Скачать 127.38 Kb.
|
Описание конкурсной работы
Подробная разработка нетрадиционного урока по русскому языку для 7 -х классов. Форма данного урока - театрализованный урок-представление. Данный материал поможет учителю русского языка и литературы провести урок содержательно, вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению предмета, развить их творческие навыки. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 124 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА УФЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРСТАН Конкурсная работа среди педагогов «Информационно- коммуникационные технологии в творчестве педагога- 2009» Конспект урока по русскому языку, проведенный 7-х классах МОУ СОШ № 124, на тему: «Диалектная лексика» Составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 124 Коврижникова З. А. Уфа-2009 Тип урока: Театрализованный урок-представление. Тема урока: «Диалектная лексика» Познавательные цели: 1.Продолжать ознакомление с разновидностями разговорного языка. 2.Познакомить учащихся с диалектной лексикой, особым пластом русского языка. 3.Продолжать ознакомление учащихся с устным народным творчеством. Развивающие цели: 1.Развить интерес к живой народной речи, устному поэтическому творчеству и необходимости изучения народных говоров. 2.Развить умение распознавать диалектные слова. 3.Выработать умение употреблять диалектные слова. 4.Продолжать развивать умение работать с толковым словарем. 5.Продолжать развивать навык чтения по ролям. Воспитательные цели: 1.Содействовать развитию этнического воспитания на материале урока. 2.Воспитывать у учащихся потребность в изучении разновидностей разговорного языка. 3.Воспитывать внимание и уважение, которое заслуживают живое русское слово и сельские жители-носители диалектной речи. Оборудование:
Литература:
М: 2008 г.
Крамаренко. - Волгоград: 2005 г. План.
а) Костюмированная сцена.
3. Закрепление изученного материала. а) Выработка умения распознавать диалектные слова. б) Выработка умения употреблять диалектные слова. в) Работа со словарем. 4. Выводы. а) Итоги урока. 5. Домашнее задание. ХОД УРОКА В начале урока звучит народная музыка. Учитель обращается к классу: -Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно. Тема урока "Диалектная лексика". (На интерактивную доску вывести тему урока, изображение народного быта, пейзажа, деревни). Мы отправимся в удивительное путешествие: из города перенесёмся в деревню, из настоящего попадаем в прошлое. Представьте, что вы приехали в гости к бабушке и дедушке, которые живут в деревне. Учениками разыгрывается костюмированная сценка "Бабушка с дедушкой и внучки": -Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. А ты помой поташки. Вот и дед пришёл. Ну, как рыбалка? -На усынках был, чекамаса поймал да серушек. -Ах, ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник. Выясняется, какие слова, которых девочки не слышали в городе, произнесли бабушка и дедушка. На интерактивной доске даётся толкование незнакомых слов: РОГАЧ-"ухват"; МАХОТКА-"горшок"; ПРИГРУБОК - "печка"; ПОТАШКИ - "помидоры"; УСЫНКА - "узкое место в реке"; СЕРУШКА - "плотва"; МОГУТНОЙ - "непоседливый"; ЩАРБА - "уха"; ЧИРИКИ - "любая обувь"; ПАРЦМЕНКИ - "комнатные тапочки"; УТИРАЛЬНИК - "полотенце для рук"; РУШНИК - "полотенце для гостей". Эти слова - ДИАЛЕКТНЫЕ. Их употребляют жители определённой местности. Проводится терминологическая работа. ( Данные определения выводятся на экран: Диалект - разновидность общенародного языка. Говор - мельчайшая единица диалектного деления языка, своеобразное произношение, особенность речи. Наречие - совокупность территориальных диалектов какого-нибудь языка, в русском языке два наречия - южное и северное. Говору южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение. Диалектология - раздел языкознания, изучающая диалекты (наречия, говоры) языка.) (В Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы употребляется южное наречие, акающий говор [акно], [карова]. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: [окно], [корова]). Диалект - разновидность общенародного языка. Говор - мельчайшая единица диалектного деления языка, например: говор хутора Черкесовский Новоаннинского района Волгоградской области, откуда мы использовали слова в нашей сценке. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия - южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: А и О в безударном слоге звучат одинаково: [акно], [карова]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: [окно], [корова]. Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучают раздел языкознания, называемый диалектологией. Учитель отмечает характерные особенности диалектной лексики. - Народные говоры-свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определённой местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения: святы - "цветы", хвартухт- "фартук"; ударения - [мухб], [былу], словообразования волчиха - "волчица", спервака - "сперва", морфологическими особенностями, например: отсутствием категории среднего рода: (высокий) крылец - "крыльцо", (свежая) масла -"масло". Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении: барсук - "детеныш дикого кабана". Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке. (Вывести на экран. Особенности произношения: [святы] - цветы, [хвартух]- фартук Особенности ударения: [мухб], [ былу] Особенности словообразования: [волчиха] - волчица, [спервака] – сперва) Учащиеся исполняют по ролям сказку "Кочеток и курочка"- "Русские народные сказки". (На доске изображение книги "Русские народные сказки".) "Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла – плачет. Едут мимо бояре и спрашивают: -Курочка, курочка! Что ты плачешь? -Мне кочеток вышиб глазок. -Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок? -Мне орешня портки разорвала. -Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала? -Меня козы подглодали. -Козы, козы! На что вы орешню подглодали? -Нас пастухи не берегут. -Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережете? -Нас хозяйка блинами не кормит. -Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь? -А у меня свинья опару пролила. -Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила? -У меня волк поросёнка унёс. -Волк, волк! На что ты у свиньи поросёнка унёс? -Я есть хотел". Выясняется значение слова "кочеток". КОЧЕТ-петух (в южнорусских говорах). (Изображение петуха.) ВОПРОС К КЛАССУ: -Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова? Группа ребят знакомит одноклассников с народной игрой «Корчма» (Правила игры на экране.) Корчмой в старину называли трактир, постоялый двор. Правила игры таковы. Назначаются хозяин и хозяйка, остальные игроки выбирают названия различных домашних предметов (печь, стол, рушник, ложка, махотка и т.д.). (На доске по очередности появляются надписи: печь стол рушник ложка махотка) Хозяева ведут беседу, упоминая то один предмет, то другой. Услышав своё название, нужно повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются: выполняют задания хозяев. -Хозяин, мне затопить ли нам печь? -Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери. -Да стол у нас чистый. А вот куда рушник девался? -Посмотри на печке, хозяюшка! -Да у нас печки-то нет! -А самовар у нас есть? -Есть, есть! На столе стоит, закипает. -А вот стола-то у нас и нет! -А махотка где? -Какая махотка? Та, что накрыта? -Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар! -Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу. -И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай. Ты, рушник, расскажи сказку. А ложка да самовар пусть частушки поют! (Изображение «Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля») УЧИТЕЛЬ ЗНАКОМИТ ребят с «Толковым словарём живого великорусского языка» В. И. Даля, рассказывает о современных исследованиях народных говоров. Прослушиваются магнитофонные записи диалектной речи. О своих находках рассказывают учащиеся, отдыхавшие летом в селах и деревнях: выполняя задание учителя, они записывали местные слова, выясняли их значение. В качестве письменного упражнения предлагается правильно распределить слова в два столбика: 1)общеупотребительные; 2)диалектные. ( Слова на экране: ВОЛК, КОЧЕТ, УТИРАЛЬНИК, ПОТАШКИ, БИРЮК, П...ТУХ, П...Л...ТЕНЦЕ, РУШНИК, П...МИДОРЫ, ЩАРБА, ПРИГРУБОК, МОГУТНЫЙ, ПЕЧКА, УХА, РУШНИК, НЕПОСЕДЛИВЫЙ.) ВОЛК, КОЧЕТ, УТИРАЛЬНИК, ПОТАШКИ, БИРЮК, П...ТУХ, П...Л...ТЕНЦЕ, РУШНИК, П...МИДОРЫ, ЩАРБА, ПРИГРУБОК, МОГУТНЫЙ, ПЕЧКА, УХА, РУШНИК, НЕПОСЕДЛИВЫЙ. ИТОГИ УРОКА. Учитель говорит о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которых заслуживают живое русское слово и сельские жители-носители диалектной речи. За работу на уроке выставляет оценки в зависимости от правильности ответа и рассуждения. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Составить 2-3 словарные статьи с диалектными (областными) словами по образцу: Махотка, - и, ж. р. Обл.- Глиняный горшок. Махотка из-под молока. Спасибо за внимание. Звучит народная музыка. |
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | ||
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
Визитная карточка Место работы (название образовательного учреждения, занимаемая должность) учитель русского языка и литературы моу «сош с. Кочетное... | 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные... Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина... | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка в 7 классе. (Учитель русского языка и литературы моу «сош №5» г. Саратова Жукова М. Ф.) | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош... Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... | ||
Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош... Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель... | ||
Урока литературы 9 класс, тема: классицизм Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) | Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и... Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа... | ||
Презентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем... Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета... | Урок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель... Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы |