Академия





НазваниеАкадемия
страница1/11
Дата публикации11.11.2014
Размер1.23 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

Л.В. ЛУКЬЯНОВА, кандидат филологических наук, доцент
Русский язык и культура речи:

учебное пособие

для практических занятий

Санкт-Петербург

2008

Рассмотрено и рекомендовано к изданию

учебно-методической комиссией гуманитарного факультета.

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии

14 октября 2008 г

Автор

Л.В. Лукьянова, доцент, кандидат филологических наук

Р е ц е н з е н т ы:

доктор филологических наук, профессор

кафедры русского языка Т.С. Садова

(Санкт-Петербургский государственный университет)

кандидат филологических наук, доцент

кафедры культурологи и русского языка Г.Ю. Смирнова

(Северо-Западной академии государственной службы)
доцент кафедры русского языка и педагогики Г.А. Котляревская,

старший преподаватель кафедры русского языка и педагогики О.А. Щербак

(Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия)
Лукьянова Л.В. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для практических занятий. СПб.: СПбГЛТА, 2008. 95 с

Представлено кафедрой русского языка и педагогики.

Пособие представляет собой систему аудиторных, внеаудиторных и контрольных (аттестационных) работ по дисциплине «Русский язык и культура речи». Творческие задания способствуют развитию языковой, культурной и коммуникационной компетенций, помогают в решении учебно-профессиональных и общекультурных задач, стоящих перед студентами технического вуза.

Пособие предназначено для студентов дневной формы обучения Лесотехнической академии.

Пояснительная записка



Курс «Русский язык и культура речи» является одним из важнейших федеральных компонентов гуманитарного цикла дисциплин, изучаемых студентами технического вуза.

Однако, несмотря на то, что в последние годы появилось большое количество учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи, все же практика преподавания родного языка (особенно в техническом вузе) продолжает отставать от современной теории и требует значительных изменений. Не менее важно и другое: у многих молодых людей, студентов технического вуза, еще в школьные годы сложилось превратное представление о целесообразности изучения русского языка, создающее психологические барьеры в обучении. Все это, безусловно, следует учесть в формировании недогматического, личностно ориентированного подхода в процессе обучения.

В сложившейся ситуации, думается, главной целью преподавания русского языка и культуры речи в вузе должно стать формирование мыслящей развивающейся языковой личности. Достижению этой цели и призвано послужить данное пособие.

Движение к поставленной цели возможно через развитие «чувства слова» говорящего, расширение словарного запаса и общекультурной языковой базы, преодоление безответственного (автоматического) использования слова, соотнесение языковых единиц во временном и межъязыковом планах, – то есть вследствие таких видов творческих работ, которые позволят изучающим осмыслить своеобразие русского языка как особой ментальной системы. От понимания слова, его многогранности, следует двигаться к постижению текста, в его письменной и устной разновидностях, учиться вдумчивому чтению и слушанию, продуктивному (в соответствии с поставленной целью) порождению собственных (самостоятельных) текстов.

Работа над формированием сознательного отношения к различным видам речевой деятельности должна учитывать и специфику профессиональной подготовки будущих специалистов, их потенциальные социальные и общекультурные потребности, однако не может (и не должна) научить всему, что необходимо современной языковой личности. Главное – создать условия для сознательного отношения к различным видам речевой деятельности, помочь студенту осмыслить свои языковые и коммуникативные проблемы, наметить пути их возможного разрешения.

Представленная концепция дисциплины «Русский язык и культура речи» определяет строение (структуру) курса и объем входящих в него частей.

В предлагаемом пособии представлены системы практических заданий, разделенные на три блока (модуля), каждый из которых завершается итоговой аттестационной работой. Объем каждой части ориентирован на 10 часов, но может варьироваться в зависимости от общего количества аудиторных часов и от степени подготовленности конкретной аудитории. Система предложенных заданий, с одной стороны, подчинена выполнению конкретных (частных) задач темы, а с другой, – служит реализации общих целей курса.

В процессе работы предполагается решить следующие задачи:

Модуль I. Слово

- расширить представления о значении слова (исконного и заимствованного), его функционировании на диахронном и синхронном уровнях языка; уделить особое внимание ключевым словам русского языка, отражающим специфическое для русской культуры мировосприятие;

- обогатить словарный запас и языковой кругозор, в том числе и национальными прецедентными феноменами: именами, текстами, ситуациями, знакомыми среднему носителю данного языка и определяющими единство языкового сообщества;

- сформировать системные представления о развитии языка, особенностях его современного функционирования;

- закрепить устойчивые умения и навыки работы с ортологическими словарями для обеспечения общих и индивидуальных потребностей языковой личности;

- расширить знания русского речевого этикета, побудить необходимость его регулярного применения (данная задача является сквозной для курса);

Модуль II. Текст (письменный)

- повысить общий уровень восприятия письменного текста, развить умения декодировать тексты различных функционально-смысловых типов речи, различных функциональных стилей;

- сформировать умения не только воспринимать и анализировать различные тексты, но и создавать удовлетворяющие различным учебным целям вторичные тексты, составлять документы официально-делового характера;

- научить оценивать качество прочитанных текстов, отработать приемы корректирования текста (или его части) в соответствии с необходимыми нормативными требованиями;

Модуль III. Текст (устный)

- закрепить системные знания качеств хорошей речи, убедить в необходимости следования им в практике речевого общения;

- сформировать представления о традиционном и современном ораторском искусстве;

- развить представления о средствах языковой выразительности, специальных приемах и способах изложения материала, используемых в различных по цели публичных выступлениях;

- закрепить в практике публичной речи разнообразный арсенал используемых средств, способствовать формированию критической оценки и самооценки речи на основе корректного анализа уровня притязаний языковой личности.

Совокупное решение указанных задач будет способствовать повышению языковой, культурной и коммуникативной компетенции студента, а следовательно, вести к достижению главной цели в изучении «Русского языка и культуры речи».

Задания, представленные в пособии, рассчитаны на аудиторную и внеаудиторную работу, снабжены условными обозначениями и рекомендациями, способствующими наиболее продуктивному результату.


Условные обозначения


З



домашние

А

С

самостоятельные

Д

*

повышенной сложности

А

+

по выбору студента

Н

۩

коллективные (итоговые), выполняемые под руководством преподавателя

И



для малых групп

Я



игровые



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Академия icon«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» (Академия вэгу)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Академия iconТехнологии обработки документов
Ф. М. Шакирова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу). – Уфа, 2010. – 132 с
Академия icon"Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия"
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Академия iconРоссийской Федерации «Об образовании»
«Об организации и порядке подготовки преподавателей, осуществляющих обучение аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия...
Академия iconСоциальная экология
Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая...
Академия iconКарта профессионального роста педагога
«Иркутская государственная сельскохозяйственная академия», по специальности «Биология» квалификация биолог; 2011 год «Восточно-Сибирская...
Академия iconНижегородская академия
Нижегородской академии мвд россии: Учебно-методическое пособие /С. Ю. Журавлев, С. Н. Головко – Н. Новгород: Нижегородская академия...
Академия iconРоссийская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия
На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж...
Академия iconНижегородская академия
Методические рекомендации по подготовке рефератов для сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение...
Академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Методология исторической науки стран Европы и Америки», является дисциплиной специализации по подготовке специалистов...
Академия iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации Государственный...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Академия iconПрофессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная...
Дисциплина «Криминалистика» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке специалистов...
Академия iconБгпу им. М. Акмуллы малая академия наук
Малая академия наук школьников при бгпу им. М. Акмуллы объявляет набор учащихся на 2009-2010 учебный год
Академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Ее изучение поможет студентам войти в прекрасный мир искусства, обогатит их эмоциональный опыт, позволит развить и реализовать свои...
Академия iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная...
Академия iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение о клинической интернатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск