Конспект урока.
Урок математики в 5В классе МОУ «СОШ №124»
Учитель: Кашина Лариса Алексеевна Проектная задача «Дизайн школьной клумбы»
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материла
Цели урока:
Обучающая
формирование способов учебного сотрудничества;
закрепление способов группового взаимодействия при решении проектной задачи;
использование освоенных на уроках математики, русского языка, информатики и природоведения способов действий в квазижизненной ситуации (темы: «Треугольник. Виды треугольников. Площадь треугольника. Периметр треугольника», «Решение задач», «Орфограммы корня», «Определение сторон света», «Травянистые растения», «Работа с табличной, текстовой и графической информацией»).
Развивающая
развитие умений анализировать, синтезировать, осуществлять рефлексию собственной деятельности, наблюдательности, внимания, коммуникативных навыков.
Воспитывающая
воспитание активной, инициативной, самостоятельной личности.
Формы: групповая, индивидуальная
Технология: технология проектного метода – проектная задача (межпредметная). Проектная задача.
Проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами и полноценным «проектом». При этом она может быть как предметной, так и межпредметной.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Главной особенностью заключается в получении положительных результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Проектные задачи могут быть как предметные, так и межпредметные, стартовые и итоговые, тематические, межвозрастные.
Требования к «проектной» задаче:
имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
Отличия проектной задачи от учебных и конкретно-практических задач:
- наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия;
- неопределенность относительно способа решения и конечного результата (отсутствия явной ориентации на определенную тему, область знания; результат, как правило, невыразимый конкретным числом, определенным, однозначным ответом и т.п.);
- значительный объем материала, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации;
- отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящее для описания результатов работы.
Отличия проектной задачи от проекта:
цель, замысел задаются извне (учителем);
способ проектирования задается через последовательность отдельных заданий;
продукт решения проектной задачи носит учебный характер.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Выход на проблему.
1. Учитель показывает фотографии красивых клумб, в конце фотографии школьной клумбы.
- Школьная клумба красивая?
- Вы хотели бы, чтобы школьная клумба стала красивой?
2. Учитель зачитывает условие проектной задачи (у учащихся на столах план клумбы):
Директор нашей школы решила изменить вид пришкольной клумбы. Для этого она пригласила ландшафтного дизайнера. Дизайнер предложил не стандартное оформление клумбы: засадить клумбу газонной травой, а три части в виде треугольников засадить цветами, которые цветут в сентябре. Участки в виде остроугольных треугольников будут засаживать ученики 5Б и 5Г классов: Западный участок – ученики 5Б класса, восточный участок – ученики 5Г класса. Участок в идее тупоугольного треугольника засадят цветами ученики 5В класса. Каждый участок будет засажен одними и теми же цветами.
- О чём задача?
- Что надо сделать с клумбой по условию задачи? (выбрать свой участок, выбрать цветы, рассчитать количество цветов для посадки, стоимость семян ит.д.)
III. Выход из проблемной ситуации.
Ученикам выдается текст с проектной задачей.
- Как быстрее решить задачу: в паре, в группе или индивидуально?
- Распределите роли в своей группе: капитан, оформитель, докладчик, хранитель времени.
Инструкция:
1) знакомство с материалом, планирование работы в группе,
2) распределение заданий внутри группы,
3) индивидуальное выполнение задания,
4) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,
5) оформление и обсуждение общего задания в группе.
Работа в группе над проектной задачей.
IV. Обсуждение результатов
1. Проверка правописания слов на этикетке пакетика. Подсчет ошибок.
2. Докладчики выходят к доске с таблицами. Обсуждение ответов.
V. Оценивание и рефлексия
1. Подсчет баллов, набранных группой.
2. Выставление отметок.
3. – Достигли мы ЦЕЛИ решения проектной задачи?
– Как бы вы назвали эту проектную задачу?
– Знания каких предметов помогли вам решить задачу?
– Какие знания по теме «Треугольник» вы использовали?
– Понравилось вам решать эту проектную задачу?
– Что нового вы узнали?
– Оцените свою работу в группе.
