Скачать 45.36 Kb.
|
СИНОНИМИЧНЫЕ МОТИВЫ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ А.В. Рафаева ИВГИ РГГУ, Москва anna_raf@mtu-net.ru 1. «Морфология сказки» В.Я. Проппа положила начало структурному исследованию сюжета волшебной сказки. Однако функции Проппа, как отмечают многие исследователи, являются слишком общим средством описания сюжета повествования, во многих случаях слишком грубым. Как представляется, изучение мотивов помогает лучше понять, в частности, специфику человеческого мышления и те механизмы, которые способствуют сохранению и воспроизведению традиционных фольклорных текстов. Заметим, кстати, что и сам В.Я. Пропп обратился к мотивам как основному средству анализа в других своих трудах, в частности, в монографии «Исторические корни волшебной сказки». 2. До сих пор в литературоведении и фольклористике не существует общепринятого определения мотива. Под мотивом может пониматься, к примеру, некоторый сюжет (герой побеждает дракона), персонаж (дракон), устойчивая характеристика персонажа (трехглавый дракон) и т.п. (см., к примеру, [Jason 2000, Силантьев 1999]) Все исследователи, однако, согласны, что мотив является а) устойчивой и б) достаточно сложно устроенной единицей. 3. Вслед за Е.М. Мелетинским будем понимать мотив как микросюжет, который может быть описан с помощью предикатно-актантной структуры ([Мелетинский 1979: 146]). При этом нас будут интересовать наиболее частые и типичные мотивы, который составляют основу сюжетов мировой литературы вообще и волшебной сказки в частности. Большая часть таких мотивов (Е.М. Мелетинский называет их архетипическими) выделена в работе [Мелетинский 1994]. «Думается, что взаимоотношение внутреннего мира человека и окружающей его среды в не меньшей мере составляет предмет мифологического, поэтического и т.п. воображения, чем соотношение сознательного и бессознательного начал в душе, <…> и что жизненный путь человека отражается в мифах и сказках в большей мере в плане соотношения личности и социума, чем в плане конфронтации или гармонизации сознательного и бессознательного. Другое дело – тут Юнг совершенно прав, – что бессознательный момент и глубины коллективно-бессознательного отражаются и в механизме и в объектах воображения» ([Мелетинский 1994: 7]). 4. Как указывали многие исследователи, сюжет волшебной сказки может, в частности, рассматриваться с точки зрения действие – результат действия. Эта закономерность проявляется как на уровне функций Проппа, так и на уровне мотивов. «Некоторые мотивы в силу указанного выше принципа "действие – противодействие" большей частью (особенно в сказке с ее обязательной сюжетной завершенностью) имеют тенденцию выступать парами, в виде двух антиномичных ходов. Кроме того, в рамках полного сюжета обычно имеется клубок мотивов, их пересечение и объединение» [Мелетинский 1994, с. 50 – 51]. Такие пары часто составляют мотивы бой – победа, заколдование – расколдование, попадание во власть сверхъестественного существа – спасение от сверхъестественного существа и другие. Однако, как известно, большое число сказочных завязок приводит к очень небольшому количеству окончаний сказки (чаще всего это вариации на тему награждения и свадьбы главного героя). Точно такое же явление можно наблюдать и в середине сказочного сюжета: следствием различных действия, как правило, является относительно небольшое число результатов. 5. Приведем пример. В сказочной традиции может быть расколдован (мотив расколдование) персонаж, который а) ранее был заколдован; б) убитый (спасение с помощью живой и мертвой воды); в) искалеченный; г) заснувший (богатырским сном или в результате колдовского вмешательства. Кроме того, в результате переоценки сказочных ценностей, мотивы д) чудесная жена и е) чудесное рождение стали порой пониматься как неблагоприятные, угрожающие привычному порядку вещей, что привело к тому, что персонажи, обладающие чудесными свойствами также стали рассматриваться как нуждающиеся в расколдовании. 6. Сказочные мотивы, приводящие, как правило, к одному результату, могут достаточно свободно заменять друг друга в различных вариантах сказок. Иными словами, такие мотивы, утратив, по словам Ю.М. Лотмана, "свою содержательность" ([Лотман 1999, с. 233]), выступают в качестве синонимичных или квазисинонимичных единиц. Точно так же могут заменять друг друга и даже образовывать последовательные ряды мотивы чудесное рождение, получение чудесного помощника и приобретение чудесного предмета. 7. Заметим, что мотивы, способные выступать в качестве синонимичных единиц, как правило, имеют свое, строго определенное место в сказочном сюжете. По этому признаку можно выделить следующие группы мотивов:
8. В настоящее время сказки уже не представляют собой продуктивный жанр: даже там, где сказки все еще рассказывают, новые варианты и сюжеты практически не появляются. В то же время ряд жанров современной массовой литературы и культуры успешно используют модели классической волшебной сказки, прежде всего, европейской. К таким жанрам можно отнести любовные романы, детективы, т.н. "мыльные оперы", ряд произведений фантастического жанра. Каждый из этих жанров эксплуатирует только часть возможностей классической европейской волшебной сказки. Таким образом, изучение того, какие именно архетипические мотивы и сюжетные схемы оказываются востребованы в массовой культуре и современном фольклоре, позволит определить, какие именно проблемы оказались наиболее значимыми для современного человека. Литература:
|
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Цели: показать особенности жанра волшебной сказки на примере «Царевны-лягушки»; показать характер отражения реальной жизни в волшебной... | Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Явная и неявная фантастика... ... | ||
Некоторые проблемы анализа символических структур в волшебной сказке В целях корректировки плановых объёмов программных мероприятий в 2013 г в связи с досрочным выполнением программных мероприятий по... | Уроки 19 26 Задание на дом. Пользуясь схемой структуры волшебной сказки (схему см в тетради №1– задание 9), выявить черты сходства и различия... | ||
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова Его поэзия хрестоматийна. Она часто издаётся, изучается учёными-литературоведами и заучивается учениками. Однако некоторые особенности... | Урок внеклассного чтения по сказке Сельмы Лагерлеф «Подменыш» Цели урока На уроках литературы мы с вами знакомились со сказками как русскими, так и зарубежными. А сегодня мы с вами поговорим об удивительной... | ||
«что я должен делать, чтобы сберечь лес» В школе проходил конкурс на лучший рисунок «осенние мотивы», а я решила сделать проект на эту тему, потому что у меня осталось много... | Реферат: Христианские мотивы в русских народных сказках Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере наиболее любимых мною произведений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Много внимания было уделено сказке «Бременские музыканты». Дети инсценировали диалоги, читали их по ролям. После этого ученикам 6... | Рабочая тетрадь по хореографии учении 1 класса Я фея Балетная туфелька. Я живу в волшебной стране Хореография. Все её жители очень хорошо танцуют | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Вера и Анфиса», «Вниз по волшебной реке» | Литература в 5 классе Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в... Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Некоторые особенности волшебной сказки на примере народной сказки «Гуси – лебеди» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Вспомнить особенности содержания и построения волшебной сказки через знакомство со сказкой «Несмеяна – царевна» | ||
Образовательная программа «волшебной музыки страна» Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование... | Мотивы научного исследования Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии |