Скачать 206.65 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления 032700.68 «Филология» Магистерская программа «Компаративистика: русская литература в кросс - культурной перспективе». Авторы программы: Вдовин Алексей Владимирович, PhD, доцент факультета филологии avdovin@hse.ru Земскова Елена Евгеньевна, к. филол. н, доцент факультета филологии ezemskova@hse.ru Лямина Екатерина Эдуардовна, к.филол. н., профессор факультета филологии eliamina@hse.ru Одобрена на рабочем совещании профессорско-преподавательского состава направления «Филология» факультета филологии НИУ ВШЭ Председатель А.Л. Осповат Рекомендована секцией УМС по лингвистике, филологии и журналистике НИУ ВШЭ Председатель К.М. Поливанов Утверждена УС факультета филологии Ученый секретарь [Е.А. Никишина] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.68 «Филология», изучающих адаптационную дисциплину «Академическое письмо (русский язык)». Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» являются:
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина является адаптационной, обеспечивающей пропедевтическую подготовку филолога. Изучение данной дисциплины проходит на первом курсе и не подразумевает наличия у студентов базовых знаний и навыков, приобретенных во время обучения в университете. Основные положения дисциплины используется при одновременном изучении следующих дисциплин:
5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
Сформированность компетенций оценивается исходя из оценки письменных работ в конкретных жанрах академического письма, домашних и классных письменных заданий, участия в коллективных обсуждениях на практических занятиях.
Общие критерии Соответствие жанру; Наличие четкой структуры текста и логики изложения; Доказательность аргументации; Оригинальность (в случае эссе, рецензий, некоторых видов реферата); Стилистическая выдержанность текста; Соответствие правилам оформления; Соответствие заданным параметрам объема текста; Отсутствие грамматических ошибок. Критерии оценки по жанрам Эссе
Аннотация научной статьи
Реферат научной статьи
Рецензия на научную монографию
Редактирование
Библиографические задание
Наличие четкой структуры выступления и логики изложения; Доказательность аргументации; Оригинальность; Стилистическая выдержанность устной речи; Владение нормами академического этикета. 7 Содержание дисциплины Раздел 1. Эссе как академический и литературный жанр Эссе в англо-американской академической традиции. Основные принципы создания эссе, логика изложения в эссе. Тезис, его доказательство, антитезис, примеры, вывод. Отличие эссеистики от научных филологических текстов и близость двух этих типов письма. Филологическая запись, граничащая с эссеистикой. Опубликованные записи: Л.Я. Гинзбург, М.Л. Гаспаров. Раздел 2. Работа с научными текстами: реферирование Стилистика научного текста. Филология между литературой и наукой. Доказательность в литературоведении. Механизмы формирования убедительной авторской позиции. Типы рефератов в зависимости от цели реферирования. Выделение основного тезиса научного сочинения, передача авторской логики доказательства. Передача «чужого слова» в реферате: цитирование, изложение, обобщение, контекстуализация. Раздел 3. Работа с научными текстами: аннотирование Виды аннотаций книг и статей в зависимости от типа издания и его адресации. Аннотация как часть библиографического описания книги. Аннотированные библиографии и каталоги. Сведения о научном тексте, включаемые в аннотацию. Роль аннотирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования. Раздел 4. Основы библиографии: ссылки, описание Основные принципы библиографирования. Полное библиографическое описание по ГОСТ и в современной издательской практике. Библиографические сноски в научных сочинениях. Принцип лаконизма при составлении сносок. Правила библиографирования электронных документов. Раздел 5. Рецензия на научное издание Рецензия как жанр. Адресация рецензий, типы изданий, публикующие рецензии. Информативная и оценочная части рецензии: основные принципы. Раздел 6. Редактирование академического текста Основные цели и задачи редакторской работы. Этапы редакторской работы с текстом: от анализа текста как целого к правке отдельных элементов. Типы ошибок, способы их выявления и правки. 8 Образовательные технологии Количество студентов в академической группе для изучения данной дисциплины не может превышать 15 человек. В рамках изучения курса студенты пишут 4-6 письменных работ в течение модуля. Преподаватель проверяет каждую работу, письменно комментируя ошибки и недочеты. Последовательность освоения новой темы:
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы «Компаративистика: русская литература в кросс - культурной перспективе» и при изучении данной дисциплины составляет 40% аудиторных занятий.
А. Примерный перечень тематических полей для эссе. Конкретная тема формулируется студентом.
Б. Выборочный список текстов для конспектирования, реферирования, аннотирования (тексты выбираются преподавателем) Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. М., 1997. С. 21-32. Лотман Ю. М. Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе // Временник Пушкинской комиссии, 1979 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1982. С. 15—27. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. С. 306—326. Электронная версия: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/ein-306/eih-306-.htm Проскурин О.А. У истоков мифа о «новом слоге». Кого и зачем цитировал адмирал Шишков в «Рассуждении о старом и новом слоге Российского языка» // Проскурин О.А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. М.: ОГИ, 2000. С. 19-47. Тименчик Р.Д. Руки брадобрея // Тименчик Р.Д. Что вдруг: статьи о русской литературе прошлого века. Иерусалим: Москва, 2008. С. 516 – 550. Чудакова М.О. Три «советских» нобелевских лауреата // Чудакова М.О. Новые работы: 2003 – 2006. М.: Время, 2007. С. 193 – 204. В. Примеры заданий на редактирование научного текста
Это не только бесценный источник для изучения пушкинского художественного мышления, но и кладезь сведений для простых читателей, увлекающихся творчеством великого русского поэта.
Читателю зачастую трудно увидеть самое главное и вникнуть в истинную суть произведения.
А. Автор раскрывает суть этого конфликта и показывает читателям, в чем же на самом деле он заключался. Б. Автор раскрывает суть этого конфликта. В. Автор показывает читателям, в чем на самом деле заключался конфликт.
Уподобляя сочинение живому существу, он говорит о необходимости стройного порядка, в котором будут изложены мысли, каждая из которых должна занять свое место в общей системе.
Научный труд будет полезен учёным гуманитарных наук, а также любителям творчества Н.В. Гоголя.
Филолог может ошибочно воспринимать одно произведение подтекстом другого.
Аннотация к статье Лотмана Ю.М. « Почему море в мужском роде?» Это статья была опубликована в середине семидесятых годов двадцатого века, что соответствует периоду глубокого изучения Лотманом семиотики, что отразилось в работе. Автор в своей работе исследует проблему, заявленную вначале, с нескольких сторон: помимо грамматики, ученый выделяет подтексты, а именно картина фламандского художника Рубенса «Союз земли и воды», являющейся аллегорией на миф о Нептуне, который по-разному интерпретировался в мировой культуре. Также, помимо полотна и разбираемого произведения, необходимо изучить творение «К Вяземскому», чтобы расшифровать общий семантический код, заложенный не только в «Море». Столкновение поэтического кода с образами изобразительного искусства приводит к изменению грамматических категорий, впоследствии чего происходит сдвиг. Статья Лотмана будет интересно людям, интересующимся мифологией, живописью и литературой. Г. Библиографические задания
Лотман Ю М «Почему море в мужском роде?» Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990 «Евгений Онегин»: Комментарий СПб. Искусство-СПБ 1995 С 342—346
Тынянов Ю. Н., о композиции «Евгения Онегина» / Ю. Н., Тынянов, Поэтика. История литературы. Кино: М., Наука. 1977. — С, 52—77.
Зорин А Л Еще раз о «Дневнике одной недели» А.Н. Радищева: датировка, жанр, биографическая проблематика Новое литературное обозрение 2012 № 113 С 123-146
Лотман Ю. М. Примечания Карамзин Н.М. Письма русского путешественника Изд. подгот. Ю.М. Лотман Н.А. Марченко Б.А. Успенский Л. Наука 1984 Лит. Памятники / АН СССР. Д. Тестирование остаточных знаний – небольшие задания на занятии Тема: Жанры академического письма
Сентиментальной повести до сих пор не везло. Литературоведов сравнительно редко привлекали любовные перипетии Евгения и Юлии, Гервея и Амалии, Петра и Параши, страдания прекрасной Татьяны, бедной Хлои или чистосердечной Леонтины. Автору новейшего исследования на эту тему, молодой варшавской славистке Магдалене Домбровской, пришлось проделать огромную работу: с одной стороны, всесторонне описать главные аспекты поэтики русской сентиментальной повести, а с другой — всерьез заняться классификацией весьма разнородного материала.
В своей работе мы опираемся на авторитетные исследования поэтики А.А. Фета, предпринятые Б.Я. Бухштабом, Л.М. Лотман, М.Л. Гаспаровым, Э. Кленин, Л.Л. Пильд и др. Наиболее важными являются для нас введенные Гаспаровым понятия интериоризации и безглагольности как ключевых черт поэтики лирических текстов Фета. Однако я совершенно не согласна с одним тезисом Гаспарова, который ну никак не использовал в своей работе мотивный анализ. Тут, впрочем, не место входить в полемику, оставлю ее до другого раза, потому что служенье муз не терпит суеты…
Книга профессора Лондонского колледжа моды Элизабет Уилсон по праву считается первопроходческой среди исследований, посвященных формированию моды в западном обществе как особого культурного института и как эстетического средства для выражения идей, желаний и убеждений, циркулирующих в обществе. Отдельные главы книги посвящены истории модной индустрии, конструкциям женственности и мужественности в западной культуре, эротическим аспектам моды, моде и городской жизни, моде и массовой культуре, а также альтернативным стилям. 10 Порядок формирования оценок по дисциплине Оценка по дисциплине «Академическое письмо» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38). Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность в дискуссиях, правильность ответов на вопросы. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, включающую письменные работы в указанных жанрах и другие работы. Каждая самостоятельная письменная работа оценивается отдельной оценкой по 10-ти балльной шкале. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = 0,4·Оауд. + 0,3·Оконтр+ 0,3·Осамост Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,3·Озачет + 0,7·Онакопленная На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.2 Основная литература
11.4 Справочники, словари, энциклопедии
11.5 Программные средства Для представления учебного материала используются презентации Microsoft Power Point. Письменные самостоятельные работы студентов выполняются в текстовом редакторе Microsoft Word и высылаются преподавателю на адрес корпоративной почты. 12. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля аудиторных занятий необходим компьютер с выходом в интернет и проектор. |
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа дисциплины «Академическое письмо (немецкий язык)» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.... | Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. III.» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (французский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. I.» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (итальянский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |