Русский язык Учебное пособие





НазваниеРусский язык Учебное пособие
страница1/23
Дата публикации04.11.2014
Размер1.35 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Е. В. Азарова, М. Н. Никонова


Русский язык
Учебное пособие


Омск 2005

УДК 82.085:808.2(075)

Ббк 81.2-5я73

А 35

Рецензенты:
М. А. Булавина, канд. филол. наук, зав. кафедрой русского и иностранных языков ООИПКРО;

Ю. Д. Коваленко, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры стилистики ОмГУ

Азарова Е. В., Никонова М. Н.

А 35 Русский язык: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80 с.

Настоящее пособие является второй частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология, русский язык, культура речи» и предназначено для студентов всех специальностей дистанционной формы обучения. Пособие направлено на создание у студентов представления о русском национальном языке как системе и закрепление умений и навыков грамотного письма.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета







УДК 82.085:808.2(075)

ББК 81.2-5я73

© Е. В. Азарова, М. Н. Никонова,

2005

© Омский государственный

технический университет, 2005

ПРЕДИСЛОВИЕ




Пособие является второй частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология, русский язык, культура речи». Цель пособия – помочь студентам нефилологических специальностей в освоении курса русского языка, систематизировать знания по теории языка и русской языковой системе, полученные ими в школе, а также расширить их представления о языке в целом как системе и русском языке в частности.

Пособие включает три раздела:

1. Сущность языка.

2. Русская языковая система.

3. Текст.

В конце пособия приводятся вопросы к зачету.

Каждый из разделов состоит из теоретического материала, списка рекомендованной для самостоятельного прочтения литературы, вопросов для повторения, упражнений и тестовых заданий. Во втором разделе пособия представлен практикум, который включает в себя упражнения и задания на наиболее сложные и частотные орфограммы и пунктограммы, что позволяет закрепить навык грамотного письма.

Вопросы для повторения могут использоваться как студентами для самоконтроля, так и преподавателями для итогового контроля знаний студентов. Авторы настоящего учебного пособия не находят необходимым представлять список итоговых контрольных вопросов по курсу, поскольку данное пособие не охватывает всего объема учебного материала дисциплины, а рассматривает только одну ее часть «Русский язык».

Упражнения и тестовые задания студентам рекомендуется выполнять в отдельных тетрадях или в электронном варианте (в зависимости от требований преподавателя и технических возможностей кафедры) и сдавать для проверки преподавателю, который может варьировать задания, используя их в качестве самостоятельных и контрольных работ, или, составляя на основе предложенных свои, намечать для каждого студента индивидуальный путь изучения материала и контроля его усвоения.

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА



    1. Языкознание как наука



Наука о языке называется языкознанием (или лингвистикой). Оно тесно связано со многими другими науками, например, с историей и археологией: при изучении истории языка лингвист использует данные историков и археологов об уровне материальной и духовной культуры народа в тот или иной период развития. В свою очередь историки и археологи пользуются материалами языковедческих работ для уточнения результатов собственных исследований. Пример совместного труда археологов и языковедов – открытие в 50-х гг. прошлого столетия новгородских берестяных грамот, проливших новый свет на историю русского народа и на ранний период развития русского языка.

Языкознание связано с этнографией: изучение этнических особенностей тех или иных народов, различных процессов, сопровождающих расселение и перемешивание наций и народностей, невозможно без внимания к языковым явлениям (таким, как смешение языков, заимствование и т. д.).

Языкознание связано с психологией: реальное использование языка людьми, особенности повседневно звучащей речи нельзя изучать без учета психологии тех, кто пользуется языком.

Современное языкознание связано и с рядом других наук: с логикой, математикой, антропологией, нейрологией (наукой о мозге) и др. Взаимодействие различных наук бывает при этом столь интенсивным, что на их стыке образуются новые научные дисциплины. Таковы, например, появившиеся в середине XX в. математическая лингвистика, социо- и психолингвистика, нейролингвистика.

Лингвистические теории прошлого нередко руководствовались идеалистическими представлениями о природе языка. Так В. Гумбольдт считал, что «язык есть орган внутреннего бытия, само это бытие, находящееся в процессе внутреннего самопознания и проявления... Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух...»1. При таком взгляде на язык утрачивается социальная сущность языка, его свойства как средства общения между людьми. Тогда как в настоящее время общеизвестно и общепризнано, что язык есть явление социальное.

Сегодня лингвистика определяет происхождение, сущность, функции языка, исходя из материалистического понимания его природы: трактовка языка как социального явления обусловливает принципы его классификации, понимание организации языковых уровней, выявление связи языка с историей, культурой и обществом, изучение природы языкового знака и его соотнесенности с внеязыковой действительностью. Эти вопросы рассматриваются в рамках одного из разделов науки о языке – общего языкознания (или внешней лингвистики). Другой раздел – частное языкознание (или внутренняя лингвистика) – обращен к изучению отдельных языков (например, русского, английского, китайского и др.) или группы родственных языков (например, славянских, романских и др.). Частное языкознание может быть описательным (синхронным), т. е. рассматривающим факты языка в какой-либо один момент его истории (причем не только современный, но и взятый в каком-либо ином временном отрезке) или историческим, прослеживающим развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени. К историческому (диахронному) языкознанию относится и сравнительно-историческое (компаративное) языкознание, основанное на сравнении современных языков, выявлении общих элементов и обращенное к изучению исторического прошлого языков, установлению языкового родства.

Таким образом, разделами языкознания являются общее языкознание, частное языкознание и сравнительно-историческое языкознание.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский язык Учебное пособие iconУчебное пособие по русскому языку и культуре речи составлено в соответствии...
Л. А. Юдашкина. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения [Текст]. Тюмень: «Тюменская...
Русский язык Учебное пособие iconПрограмма зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Русский язык Учебное пособие iconАкадемия
Лукьянова Л. В. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для практических занятий. Спб.: Спбглта, 2008. 95 с
Русский язык Учебное пособие iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Русский язык Учебное пособие iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык
Русский язык Учебное пособие iconСправочник школьника. Русский язык. 5-11 классы
Электронное учебное издание. Русский язык. 7 класс. К учебнику под редакцией М. М. Разумовской
Русский язык Учебное пособие iconБалыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного...
Издание подготовлено при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка...
Русский язык Учебное пособие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие: «Русский язык» С. В. Иванов – 1 класс умк «Начальная школа XXI века»
Русский язык Учебное пособие iconМетодика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя...
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Русский язык Учебное пособие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2009
Русский язык Учебное пособие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие для учащихся: «Русский язык 6 класс». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Москва, «Просвещение», 2000...
Русский язык Учебное пособие iconРусский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие
...
Русский язык Учебное пособие iconПрохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие
Сухарева, Л. И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10 – 11 классы: учебно-методический комплект / Л. И. Сухарева. – М.:...
Русский язык Учебное пособие iconУчебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов...
И. М. Волчкова, канд филол н., доцент кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики УрГУ
Русский язык Учебное пособие iconУчебное пособие «Английский язык. 8 класс» авторов Л. М. Лапицкой,...
Учебное пособие «Английский язык. 8 класс» авторов Л. М. Лапицкой, Н. В. Демченко и др
Русский язык Учебное пособие iconСовременный русский язык
Н 63 Современный русский язык: учеб пособие / М. Н. Никонова. – Омск: Изд-во Омгту, 2008. – 164 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск