Еще раз об окказионализмах





Скачать 88.06 Kb.
НазваниеЕще раз об окказионализмах
Дата публикации13.07.2013
Размер88.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Еще раз об окказионализмах

Введение

В лингвистике вопросам окказиональности как особой теме стали уделять внимание недавно, очевидно, в силу аномальности, противоречивости этого явления, хотя различные авторские новообразования всегда привлекали внимание исследователей.

В настоящее время интерес к индивидуальным авторским словообразованиям (словотворчеству) вопрос по разным причинам. В современных художественных и публицистических стилях, а также в живой разговорной речи употребляемость окказионализмов постоянно увеличивается.

«Все мы родом из детства», и именно в детстве ребенок начинает творить, включается в так называемую языковую игру, в которой участвуют все: и взрослые и дети.

Как же появляются в речи слова-окказионализмы? Какое место занимают они в языке? Каковы особенности этих слов?

Над сущностью и истоками возникновения данных слов меня заставил задуматься один случай: во время игры моя трехлетняя дочка, имитируя машину, потребовала : «Мама, купи мне тормози». А через некоторое время один учение в пятом классе в сочинении «Моя любимая игрушка» написал «На День рождения мне подарили заляпонистую машину».

Основная часть

1.Сущность окказионализмов.

Окказиональность – это уникальное явление, так как окказиональные слова представляют собой интереснейшую и очень своеобразную категорию лексических единиц, находящихся в зоне наиболее интенсивного взаимодействия между языком и речью.

Термином «окказионализм» принято называть факты, не соответствующие общепринятым языковым нормам. Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются (обычно сознательно, в целях экспрессивности) законы построения соответствующих языковых единиц, нормы языка.

Принципиальной особенностью окказионализмов является тот факт, что при их образовании произошло нарушение действующих в языке законов производства тех или иных единиц. С этой точки зрения нет принципиальных отличий между окказионализмами писательскими (авторскими) и окказионализмами детскими или разговорными, так как в этих трех сферах преимущественно и создаются окказионализмы.

Традиционно окказиональное слово рассматривается в сопоставлении и противопоставлении его узуальному (каноническому). Выделяется несколько признаков, отличающих русское окказиональное слово от канонического:

1. Принадлежность к речи.

2. Творимость.

3. Словообразовательная производность.

4. Ненормативность.

5. Функциональная одноразовость.

6. Экспессивность.

7. Индивидуальная принадлежность.

2. Окказионализмы и контекст.

Невозможно найти в толковом словаре «слова-самоделки». Живут они в авторском контексте, вне которого они бывают просто непонятны. Так считал в 1957 году Н.И. Фельдман. В наше время Ольга Аксенова в своей работе «Языковая игра как лингвистический эксперимент поэта» говорит о возможности понимания окказиональных слов вне контекста.

Используя новообразования, взятые из нескольких текстов «Биомеханики» А.Левина, был проведен эксперимент по выявлению семантики слов-номинаций во 2-м классе средней общеобразовательной школы. Окказиональные слова представляли собой слова-гибриды (комарабли, паукабель); новообразования с затемненной внутренней формой (Остравадр, Услумстамск); узуальные слова с окказиональным семантическим наполнением (гербицид).

В задачи испытуемых входило дать объяснение словам, охарактеризовать их по типу «добрый/злой», «большой/маленький». Слова предъявлялись изолировано, вне контекста, т.е. вне контекста стихов А.Левина. Дети пытались найти рациональное объяснение тому или иному новообразованию. При этом явно осознавались слова-прототипы, послужившие базой для окказионализмов. В описании детьми окказиональных наименований проявляется стремление ребенка «найти в звуковом образе слова буквальное отражение каких-либо свойств предмета. Данный эксперимент ярко иллюстрирует возможность понимания окказиональных слов вне контекста.

3. Отличие окказионализмов от потенциональных слов и неологизмов.

Потенциональные и окказиональные слова представляют собой два полюса словообразования: первые являются реализацией законов образования, вторые – нарушением этих законов. Это антиподы. Окказионализмы сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания. Окказионализмы Державина, Пушкина, Маяковского, Северянина и др. писателей и поэтов прошлого дышат и сейчас новизной, а молодые слова уже не воспринимаются как неологизмы. Конечно, постоянная новизна логически немыслима. А вот необычность, аномальность являются признаком окказионального слова. Новизна исчезает, а необычность остается.

Но между этими словами нет непроходимой грани. Это доказывают случаи, когда созданные в фантастической литературе окказионализмы переходят в обычные слова и широко используются в научной литературе: «прилуниться».

4. Индивидуальная принадлежность окказионализмов.

Окказиональные явления обычно бывают индивидуальным новшеством, принадлежащим отдельным лицам, часто писателям. Поэтому окказионализмы называют авторскими.

