Скачать 1.23 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Л.В. ЛУКЬЯНОВА, кандидат филологических наук, доцент Русский язык и культура речи: учебное пособие для практических занятий Санкт-Петербург 2008 Рассмотрено и рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией гуманитарного факультета. Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии 14 октября 2008 г Автор Л.В. Лукьянова, доцент, кандидат филологических наук Р е ц е н з е н т ы: доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Т.С. Садова (Санкт-Петербургский государственный университет) кандидат филологических наук, доцент кафедры культурологи и русского языка Г.Ю. Смирнова (Северо-Западной академии государственной службы) доцент кафедры русского языка и педагогики Г.А. Котляревская, старший преподаватель кафедры русского языка и педагогики О.А. Щербак (Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия) Лукьянова Л.В. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для практических занятий. СПб.: СПбГЛТА, 2008. 95 с Представлено кафедрой русского языка и педагогики. Пособие представляет собой систему аудиторных, внеаудиторных и контрольных (аттестационных) работ по дисциплине «Русский язык и культура речи». Творческие задания способствуют развитию языковой, культурной и коммуникационной компетенций, помогают в решении учебно-профессиональных и общекультурных задач, стоящих перед студентами технического вуза. Пособие предназначено для студентов дневной формы обучения Лесотехнической академии. Пояснительная запискаКурс «Русский язык и культура речи» является одним из важнейших федеральных компонентов гуманитарного цикла дисциплин, изучаемых студентами технического вуза. Однако, несмотря на то, что в последние годы появилось большое количество учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи, все же практика преподавания родного языка (особенно в техническом вузе) продолжает отставать от современной теории и требует значительных изменений. Не менее важно и другое: у многих молодых людей, студентов технического вуза, еще в школьные годы сложилось превратное представление о целесообразности изучения русского языка, создающее психологические барьеры в обучении. Все это, безусловно, следует учесть в формировании недогматического, личностно ориентированного подхода в процессе обучения. В сложившейся ситуации, думается, главной целью преподавания русского языка и культуры речи в вузе должно стать формирование мыслящей развивающейся языковой личности. Достижению этой цели и призвано послужить данное пособие. Движение к поставленной цели возможно через развитие «чувства слова» говорящего, расширение словарного запаса и общекультурной языковой базы, преодоление безответственного (автоматического) использования слова, соотнесение языковых единиц во временном и межъязыковом планах, – то есть вследствие таких видов творческих работ, которые позволят изучающим осмыслить своеобразие русского языка как особой ментальной системы. От понимания слова, его многогранности, следует двигаться к постижению текста, в его письменной и устной разновидностях, учиться вдумчивому чтению и слушанию, продуктивному (в соответствии с поставленной целью) порождению собственных (самостоятельных) текстов. Работа над формированием сознательного отношения к различным видам речевой деятельности должна учитывать и специфику профессиональной подготовки будущих специалистов, их потенциальные социальные и общекультурные потребности, однако не может (и не должна) научить всему, что необходимо современной языковой личности. Главное – создать условия для сознательного отношения к различным видам речевой деятельности, помочь студенту осмыслить свои языковые и коммуникативные проблемы, наметить пути их возможного разрешения. Представленная концепция дисциплины «Русский язык и культура речи» определяет строение (структуру) курса и объем входящих в него частей. В предлагаемом пособии представлены системы практических заданий, разделенные на три блока (модуля), каждый из которых завершается итоговой аттестационной работой. Объем каждой части ориентирован на 10 часов, но может варьироваться в зависимости от общего количества аудиторных часов и от степени подготовленности конкретной аудитории. Система предложенных заданий, с одной стороны, подчинена выполнению конкретных (частных) задач темы, а с другой, – служит реализации общих целей курса. В процессе работы предполагается решить следующие задачи: Модуль I. Слово - расширить представления о значении слова (исконного и заимствованного), его функционировании на диахронном и синхронном уровнях языка; уделить особое внимание ключевым словам русского языка, отражающим специфическое для русской культуры мировосприятие; - обогатить словарный запас и языковой кругозор, в том числе и национальными прецедентными феноменами: именами, текстами, ситуациями, знакомыми среднему носителю данного языка и определяющими единство языкового сообщества; - сформировать системные представления о развитии языка, особенностях его современного функционирования; - закрепить устойчивые умения и навыки работы с ортологическими словарями для обеспечения общих и индивидуальных потребностей языковой личности; - расширить знания русского речевого этикета, побудить необходимость его регулярного применения (данная задача является сквозной для курса); Модуль II. Текст (письменный) - повысить общий уровень восприятия письменного текста, развить умения декодировать тексты различных функционально-смысловых типов речи, различных функциональных стилей; - сформировать умения не только воспринимать и анализировать различные тексты, но и создавать удовлетворяющие различным учебным целям вторичные тексты, составлять документы официально-делового характера; - научить оценивать качество прочитанных текстов, отработать приемы корректирования текста (или его части) в соответствии с необходимыми нормативными требованиями; Модуль III. Текст (устный) - закрепить системные знания качеств хорошей речи, убедить в необходимости следования им в практике речевого общения; - сформировать представления о традиционном и современном ораторском искусстве; - развить представления о средствах языковой выразительности, специальных приемах и способах изложения материала, используемых в различных по цели публичных выступлениях; - закрепить в практике публичной речи разнообразный арсенал используемых средств, способствовать формированию критической оценки и самооценки речи на основе корректного анализа уровня притязаний языковой личности. Совокупное решение указанных задач будет способствовать повышению языковой, культурной и коммуникативной компетенции студента, а следовательно, вести к достижению главной цели в изучении «Русского языка и культуры речи». Задания, представленные в пособии, рассчитаны на аудиторную и внеаудиторную работу, снабжены условными обозначениями и рекомендациями, способствующими наиболее продуктивному результату. Условные обозначения
|
«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» (Академия вэгу) Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Технологии обработки документов Ф. М. Шакирова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу). – Уфа, 2010. – 132 с | ||
"Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия" Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005 | Российской Федерации «Об образовании» «Об организации и порядке подготовки преподавателей, осуществляющих обучение аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия... | ||
Социальная экология Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая... | Карта профессионального роста педагога «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия», по специальности «Биология» квалификация биолог; 2011 год «Восточно-Сибирская... | ||
Нижегородская академия Нижегородской академии мвд россии: Учебно-методическое пособие /С. Ю. Журавлев, С. Н. Головко – Н. Новгород: Нижегородская академия... | Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж... | ||
Нижегородская академия Методические рекомендации по подготовке рефератов для сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение... | Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая... Дисциплина «Методология исторической науки стран Европы и Америки», является дисциплиной специализации по подготовке специалистов... | ||
Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственный... Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | Профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная... Дисциплина «Криминалистика» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке специалистов... | ||
Бгпу им. М. Акмуллы малая академия наук Малая академия наук школьников при бгпу им. М. Акмуллы объявляет набор учащихся на 2009-2010 учебный год | Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая... Ее изучение поможет студентам войти в прекрасный мир искусства, обогатит их эмоциональный опыт, позволит развить и реализовать свои... | ||
Минздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное... Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная... | Минздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное... Положение о клинической интернатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования... |