Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен»





Скачать 61.07 Kb.
НазваниеКонспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен»
Дата публикации03.10.2014
Размер61.07 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока по русской литературе по рассказу В.М.Шукшина «Экзамен»

Цели: 1)познакомить учащихся с рассказом Шукшина «Экзамен», раскрыть характеры;

2)научить ребят правильно понимать значение словосочетания «интеллигентный

человек»;

3) воспитать в каждом ученике чувство взаимопонимания, уважения друг к другу.


Материалы к уроку: рассказ «Экзамен», Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова, словарь литературоведческих терминов, доска, компьютер, проектор.

План урока:

  1. Вступление.

  2. О значении слова ЭКЗАМЕН.

  3. Проверка чтения рассказа.

  4. Инсценировка рассказа «Экзамен».

  5. Анализ произведения.

  6. Выводы.

  7. Домашнее задание.



Ход урока.

«Мы ломаем голову, какой он такой интеллигентный

человек. А образ его давно создал сам народ. Только

он называет его - хороший человек. Умный человек.

Уважительный…»

В.М.Шукшин.

«Интеллигентный человек – это ответственное слово.

Это так глубоко и серьёзно, что стоило бы почаще \ думать об ответственности за это слово.»

В.М. Шукшин.
1. -В наше время мы много говорим и слышим об экзамене (ЕГЭ, ЕМЭ). Ребята, а что такое экзамен?

2. –Давайте посмотрим определение экзамена по словарю.

Слайд

Экзамен- 1) проверочное испытание по какому-нибудь

учебному предмету;

2) проверка знаний для получения какого-нибудь

звания, специальности, должности;

3) проверка, испытание.

(Толковый словарь русского языка)

-Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Шукшина «Экзамен».

- Все прочитали этот рассказ?

- Вам понравился?
3. -Прекрасно! Если вы прочитали и вам понравился, то сейчас мы проверим, насколько хорошо вы его прочитали. Вам даётся маленький отрывок из этого рассказа, где пропущены некоторые слова. Вы должны восстановить отрывок, вставляя вместо пропусков нужные слова (работа может выполняться и устно).
Слайд

Правильный вариант по слайду.

4. - Молодцы! Видно, что вы прочитали. А теперь перед вами инсценировка рассказа «Экзамен». Ребята, будьте внимательны, так как после мы будем анализировать произведение.

Слайд

Инсценировка.

5. –Вам понравилась инсценировка? Теперь начнём анализ произведения.

-Скажите, пожалуйста, с чего начинается рассказ?

(Рассказ начинается с диалога)
- Какой предстаёт перед нами студент?

Студент немного растерян, не решается войти в аудиторию. Он полагает, что выполнение срочного заказа оправдывает его опоздание. Речь его сбивчива, предложения не завершены.

- Какой билет он берёт?

Почему этот билет оказался «неудачным»?

Произведение он не читал, а лишь «просмотрел». Николай понимает, что его рассказ о произведении неинтересен. Ему не по себе. Стыдно даже выслушивать справедливые укоры профессора.

- На какой вопрос студенту ещё обиднее отвечать?

«Вы сами пошли учиться? В люди хотели выйти?»

-Как отвечает студент на этот вопрос?

(Не надо так…)

- Какое значение имеет эта реплика студента?

Реплика студента многозначительна. Не надо так поспешно и необоснованно судить о человеке. Но если он спокойно реагирует на бестактность профессора, то прозвучавшая издёвка в реплике педагога больно его задела.

- После чего отношение профессора к студенту меняется?

После реплик студента: «Ставьте мне, что положено и не мучайтесь». Профессор вынужден был изменить тон разговора, но ненадолго.

-Что мы узнаем о студенте, когда профессор спрашивает о плене Игоря?

Студент был в плену у немцев.

-Почему Николай на вопросы о плене отвечает кратко?


Это личное… Проф. Григорьев проявляет душевную глухоту, задаёт множество

вопросов о плене, о побеге, не думая о том, что у студента, может быть, нет желания и настроения незнакомому человеку об этом поведать.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чём Григорьев неожиданно проговорился?
- Как рассказчик относится к Николаю?

Рассказчик относится к Николаю с симпатией. «Студент – рослый парняга, с простым хорошим лицом», «глаза у парня правдивые и неглупые». Нравится студент и Григорьеву.
-Как заканчивается рассказ?

- Почему Николай не сразу посмотрел в зачётку?

Здесь проявляется его порядочность, требовательность к себе. Он понимает, что ему будет тяжелее, если Григорьев поставил «хорошо» или «отлично». А неудовлетворительная оценка была справедливой. И пожелание-запись в подаренной книге: «Учись, солдат. Это тоже нелёгкое дело» не произвело на него впечатления: он сам это хорошо понимал.
-Николай как характер духовно близок к автору, который ценил в людях чувство достоинства, честность и воспитанность.

-Теперь попробуем дать характеристику обоим персонажам. Подведём итоги.
Григорьев – характер своенравный, его поведение порой непредсказуемо. Он фанатически любит «Слово…» и простить не может студенту, который умудрился не прочесть величайшее национальное произведение.

Григорьев – умный педагог, редкий историк и литературовед. Увлечённость Григорьева «Словом…» так велика, что он не замечает, как порою невежлив и даже груб по отношению к студенту.

Многозначительно небольшое авторское отступление: Перед его глазами за длинную жизнь прошла не одна тысяча таких вот парней; он привык думать о них коротко - студент… Они мало интересовали профессора. Важны лишь их знания. А ведь человек –

это не только знания. Он ни разу не спросил: «Почему Николай опоздал, что за срочное дело было?»

Авторские отступления о Григорьеве критичны: «Профессор ходил около доски, фыркал и качал головой».
-Думаю, что нам пора обратить внимание на эпиграф урока.

( работа над эпиграфом) Слайд

-Значит, каким должен быть интеллигентный человек?

Не только умным, но и человечным, понимающим, уважающим других.

-Отсюда, сам профессор Григорьев сдал экзамен на интеллигентность?

(Не сдал).

- Хорошо, теперь оценим поведение Николая.

Он вёл себя достойно, с уважением к экзаменатору. Единственное, что он позволил себе,

это резко высказать своё отношение к бестактности педагога: «Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь».

- В.М. Шукшин в своих рассказах речи героев в произведении придавал первостепенное значение. Вот, что он говорил об этом.

Слайд
« Прямая речь позволяет мне крепко

поубавить описательную часть; какой

человек? Как он думает? Чего хочет?

В конце концов, мы ведь так и составляем

понятие о человеке – послушав его. Тут он

не соврёт - не сумеет, даже если захочет».

В. М. Шукшин.

- Ведь на самом деле, выслушав человека, мы можем сказать, какой он человек, что из себя представляет, не так ли?

-А как говорят наши герои из рассказа? Какова их речь?
Речь Николая немногословна. Она во многом обусловлена ситуацией. Студент несколько скован обстановкой, неподготовленностью к экзамену.
В речи Григорьева ощутима его профессия лектора и педагога.

«…Страна наша много воюет. Трудно воюет…»

Выразительность монологам Григорьева придаёт и анафора: «Я это не из книжек вычитал», «Я это чувствую и верю этому»; «Меня меньше всего интересует ваш заказ»,

«Меня интересует человек, который не ….»
- Что такое анафора? Давайте запишем определение этого термина.

Слайд.

Анафора- единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких

стихов, строф, фраз.
-Кроме анафоры, что ещё присуще речи педагога?

Долгие годы общения со студенческой аудиторией «обогатили» его язык лексикой и фразеологией молодёжи: «черти полосатые», «колоссально» и др.
6. - В.М.Шукшин различал три типа рассказов: «рассказ-судьба

рассказ-характер

рассказ- исповедь».

Слайд

- К какой классификации соответствует рассказ «Экзамен»?

(рассказ- характер)

-Мы завершаем анализ рассказа. И под конец хотелось бы услышать, какую ценность представляет собой рассказ «Экзамен»?

«Экзамен»- это рассказ в защиту достоинства человека, напоминание о том,

что образованность не гарант интеллигентности, что нельзя обидеть,

оскорбить человека.

Значит, наша ЖИЗНЬ – это постоянный экзамен на порядочность,

доброту, гражданское отношение к своему делу.

- Так давайте постараемся сдать все экзамены, которые ждут нас впереди!
7. Домашнее задание. Сочинение «В чём смысл заглавия рассказа «Экзамен?».

Слайд

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconКонспект урока по русской литературе на тему «Н. В. Гоголь. Повесть...
План-конспект урока по русской литературе на тему «Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Как чёрт украл луну»
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д пп. Ф. 12 История русской литературы. Древнерусская литература.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева;...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconКонспект урока в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино...
План-конспект урока в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» с применением технологии групповой деятельности
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconСеминар по современной журналистике
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconПлан-конспект открытого урока по литературе
Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconТема «Условия плавания тел» (14 урок по теме)
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconУрок математики в 5В классе моу «сош №124»
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconТематическое планирование № Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика...
Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconКонспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу
Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconВ русской литературе
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Библейские сюжеты в русской литературе» для студентов заочной формы обучения по специальности...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была...
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconКонспект урока литературы ( 5 кл. ) «Славный народ собаки»
Конспект урока литературы для 5 – ого класса по рассказу А. П. Чехова «Каштанка» «Славный народ собаки»
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение бинарных занятий «Классицизм в русской и зарубежной литературе», «Сентиментализм в русской и зарубежной литературе»
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconКонспект урока по русской литературе на тему «Только бы не остыла душа…»
Развивающая создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconПрограмма предлагает изучение литературы от фольклора к древне русской...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
Конспект урока по русской литературе по рассказу В. М. Шукшина «Экзамен» iconТемы рефератов «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе...
Традиции мировой и русской драматургии в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» («Недоросль Д. Фонвизина, «Гамлет» У. Шекспира, «Мизантроп»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск