Пояснительная записка Статус документа





Скачать 224.06 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
Дата публикации29.09.2014
Размер224.06 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа

Примерная Рабочая программа составлена на основе п.6 ст. 28 Закона РФ «Об образовании», Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобрзованием РФ №1312 от 03.03.2004, Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089, Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 3-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2009, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; основное содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; формы и средства контроля, критерии оценок; учебно-методический комплект (УМК); дополнительные обобщающие материалы, перечень учебного оборудования и наглядных пособий.
Обоснованность актуальности курса «Литература»

9 класс - это этап литературного образования, который можно считать переходным, так как именно в этот период формируется представление об основах историко-литературного процесса. 9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.

Не случайно при множествах проблем, общих для преподавания в средней школе, возникает одна особо важная: как привить любовь к чтению, как помочь осознать значимость литературы в обществе? Ведь, как справедливо отметил В.Г. Белинский, «кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает». Учащиеся испытывают затруднения в определении тематики произведения, комплекса проблем, рассматриваемых в нем, системы авторских оценок и представлений об идеале, роли языковых средств выразительности, что в итоге приводит к неполному восприятию художественного текста. Ученики затрудняются в выявлении «сквозных тем», конструктивных проблем русской литературы, не научены рассматривать их в контексте мировой культуры. Обучение их этому позволит сформировать представления о непрерывности литературного процесса, способствует осознанию нравственных ценностей; таких, как справедливость, честь, совесть, доброта, любовь, дружба, патриотизм в качестве главных приоритетов культурного человека.
Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели и задачи программы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  • формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 9 класса. Примерная программа рассчитана на 3 часа в неделю, т.е. 102 часов в год. Контрольные работы (сочинения) – 7 часов (6 классных сочинений, 1 сочинение – домашнее), тестирование – 1 час.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой:

В БУП на изучение русской литературы отведено 3 часа, в авторской программе (Г.И. Беленький и др.) – 3 часа, в учебном плане образовательного учреждения – 3 часа, соответственно, рабочая программа разработана на 3 часа. Количество часов на изучение тем в рабочей программе совпадает с авторской. Введен этнокультурный (региональный) компонент – 5 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по курсу «Литература»

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Изучение литературы в 9 классе строится на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Обучающиеся постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. Школьники определяют место художественной литературы в общественной жизни и культуре России, национальную самобытность русской литературы, эпохи её развития.
Раздел II. Содержание тем учебного курса

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. 1 ч

I. Литература Древней Руси – 4+1 часа

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? Хакасские легенды (кип-чоох) и древнерусские летописи.

II. Литература XVIII века – 14 часов

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. Значение литературной деятельности М. В. Ломоносова. Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века (А. Н. Радищев).

Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед

«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

Г. Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед

«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н. М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

III. Литература первой половины XIX века – 35+4Р/Р часа

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX в. А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения

Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» (1825 г.), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг...».

Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографизм, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

Роман «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Теория литературы: понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

Лирика: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Изображение крестьянской избы и хакасского жилища в творчестве писателей.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..» и «В альбом» (из Д. Г. Байрона), и другие стихотворения.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска».

IV. Литература второй половины XIX века – 22 ч.

А.Н. Островский. Пьеса «Свои люди – сочтемся!»

Н. А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века. Для чтения и изучения

«Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед

«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Теория литературы: понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения

«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Л. Н. Толстой как исследователь путей нравственною совершенствования человека.

«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей.

Теория литературы: особенности повествования от первого лица.

Ф. М. Достоевский как писатель-психолог.

Для чтения и бесед

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения «Бедные люди».

Литература XX века – 14 час+1 ч Р/Р

Литература великих и трагических лет

А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

Лирика: «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство вечной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всём мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной ними поэта с лучшими традициями русской культуры.

Сопоставительный анализ стихотворений о родине русских и хакасских поэтов.

Для самостоятельного чтения

«Лениво и тяжко плывут облака...», «Мы встречались с тобой на закате...» и др. стихотворения.

В. В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для самостоятельного чтения

«Гимн обеду», «Красавицы», «Я счастлив!», «Подлиза» и другие стихотворения.

С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

Лирика: «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихотворения.

Лирика В. Майнашева и С. Есенина в сопоставительном аспекте.

М. А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и шариковшина. Истоки шариковщины. Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М. А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.

Творческий перевод произведения «Судьба человека» на хакасский язык: оригинал и переведенный текст.

А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).

VI История зарубежной литературы (8 ч)

А.Данте «Божественная комедия»

В. Шекспир «Гамлет».

И. Шиллер «Вильгельм Телль».

И.Гете «Фауст».

Дж.Г. Байрон «Шильонский узник».

VII. Итоговый урок – 1 час

Рекомендация литературы для чтения на лето.

Раздел III. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по литературе

В результате изучения литературы обучающийся должен

знать/понимать:

    • образную природу словесного искусства;

    • содержание изученных литературных произведений;

    • основные факты жизни и творческого пути писателей – классиков XIX - XX веков, этапы их творческой эволюции ( А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя);

    • основные теоретико-литературные понятия;

    • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

уметь

    • воспринимать и анализировать художественный текст;

    • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

    • определять род и жанр литературного произведения;

    • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

    • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

    • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

    • выявлять авторскую позицию;

    • выражать свое отношение к прочитанному;

    • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

    • владеть различными видами пересказа;

    • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

    • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Раздел IV. Формы контроля уровня достижений учащихся. Критерии оценок

Классное сочинение – 6

Домашнее сочинение – 1

Тест - 1
Преобладающие виды работы:

Устно:

  • правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа; устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);

  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

  • отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию.

  • подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

  • использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

  • письменные ответы на вопросы; развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы.

  • создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

  • создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

  • классные и домашние сочинения разных жанров.


Раздел V. Учебно-методический комплект


  • «Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях»/ под редакцией Г.И. Беленького - М.: «Мнемозина», 2012г.,

  • «Методические советы к учебнику-практикуму для 9 класса: Литература. Русская классика (избранные страницы)/ под редакцией Г.И. Беленького.- М: Мнемозина, 2013 г

  • Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 3-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2012.

  • Журнал «Литература в школе».

Раздел VI. Дополнительные обобщающие материалы

Список литературы для учителя

  • Егорова Н.В.«Универсальные поурочные разработки по литературе», 9 класс. - М., 2009.

  • Ладыгин М.Б. Основы теории литературы. Справочные материалы для подготовки к урокам, устному экзамену и ЕГЭ. 10-11 классы. – М., 2011, 286 с.

  • Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях»/ под редакцией Г.И.Беленького - М.: «Мнемозина», 2013г.

  • Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / авт Е.Н. Попова и др. – Волгоград, 2009, 298 с.

  • «Методические советы к учебнику-практикуму для 9 класса: Литература. Русская классика (избранные страницы)/ под редакцией Г.И. Беленького.- М: Мнемозина, 2013 г

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 3-е изд., перереб. –М.: Мнемозина, 2012. – 110с.,

  • Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М., 2011, 160с.

Литература, рекомендованная для учащихся

(работа учителя - словесника совместно с заведующей библиотекой - тексты художественных произведений, включённых в обязательную программу):

  • Русские писатели ХХв. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / авт. В.В. Агеносов и др. – М., 2000, 432с.

  • Справочник школьника нового типа. 5-11 класс. Универсальное учебное пособие. Т.1 – СПб, 2003, 672 с.

  • Энциклопедия литературных героев. – М., 1997, 496с.

  • Я познаю мир: Словарь крылатых имен: энциклопедия. – Тула, 2004, 381 с.



СD-диски:

Большая энциклопедия России. Искусство России.

Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11 класс.

Уроки литературы 6-10 классы. Мультимедийное приложение к урокам.

Большая хрестоматия. Русская литература 19 в.
Интернет – ресурсы

www.gramma.ru – Проект в помощь изучениию русского языка и литературы (авторы:преподаватель гимназии № 405 Санкт-Петербурга, преподаватель СПбГУ и др.)

www.proshkolu.ru/club/lit Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#Инфотека методических материалов по литературе

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=comСеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10 – Ресурсы по литературе

http://lit.1september.ru – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

http://festival.1september.ru/subjects/9/ – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы

www.a4format.ru – Виртуальная библиотека«Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций,уроков и ЕГЭ)

www.uroki.net/docrus.htm – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort – Литература

www.rsr-olymp.ru – «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. (http://test.rsr-olymp.ru/olympiads)

www.mk.ru/msu/?p=pavila3 –Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»

http://olympiads.mccme.ru/turlom –Турнир имени М. В. Ломоносова
Раздел VII. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

- компьютерный класс (7 компьютеров, 1 ноутбук)

- интерактивная доска;

- мультимедиапроектор;

- музыкальная аппаратура (музыкальный центр, магнитофон, караоке)

- портреты писателей и поэтов;

- художественные картины;

- таблицы по теории литературы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск