Скачать 121.63 Kb.
|
Разработка Евсягиной Л.Е., учительницы русского языка и литературы Левашовской средней школы Алексеевского района РТ. ИНТЕРВЬЮ. Подготовка к сочинению-интервью. 2 часа. Данные уроки развития речи в 8-11 классах в нетрадиционной, игровой форме могут быть проведены при знакомстве с публицистическим стилем или после изучения творчества Горького или Чехова, а также в рамках элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» предпрофильной подготовки. 1-й урок. Урок - знакомство с жанром интервью. Встреча за круглым столом. 2-й урок. Коллективное сочинение. Урок – игра «Журналист». Цели уроков: - познакомить учащихся с новым жанром публицистического стиля – интервью, его спецификой; -научить собирать материал для интервью и брать интервью; -формировать у учащихся умение видеть, наблюдать, слышать живую речь; -воспитывать культуру поведения и культуру речевого общения; -научить писать сочинение в жанре интервью и правильно его оформлять. Оборудование и источник информации: 1. Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж //Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25. 2. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 кл.». Москва, «Просвещение», 1990 г., с.45-49. 3. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. 4-8 классы. Москва, «Просвещение», 1977 г., с.108-112. 4. Скиргайло Т.О. Лекции с курсов переподготовки и районного семинара учителей русского языка и литературы. 1995г. 5. Газеты и журналы с интервью. 6. Сочинения - интервью учащихся. 7. Чехов А.П. Моя беседа с Эдисоном (От нашего собственного корреспондента). 8. Памятка «Советы начинающему журналисту». 9. Интервью Т. Копыловой с матерью Ю.А. Гагарина //с.46 книги «Теория и практика сочинений разных жанров». 10. Интервью с Т.А. Гайдаром (с.46-49, там же). 11. Интервью – рассказ «Первый раз в Ленинграде» // с.111 книги «Сочинения в газетных жанрах»). 12. Интервью – беседа «Город исторических памятников».( с.111, там же). 13. Интервью – зарисовка «Город Ленина, город революции». (с.112, там же). 14. Карточки - задания для учащихся. 15. Портреты Эдисона, Гагарина, Чехова, Гайдара. 16. Запись на доске (и слайд № в презентации): а).Что такое интервью? б).В чём особенность интервью? в).Какие разновидности интервью существуют? г).Как нужно готовиться к интервью? д).Как собирать материал для интервью? 17.Энциклопедический словарь (интернет-ресурсы). 18. Презентация «Интервью». Предварительные разноуровневые задания учащимся: 1.Подготовить выступление (сообщение, презентацию) на тему: а). «Что такое интервью?» б). «Как готовиться к интервью?» в). «Разновидности интервью». 2. Составить и красочно оформить памятку или слайд «Советы начинающему журналисту». 3. Найти и принести на урок газеты и журналы с интервью. 4. Подготовить инсценировку (или выразительное чтение по ролям) юмористического рассказа Чехова «Моя беседа с Эдисоном». 5. Составить вопросы для предстоящего интервью а). с Эдисоном ( Чеховым, Горьким и т.п.), б) с ветераном войны (труда), в). с учителем (математики, истории, литературы …), г). с организатором мероприятия (вечера отдыха, осеннего бала и т. п.), д). с отличником, спортсменом или героем какого – нибудь произведения. 6. Придумать начало (конец) интервью, первый вопрос. 7. Найти и прочитать в энциклопедическом словаре или в интернете об Эдисоне Томасе Алве (подготовить краткую справку). 8. Какие передачи с использованием интервью вы можете назвать? Запишите их названия. 9. Кого вы считаете мастером интервью? Почему? 10.Найти или нарисовать визитки, портреты (шаржи, карикатуры), образы журналистов или корреспондентов (см. журналы «Чаян», «Мурзилка» и др.). 1-й урок. Урок - знакомство с жанром интервью. Слайд № 2 –эпиграф: ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ, ПОУЧИТЕЛЬНЕЕ БЕСЕДЫ С БЫВАЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, УЧАстНИ- КОМ ИЛИ СВИДЕТЕЛЕМ ПРОИСШЕСТВИЯ? УВЕРЕН, ЧТО НИЧТО. В. ГИЛЯРОВСКИЙ. Словарная, лексико – орфографическая работа (проводится в течение всего урока). Интервью - ср. р. (несклон.) 1.Запись слов в ученический словарь. Интервьюер - 2.Подбор синонимов. Интервьюировать, - ирую – 3.Объяснение значения слов и их правописания. Корреспондент – Телефония – Телеграфия- Запатентовал – Мантифолия - Бишопизм - Бишоп - Гастрономофон – I.Вступительное слово учителя. Ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Мы должны узнать, что такое интервью, в чём его особенность, как готовиться к нему и как писать сочинение – интервью. А пока я приглашаю вас вместе с Чеховым побывать у Эдисона и поприсутствовать при их беседе… Вы знаете, кто такой Эдисон Томас Алва? Учащиеся отвечают, а учитель дополняет (или находят ответ в энциклопедическом словаре, или отвечает ученик, заранее получивший подобное задание). Итак, мы у Эдисона (проекция портрета Эдисона и Чехова) и слушаем, о чём с ним говорит журналист. II. Инсценировка рассказа Чехова «Моя беседа с Эдисоном» ( или чтение по ролям). Заранее подготовленные учащиеся разыгрывают сценку, остальные - слушают и готовятся отвечать на вопросы к рассказу Чехова, записанные на доске ( См. карточки). III. Беседа по вопросам и работа с текстом рассказа (см. в презентации): 1.Почему и над кем мы смеёмся, читая (слушая) рассказ? 2. Знал ли он, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги? 3.С каким мнением друг о друге расстались собеседники? Почему? 4. Удалось ли интервью корреспонденту? Почему? 5. Какие ошибки допустил журналист? Был ли он готов к интервью? (Учащиеся находят ошибки: не договорился заранее о встрече; не продумал её ход, знакомство, вопросы, начало и конец беседы, т.е. показал себя непрофессионалом; вёл себя бестактно по отношению к личности и заслугам Эдисона (формулировка вопросов, иронично-снисходительный тон. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения « не вошли ещё в программу средне – учебных заведений, но… имя часто упоминается в газетных «смесях», где помещались мелкие заметки о незначительном). 6.Что можно сказать о чертах характера журналиста, обнаружившихся во время беседы, о его поведении? (Бесцеремонность, развязность, невежество, нравственная неразборчивость: чтение чужих писем). 7.Какое мнение сложилось у Эдисона и у вас о редакции, из которой этот « журналист»? 8.Каким вы представляете себе «лицо» этого печатного органа? Будете вы его читать? Почему? 9.Почему Эдисон так отвечает своему «гостю»? Откровенно иронизирует, даже издевается над невежеством собеседника, рассказывая о фантастических изобретениях на доступном журналисту языке: « винтик», « штучка» и т.п. 10. Как вы думаете, можно ли то, что мы слышали у Эдисона, назвать беседой? Состоялась ли она? Что бы вы сделали на месте журналиста? Как бы поступили, чтобы беседа удалась? И вообще, что такое интервью, в чём его особенности и секрет успеха? Давайте послушаем опытных журналистов и редакторов… Приглашаю вас на встречу с ними. IV. Сообщение новой информации. Встреча «За круглым столом» с опытными журналистами и редакторами (Отвечают на вопросы заранее подготовленные учащиеся, выступающие в роли журналистов): 1-ый вопрос. Что такое интервью? (жанр публицистического стиля, информационный жанр; беседа или её изложение, диалог предназначенный для печати, радио или телевидения; совместное творчество журналиста (корреспондента) и человека, дающего информацию, (или группы лиц); один из живых и впечатляющих газетных жанров). 2-ой вопрос. Каковы цели интервью? (сообщение новости или её комментарии, раскрытие каких – то перспектив, рассказ о каких - либо достижениях, информация о предстоящем событии или сообщение подробностей уже состоявшегося, разъяснение (комментарий) факта, выяснение мнения по какому- ни будь вопросу или группе вопросов). 3-ий вопрос. Каким должно быть интервью? Каковы требования к интервью? Его особенности? (Должно быть оперативным, в меру кратким, содержательным. Кроме фактов, должно раскрывать внутренний мир человека, его планы, надежды, пожелания; указывать с кем и для чего ведётся). 4-ый вопрос. От кого (от имени кого) излагаются факты? (от имени лица, мнение которого интересно окружающим; от имени интервьюируемого; от 1 или 3 лица). 5-ый вопрос. Что составляет основное содержание интервью? (ответы на вопросы интервьюера). 6-ой вопрос. Есть ли у интервью вступление и заключение? Если есть, то что в них сообщается? (В начале – необходимые сведения о собеседниках, теме и задаче беседы; в конце - подведение итогов разговора, вывод). 7-ой вопрос. Какие разновидности интервью существуют? (Интервью – рассказ (монолог), интервью – беседа (диалог), интервью – зарисовка, интервью – совещание, интервью – анкета, самоинтервью, интервью – юмореска). 8-ой вопрос. От чего зависит успех интервью? (от подготовки собеседника и корреспондента). 9-ый вопрос. Что нужно сделать, чтобы интервью удалось? Вывод: Итак, сейчас мы с вами не только встретились с опытными журналистами и редакторами, но и побеседовали с ними, задали им вопросы и услышали их мнение, т.е. провели с ними интервью и нашли ответы на вопросы, прозвучавшие в начале. А теперь попробуем урок, извлечённый из рассказа Чехова и нашего интервью, применить на практике. V. Закрепление и систематизация полученных знаний. VI. Анализ текста интервью по вариантам: 1.Прочитать текст и ответить на вопросы: а) Соблюдаются ли здесь требования к интервью? б) Найдите и выделите в нём части: вступление, основную часть, заключение. в) Какую из известных разновидностей интервью оно представляет? 2.Проанализировать языковые и стилистические особенности данного текста интервью. 3. Составить «Советы начинающему журналисту» (памятки). 