Проектная задача «Дизайн школьной клумбы»
Директор нашей школы решила изменить вид пришкольной клумбы. Для этого она пригласила ландшафтного дизайнера. Дизайнер предложил не стандартное оформление клумбы: засадить клумбу газонной травой, а три части в виде треугольников засадить цветами, которые цветут в сентябре. Участки в виде остроугольных треугольников будут засаживать ученики 5Б и 5Г классов: западный участок – ученики 5Б класса, восточный участок – ученики 5Г класса. Участок в виде тупоугольного треугольника засадят цветами ученики 5В класса. Каждый участок будет засажен одними и теми же цветами. Задание 1. Подпишите участки, указав номер класса и букву. Чтобы цветы не разобрали на букеты, дизайнер предложил посадить на клумбу цветы, высота которых не больше 30 см. Задание 2. Выберите растение для посадки.
Название растения
| Начало цветения
| Окончание цветение
| Высота стебля, см
| Диаметр соцветия, см
| Количество семян в пакетике
| Цена пакетика, руб.
| Космея Розовая
| июль
| сентябрь
| 80 - 120
| 10-12
| 100
| 12
| Календула Розовый сюрприз
| июль
| сентябрь
| 50 - 60
| 6-7
| 50
| 12
| Астра карликовая Огненно-красная
| август
| октябрь
| 20
| 15-20
| 100
| 20
| Настурция Аляска
| июль
| август
| 25
| 5-7
| 10
| 15
| Маргаритка
| май
| июнь
| 8-20
| 3
| 100
| 15
|
На каждый 1 дм2 можно посадить только одно растение. Задание 3. Вычислите площадь участка земли для 5В класса.
Задание 4. Вычислите количество растений, которое можно высадит на данном участке.
Задание 5. Подсчитайте количество пакетиков, которое необходимо приобрести и количество денег, потраченных на приобретение семян.
Рекламные агенты принесли в качестве рекламы информацию о двух видах цветов. На пакетик с семенами настурции попали капли воды, и часть букв стерлась. Задание 6. Восстановите записи на пакетике.
| Настурция Аляска, 10 шт. характеристики: 25 см. фирма: Сортсемовощ цена: 15.00
Красивое однолетнее растение с яркими цв..тами и пестрыми листьями. Неприхотливо. Ра…тояние между растениями 20 см. Уход: предпочитает солнечное место и ле..кую небогатую, х..р..шо дренированную почву. На пл..дородной почве разрастается в ущерб цв..тению. Цв..тение: июль - август.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| X
| XI
| XII
| - посев на рассаду
-посев в грунт
- цв…тение
|
| Астра карликовая Огненно-красная, 100 шт. характеристики: 20 см. фирма: Сортсемовощ цена: 20.00
Великолепное растение, усыпанное цветами, высотой 20 см, украсит клумбу, и балкон. Посадка: рассадой, когда минует угроза заморозков. Расстояние между растениями 15-20 см. Возможен посев в грунт в мае. Посев на рассаду в апреле. Семена слегка присыпать. Всходы появляются через 7-14 дней при t=10-15 С. Пикировка через 3-4 недели. Уход: предпочитает солнечное место и нейтральную почву. Полив редкий, обильный. Осторожное рыхление. Цветение: с августа по октябрь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| X
| XI
| XII
| - посев на рассаду
-посев в грунт
- цветение
|
Задание 7. Определите, в каком месяце надо посадить семена астры, чтобы вырастить рассаду?
После того, как выбранные цветы высадят в грунт, необходимо огородить участок. Для этого в вершинах треугольника вставить колышки и натянуть между ними по периметру веревку. Задание 8. Вычислите длину веревки в дм, если на узел надо добавить 2 дм.
Задание 9*. Определите, как с греческого переводится название цветка «Астра». Итоговое задание. Заполните таблицу.
