Рабочая программа по предмету «Литература»





Скачать 181.63 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Литература»
Дата публикации28.10.2014
Размер181.63 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литература» для 8 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев «Литература. 8 класс». - Москва, «Русское слово», 2007.

3. Программы под редакцией Г.С. Меркина, Москва «Русское слово», 2010 год к учебнику «Литература. 8 класс» (авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )

4. Базисного учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.

Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неделю, корректировка не производилась.

Своеобразие курса литературы в 8 классе заключается во взаимосвязи литературы и истории. На этой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений. В связи с этим в 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах включаются произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек-общество-государство».

Таким образом, обучающиеся усваивают основы историко-литературного процесса в русской культуре.
Цели и задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;




  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

По программе

Корректировка

С учётом корректировки



Введение

1

-

1



Из устного народного творчества

3

-

3



Из древнерусской литературы

3

-

3



Из литературы 18 века

4

-

4



Из литературы 19 века

38

-

38



Из литературы 20 века

15

-

15

7.

Из зарубежной литературы

4

-

4































Всего




68

-

68

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

Обучающиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.

  • изученные теоретико-литературные понятия;

Обучающиеся должны уметь:

— умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и

публицистических произведений;

— выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

— осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

— умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

— умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

— умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

— умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

— умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

— умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

— умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

— умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Поурочное планирование

Тема



Название и содержание урока

Домашнее задание

Введение

1 час

1

Урок внеклассного чтения. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Стр. 3-5, составить план статьи

Из устного

народного

творчества

3 ч

2

Исторические песни. Собиратели и исследователи, периоды создания исторических песен. Нравственная проблематика. «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина» и др.

Стр. 7-25, выразительное чтение исторических песен

3

Анализ исторической песни: «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» и др. (по выбору).

Стр. 28-29, вопр., подг. к внекл.чтению

4

Урок внеклассного чтения. Предания в фольклоре и литературной обработке (Ю.М.Леднев «Микитка и грозный царь», «Пётр Первый и звонарь»)

Читать «Житие»

Из древне- русской

литературы

3 ч

5

Древнерусская литература. Сказание о Борисе и Глебе. Тема добра и зла в произведении. Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

Стр. 30-36, вопр. стр.36

6

Житие Сергия Радонежского. Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу – основные нравственные проблемы житийной литературы.

Стр. 37-51, вопр. стр. 48-49

7

Житие Александра Невского. Мудрость, готовность к подвигу во имя Руси. Тематическое многообразие древнерусской литературы.

Стр. 54-60, зад.4 стр.61

Из литературы

XVIII века

4 часа

8

Г.Р.Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Ода «Вельможа».

Стр. 65-77, 79-80, вопр. стр. 81, 82

9

Г.Р.Державин. «Памятник». Тема поэта и поэзии.

Стр.78, стр. 82-83, стихотворение наизусть

10

Н.М.Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Комментированное чтение повести «Бедная Лиза».

Стр.84-101, вопр.

11

Основная проблематика и тематика повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Новый тип героя, образ Лизы.

Зад. стр.109, подготовить сообщения

Из литературы

XIX века

38 часов

12

Читательская конференция «Поэты пушкинского круга». В.А.Жуковский: «Лесной царь», «Невыразимое», «Сельское кладбище». К.Н.Батюшков: «Судьба Одиссея», «Мой гений». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе.

Стр.118-147, наизусть стихотворение (по выбору)




13

Е.А.Баратынский: «Чудный град порой сольётся…», А.А. Дельвиг: «Русская песня», Н.М.Языков «Пловец». Художественное богатство поэтических произведений.

Стр.149-171, наизусть «Пловец» Н.М. Языкова

14

Урок развития речи. Вологодский край в жизни и творчестве К.Н.Батюшкова. Подготовка к сочинению на тему «Мой К.Н.Батюшков».

Анализ поэтического текста

15

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Тема лицейской дружбы. Стихотворение «19 октября».

Стр.172-173, 181-187, вопр.

16

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Стихотворение «И.И.Пущину». Дружеское послание.

Стр.189-192, стихотворение «И.И.Пущину» наизусть

17

Пушкин и Кюхельбекер: две судьбы, два поэта.

Чтр.174-180, 193-195, вопр.

18

Урок внеклассного чтения. Книги о лицейском периоде жизни А.С.Пушкина (Гессен А. «Жизнь поэта», Тынянов Ю.Н. «Пушкин» и др.)

Читать «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина

19

А.С.Пушкин «Пиковая дама». История написания и основная проблематика.

Характеристика образа

20

А.С.Пушкин «Маленькие трагедии». Обзор, анализ одного из произведений.

Читать «Маленькие трагедии»

21

А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине». Приёмы устной народной поэзии.

Стр. 196-198, выразительное чтение, вопр. стр. 199

22

Творческая история повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Особенности композиции. Система образов. Комментированное чтение I главы.

Стр.199-204, вопр.

23

Воспитание Петруши Гринёва (пересказ I-II глав, выборочное чтение, анализ).

Читать III-IX главы повести

24

Пётр Гринёв и Пугачёв в Белогорской крепости (анализ III-V, VI-IX глав повести).

Читать X-XIV главы повести

25

Защитники Белогорской крепости. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. Новый тип исторической прозы.

Стр.204-208, характеристика, портреты героев

26

Гринёв и Маша Миронова. Отношение писателя к героям.