4. Исправить ошибки интервьюера, беседовавшего с Эдисоном. Составить свои вопросы для беседы с Эдисоном (Чеховым или c кем-то другим). VII.Выполнение вариативных творческих заданий (Упр.46-48, с.56 «Развивайте дар слова» и задания, указанные выше.). 2-Ой урок. РАБОТА НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЧИНЕНИЕМ – ИНТЕРВЬЮ. Урок – игра «Журналист». I.Вступительное слово учителя: Человек с ручкой и блокнотом, с фотоаппаратом и фонографом, с микрофоном и магнитофоном, а то и с кинокамерой… он стал для нас чем-то привычным, обыденным. Он появляется на радио и телевидении, в газетах и журналах, на улицах и в самых неожиданных, а порой и опасных местах, чтобы познакомить нас с героем или участником каких – то событий или просто интересным человеком, его мнением. Он открывает нам мир и душу человека. Мы смотрим на них его глазами. Его мнение становится нашим, особенно если оно касается незнакомого нам человека. Он может возвести на пьедестал и ниспровергнуть, может показать величие и красоту души, полёт мечты и фантазии, силу разума, ничтожность и мелочность интересов человека. Он – знаток и владыка человеческих душ. Его зовут по – разному. Он может появиться в мужском и женском облике. У него есть даже свои образы – символы, и Вы их сразу узнаёте. Посмотрите на них. Узнаёте? Кто это? (Показывает Мурзилку, Шрайбикуса, Чаяна). И всех их вместе называют… журналисты, корреспонденты... Сегодня я предлагаю вам поиграть в этих знатоков и владык человеческих душ и немного познакомиться с их работой. Вам предстоит встретиться с героем «дна», философом и незаурядным человеком – Константином Сатиным (или другим героем пьесы Горького «На дне» по выбору учащихся) – и взять у него интервью, а заодно – познакомиться с работой журналиста. Для того чтобы работа была более успешной и оперативной, давайте разделимся на микрогруппы (или на пары) и приступим к работе. II. Работа в парах (микрогруппах). Представьте себе, что редакция известного журнала «Здоровье» или «Современник» поручила вам взять интервью у Константина Сатина (у Луки, Актёра и т.д.). Подумайте, о чём бы вы стали с ним беседовать, что обсуждать. Что бы выбрали темой разговора? Как бы озаглавили интервью?.. Учащиеся определяют тему, задачи и цель интервью, придумывают заголовок, затем выполняют задания: 1 группа, с чего вы начнёте подготовку интервью? Как вы будете готовиться к интервью? Составьте план своих действий, начало интервью. Вам, уважаемые журналисты 2 группы, предстоит составить вопросы для интервью. 3 группа, вам поручено написать начало интервью с Сатиным, в котором необходи мо сообщить кое – что о нём. Что бы вы написали о Константине Сатине в начале интервью? Подумайте. 4 группа, вам необходимо написать конец интервью, включив в него описание ноч- лежки Костылёва, где происходит ваш разговор. Вам, 5 группа корреспондентов, нужно поделиться своими впечатлениями о Сатине и подумать, в какую часть интервью вы всё это включите. Вам, 6 группа, - подобрать предполагаемые ответы Сатина на вопросы журналиста. (Может быть задействован компьютер) Ш. Проверка заданий. Розыгрыш сценки «Интервью в ночлежке Костылева». Первые 5 групп разыгрывают роль журналистов, а 6-ая - роль Сатина. IV.Редактирование черновиков интервью. Работа корректоров и критиков (цензоров) в группах. V. Домашнее задание. Закончить сочинение – интервью или написать новое по своему усмотрению. Приложение 1. Интервью - жанр публицистического стиля. Интервью (англ.) - беседа (или её изложение), представляющая общественный интерес, предназначенная для печати, радио или телевидения. Интервью - это совместное творчество журналиста (группы журналистов) и человека (или группы лиц), дающего информацию. Им может быть политический, общественный деятель, учёный, руководитель, писатель, артист, спортсмен или какой – нибудь другой интересный человек. Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, берутся у прохожих или пишутся в стенгазетах с разной целью: сообщить об очередных политических, производственных или иных задачах; рассказать о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта, творческих достижениях; информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося; разъяснить( прокомментировать) тот или иной факт; выяснить мнение компетентного лица по какому - либо вопросу(группе вопросов). Интервью - один из живых и впечатляющих газетных жанров. Это информационный жанр, а, значит, оно должно быть и оперативным, и в меру кратким, и содержательным, т. е. сообщать новость, либо комментировать её, либо раскрывать внутренний мир человека, его планы, надежды, пожелания, указывать, с кем ведётся беседа, её цель. Разновидности интервью:
Даёт коллективный ответ на вопрос, информацию – мнение нескольких людей по одному вопросу или теме.
Интервью может иметь и юмористический характер. Приложение 2. Памятки. Подготовка к интервью - особенно ответственный этап. Для того чтобы интервью получилось удачным, надо: 1.Отыскать интересного человека для беседы; определить, у кого взять интервью; наметить тему. 2.Изучить предмет беседы, познакомиться с литературой, проконсультироваться со знающими людьми, уточнить характер беседы; решить, в каком виде написать интервью. 3.Подготовить вопросы (основные и дополнительные, открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие, содержащие элемент знания обсуждаемого вопроса или проблемы). 4.Подготовиться к встрече (назначить встречу и сообщить о её цели, показать свою заинтересованность собеседником и проблемой, создать комфорт, расположить к себе собеседника, помнить о двусторонности общения, понаблюдать за состоянием души собеседника, его настроением). 5. Правдиво и точно передать его мысли (прочитать свои записи, проверить всё, что можно проверить: названия, даты, имена, фамилии, цифры и т.п.). Советы начинающему журналисту. I. Перед интервью: 1.Чётко сформулируй для себя: почему ты (или редакция) заинтересовался именно этим человеком? 2. Что ты о нём знаешь? 3.О чём его нужно и можно спросить? О чём нельзя? 4.Каким временем для беседы он располагает? 5.Как лучше сформулировать вопросы? Сколько их может быть? Не многословны ли они? 6. Познакомься заранее с будущим собеседником и обсуди с ним план предстоящего разговора. Обрати внимание на начало и конец беседы. II.Во время интервью: 1.Каково настроение собеседника? Соответствует ли оно предполагаемой тональности разговора? 2.Скорректируй вопросы, исходя из данной речевой ситуации. 3.Соотнеси отведённое время и объём получаемой информации. III.После интервью: 1.Воспроизведи ход интервью и продумай, что должно быть опубликовано, а что остаться «за кадром». 2.Обрати внимание на собственную позицию: не «давишь» ли ты на собеседника или не находишься ли на первом плане?. 3. Познакомь собеседника с предполагаемым для публикации вариантом и учти его рекомендации при подготовке окончательного варианта. |
Интервью для оценки профессиональных знаний и навыков Одним из прошедших проверку практикой и заслуживших доверие инструментов является ситуативное интервью. В литературе вы также можете... | Официальная страница писателя включает полную библиографию творчества... Размещены биография и интервью, краткое содержание произведений, библиография и обложки книг. Работает форум | ||
Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения» Д/з: Упр. 238 Д/з: найти в периодической печати интервью общественного деятеля, определить степень оригинальности каждого ответа в ходе интервью,... | Интервью руководителя фтс россии А. Ю. Бельянинова т/к «Москва 24» «Россия 24» Сюжет о таможенном оформлении интернет-посылок. Фрагменты интервью руководителя фтс россии А. Ю. Бельянинова | ||
Интервью Сегодня мы взяли интервью у двух учителей, ведущих уроки... Здравствуйте, дорогие читатели. Вас приветствует газета «Интересное рядом». Здесь вы можете прочитать увлекательные статьи на разные... | Тема: "Метод глубинного интервью при изучении криминальной субкультуры молодежи " Курсовая работа на тему: тема: "Метод глубинного интервью при изучении криминальной субкультуры молодежи " | ||
Lesson 14. Урок защиты проекта «Интервью» | Интервью Ричарда Баха журналисту газеты «Московский Комсомолец» | ||
5. интервью Установите соответствие Базовыми характеристиками гуманитарной парадигмы в психологических исследованиях являются | Заседания Обсуждение и анализ собранной информации. Жанр очерка, интервью, обзора. Аннотация, дайджест | ||
Тема номера Приложение «Воспоминания о Коммуне имени Ф. Э. Дзержинского (интервью с И. Д. Токаревым, опубликованное в газете «Горьковский рабочий»... | Интервью с президентом зао «ТрансТелеКом» ... | ||
Новая газета публикует интервью с Игорем Юргенсом Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Прослушивание аудиозаписи с интервью известных политиков и религиозных деятелей о значении праздника | ||
Выпускной-2012 (Сценарий) Кл рук. Чебыкин С. Н. План 10 минут На... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Дом престарелых в селе Вязовое», «Интервью с ветераном войны и труда Карпенко В. И.» |