Скачать 39.49 Kb.
|
Урок по окружающему миру ( 4класс) по теме: «Битва на Чудском озере» учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения Островской средней общеобразовательной школы Островского района Грохоткиной Ирины Дмитриевны Урок по окружающему миру (4класс) Тема: Битва на Чудском озере. Цели: рассказать о битве русских воинов с немцами на Чудском озере; расширить знания учащихся о победах русских войск над немецкими рыцарями; воспитывать почитание традиций и героических подвигов исторического прошлого своей страны; воспитывать нравственное представление о том, что беззаветное служение Отечеству, выполнение воинского долга – священная обязанность гражданина. Оборудование: иллюстрации с изображением немецких рыцарей, сражения на Чудском озере; схема Ледового побоища. Ход урока. I. Орг.момент. Рефлексия II. Проверка домашнего задания. 1. Слушание рассказов и сообщений учащихся на тему «Русский полководец Александр Невский». 2. Беседа по вопросам: - Какую тему изучали на прошлом уроке? - Какая опасность пришла на Русь с северо-запада? - Как воспринял угрозу Александр Ярославович? - Как провел бой Александр? - Почему новгородцы пригласили Александра на княжение? - Опишите внешний вид князя. - Чем были вооружены русские дружинники? - Когда произошла битва на реке Неве? - Чем закончилась Невская битва? - Выберите, какие из перечисленных на доске черт личности присущи Александру Невскому (выбирают нужные слова): Мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчетливый, самолюбивый, властный. III. Формирование новых знаний. 1. Рассказ учителя. - После победы над шведами, в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло не мало бед. Вслед за шведами пошли на Новгород немцы; хотели они, чтобы новгородцы приняли их веру. Вот уже взяли Изборск, сожгли его и перебили все население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославовича вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом- князем Андреем Ярославовичем. Братья действовали стремительно, без возвращен Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5апреля 1242года на льду Чудского озера. - З а п о м н и т е э т у д а т у:1242год – битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище. 2. Рассказ подготовленного ученика. Это была ранняя весна. Все реки и озера, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжелые доспехи немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера.(показ иллюстрации с изображением немецких рыцарей) Рыцари построились «свиньей» - глубокой колонной, начинающейся тупым клином (показ схемы Ледового побоища). - Рассмотрите схему Ледового побоища. Какое преимущество было у русских войск? Для чего Александр оставил засадный полк? Как он им воспользовался? 3. Словарная работа. ФЛАНГ 4. Продолжение рассказа учителя. Подобное построение позволяло тяжеловооруженной рыцарской кавалерии наносить буквально таранный удар по неприятелю, взламывая его боевые порядки. В данном случае оно оказалось самоубийственным. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских – княжеские дружины – не трогались с места. Наконец , когда немцы утомились и прочно увязли в пехотных рядах, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его построение. В память народную это сражение вошло как «Ледовое побоище». Не только от разящих ударов русского оружия погибали немецкие рыцари. Ненадежный весенний лед не выдерживал тяжести закованных в железные латы крестоносцев. Многие из них утонули в ледяной воде Чудского озера. IV. Работа по тексту учебника. - Прочитайте текст «Битва на Чудском озере» (учебник, с.134-135) - Почему Александр Невский дал бой на льду озера? - Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя? - Почему битва на Чудском озере названа Ледовым побоищем? - Какое значение имела победа русских? V. Рассматривание репродукции картины и иллюстрации Ледового побоища. VI. Работа в рабочей тетради. Задание 67 в тетради №2, с.22 VII. Итог урока. -Чем вам понравился Александр Ярославович? - Что нового вы можете добавить к рассказу об Александре Невском? - С кем воевали новгородцы в 1242году? - Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями? - Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва? - Как построили свои войска немецкие рыцари? - Как построил свои войска Александр Невский? - Чем закончилась эта битва? - Почему русские победили? VIII. Рефлексия. IХ. Д.з. |
Название фильма Историко-биографический фильм о выдающемся русском полководце, одержавшем исто-рическую победу в битве с ры-царями Тевтонского ордена... | Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Куликовская битва» Классный час – как одна из форм воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | Урок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная... | ||
Урок мужества по теме «День воинской славы Сталинградская битва» «День воинской славы Сталинградская битва». Урок мужества выполнял следующие задачи: приобщение учащихся к изучению военной истории,... | Рабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» | ||
Урок по теме «Байкал жемчужина Сибири» Задачи урока: Побудить интерес учащихся к окружающему миру; закрепление знаний по природе Сибири | Урок по окружающему миру по теме Кто что ест? Познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных | ||
Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Михайло Ломоносов первый русский университет" Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России | Урок по окружающему миру в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» ... | ||
Программа по окружающему миру (264ч) Умк «Развивающая система Л. В. Занкова», авторской программы по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова с учетом межпредметных... | Урок по окружающему миру по теме: «Какие бывают животные?» Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые) | ||
Рабочая программа По окружающему миру 4класс Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки... | Рабочая учебная программа по окружающему миру начального общего образования... Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей | ||
Урок-презентация по окружающему миру в 3-м классе по теме "Охрана животных" У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на... | Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 уч г Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида... |