Наверное, для поэтов и прозаиков окказиональное слово – это так называемый «подарок судьбы». Никогда и никто, кроме Пушкина, не смог бы создать такое удивительное слово, как «огончарован». Никто, кроме художника Николая Чехова, близкого друга Левитана, не смог придумать слова «левитанистый» и употребить его так метко «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», -- писал он в одном из писем. «Казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл – оно выражало собой то особое обаяние пейзажа средней России, которыое из всех тогдашних художников умел передать на полотне один Левитан», писал К.Г. Паустовский в «Книге о художниках».

5. Экспрессивность окказионализмов.

Обязательная экспрессивность окказионального слова – характерная черта, отличающая «слова-метеоры» от канонических слов. Степень экспрессивности различных окказиональных слов неодинакова. Чем меньше формальных нарушений правил языкового словообразования совершается при образовании окказионализмов, тем меньше экспрессивности, тем оно скучнее, неинтереснее, и наоборот.

Современные поэты и писатели ценят экспрессивные возможности окказионализмов и широко используют этот прием в своих произведениях:

Я так восторженно орал мальчишеские песни,

Звал стихопад.

Потом стихообвал чуть не прибил.

(В. Широков)

И пахнет солнцем, мятой, полынкой и горькотой.

Жизнь не была дотоле еще такой простой.

(Т. Кузовлева)

6. Окказиональное словообразование.

Словообразование – это один из сложных вопросов, касающихся окказионализмов.

Попытки упорядочить способы окказионального словообразования были сделаны А.Г. Лыковым, Н.А. Янко-Приницкой, Е.А. Земской и др.

И.С. Улуханов раскрыл этот вопрос в своей работе «Единицы словообразования системы русского языка и их лексической реализации» более подробно. Он выделил 27 окказиональных смешанных способов, состоящих из узуальных и окказиональных чистых способов. Неузуальные способы словообразования рассматриваются не только как увеличивающие количество словообразовательных средств, но и расширяющие, практически бесконечно, границы словообразовательной системы в целом.

Итак, индивидуально-авторские изобретения появляются потому, что русское словообразование предоставляет потенциальные возможности создания новых слов по уже имеющимся моделям.

Поэтому мы, впервые услышав окказиональное слово, понимаем его смысл и способны оценить художественную находку автора. Таким образом, в этих новообразованиях сочетаются общие закономерности русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством.

Владимир Маяковский создавал яркие определения, используя разные способы словообразования: «молоткастый, разбольшущий, тысячемилионнокрыший». Очень выразительны созданные Маяковским глоголы и имена существительные: « расколоколивать, извываться, испозолотить, громоверзила».

Всем известно одно из ранних стихотворений С. Есенина, которое состоит всего из одного четверостишия. В нем трогательный есенинский окказионализм «клененочек» построен по типу сов «ягненочек», «ребеночек».

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Интересно стихотворение В. Хлебникова, в котором десять новообразований построено уже по имеющимся моделям.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

Что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно,

О, засмейтесь надсмеяльно, смех надсмейных смехачей!

И, иссмейтесь рассмеяльно, смех надсмейных смехачей!

7. Немного истории.

Невозможно с точностью сказать, когда появился первый окказионализм и кто его автор.

Окказиональные слова встречаются нам в малых формах фольклора, чаще всего в скороговорках и загадках.

Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и перевыколпаковать.

Стоит копна с подкрикопченочком.

Из-под куста шипуля, за ногу тяпуля (змея).

До 19 века окказионализмы робко претендовали на право жизни в языке. В 19 веке встречаемость в речевом потоке окказионализмов все еще оставалась значительно меньшей по сравнению с частотностью канонических слов. Поэтому на фоне привычных слов они воспринимались как «экзотические». Например, из письма А.П. Чехова: «К тому же в последнее время я так оравнодушел ко всему, что мне положительно все равно, куда ехать, в Харьков, а Париж ли, или в Берлин.

В 20 веке частотность употребления окказиональных слов в речи намного увеличилась по сравнению с прошлым веком. Именно литература 20 века создала благоприятные предпосылки для новообразований. Окказионализмы стали своеобразным «передним краем» языкового развития, языковых новшеств, особенно в области лексики и словообразования.

Особенно яркий всплеск «слов-метеоров» пал на 20-30 годы 20 века, когда поэты и прозаики искали новое в языке, искали новые способы самовыражения. Новатором в области окказионализмов стал Владимир Маяковский. Ученые-лингвисты подсчитали: в произедениях роэта содержится 2840 новообразований. Один из ярких примеров использования в одном произведении большого количества «авторских слов» является известное стихотворение «Евпатория» (1928).

Часто встречаются окказионализмы и у поэтов-символистов:

Опятьбирюзишь напевно

В безгневно зареющием сне;

Приди же, моя королевна! –

Моя королевна, ко мне.

(А. Белый)

Особое пристрастие к словотворчеству испытывают писатели-фантасты. Да это и понятно: перед автором встает задача дать имя предмету, явлению, которого нет еще в действительности, порождение которого прогнозируется.

Так появляются слова, обозначающие летательные аппараты (автодактиль, инолет, ракетоид, элмобиль), новые науки (абисология), новые профессии (агронавты) и т.д.

Очень много окказиональных слов, связанных с с озданием персонажей фантастического мира в поэзии А. Левина. В 36 текстах сборника «Биомеханика» насчитывается свыше 100 наименований выдуманных автором насекомых и зверей (локомот, муравоин, поюны и др.).

Специфика современной эпохи в жизни русского общества – разрушение стереотипов мышления – не могли не отразиться на языке. Во всех сферах современного языка велика активность неузуального словообразования.

Ярким примером того, что окказиональные образования уже являются характерной чертой художественной речи, является сказка знаменитой писательницы Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые».

Заключение

Окказионализмы и время.

Появление новых слов осуществлялось в языке во все эпохи его исторической жизни. И многие слова уже прошли путь от неологизма к аохаизму. Образно говоря, жизнь неологизма – это определенный отрезок на «линии глубины исторического среза» всей жизни слова в языке. Историческая же жизнь окказионализма носит как бы точечный характер. Окказиональные слова принципиально непричастны к временному плану. Например, авторские окказионализмы Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя и др. , дойдя до наших дней в текстах своих произведений, ни в чем не изменились, и не постарели. История литературы показала – время не властно над окказионализмами.

Интересен взгляд на словотворчество русского поэта начала 20 века Велимира Хлебникова: «Словотворчество есть взрыв языкового молчания глухонемых пластов языка. Словотворчество – враг книжного окаменения языка и, опираясь на то, что в деревне около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право бессмертия, переносят это право в жизнь писем. Словотворчество не нарушает законов языка. Свободные сочетания, игра голоса вне слов названы заумным языком. Заумный язык – значит находящийся за пределами разума. Сравним: Заречье – за рекой, Задонщина – за Доном. То, что в заклинаниях, заговорах заумный язык господствует и вытесняет разумный, доказывает, что у него особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумным».

Нельзя не согласиться с поэтом, окказионализмы как уникальное, аномальное явление имеют особые права на жизнь. Активность словообразования нашего времени отмечалась многими исследователями. Можно ли сказать, что обилие окказионализмов засоряет наш язык и это свидетельство порчи и даже гибели языка? Так говорить нет оснований. Русский язык в наши дни живет такой же интенсивной жизнью, как и русское общество.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Еще раз об окказионализмах iconВнимание! Если видеоуроки, о которых идет речь ниже, не запускаются,...
Внимание! Если видеоуроки, о которых идет речь ниже, не запускаются, пробуйте позже еще раз!
Еще раз об окказионализмах iconКнига "Голос любящей Совести" это разговор человека с Богом, диалог...
Бесед с Богом" Нила Доналда Уолша". Но такое может сказать только человек, не читавший эту книгу. Суть как раз в том, что Бог неподражаем,...
Еще раз об окказионализмах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Человеческое в человеке И, конечно, Joker, который переворачивает любое мировоззрение вверх ногами, а потом играет им, освистывает,...
Еще раз об окказионализмах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стихи Пушкина завораживают, заставляют еще и еще раз обращаться к ним. Известные писатели, поэты, художники обращались к жизни и...
Еще раз об окказионализмах iconПроект «Еще раз о пользе молока»
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Еще раз об окказионализмах iconУрок «Рисуем Кроша»
Затем щелкнув еще раз по выделенном эллипсу (маркеры вокруг эллипса превратятся в стрелочки) повернем его
Еще раз об окказионализмах iconИстоки взаимоотношения полов или еще раз про любовь
Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за участие в подготовке книги
Еще раз об окказионализмах iconВспомни, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Захотел ли ты еще раз ознакомиться с нею дома по материалам учебника или другим источникам?
Еще раз об окказионализмах iconДоклад (10 минут)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте еще раз представиться – Щербакова Светлана Алексеевна, учитель музыки Малодубенской средней...
Еще раз об окказионализмах iconЕще раз об отношении СССР к плану Маршалла
Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене
Еще раз об окказионализмах iconЧасти речи в русском языке (3 класс)
Еще раз поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо
Еще раз об окказионализмах iconЕще раз о критериях подготовленности спортсменов – ориентировщиков в беге
Внесены всесоюзным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гидротехники имени Б. Е. Веденеева
Еще раз об окказионализмах iconЗакроем глаза и тихо повторяем
Совсем недавно все встречали Новый год и украшали ёлки. Сегодня мы её украсим ещё раз, но своим настроением на начало урока
Еще раз об окказионализмах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы продолжаем знакомиться с устным народным творчеством. На уроке сегодня еще раз поговорим о сказках
Еще раз об окказионализмах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроке мы сегодня не просто ещё раз обратимся к сказке Всеволода Гаршина, но и определим её поучительный смысл
Еще раз об окказионализмах iconТуристическая компания туристическая компания
И снова он – скандальный женский тур! На этот раз мы постарались сделать его еще более интересным!


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск