«За добро плати добром»





Название«За добро плати добром»
Дата публикации05.10.2014
Размер52.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Центр образования» г. Десногорска Смоленской области

Разработка открытого урока по литературе в 8 классе

по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»

«За добро плати добром»


Составила учитель русского языка и литературы Борисова И.А.

Тема урока: «За добро плати добром»

Цели:

1) побудить обучащихся к размышлению, каким сыном (дочерью) он является для своей матери;

2) способствовать развитию навыков у обучащихся комплексного анализа текста;

3) развивать коммуникативные навыки обучающихся;

4) обогатить словарь учащихся понятиями: доброта, милосердие, христианские ценности, долг.

Оборудование

  1. Текст рассказа К. Паустовского «Телеграмма».

  2. Словарь понятий: доброта, милосердие, долг, христианские ценности.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Кластеры.

  5. Тестовые задания.

Структура урока

1 этап. Вызов интереса к теме.

2 этап. Осмысление текста. Актуализация значений.

3 этап. Размышление над текстом через погружение в смысл текста, в его грамматическую форму. Выполнение тестовых заданий по тексту.

  1. этап. Творческая мастерская.

5 этап. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Оргмомент.

I этап. Вызов интереса к теме.

Учитель: Нам кажется, что мы всегда поступаем правильно. А так ли это на самом деле? Всегда ли мы задумываемся, как отразятся наши слова и поступки на судьбах окружающих нас людей, прежде всего на наших родных? А должны бы. Какими нравственными принципами мы должны руководствоваться в жизни? На эти и другие вопросы помогает нам ответить К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма».

Тема нашего урока звучит так: «За добро плати добром».

Нам предстоит урок комплексного анализа текста, на котором мы, опираясь на текст К. Паустовского, постараемся ответить на следующие вопросы:

- Что есть доброта?

- Какими нравственными принципами должен руководствоваться в жизни каждый человек?

-Каким сыном (дочерью) считаешь ты себя?

В ходе обсуждения мы будем опираться на такие понятия, как доброта, долг, обязательность, общечеловеческие ценности, христианские ценности. Посмотрим, что же означают эти понятия.

Ученик зачитывает со слайда словарь понятий.

II этап. Осмысление текста. Актуализация значений.

1. Беседа с классом

- Дома вы прочитали рассказ «Телеграмма». Расскажите об обитательнице старого дома Катерине Петровне. Что поразило вас в судьбе этой женщины?

2. Исследовательская работа в группах.

Задание 1 уровня: Опишите картину осеннего пейзажа; сумрачный вид заброшенного дома Катерины Петровны. Составьте кластер.

Задание 2 уровня: Найдите слова и словосочетания, подчеркивающие ужас одиночества старой женщины и ее тоску по дочери.

Задание 3 уровня. Какими художественными средствами и приемами Паустовский рисует трагизм положения Катерины Петровны?

Учитель : Сделайте вывод, для чего автор показывает дом, сад Катерины Петровны?

Ответы учащихся: Для того, чтобы соотнести состояние природы с состоянием человека.

Учитель : Что мы узнаем о жизни и работе Насти?

Ответы учащихся: Настя работает в Союзе художников, устраивает выставки – конкурсы. Ей некогда не только съездить к матери, но даже прочитать ее письмо.

3. Ученик выразительно читает письмо Катерины Петровны к Насте.

Учитель : Каким чувством проникнуто письмо матери? Ответы учащихся.

III этап. Размышление над текстом через погружение в его смысл. Выполнение заданий по тексту.

Три группы учащихся садятся к компьютерам для выполнения заданий.

Учитель: На экране вопросы и задания для каждой группы.

Задание 1 группе. Что подчеркнули во внешнем облике Насти художники и автор?

Отметили

Внешние черты

Почему?

Художники

русые волосы как у Сольвейг

Помогает художникам

Автор

Холодные глаза

Безразлична к матери

Вывод: доброта Насти не настоящая, показная

Задание 2 группе.

  1. Найдите в тексте глаголы, которые указывают на действия Насти. Запишите их, распределив в две колонки:

По отношению к художникам

По отношению к матери

Говорила, суетилась, доказывала, хлопотала, ссорилась…

Не написала ни одного письма

Вывод:

  1. Опишите реакцию Насти на полученную телеграмму. Что в это время говорит о ней коллега с кафедры? Какой прием использует автор?

    Реакция Насти

    Отзывы коллег







    Вывод: Автор использует контраст.

  2. Задание 3 группе.

  1. Выпишите словосочетания с прилагательными и причастиями, иллюстрирующими мысли Насти о матери. Как можно назвать поступок Насти по отношению к матери? Какой персонаж дает оценку ее поступку? Сделайте выводы.

Второй план, переполненные поезда, тряская телега, засохший сад, неизбежные слезы, тягучая скука…

Выводы: 1. Настю раздражает упоминание о поездке.

2.Она предает мать.

3. Гоголь видит ее фальшь, эгоизм, тщеславие.

4 этап. Творческая мастерская.

Учитель: Скажите, добрый ли человек Настя?

Используя наблюдения над текстом, заполните диаграмму:


Доброта мнимая

Доброта истинная



чуткость

милосердие

забота

фальшь

эгоизм

тщеславие


Учитель: Ребята, как вы думаете, какую библейскую заповедь Настя нарушила?

Чтение заповеди на проекторе «Чти отца и матерь свою. Да благо ти буде, и долголетен буде на земле»

И все же, происходит ли возрождение Насти? Поняла ли Настя, какую страшную ошибку она допустила? Какие факты свидетельствуют о том, что у героини пробудилась душа?

Ответы учащихся: Настя плачет, раскаивается, едет к матери, испытывает чувство вины…

5 этап. Подведение итогов.

Учитель: Какое напутствие дает Тихон Манюшке?

Ответы учащихся: «За добро плати добром».

Согласны ли вы с Тихоном?

Скажите в чем смысл рассказа «Телеграмма»? Чему вас научила эта история?

От чего предостерегает нас автор?

Ответы учащихся

Домашнее задание. (на выбор)

1 группа: Подберите 10 пословиц со словом «добро», объясните их значение.

2 группа: Составьте синквейны со словами «мать», «доброта»

3 группа: Напишите сочинение – миниатюру «За добро плати добром».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«За добро плати добром» iconВнеклассное мероприятие "И всё это о тебе…"
Цель: заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу...
«За добро плати добром» iconУрок №5 «Добро и зло» Тема «Добро и зло».
Понятны ли вам слова «добро», «зло» (Ответы детей, опирающиеся на жизненный опыт). Прочитайте вопросы из рубрики «Вы узнаете». Можете...
«За добро плати добром» iconКнига Дж. X. Бреннана лучший способ знакомства с основами, упражнениями...
Высшей магии — к контакту с силами и разумом вселенной. Вы научитесь правильному выполнению Великого Действа, дающего власть над...
«За добро плати добром» iconПодготовила: библиотекарь моу сош №26
Целью программы является сохранение духовно-нравственного здоровья школьников. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:...
«За добро плати добром» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: помочь обучающимся понять причины, по которой христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро», «самоотверженность»,...
«За добро плати добром» iconУрок по курсу «Истоки-3» Тема: «Доброта истинная и доброта ложная»
Карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, доброе, доброты)
«За добро плати добром» iconКлассный час на тему «Добро и зло» (4 класс) Тема: «Добро и зло»
Гареева Римма Кутдусовна, учительница начальных классов мобу сош села Суккулово Ермекеевского района рб
«За добро плати добром» iconРеферат Сальниковой Ирины Ученицы 10 класса гоу сош №1125 сао г....
В какой-то период оно становилось наиболее необходимым, как, например, во время войны, иногда непопулярным. Но потребность творить...
«За добро плати добром» iconРеферат: «Бородинское поле славы». Суворковой Елизаветы ученицы 7"А"...
В какой-то период оно становилось наиболее необходимым, как, например, во время войны, иногда непопулярным. Но потребность творить...
«За добро плати добром» iconРеферат Щукиной Анны на тему: «Старайся всякому делать добро, а не себе одному»
Стремление делать добро другим, а не только себе одному положено в основу всей русской культуры. Это отражено во многих русских народных...
«За добро плати добром» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых...
«За добро плати добром» iconМоя педагогическая концепция «Дорогою добра к душе ребёнка» Выполнил...
«образование». Значение корня образ. Задача учителя – соединить растущего человека с добром
«За добро плати добром» iconПрограмма «Рассказы о добром»
В основу программы положена гипотеза известного специалиста по детскому чтению, библиотековеда, кандидата педагогических наук, доцента...
«За добро плати добром» iconЗакончить своё размышление мне хотелось бы строками из стихотворения Гаврюшкина А. Е
В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать...
«За добро плати добром» iconМонография: История
Она так и не родилась из-за введения христианства. Гумилев сказал: "Крещение дало нашим предкам высшую свободу свободу выбора между...
«За добро плати добром» iconЛитература в 5 классе Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в...
Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск