Скачать 1.76 Mb.
|
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
Л.А. Юдашкина Русский язык и культура речи Учебное пособиедля студентов юридического, экономического факультетови факультета управленияНаправление подготовки: ЮриспруденцияЭкономикаУправление Регионоведение России Профиль подготовки:Налоги и налогообложениеЭкономика предприятий и организацийМировая экономика Маркетинг Форма обучения: очная, заочная Тюмень 2012 Учебное пособие утверждено на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных наук, печатается по решению учебно-методического совета ТГАМЭУПСоставитель ст. преподаватель Л.А. ЮдашкинаУДК ББК С Л.А. Юдашкина. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения [Текст]. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»). 2012. ХХХ с. Учебное пособие по русскому языку и культуре речи составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, рабочей программой и учебными планами специальностей экономического, юридического факультетов и факультета управления Учебное пособие включает дидактическое, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии (протокол № … от …….. г.), печатается по решению учебно-методического совета (протокол № … ……...) Рецензенты:
Автор-составитель: Ст. преп. Л.А. Юдашкина © «ТГАМЭУП», 2012 © Л.А. Юдашкина ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Акцентологический минимум (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 832с. Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2004. – 944 с.)
Задание № 1. Прочитайте, соблюдая правильное ударение. Агент, алфавит, арахис, арест, баловать, верба, включён, включённый, гектар, демократия, диалог, дверь заперта, добыча, договор, доверху, он дозвонится, они дозвонятся, документ, досуг, дремота, завидно, заговор, задолго, изобретение, инструмент, каучук, квартал, километр, каталог, кедровый, кета (рыба), нет шрифта, красивее, кухонный, ломоть, лоскут, лыжня, мастерски, медикамент, закупорить, мельком, мизерный, морковь, надоумить, намерение, непревзойденный, новорожденный, обеспечение, озлобленный, информировать, формировать, приобретение, простыня, ходатайствовать, соболезнование, кинематография, издавна, некролог, ненависть, облегчить, обострить, ободрить, партер, позвонишь, похороны, на похоронах, портфель, пуловер, премировать, приговор, приданое, принудить, псевдоним, револьвер, ремень, сантиметр, острота лезвия; свекла, симметрия, сироты (мн.ч.), созыв, сливовый сок, статуя, столяр, таможня, танцовщик, фарфор, искра, хозяева (мн.ч.), шофер, эксперт, экспертный, из аэропорта Задание № 2. Поставьте ударение: а) в причастиях: загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный в воду, заключенный, возбужденный. б) в кратких формах имен прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы. Бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки; быстра, быстро, быстры; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы. в) в глагольных формах: звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли. г) в существительных: изобретение, досок, сирот, тортов, шарфов, портов, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, сосредоточение, упрочение; экономические средства, блюда, должностей, областей, ведомостей, плоскостей, отраслей, местностей, мощностей, простыней, прибылей, шарфов, яслей, госпиталей. Задание № 3. Прочитайте слова, соблюдая правильное ударение. Укажите варианты. При необходимости пользуйтесь орфоэпическим словарем русского языка. Августовский, асбест, афера, баловать, блага, баржа, гусеница, дефис, диспансер, договор, жаворонок, жалюзи, завидно, заговор, звонит, каталог, каучук, квартал, километр, комбайнер, красивее, лосось, мастерски, медикаменты, мельком, миллиметр, мышление, наискось, ненависть, нефтепровод, новорожденный, партер, плесневеть, портфель, похороны, ржаветь, случай, таможня, творог, усугубить, шофер, экскурс, юродивый. Задание № 4. Образуйте форму род. падежа ед. числа. Запишите слова, расставьте в них ударения. При затруднении обращайтесь к словарям или материалам лекции. Бант, бинт, волк, герб, гол, гуляш, гусь, дверь, жезл, железа, квартал, клок, ломоть, скула, средство торт, холм. Задание № 5. Прочитайте тексты, соблюдая правильное ударение. 1) Избалованный судьбой агент тайной полиции мельком глянул на своё отображение в зеркале и тут же припомнил давнишний разговор с другом, завсегдатаем кофеен и ресторанов. Они договорились, что тот позвонит ему, как только забронирует столик в одном из любимых кафе. Встреча с другом сейчас была бы донельзя удачным событием: агент, испытывавший в данный момент затруднения в денежных средствах, очень проголодался. Он поймал себя на мысли, что его порадовал бы даже простой щавелевый салат, борщ со свеклой и пара тефтелей. Погруженный в мысли агент, придерживаясь за поручни лестницы, медленно спустился на набережную. Оглядевшись по сторонам, он заметил небольшую пиццерию, окна которой прикрывали жалюзи, выполненные мастерски, но почему-то в японском стиле. Наискось от нее он заметил продавца ракушек и поддельных серебряных цепочек, который подавал ему какие-то непонятные знаки. Каково было его истинное намерение, агент не успел понять, но с удивлением отметил, что в руке продавца был зажат кухонный нож, острие которого поблёскивало на солнце. «Неужели он собирается на кого-то напасть?» – удивился агент и, чтобы предвосхитить его необдуманный поступок, решил всё предельно упростить. Не долго думая, он наотмашь ударил продавца своим зонтом, который на случай непогоды держал в руке. Обеспечение безопасности окружающих было достигнуто… 2) Один из августовских дней в жизни молодых бухгалтеров начался как обычно. Отчётный квартал был позади, поэтому они решили побаловать себя и провести обеденный перерыв в кафе, которое находилось в соседнем квартале. «Давайте позвоним туда и забронируем наш любимый столик у окна, на котором жалюзи сиреневого цвета», – предложила одна из бухгалтеров. «Жаль, что я не смогу пойти с вами, – сказала главный бухгалтер, – я занята подготовкой к предстоящей встрече с нашими поставщиками. Мы должны обсудить новый договор по оптовым поставкам». «Не огорчайтесь, мы премируем вас сливовым соком, принесём ломоть пиццы из вашей любимой пиццерии или кусочек торта из соседней кулинарии!» – пошутили коллеги. «Я не очень разборчива в продуктах кулинарии. Меня порадует даже простой щавелевый салат, борщ со свеклой и пара тефтелей», – мастерски добавила она в дружеский диалог веселую остроту. Задание № 6. Поставьте ударения в грамматических формах выделенных курсивом слов. Произнесите их вслух, соблюдая правильное ударение. Забронировать номер в отеле – забронировать дверь; занятой человек – занятый дом; засоленные овощи – засоленная почва; заточенный карандаш – заточенный узник; наголо остричь – наголо держать шашки; переходной балл – переходной мост – переходный возраст; погруженный на платформу – погруженный в воду; развитой ребенок – развитые волосы – развитая нами деятельность; сложенный из кубиков – крепко сложенный атлет; характерный человек – характерный поступок; языковая колбаса – языковое оформление мысли. |
Учебное пособие составлено в соответствии с : Федеральным государственным... Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования – М.: «Вунмц», 2010. – 49 с | Методическое пособие по дисциплине «Логика» Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного... | ||
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи составлена в... Русский язык и культура речи [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 75 с | Российской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное... «руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным государственным... Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности):... | Программа составлена в соответствии с федеральным государственным... | ||
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным... Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Пояснительная записка рабочая программа дисциплины разработана в... | ||
Учебно-методический комплекс «Производственная практика» Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа по биологии для 5-9-х классов средней школы составлена... Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной... | ||
Рабочая программа по немецкому языку для 2 класса на 2013-2014учебный... Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе авторской программы «Немецкий язык.... | Необходимость самоопределения Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» Умк подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по... | Учебный курс «Аудиовизуальные технологии обучения» Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура речи и деловое... Культура речи и деловое общение [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 30 с | А. И. Войцеховский Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... |