Вопр. к главам, подготовка к сочинению

27

Урок развития речи. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» .

Дописать сочинение

28

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы. Идейное содержание поэмы.

Стр.317-322, вопр. стр.323

29

Особенности построения поэмы.

Стр.323-347, вопр.

30

«Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Белинский).

Стр.347-351, вопр., термины

31

Урок развития речи. Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Стр.352-356, зад.стр.356, подг.сообщение

32

Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.

Стр.4-7, вопр.




33

Смятение чиновников (анализ I действия).

Стр.10-13, вопр., стр.21-38

34

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий (анализ II действия).

Стр.13-17, вопр., стр.38-71

35

Триумф Хлестакова (анализ III действия).

Стр.71-96, подборка цитат

36

Дары города (анализ 4 действия).

Стр.96-112, подборка цитат

37

«Лестница славы» и позорный крах городничего (анализ V действия). Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Стр.113-120, вопр.

38

Урок развития речи. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Стр.120-123, дописать сочинение

39

И.С.Тургенев. Основные вехи биографии писателя. Повесть «Ася». Идейное содержание. Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Выборочное чтение и анализ 1-13 глав.

Стр.124-126, вопр., 126-154, составление плана ответа

40

Выборочное чтение и анализ 14-22 глав. Образ тургеневской девушки. Драма рассказчика.

Стр.155-178, вопр. стр.175

41

Урок внеклассного чтения. И.С.Тургенев о русском языке.

Отзыв о произведении, стр.178-180

42

Н.А.Некрасов. Основные вехи биографии Н.А.Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Стр.181-190, вопр., стихотворение наизусть

43

А.А.Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета: «Учись у них: у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…»

Стр.192-199, вопр., стихотворение наизусть

44

А.Н.Островский. Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.

Стр.200-207, вопр.

45

Центральные образы пьесы «Снегурочка».

Стр.325-332, вопр.

46

Урок развития речи. В мире художественного слова пьесы «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Зад.стр.333

47

Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).

Стр.335-350, вопр.

48

Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Основные мотивы рассказа. Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Стр.351-363, вопр., заполнить таблицу сравнения, подг. к сочинению




49

Урок развития речи. Сочинение – рассуждение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

Дописать сочинение

Из литературы XX века

15 часов

50

М.Горький. Основные вехи биографии писателя. «Песня о Соколе». Специфика песни. Проблема цели и смысла жизни в произведении.

Часть 2. стр.6-9, вопр.,

стр.22-27, вопр.

51

М.Горький. «Макар Чудра». Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького.

Стр.9-22, вопр., зад.11 стр.22

52

В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».

Стр.31-40, зад.5 стр.41

53

Большие проблемы «маленьких людей» в рассказах Н.А.Тэффи «Свои и чужие», М.М.Зощенко «Счастливый случай», «Аристократка», «Обезьяний язык».

Стр.42-57, зад.12 стр.58

54

Б.Л.Пастернак. Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова…»: тема поэта и поэзии, труд и творчество, традиции и новаторство в раскрытии темы, целостная характеристика стихотворения.

Зап. в тетради

55

Д.Б.Кедрин. Краткие сведения о поэте. «Зодчие». Основные мотивы стихотворения. Художественная идея.

Стр.59-66, зад.стр.67

56

Н.А.Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н.Заболоцкого 50-60-х годов.

Стр.68-79, стихотворение наизусть

57

А.Грин. Основные вехи биографии. Сюжет и композиция повести «Алые паруса».

Зап. в тетр., пересказ по плану

58

Вопросы любви, добра и доброты в повести А.Грина «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Вопросы к дискуссии

59

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Стр.80-102, вопр.1 стр.103

60

Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Подготовить отзыв о рассказе, подг. к внеклассному чтению

61

Урок внеклассного чтения. Литературный вечер «Музы не молчали». А.А.Ахматова, Д.С.Самойлов, М.В.Исаковский, К.М.Симонов, Е.А.Евтушенко, Р.Г.Гамзатов и др.

Стихотворение наизусть

62

А.Т.Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского «За далью - даль». Россия на страницах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Стр.104-116, вопр.стр.127




63

В.Г.Распутин. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы В.Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

Стр.130-158, вопр.

64

«Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия.

Зад.стр.160-161

Из зарубежной

литературы

3 часа

65

У.Шекспир. Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Пересказ отрывка

66

М.Севантес. Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея произведения.

Ответ на вопр., подг. к внеклассному чтению

67

Урок внеклассного чтения. Э.Т.А. Гофман. Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Дж.Байрон. Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла. Дж.Байрон в России.

Подг. к обобщению

Обобщение

68

Повторительно-обобщающий урок «Литература и история». Рекомендация книг для летнего чтения.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «литература» для 10-11 классов (базовый уровень)
М.: «Мнемозина», 2006 в соответствии с требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год)
Рабочая программа по предмету «Литература» iconПримерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по предмету «Литература» iconКалендарно-тематический план по предмету Литература
По предмету Литература на 2010-2011 уч г на 20 20 уч г на 20 20 уч г. Составлен на основании рабочей программы, утвержденной предметной...
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень основного общего образования
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов на уровень основного общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» 8 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа По предмету: литература
Программа разработана на основе программы «Русская литература» для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией...
Рабочая программа по предмету «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),...
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» (8 класс)
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...
Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по учебному предмету литература

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск