакомить нас с героем или участником каких – то событий или просто интересным человеком, его мнением.

Он открывает нам мир и душу человека. Мы смотрим на них его глазами. Его мнение становится нашим, особенно если оно касается незнакомого нам человека.

Он может возвести на пьедестал и ниспровергнуть, может показать величие и красоту души, полёт мечты и фантазии, силу разума, ничтожность и мелочность интересов человека.

Он – знаток и владыка человеческих душ.

Его зовут по – разному. Он может появиться в мужском и женском облике. У него есть даже свои образы – символы, и Вы их сразу узнаёте. Посмотрите на них. Узнаёте? Кто это?

(Показывает Мурзилку, Шрайбикуса, Чаяна). И всех их вместе называют… журналисты, корреспонденты...

Сегодня я предлагаю вам поиграть в этих знатоков и владык человеческих душ и немного познакомиться с их работой. Вам предстоит встретиться с героем «дна», философом и незаурядным человеком – Константином Сатиным (или другим героем пьесы Горького «На дне» по выбору учащихся) – и взять у него интервью, а заодно – познакомиться с работой журналиста.

Для того чтобы работа была более успешной и оперативной, давайте разделимся на микрогруппы (или на пары) и приступим к работе.

II. Работа в парах (микрогруппах).

Представьте себе, что редакция известного журнала «Здоровье» или «Современник» поручила вам взять интервью у Константина Сатина (у Луки, Актёра и т.д.).

Подумайте, о чём бы вы стали с ним беседовать, что обсуждать. Что бы выбрали темой разговора? Как бы озаглавили интервью?..

Учащиеся определяют тему, задачи и цель интервью, придумывают заголовок, затем выполняют задания:

1 группа, с чего вы начнёте подготовку интервью? Как вы будете готовиться к интервью? Составьте план своих действий, начало интервью.

Вам, уважаемые журналисты 2 группы, предстоит составить вопросы для интервью.

3 группа, вам поручено написать начало интервью с Сатиным, в котором необходи

мо сообщить кое – что о нём. Что бы вы написали о Константине Сатине в начале

интервью? Подумайте.

4 группа, вам необходимо написать конец интервью, включив в него описание ноч-

лежки Костылёва, где происходит ваш разговор.

Вам, 5 группа корреспондентов, нужно поделиться своими впечатлениями о Сатине

и подумать, в какую часть интервью вы всё это включите.

Вам, 6 группа, - подобрать предполагаемые ответы Сатина на вопросы журналиста.

(Может быть задействован компьютер)

Ш. Проверка заданий. Розыгрыш сценки «Интервью в ночлежке Костылева».

Первые 5 групп разыгрывают роль журналистов, а 6-ая - роль Сатина.

IV.Редактирование черновиков интервью.

Работа корректоров и критиков (цензоров) в группах.

V. Домашнее задание.

Закончить сочинение – интервью или написать новое по своему усмотрению.

Приложение 1.

Интервью - жанр публицистического стиля.

Интервью (англ.) - беседа (или её изложение), представляющая общественный интерес, предназначенная для печати, радио или телевидения.

Интервью - это совместное творчество журналиста (группы журналистов) и человека (или группы лиц), дающего информацию. Им может быть политический, общественный деятель, учёный, руководитель, писатель, артист, спортсмен или какой – нибудь другой интересный человек.

Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, берутся у прохожих или пишутся в стенгазетах с разной целью: сообщить об очередных политических, производственных или иных задачах;

рассказать о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта, творческих достижениях;

информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;

разъяснить( прокомментировать) тот или иной факт;

выяснить мнение компетентного лица по какому - либо вопросу(группе вопросов).

Интервью - один из живых и впечатляющих газетных жанров. Это информационный жанр, а, значит, оно должно быть и оперативным, и в меру кратким, и содержательным, т. е. сообщать новость, либо комментировать её, либо раскрывать внутренний мир человека, его планы, надежды, пожелания, указывать, с кем ведётся беседа, её цель.
Разновидности интервью:

  1. Интервью - монолог (рассказ). Задаётся один широкий вопрос, на который отвечают рассказом, монологом. Изложение чаще всего ведётся от первого лица..

  2. Интервью - диалог (беседа). Содержание беседы передаётся в виде вопросов корреспондента и ответов интервьюируемого лица. (Возможно изложение от первого или третьего лица). Это наиболее простой и самый распространенный вид интервью.

  3. Интервью - самая различная форма беседы. Корреспондент обрисовывает и место встречи, и время, и своего собеседника, излагает свои впечатления, суждения вплоть до лирических отступлений, связанных с темой, комментирует, высказывает своё мнение.

  4. Коллективное интервью-совещание за круглым столом.

Даёт коллективный ответ на вопрос, информацию – мнение нескольких людей по одному вопросу или теме.

  1. Интервью – анкета. Краткий ответ на вопросы, социологические исследования, рейтинг.

  2. Самоинтервью (риторический вопрос и собственный ответ). Интервью с самим собой.



Интервью может иметь и юмористический характер.

Приложение 2. Памятки.
Подготовка к интервью - особенно ответственный этап.
Для того чтобы интервью получилось удачным, надо:

1.Отыскать интересного человека для беседы; определить, у кого взять интервью; наметить тему.

2.Изучить предмет беседы, познакомиться с литературой, проконсультироваться со знающими людьми, уточнить характер беседы; решить, в каком виде написать интервью.

3.Подготовить вопросы (основные и дополнительные, открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие, содержащие элемент знания обсуждаемого вопроса или проблемы).

4.Подготовиться к встрече (назначить встречу и сообщить о её цели, показать свою заинтересованность собеседником и проблемой, создать комфорт, расположить к себе собеседника, помнить о двусторонности общения, понаблюдать за состоянием души собеседника, его настроением).

5. Правдиво и точно передать его мысли (прочитать свои записи, проверить всё, что можно проверить: названия, даты, имена, фамилии, цифры и т.п.).

Советы начинающему журналисту.

I. Перед интервью:

1.Чётко сформулируй для себя: почему ты (или редакция) заинтересовался именно этим человеком?

2. Что ты о нём знаешь?

3.О чём его нужно и можно спросить? О чём нельзя?

4.Каким временем для беседы он располагает?

5.Как лучше сформулировать вопросы? Сколько их может быть? Не многословны ли они?

6. Познакомься заранее с будущим собеседником и обсуди с ним план предстоящего разговора. Обрати внимание на начало и конец беседы.

II.Во время интервью:

1.Каково настроение собеседника? Соответствует ли оно предполагаемой тональности разговора?

2.Скорректируй вопросы, исходя из данной речевой ситуации.

3.Соотнеси отведённое время и объём получаемой информации.

III.После интервью:

1.Воспроизведи ход интервью и продумай, что должно быть опубликовано, а что остаться «за кадром».

2.Обрати внимание на собственную позицию: не «давишь» ли ты на собеседника или не находишься ли на первом плане?.

3. Познакомь собеседника с предполагаемым для публикации вариантом и учти его рекомендации при подготовке окончательного варианта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интервью iconИнтервью для оценки профессиональных знаний и навыков
Одним из прошедших проверку практикой и заслуживших доверие инструментов является ситуативное интервью. В литературе вы также можете...
Интервью iconОфициальная страница писателя включает полную библиографию творчества...
Размещены биография и интервью, краткое содержание произведений, библиография и обложки книг. Ра­ботает форум
Интервью iconПовторение по теме «Бессоюзные сложные предложения» Д/з: Упр. 238
Д/з: найти в периодической печати интервью общественного деятеля, определить степень оригинальности каждого ответа в ходе интервью,...
Интервью iconИнтервью руководителя фтс россии А. Ю. Бельянинова т/к «Москва 24»
«Россия 24» Сюжет о таможенном оформлении интернет-посылок. Фрагменты интервью руководителя фтс россии А. Ю. Бельянинова
Интервью iconИнтервью Сегодня мы взяли интервью у двух учителей, ведущих уроки...
Здравствуйте, дорогие читатели. Вас приветствует газета «Интересное рядом». Здесь вы можете прочитать увлекательные статьи на разные...
Интервью iconТема: "Метод глубинного интервью при изучении криминальной субкультуры молодежи "
Курсовая работа на тему: тема: "Метод глубинного интервью при изучении криминальной субкультуры молодежи "
Интервью iconLesson 14. Урок защиты проекта «Интервью»

Интервью iconИнтервью Ричарда Баха журналисту газеты «Московский Комсомолец»

Интервью icon5. интервью Установите соответствие
Базовыми характеристиками гуманитарной парадигмы в психологических исследованиях являются
Интервью iconЗаседания
Обсуждение и анализ собранной информации. Жанр очерка, интервью, обзора. Аннотация, дайджест
Интервью iconТема номера
Приложение «Воспоминания о Коммуне имени Ф. Э. Дзержинского (интервью с И. Д. Токаревым, опубликованное в газете «Горьковский рабочий»...
Интервью iconИнтервью с президентом зао «ТрансТелеКом»
...
Интервью iconНовая газета публикует интервью с Игорем Юргенсом
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Интервью iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прослушивание аудиозаписи с интервью известных политиков и религиозных деятелей о значении праздника
Интервью iconВыпускной-2012 (Сценарий) Кл рук. Чебыкин С. Н. План 10 минут На...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Интервью iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Дом престарелых в селе Вязовое», «Интервью с ветераном войны и труда Карпенко В. И.»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск