Скачать 49.38 Kb.
|
Урок литературы в 5-ом «Б» классе Слайд 1: ТЕМА: Всеволод Михайлович Гаршин. Героическое и обыденное в сказке «Attalea princeps» Слайд 2,(лягушка-путешественница) Слайд 3 (Творческий путь писателя) Слайд 4 (Цели) ЦЕЛИ: Образовательные: - познакомить со сказкой, с её идейно-смысловым и художественным содержанием; Развивающие: - развивать понятие о литературной сказке; - развивать умение интерпретировать (т.е. раскрывать, истолковывать) художественное произведение; - развивать устную речь учащихся; -развивать образное и логическое мышление учащихся; - развивать творческие способности учащихся; Воспитательные: - воспитание норм морали (нравственные нормы поведения) через понимание смысла художественного произведения. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, презентация. Слайд 5 (Словарная работа) СЛОВАРНАЯ РАБОТ А: Героический –отличающийся отвагой, решительностью. Обыденный- обыкновенный, заурядный. Слайд 6 (Термины) Антитеза Ирония Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока: На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну литературную сказку. - Ребята, почему я подчеркнула «литературную»? -В чём их отличие от народных? -Какой конец обычно бывает у сказок? (счастливый) -А какой конец у прочитанной вами дома сказки? (трагический) Слайд 7 (Что такое литературная сказка) На уроке мы сегодня не просто ещё раз обратимся к сказке Всеволода Гаршина, но и определим её поучительный смысл. Ребята, вам сейчас по 11-12 лет. А есть среди вас те, кто в семь лет прочитал роман Виктора Гюго «Собор парижской богоматери» или «Айвенго» Вальтера Скотта? А Всеволод Гаршин в семилетнем возрасте прочитал не только произведения Вальтера Скотта, Гюго, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, но и с нетерпением ждал выхода очередного номера журнала «Современник» и читал его от корки и до корки. Такой он был книгочей и книголюб. - А чем ещё в детские и юношеские годы увлекался юный Сева Гаршин? -Откройте учебник на странице 153 и найдите строчки, говорящие о его увлечениях. 3.Беседа по тексту. Да, наверное, именно любовь к природе и стремление к независимости, свободолюбие отразились во многих произведениях Гаршина, и прежде всего в сказке «Аталлеа принцепс». - Где происходит действие сказки? ( в оранжерее- в застеклённом помещении для выращивания и содержания теплолюбивых растений) - Какая она? Найдите описание оранжереи в тексте (стр. 154 ) Да, мы узнали, что оранжерея – краса и гордость большого города. - Как чувствуют себя обитатели оранжереи ( Растения: саговая пальма, пузатый кактус, древовидный папоротник, цикада, корица ). Они заключённые. Им тесно, душно: не хватает влаги и пищи (стр.154). И растения мучительно переживали своё заключение. Слайд 8 (Оранжерея) ВЫВОД: Значит, прекрасная оранжерея, гордость большого города –это темница (тюрьма ) для его обитателей. Вот оно, обыденное. И Гаршин мастерски даёт понять, что растения находятся в заключении. - А что собой представляет директор оранжереи? (Это «отличный директор, ботаник, который большую часть своего времени проводил в занятиях с микроскопом в особой стеклянной будочке.) Как вы думаете, суффикс –к- в слове «будочка» ласкательный или уменьшительный? Уменьшительный суффикс помогает увидеть человека, скрючившегося над микроскопом, накрытого стеклянным футляром. Этот человек в «будочке» точно в тюрьме, точно сам заключённый. В этом образе тоже содержится ирония. Слайд 6 (Термины) - Чем от него отличается путешественник из Бразилии? (Директор сидит в будочке и рассматривает препараты, второй ездит по свету и видит мир. Первый видит и слышит только то, что хочет видеть и слышать,поэтому отказывается узнать родное имя пальмы. Второй не отвергает мнение других людей, поэтому он говорит, что он вполне верит в то, что ботаники называют её АТТАЛЕА ПРИНЦЕПС, но у неё есть и родное, настоящее имя.) - Кто из людей –директор или путешественник- бразильянец - ближе по духу пальме? Слайд 9 (Контрастные линии в произведении) ВЫВОД: Два персонажа- два характера. Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой. А бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу. Для этого использован приём АНТИТЕЗА. Слайд 6 (Термины) _ Почему среди множества растений пальма чувствовала себя одинокой? (стр.156) - О чём мечтают растения? (Да, им не нужна была свобода, их поливали, они находились в тепле, и этого им было достаточно) - Почему растения не поддержали пальму в её стремлении к свободе? Почему они были настроены к пальме враждебно, желали ей зла? (Да потому, что они испытывали страх за свою жизнь, боязнь изменений) Автор снова использует приём антитезы, чтобы показать , насколько сильно отличаются мечты и желания пальмы и остальных растений) Слайд 10 (характеры растений) - Почему же травка, в отличие от других растений, понимала пальму? Найдите ответ в тексте (стр.157-158 «она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу») - Какое чувство вызывает в вас эта рыхлая, ползучая, бледненькая, с вялыми толстенькими листьями травка? (Да, мы жалеем её, сочувствуем ей и в то же время восхищаемся её способностью сострадать пальме, понимать её чувства, готовностью поддержать её) Физкультминута: встанем свободно, выполним упражнение «Росточек». Представим, что мы росточек, что мы растём, что мы выросли, красивые, сильные, любознательные. Всё нам интересно, всё мы хотим узнать, поэтому смотрим по сторонам - Добилась ли своей цели пальма? Удалось ли ей вырваться на свободу? И какую цену ей пришлось заплатить за свободу? (стр.159-160) Слайд 11 (я и одна найду…) - Пальма достигла своей цели: она вырвалась на свободу и увидела небо. Почему же пальма испытала разочарование? (стр.160) (То, что ожидала увидеть пальма, резко отличалось от того, что она увидела в реальности. Мы снова столкнулись с противоречием мечты и реальности, противопоставлением идеала и обретённой реальности) Слайд 9 (контрастные линии в произведении) 4.Работа с материалом рубрики учебника «Поразмышляем над прочитанным»(стр.163) ВЫВОД: (Итак, мы познакомились с героической сказкой, призывающей к свободе, к борьбе за свободу. -Почему же свобода так и не досталась растениям? -Как вы думаете, смогли бы они выжить, если бы её получили? ВЫВОД: оказывается, не все смогут справиться со свободой и не всякому она нужна. В этом философский смысл сказки. Слайд 14 5.Подведение итога урока. Выставление оценок. 6.Домашнее задание: подготовить краткий пересказ сказки от лица «маленькой вялой травки» |