Номер группы ___
задание
| Ответ
| Каждое задание оценивается 2 баллами
| Название растения, которое должны посадить ученики 5В класса.
|
|
| Площадь участка земли, дм2
|
|
| Количество растений на участке
|
|
| Количество пакетиков с семенами
|
|
| Сумма денег, потраченная на семена
|
|
| Количество ошибок на этикетке
(0 ошибок - 2 балла; 1,2 ошибки -1 балл)
|
|
| Месяц, в котором высаживают семена астры на рассаду.
|
|
| Длина веревки, дм
|
|
| Перевод слова «Астра» с греческого языка.
|
|
| Итого (баллы)
|
| «5» -15,16,17,18 баллов, «4» -11,12,13,14 баллов, «3» - 7, 8, 9, 10 баллов. Отметка
|
|
Номер группы ___ Оцените свою работу в группе
ФИ участника группы
| Роль в групповой работе
| Номера выполненных заданий
| Самооценка работы в группе
| Оценка группы работы участника
|
| Капитан
|
|
|
|
| Хранитель времени
|
|
|
|
| Докладчик
|
|
|
|
| оформитель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- работал активно, - работал неактивно, - не работал
Дополнительная информация. Клумба - наиболее распространенный вид цветочного оформления. Это небольшие компактные участки различных геометрических форм - квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Располагают клумбы на фоне газона, перед домом, в зоне отдыха, у скамейки.
Размещение цветочных растений на клумбе может быть с рисунком и без него. Рекомендуется высаживать не более 2-3 видов цветов, сочетающихся между собой по форме, высоте и окраске. Очень хорошо выглядят клумбы из одного вида растений.
В композицию клумб включают также газоны, ограждения из камня, кирпича, металла, дерева.
В зависимости от использования растений, клумбы делятся на ковровые, засаженные цветущими низкими или декоративно-лиственными растениями, и цветочные, которые засаживают любыми растениями - однолетними с добавлением декоративно-лиственных растений, зимующих и не зимующих многолетников. Цветочные клумбы бывают сменные и бессменные. Астрология (от др.-греч. ἄστρον — звезда, и от др.-греч. λογία — учение, от др.-греч. λόγος — мысль, причина) — оккультное учение, согласно которому по расположению небесных тел, в основном планет, возможно предсказывать будущее отдельных людей и целых народов, исход предпринимаемых действий и происходящих событий. Астроно́мия (греч. αστρονομία, от αστρον — звезда и νόμος — закон) — наука о движении, строении и развитии небесных тел и их систем, вплоть до Вселенной в целом. В частности, астрономия изучает Солнце, планеты Солнечной системы и их спутники, астероиды, кометы, метеориты, межпланетное вещество, звёзды и внесолнечные планеты (экзопланеты), туманности, межзвёздное вещество, галактики и их скопления, пульсары, квазары, чёрные дыры и многое другое. Маргаритки - прекрасные жемчужины
К излюбленным цветочным культурам в наших садах относятся маргаритки, представленные множеством разнообразных сортов: крупных, низкорослых, махровых. Народные названия: глазной цветочек, небесный цвет, майский цветок, масочка.
Маргаритка (Béllis) - род многолетних растений из семейства Астровые или Сложноцветные. Это невысокое растение 8 - 20 см с простыми или махровыми соцветиями разнообразных оттенков - от белого до красного.
Маргаритки ценятся как декоративные растения. Основное время их цветения начало и середина мая. Садовые маргаритки цветоводы выращивают как двулетник, так как на третий год у сортовых растений соцветия мельчают и перестают быть махровыми, а многие розетки гибнут.
Название "маргаритка" растение получило от греческого слова margarites, что означает "жемчужина". Мелкие, рассыпанные по зеленому ковру яркие цветочки очень напоминают бусинки ожерелья, которое упало с шеи какой-нибудь красавицы. Еще Плиний дал маргариткам родовое название - Bellis - прекрасный. И эти жемчужины на самом деле прекрасны!
В некоторых странах маргаритку называют "око дня", так как цветок этот раскрывается одним из первых на восходе солнца. От этого названия (Day's eye) в Англии, где особенно любят это растение, образовалось уменьшительное имя Daisy (Дэзи), которым англичане называют маргаритки. Во многих европейских странах с древних времен существовал обычай гадать на маргаритках "любит - не любит" ("Маргаритка, маленький цветочек, красный по краям и с зеленой каймою, открой судьбу моей любви..." - из народной французской песенки). Это привело к тому, что в немецком языке существовало еще и такое название маргаритки, как "мерка любви". |