Скачать 199.68 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» (Часть I. Введение в филологию. Часть II: академическое письмо) для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра Авторы программы: Земскова Елена Евгеньевна, к. филол. н, доцент факультета филологии Козлов С.Л., к. филол. н., профессор факультета филологии Лямина Екатерина Эдуардовна, к. филол. н., профессор факультета филологии Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 200 г Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия] Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 200 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________200 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», изучающих дисциплину «Академическое письмо». Программа разработана в соответствии с:
1Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Академическое письмо» являются усвоение базовых принципов и приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских. 2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
3Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих пропедевтическую подготовку филолога. Изучение данной дисциплины начинается с первого курса и не подразумевает наличия у студентов базовых знаний и навыков, приобретенных во время обучения в университете. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
4Тематический план учебной дисциплины
5Формы контроля знаний студентов
Для текущего контроля указано количество работ соответствующего типа в каждом модуле 5.1Критерии оценки знаний, навыковКритерии оценки письменных работ Соответствие жанру; Наличие четкой структуры текста и логики изложения; Доказательность аргументации; Оригинальность (в случае эссе, рецензий, некоторых видов реферата); Стилистическая выдержанность текста; Соответствие правилам оформления; Соответствие заданным параметрам объема текста; Отсуствие грамматических ошибок. Критерии оценки устных выступлений и участия в дискуссии Соответствие жанру (доклад, выступление в дискуссии, реплика). Наличие четкой структуры выступления и логики изложения; Доказательность аргументации; Оригинальность; Стилистическая выдержанность устной речи; Владение нормами академического этикета. 6Содержание дисциплиныРаздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.
Необходимость конспектирования прочитанной научной литературы в современных условиях, позволяющих регулярно обращаться к источнику. Основные принципы конспектирования: лаконизм, структурирование, цитирование. Типы конспектов в зависимости от цели их создания. Роль конспектирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования. Изучению раздела посвящается по 2 аудиторных часа в первом и третьем модуле. В рамках самостоятельной работы студенты составляют конспекты двух научных статей по выбору преподавателя. Типичные ошибки, допущенные при конспектировании, разбираются на занятиях.
7Образовательные технологииКоличество студентов в академической группе для изучения данной дисциплины не может превышать 15 человек. В рамках изучения курса студенты пишут 4-6 письменных работ в течение каждого модуля. Преподаватель проверяет каждую работу, письменно комментируя ошибки и недочеты. На занятиях проходит коллективное обсуждение, студенты делают сообщения и доклады, участвуют в дискуссии. 7.1Тематика заданий текущего контроляПримерные вопросы/ задания для контрольной работы по разделу «Введение в филологию» 1. Три способа оправдания филологии. 2. Эрнест Ренан: жизнь, творчество, мировоззрение. 3. Апология филологии у Ренана. 4. Понятие критики и виды критики. 5. Духовная сущность феномена Нового времени. 6. Кондорсе и его концепция истории человеческого разума. 7. Философский аспект деятельности Галилея. 8. Декартовское "мыслю, следовательно, существую": контекст и смысл. 9. Два вида значения и два типа словарей. 10. Филологический аспект ренессансного гуманизма. Франческо Петрарка. 11. Филологический аспект ренессансного гуманизма. Лоренцо Валла. 12. Филологический аспект Реформации 13. Филологический аспект деятельности бенедиктинской конгрегации Св. Мавра. Жан Мабильон. 14. Филология и литературоведение. Критика литературоведения у С.И. Соболевского. 15. Филология и литературоведение. Принцип оценочности в филологии и в литературоведении. 16. Филология как изучение языка по Винокуру. 17. Филология как обработка текста: изложение тезисов Винокура. Почему Винокур называет критику текста "обработкой текста"? 18. Филология как история национальной культуры. 19. Исторические корни филологии по Винокуру. 20. Кризис филологической традиции по Винокуру. 21. Ф.-А. Вольф и его концепция филологии. 22. А. Бёк и его концепция филологии. 23. Ф.Ф. Зелинский и его концепция филологии. 24. Общее определение филологии у Винокура. 25. Филология и исторические науки по Винокуру. 26. Филология как момент в научной работе. 27. Филология и языковедение по Винокуру. 28. Циклизация филологических наук по Винокуру. Примерный перечень тематических полей для эссе. Конкретная тема формулируется студентом.
Примерный список текстов для конспектирования, реферирования, аннотирования (тексты выбираются преподавателем) Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. М., 1997. С. 21-32. Лотман Ю. М. Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе // Временник Пушкинской комиссии, 1979 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1982. С. 15—27. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. С. 306—326. Электронная версия: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/ein-306/eih-306-.htm Проскурин О.А. У истоков мифа о «новом слоге». Кого и зачем цитировал адмирал Шишков в «Рассуждении о старом и новом слоге Российского языка» // Проскурин О.А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. М.: ОГИ, 2000. С. 19-47. Тименчик Р.Д. Руки брадобрея // Тименчик Р.Д. Что вдруг: статьи о русской литературе прошлого века. Иерусалим: Москва, 2008. С. 516 – 550. Чудакова М.О. Три «советских» нобелевских лауреата // Чудакова М.О. Новые работы: 2003 – 2006. М.: Время, 2007. С. 193 – 204. 8Порядок формирования оценок по дисциплинеОценка за промежуточный и итоговый контроль включает в себя оценку за текущий контроль и оценку работы над итоговым заданием. Текущий контроль Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность в дискуссиях, правильность ответов на вопросы. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, включающую письменные работы в указанных жанрах и другие работы. Каждая самостоятельная письменная работа оценивается отдельной оценкой по 10-ти балльной шкале. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Первый модуль: Отекущий = 0,1·Оауд. + 0,1·Оконспект+ 0,1·Оаннотац.1 + 0,2·Ореф + 0,2·Оаннотац.2 + 0,3·Ок/р ; Второй и последующий модули: Отекущий = 0,2·Оауд. + 0,2·Описьм. раб.+ 0,2·Описьм.раб.. + 0,2·Описьм.раб + 0,2·Описьм. раб/устн. сообщение. Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета и выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Опромежуточный = 0,3·Озачет + 0,7·Отекущий Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,3·Оэкзамен + 0,7·Отекущий На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: Одисциплина = 0,2·Опромежуточный + 0,8·Оитоговый 9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины9.1Базовый учебникВинокур Г.О. Введение в изучение филологических наук / Сост. и сопроводительные статьи С. И. Гиндина. М.: Лабиринт, 2000. Электронную версию (в формате djvu) можно скачать по адресу: http://www.twirpx.com/file/239129/ 9.2Основная литератураАверинцев С.С. Похвальное слово филологии // Юность. 1969. № 1. С. 98-102. Электронная версия: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/pohv_sl.php http://caute.net.ru/ilyenkov/texts/rec/aver.html Гаспаров М.Л. Критика как самоцель // Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М.: НЛО, 2000. С. 109-112. [НЛО. № 6 (1994). С. 6-9. Гаспаров М.Л. Примечание псевдофилософское // Записи и выписки. С. 100-102. [НЛО. № 17 (1996). С. 79-82]. Гаспаров М.Л. Филология как нравственность // Записи и выписки. С. 98-100. [Литературное обозрение. 1979. № 10. С. 26-27] Лотман Ю.М. Этот трудный текст… // Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб.: Искусство-СПБ, 2005. С. 105-107. Жолковский А. Эссе // Иностранная литература. 2008. №12. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/inostran/2008/12/zhz10.html#_ftn7 . . 9.3Дополнительная литератураБерков П.Н. Библиографическая эвристика: (К теории и методике библиографических разысканий). М.: Изд-во Всес. кн. палаты, 1960. 173 с Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого исследования: Источниковедение. Библиография. Разыскание. Л.: Учпедгиз, 1955. 154 с. Гаспаров М.Л. Записи и выписки. М.: НЛО, 2000 Гинзбург Л.Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб: Искусство-СПБ, 2002. Графтон Э. От полигистора к филологу // НЛО. № 82 (2006). С. 59-92. Кобрин К. К истории датировок // НЛО. № 64 (2003). С. 243-250. Мост Г.У. Век столкновений: как немецкие антиковеды XIX столетия упорядочивали свои дебаты // НЛО. № 96 (2009). С. 17-27. Россиус А. Еще раз о гомеровском вопросе и о рождении филологического метода // НЛО. № 73 (2005). С. 182-186. Тернер Р. С. Историзм, критический метод и прусская профессура // НЛО. № 82 (2006). С. 32-58. Тротман-Валлер С. Филология вещей или филология слов? История одного спора и его сегодняшние продолжения // НЛО. № 96 (2009). С. 28-41. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. СПб.: Симпозиум, 2004. Эспань М. Межкультурная история филологии // НЛО. № 82 (2006). С. 13-31. 9.4Справочники, словари, энциклопедииГОСТ 7.1–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.0.5 – 2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. 9.5Программные средстваПисьменные самостоятельные работы студентов выполняются в текстовом редакторе Microsoft Word и высылаются преподавателю на адрес корпоративной почты. 10Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля аудиторных занятий необходим компьютер с выходом в интернет и проектор. |
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа дисциплины «Академическое письмо (немецкий язык)» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.... | Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. III.» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (французский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. I.» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (итальянский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |