Программа «Рассказы о добром»





Скачать 55.86 Kb.
НазваниеПрограмма «Рассказы о добром»
Дата публикации11.10.2014
Размер55.86 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Программа «Рассказы о добром»

Цель: Добру откроем сердце

Вступление

В основу программы положена гипотеза известного специалиста по детскому чтению, библиотековеда, кандидата педагогических наук, доцента кафедры детской литературы Санкт- Петербургского университета культуры и искусств И. И. Тихомировой.

Её советы по организации детского чтения адресованы родителям, воспитателям, учителям и библиотекарям. Их можно найти в Приложении к журналу «Читайка» как «Подсказки для взрослых».

Обращает на себя внимание эпиграф к главе о доброте – это слова писателя Чингиза Айтматова: «Добру человек у человека учится».

В библиотеке, которую писатель А. Лиханов назвал последним оплотом, стоящим сегодня на защите детского чтения, носителем добра является библиотекарь. В его распоряжении- книги, важнейший источник информации, они способны защитить душу ребёнка, способны питать его ум и сердце, они побуждают к самопознанию, содействуют творческой самореализации личности, её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась.

Задача библиотекаря - пробудить у детей интерес к чтению хороших книг, удивить их самим процессом чтения – в знакомом открыть незнакомое, в скучном – интригующее, в привычном – необычное, в старом – новое.

Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом или словосочетанием ребёнок увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи…Читающий человек через процесс сопереживания может проследить ход мыслей героя, проникнуться его чувствами, его радостями и печалями. При помощи воображения происходит как бы «оживление литературных персонажей», в них читающий школьник может узнать самого себя, а может почувствовать, что, при всей похожести, он – другой. И это понимание себя в мире единственным и неповторимым, которому предстоит реализовать свою уникальность, - важнейшее открытие…

Сегодня, когда озлобленность и агрессия становятся нормой жизни, особенно важно пробудить в детях теплоту чувств по отношению к людям и, прежде всего, к близким людям, живущим рядом; вернуться к лучшему, что есть в каждом из нас: к любви и добру, к милосердию и состраданию.

Ожесточённость, какой дети легко поддаются, уравновешивает нравственными истинами, немодными сегодня, хорошая детская литература.

Особое место среди художественных произведений занимает жанр рассказа. Этот короткий жанр удобен для обсуждения в семье, на уроке, в библиотеке. Он не требует длительной подготовки. Надо просто взять и прочитать рассказ детям вслух. Громкие чтения – эта форма особенно нравится ребятам дошкольного и младшего школьного возраста. Чтение может быть подкреплено наглядностью, видеороликами, музыкой, стихами, сценками…

А потом идёт обсуждение прочитанного по вопросам. Их цель – заставить думать, вызывать споры, сравнивать образы с живыми людьми, углубляться в свой внутренний мир. В совокупности вопросов, касающихся литературных образов (героев), происходит разговор о жизни и о самих себе. Заинтересованный разговор о хороших книгах, вдумчивое их прочтение способны исцелять агрессию и очеловечивать самих себя.

Программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Для чтения и обсуждения предлагаются произведения классиков жанра рассказа:

Рассказ В. Осеевой «Бабка»

Рассказ В. Железникова «Голубая Катя»

Рассказ Н. Артюховой «Подружки»

Рассказ В. Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»

Рассказ Н. Поляковой «Полынья»

Рассказы В. Драгунского: «Друг детства», «Синий кинжал»

Рассказ В. Голявкина «Совесть»

Рассказ И. Пивоваровой «Про мою подругу и немножко про меня» и др.

Урок Доброты по рассказу Н. Артюховой «Подружки»

Методическая разработка

1. Вступление.

Что такое дружба? Кого мы называем друзьями? Как становятся друзьями?

У вас в классе есть друзья? А подружки?

О друзьях, о подружках написано много книг, рассказов, и об одном из них мы поговорим сегодня – о рассказе Н. Артюховой «Подружки».

2. Обсуждение рассказа

1) О ком этот рассказ? (Героини рассказа – первоклассницы Галя и Маруся, они подружки).

- Что значит для них «дружить»? (они как всегда встречаются у ворот и вместе, крепко держась за руки, идут в школу; после школы опять, крепко держась за руки, вместе переходят улицу, идут медленно, останавливаясь около вывесок; в классе сидят за одной партой, любят свою первую учительницу, стараются её радовать своими ответами…)

2) О чём этот рассказ? (О том, что одна девочка обиделась на другую)

3) Какие они, эти девочки? Расскажите о них. Кто из них вам больше нравится? Чем?

4) Действительно ли Галя обидела Марусю?

(ткнула пальцем в тетрадь Маруси, указав на ошибку учительнице; крикнула первая ответ задачи, так и не поняла разговора одноклассников, а они как раз точно определили её поведение: выскочка!, а учительница строго её одёрнула, назвав по фамилии).

5) В каком настроении возвращаются девочки домой?

(девочки шли не за руку, а каждая сама по себе; Маруся шла грустная, не поднимая глаз; Гале тоже было не весело; она ни на что не обращала внимания; её даже не радует пятёрка по чтению; они молча вошли во двор, повернули в разные стороны; )

6) Как начинается для девочек следующее утро? (Галя бросается к окну, но Маруся её не ждёт; Галя бежит, но не догоняет, беспокоится за Марусю, а та торопится, спешит; а когда в школе здороваются, то Маруся слышит в приветствии: «Не сердись», а Галя слышит: «Обидела ты меня»…Не ухом они это слышат, а сердцем чувствуют.

7) Меняется ли что- нибудь после этого в поведении обидчицы Гали на уроке? (её рука поднялась и опустилась, чтобы не мешать ответить Марусе; хотела поправить Марусю, но зажала себе рот – удержалась всё- таки). Марусю похвалила учительница, а Галя искренне радуется её пятёрке, шепчет ей об этом на ухо…

3. Заключение

1) Чем заканчивается рассказ? Какое настроение вызывает концовка рассказа?

2) Зачем написан этот рассказ? Какой совет даёт всем вам писательница Н. М. Артюхова?

Творческое задание

  1. Какой свой заголовок вы могли бы предложить для этого рассказа? (Удивительный день. Не обижайте друзей! Дорожите дружбой!)

  2. Написать небольшой рассказ «Про мою подругу (моего друга) и немножко про меня».


Урок доброты по рассказу И. Пивоваровой

«Про мою подругу и немножко про меня»

  1. Повторение. О рассказе Н. Артюховой «Подружки»:

- Назовите автора рассказа. (показать портрет Н. Артюховой).

О ком написан этот рассказ? О чём написан этот рассказ?

Кто из девочек вам нравится больше? Почему?

Чем заканчивается рассказ? Какое настроение вызывает концовка рассказа?

Зачем написан этот рассказ? Как вы могли бы его озаглавить?

  1. О писателе и поэте Ирине Пивоваровой (1939-1986гг) – показать портрет.



  1. Прожила очень короткую жизнь, всего 47 лет, ушла от нас в расцвете таланта.

Но писатель жив, если его любят и помнят, а Ирина Пивоварова радует нас своими стихами, такими лёгкими и светлыми, своими рассказами, такими живыми, добрыми, весёлыми и смешными...

Писательница признавалась: »Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама. Мои добрые учителя – К. Чуковский, А. Линдгрен, Д. Хармс». (показать книги И. Пивоваровой).

2) Её героиня – Люся Синицына, третьеклассница одной московской школы, всего на год старше вас, ребята, но очень похожа на вас: такая же выдумщица и проказница… А ещё она-подружка и написала об этом маленький рассказ. Послушайте! (читаю рассказ «Про мою подругу и немножко про меня»)

3) Вопросы для обсуждения:

Что необычного в названии рассказа?

Почему о подруге автор рассказывает больше, чем о себе?

Какие признаки настоящей дружбы между двумя Люсями вы заметили?

Всё ли гладко было в их дружбе? Каковы причины их размолвок? Серьёзные ли они?

Чем вы можете доказать, что автор дорожит дружбой с Люськой?

Понравились ли вам письма подруг? А вам приходилось писать письма друзьям?

  1. Творческое задание: (по желанию).

Напишите про свою подругу и про себя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Рассказы о добром» iconБиблиография для внеклассного чтения
Алексеев С. П. «Богатырские фамилии», «История крепостного мальчика», «Небывалое бывает», «Птица-слава», «Рассказы о Степане Разине»,...
Программа «Рассказы о добром» iconУрок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства»
Рассказы Ю. Яковлева как нельзя лучше подходят для внеклассного чтения в средних классах. Рассказы небольшие по объёму, но очень...
Программа «Рассказы о добром» iconЧитаем рассказы английских писателей
Балашова Л. С., Казакова Ю. К., Яхина А. М. Читаем рассказы английских писателей: Учебно-методическое пособие по книге М. Е. Бирмана...
Программа «Рассказы о добром» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пертская красавица»), заключал рассказы «Вдова горца», «Два гуртовщика» и небольшой роман «Дочь врача». Рассказы «Зеркало тетушки...
Программа «Рассказы о добром» icon«За добро плати добром»
Размышление над текстом через погружение в смысл текста, в его грамматическую форму. Выполнение тестовых заданий по тексту
Программа «Рассказы о добром» iconМоя педагогическая концепция «Дорогою добра к душе ребёнка» Выполнил...
«образование». Значение корня образ. Задача учителя – соединить растущего человека с добром
Программа «Рассказы о добром» iconВнеклассное мероприятие "И всё это о тебе…"
Цель: заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу...
Программа «Рассказы о добром» iconЗакончить своё размышление мне хотелось бы строками из стихотворения Гаврюшкина А. Е
В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать...
Программа «Рассказы о добром» iconМонография: История
Она так и не родилась из-за введения христианства. Гумилев сказал: "Крещение дало нашим предкам высшую свободу свободу выбора между...
Программа «Рассказы о добром» iconРассказы о природе
Пушкин А., Лермонтов М., Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А., Бальмонт К., Бунин И., Есенин С
Программа «Рассказы о добром» iconТема лекции
«Сатирикон». Творчество А. Аверченко. Рассказы Н. Тэффи. Традиции «Сатирикона» в прозе М. Зощенко
Программа «Рассказы о добром» iconМне нравиться читать книги на разные темы: приключения, рассказы, сказки, фантастические истории

Программа «Рассказы о добром» iconЭвентус рассказы
До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе
Программа «Рассказы о добром» iconРассказы, легитимирующие знание
Институт экспериментальной социологии", Москва Издательство "алетейя", Санкт-Петербург
Программа «Рассказы о добром» iconРеферат Тема: «Храм Покрова Божией Матери г. Минеральные Воды»
Правда только у Бога, следовательно узнать ответы на такие важные вопросы можно только в храме. Нам дана возможность выбирать между...
Программа «Рассказы о добром» iconРеферат Тема: «Храм Покрова Божией Матери г. Минеральные Воды»
Правда- только у Бога, следовательно узнать ответы на такие важные вопросы можно только в храме. Нам дана возможность выбирать между...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск