Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 49.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.04.2014
Размер49.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 5-ом «Б» классе
Слайд 1:

ТЕМА: Всеволод Михайлович Гаршин.

Героическое и обыденное в сказке «Attalea princeps»

Слайд 2,(лягушка-путешественница)

Слайд 3 (Творческий путь писателя)
Слайд 4 (Цели)

ЦЕЛИ:

Образовательные:

- познакомить со сказкой, с её идейно-смысловым и художественным содержанием;

Развивающие:

- развивать понятие о литературной сказке;

- развивать умение интерпретировать (т.е. раскрывать, истолковывать) художественное произведение;

- развивать устную речь учащихся;

-развивать образное и логическое мышление учащихся;

- развивать творческие способности учащихся;

Воспитательные:

- воспитание норм морали (нравственные нормы поведения) через понимание смысла художественного произведения.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, презентация.
Слайд 5 (Словарная работа)

СЛОВАРНАЯ РАБОТ А:

Героический –отличающийся отвагой, решительностью.

Обыденный- обыкновенный, заурядный.
Слайд 6 (Термины)

Антитеза

Ирония
Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока:

На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну литературную сказку.

- Ребята, почему я подчеркнула «литературную»?

-В чём их отличие от народных?

-Какой конец обычно бывает у сказок? (счастливый)

-А какой конец у прочитанной вами дома сказки? (трагический)
Слайд 7 (Что такое литературная сказка)
На уроке мы сегодня не просто ещё раз обратимся к сказке Всеволода Гаршина, но и определим её поучительный смысл.

Ребята, вам сейчас по 11-12 лет. А есть среди вас те, кто в семь лет прочитал роман Виктора Гюго «Собор парижской богоматери» или «Айвенго» Вальтера Скотта? А Всеволод Гаршин в семилетнем возрасте прочитал не только произведения Вальтера Скотта, Гюго, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, но и с нетерпением ждал выхода очередного номера журнала «Современник» и читал его от корки и до корки. Такой он был книгочей и книголюб.

- А чем ещё в детские и юношеские годы увлекался юный Сева Гаршин?

-Откройте учебник на странице 153 и найдите строчки, говорящие о его увлечениях.

3.Беседа по тексту.

Да, наверное, именно любовь к природе и стремление к независимости, свободолюбие отразились во многих произведениях Гаршина, и прежде всего в сказке «Аталлеа принцепс».

- Где происходит действие сказки? ( в оранжерее- в застеклённом помещении для выращивания и содержания теплолюбивых растений)

- Какая она? Найдите описание оранжереи в тексте (стр. 154 )

Да, мы узнали, что оранжерея – краса и гордость большого города.

- Как чувствуют себя обитатели оранжереи ( Растения: саговая пальма, пузатый кактус, древовидный папоротник, цикада, корица ). Они заключённые. Им тесно, душно: не хватает влаги и пищи (стр.154). И растения мучительно переживали своё заключение.
Слайд 8 (Оранжерея)

ВЫВОД: Значит, прекрасная оранжерея, гордость большого города –это темница (тюрьма ) для его обитателей. Вот оно, обыденное. И Гаршин мастерски даёт понять, что растения находятся в заключении.

- А что собой представляет директор оранжереи? (Это «отличный директор, ботаник, который большую часть своего времени проводил в занятиях с микроскопом в особой стеклянной будочке.) Как вы думаете, суффикс –к- в слове «будочка» ласкательный или уменьшительный? Уменьшительный суффикс помогает увидеть человека, скрючившегося над микроскопом, накрытого стеклянным футляром. Этот человек в «будочке» точно в тюрьме, точно сам заключённый. В этом образе тоже содержится ирония.
Слайд 6 (Термины)
- Чем от него отличается путешественник из Бразилии?

(Директор сидит в будочке и рассматривает препараты, второй ездит по свету и видит мир. Первый видит и слышит только то, что хочет видеть и слышать,поэтому отказывается узнать родное имя пальмы. Второй не отвергает мнение других людей, поэтому он говорит, что он вполне верит в то, что ботаники называют её АТТАЛЕА ПРИНЦЕПС, но у неё есть и родное, настоящее имя.)

- Кто из людей –директор или путешественник- бразильянец

- ближе по духу пальме?
Слайд 9 (Контрастные линии в произведении)
ВЫВОД: Два персонажа- два характера. Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой. А бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу. Для этого использован приём АНТИТЕЗА.
Слайд 6 (Термины)

_ Почему среди множества растений пальма чувствовала себя одинокой? (стр.156)

- О чём мечтают растения?

(Да, им не нужна была свобода, их поливали, они находились в тепле, и этого им было достаточно)

- Почему растения не поддержали пальму в её стремлении к свободе? Почему они были настроены к пальме враждебно, желали ей зла?

(Да потому, что они испытывали страх за свою жизнь, боязнь изменений)

Автор снова использует приём антитезы, чтобы показать , насколько сильно отличаются мечты и желания пальмы и остальных растений)
Слайд 10 (характеры растений)
- Почему же травка, в отличие от других растений, понимала пальму? Найдите ответ в тексте (стр.157-158 «она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу»)

- Какое чувство вызывает в вас эта рыхлая, ползучая, бледненькая, с вялыми толстенькими листьями травка?

(Да, мы жалеем её, сочувствуем ей и в то же время восхищаемся её способностью сострадать пальме, понимать её чувства, готовностью поддержать её)
Физкультминута: встанем свободно, выполним упражнение «Росточек». Представим, что мы росточек, что мы растём, что мы выросли, красивые, сильные, любознательные. Всё нам интересно, всё мы хотим узнать, поэтому смотрим по сторонам
- Добилась ли своей цели пальма? Удалось ли ей вырваться на свободу? И какую цену ей пришлось заплатить за свободу? (стр.159-160)
Слайд 11 (я и одна найду…)
- Пальма достигла своей цели: она вырвалась на свободу и увидела небо. Почему же пальма испытала разочарование? (стр.160) (То, что ожидала увидеть пальма, резко отличалось от того, что она увидела в реальности. Мы снова столкнулись с противоречием мечты и реальности, противопоставлением идеала и обретённой реальности)
Слайд 9 (контрастные линии в произведении)
4.Работа с материалом рубрики учебника «Поразмышляем над прочитанным»(стр.163)
ВЫВОД: (Итак, мы познакомились с героической сказкой, призывающей к свободе, к борьбе за свободу.

-Почему же свобода так и не досталась растениям?

-Как вы думаете, смогли бы они выжить, если бы её получили?
ВЫВОД: оказывается, не все смогут справиться со свободой и не всякому она нужна. В этом философский смысл сказки.
Слайд 14

5.Подведение итога урока. Выставление оценок.

6.Домашнее задание: подготовить краткий пересказ сказки от лица «маленькой вялой травки»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск