1.Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности __31.05.01____ «Лечебное дело»__, с учетом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины. 1. Цель и задачи дисциплины:
Цель освоения учебной дисциплины (модуля) биология является в формировании системных фундаментальных знаний, умений и навыков по общим биологическим закономерностям, представляющих наибольший интерес для практического здравоохранения, в подготовке студентов к системному восприятию общемедицинских, социальных и клинических дисциплин и формировании у них естественнонаучного мировоззрения и логики биологического мышления, необходимых для последующей практической деятельности врача .
Задачами дисциплины являются:
- приобретение студентами знаний в области организации и функционировании живых систем и общих свойств живого; общих закономерностей передачи и изменений наследственных признаков и свойств в поколениях и их роли в наследственной патологии человека; закономерностей процесса эмбриогенеза, в том числе эмбрионального развития человека; биологии развития и медицинского значения паразитов человека; общих закономерностей эволюции живых систем; основных направлений эволюции систем и органов; общих закономерностей развития биосферы и роли человека как творческого экологического фактора на разных этапах антропогенеза;
- обучение студентов важнейшим методам микроскопирования и методикам приготовления и окраски временных микропрепаратов для анализа структуры и идентификации клеток, типов хромосом и хроматина, фаз деления (митоза и мейоза), эмбриональных стадий развития позвоночных, идентификации возбудителей паразитарных болезней;
- обучение студентов применять законы наследования для определения вероятности появления нормальных и патологических признаков в генотипе и их проявления в фенотипе и прогнозирования наследственных заболеваний человека в результате решения генетических задач; ознакомление студентов с принципами организации медико-генетического консультирования;
- приобретение студентами знаний по проведению диагностических и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний;
- обучение студентов выбору оптимальных схем идентификации на макропрепаратах гомологичных и аналогичных структур в системах органов позвоночных и обоснованию генетической этиологии наследственных заболеваний и онтофилогенетических пороков развития (кровеносной, мочеполовой, нервной и др. систем);
- обучение студентов обосновывать общие закономерности, направления и факторы эволюции для объяснения адаптивного характера эволюционного процесса; обучение закономерностям популяционной экологии, процессам развития и функционирования экосистем и биосферы в целом для планирования стратегии существования человека в биосфере, а также для организации профилактических мероприятий и медицинской помощи населению;
- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
-формирование навыков общения с больными с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов; навыков общения с коллективом
2. Место дисциплины в структуре ооп:
Учебная дисциплина (модуль) биология относится к циклу математический, естественнонаучный и медико-биологический, базовая часть.
2.1 Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания,
умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- биология, школьный курс__
Знания:
клеточно-организменный уровень организации жизни; многообразие организмов на Земле; надорганизменные системы и эволюция органического мира; особенности строения и функционирования организмов разных царств и организма человека.
Умения:
сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств и организма человека; сопоставление биологических объектов, процессов, явлений на всех уровнях организации жизни; установление последовательностей экологических и эволюционных процессов, явлений, объектов.
Навыки:
работа с текстом, рисунками; решение типовых задач по цитологии и молекулярной биологии на применение знаний в области биосинтеза белка, состава нуклеиновых кислот, энергетического обмена в клетке; решение задач по генетике на применение знаний по вопросам моно- и полигибридного скрещивания, анализа родословной, сцепленного наследования и наследования признаков, сцепленных с полом; работа с муляжами, скелетами и влажными препаратами животных;
- химия, школьный курс
Знания:
химические элементы, молекулы, катионы, анионы, химические связи; принципы построения неорганических и органических молекул; особенности образования химических связей; физико-химические свойства неорганических и органических веществ и их биологическое значение.
Умения:
сопоставление особенностей строения химических веществ с их физико-химическими и биологическими свойствами; сопоставление особенностей строения химических веществ с их реакционной способностью и условиями протекания химических реакций.
Навыки:
составление реакций синтеза и распада; составление химических уравнений и определение конечных продуктов химических реакций; решение химических задач на определение количественно-качественных параметров химических реакций.
Знания: тканей, органов и систем тела человека
Умения: объяснять состав, строение и функционирование систем организма человека
Владения: работа с муляжами систем органов и скелетом человека 2.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: Знания: Организменный, системно-органный, тканевый, клеточный уровни организации живого. Системный подход к пониманию целостности и интеграции отдельных структурно-функциональных единиц организма на каждом из изучаемых уровнях организации живого. Онтогенез человека. Особенности овогенеза и сперматогенеза у человека. Филогенез систем органов у представителей хордовых. Онтофилогенетически обусловленные пороки развития у человека
Умения: объяснять патогенез онтофилогенетических пороков развития.
Владения: работа с муляжами, макропрепаратами. Знания: биология клетки, клеточный и субклеточный уровни организации клетки, митотический и жизненный цикл клетки, теоретические основы дифференцировки клеток; знаний теоретических основ ранних стадий эмбриогенеза человека.
Умения: анализ строения клеток, фаз митоза и его нарушений,
Владения: идентификация фаз клеточного и митотического циклов и этапов раннего эмбрионального развития, дифференцировки зародышевых листков.
Знания: закономерности формирования и наследования признаков у человека, наследственность и изменчивость человека.
Умения: решение генетических и ситуационных задач; анализ кариотипов наследственных синдромов.
Владения: написание гамет, составление родословных и расчета генетического риска.
Гигиена и экология человека
Знания: основных закономерностей устойчивого существования организменных, надорганизменных и надвидовых систем в среде обитания человека, основы экологии паразитов человека.
Умения: определение параметров устойчивости экосистем в условиях изменяющихся факторов среды, определение сред обитания паразитов.
Владения: идентификация особенностей организмов паразитоценоза человека. Знания: основы экологии паразитов человека, жизненные циклы паразитов человека.
Умения: определение инвазионных стадий в циклах развития простейших, гельминтов и членистоногих, имеющих медицинское значение.
Владения: идентификация стадий циклов развития паразитов человека. Знания: строение, свойства и функции основных биополимеров (нуклеиновых кислот и полипептидов); репликация, репарация, транскрипция, трансляция.
Умения: решение задач по молекулярной генетике, работа с таблицей генетического кода.
Владения: использование международной символики молекулярной генетики. Знания: особенности организации и функционирования про- и эукариотических клеток.
Умения: распознавание клеток про- и эукариотической организации на светооптическом и электронно-микроскопическом уровнях. Знания: строение и функционирование систем и отдельных органов человека.
Умения: работа с муляжами и макропрепаратами.
Патологическая физиология
Знания: онтофилогенетические предпосылки наследственных пороков развития человека.
Умения: распознавание симптомов некоторых филогенетических пороков развития человека.
2.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
п/п№
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Биология клетки
| генетика
| онтогенез
| протозоология
| гельминтология
| арахноэнтомология
| Филогенез систем органов позвоночных
| Эволюция
| Экология
|
| Анатомия
| +
|
| +
|
|
|
| +
| +
|
|
| Акушерство и гинекология
|
| +
| +
| +
|
|
| +
|
|
|
| Биохимия
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| Гистология, эмбриология, цитология
| +
|
| +
| +
|
|
| +
|
|
|
| Гигиена
|
|
|
| +
| +
| +
|
| +
| +
|
| Дерматовенерология
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
| +
|
| Инфекционные болезни
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
| +
|
| Микробиология, вирусология
| +
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
| Неврология, медицинская генетика
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| Нормальная физиология
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| Оториноларингология
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| Офтальмология
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| Онкология, лучевая терапия
|
| +
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| Патофизиология, клиническая патофизиология
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
|
|
|
| Психиатрия, медицинская психология
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
3.Общая трудоемкость дисциплины составляет ___6 зачётных единиц, 216 часов.
4. Результаты обучения
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1
| - Способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ПК-1
| - способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками
| ПК-2
| - способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе
профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат
| ПК-3
| - способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| ПК-5
| - способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную
| ПК-12
| - способен и готов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом
факторов риска, давать рекомендации по здоровому питанию, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными взрослыми и подростками
| ПК-14
| - способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в
очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях
| ПК-15
| - способен и готов к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом
| ПК-17
| - способен и готов выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний
| ПК-19
| - способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать
тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной,
сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка
сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия
| ПК-20
| - способен и готов назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями
| ПК-27
| - способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (например, МКБ-10), и т.д., а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений
| ПК-31
| - способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
| ПК-32
| - способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
|
Картирование компетенций
по учебной дисциплине биология по специальности
31.05.01«Лечебное дело»
п/
№
| Номер/индекс
компетенции
| Содержание компетенции или ее части
|
В результате изучения учебной дисциплины учащиеся
| Оценочные средства
|
|
|
| знать
| уметь
| владеть
|
| 1
| ОК-1
| Способность и готовность к анализу социально значимых проблем и процессов, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| Общие закономерности происхождения жизни, антропогенез и онтогенез человека; законы генетики и её значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных заболеваний человека; основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма
| Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; пользоваться биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами)
| Поиском в сети Интернет;
медико-анатомическим понятийным аппаратом
| Тестовый контроль, ситуационные задачи, опрос по фотографиям с целью идентификации объектов
Вопросы для устного опроса по теме
Экзаменационные вопросы для устного экзамена
Коллоквиум
| 2
| ПК-11
| Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков
| Роль биогенных элементов и их соединений в живых организмах;
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания
| Объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков развития; диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате и фотографии; решать генетические задачи
| Пользоваться биологическим оборудованием;
навыками микроскопирования и анализа микрофотографий; методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод)
| Тестовый контроль, ситуационные задачи, опрос по фотографиям с целью идентификации объектов Вопросы для устного опроса по теме
Экзаменационные вопросы для устного экзамена
Коллоквиум
| 3
| ПК-16
| Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем
| Онтогенез человека; законы генетики и её значения для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний
| Объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков развития
| медико-анатомическим понятийным аппаратом;
| Тестовый контроль, контрольные работы,
ситуационные задачи,
идентификация объектов по фотографиям.
| 4
| ПК-17
| Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических дисциплин
| Онтогенез человека; законы генетики и её значения для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний биоэкологические заболевания
| Объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков развития; диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате и фотографии
| Пользоваться биологическим оборудованием;
навыками микроскопирования и анализа микрофотографий; методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод)
|
Вопросы для устного опроса по теме
Экзаменационные вопросы для устного экзамена
Коллоквиум
Тестовый контроль, контрольные работы,
ситуационные задачи,
идентификация объектов по фотографиям.
|
5. Образовательные технологии
Лекция-визуализация, проблемная лекция, использование компьютерных обучающих программ, участие в научно-практических конференциях, учебно-исследовательская работа студента, проведение предметных олимпиад, подготовка письменных аналитических работ, подготовка и защита рефератов, и др.). 6. Формы промежуточной аттестации - экзамен
Указывается форма промежуточной аттестации и этапность её проведения в соответствии с основной образовательной программой и учебным планом (зачёт, экзамен , балльно-рейтинговая накопительная система). III. Учебная программа дисциплины
1. Содержание дисциплины
п/№
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
| 1
| 3
| 4
|
| 1. Биология клетки.
| 1. Клетка как элементарная форма организации живой материи.
2. Свойства жизни и уровни организации живого.
3. Размножение как общее свойство живого. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Гаметогенез.
|
| 2. Основы общей и медицинской генетики.
| 1. Основы общей генетики. Моногенное и полигенное наследование.
2. Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
3. Основы цитогенетики.
4. Молекулярные основы наследственности.
5. Фенотип организма. Закономерности и механизмы изменчивости признаков.
6. Основы медицинской генетики.
| 3.
| 3. Биология развития. Гомеостаз. Регенерация.
| 1. Онтогенез. Общие закономерности эмбрионального развития. Регуляция онтогенеза.
2. Гомеостаз. Регенерация. Трансплантация.
| 4.
| 4. Экология. Медицинская паразитология.
| 1. Экологические и медико-биологические основы паразитизма.
2. Медицинская протозоология.
3. Медицинская гельминтология.
4. Медицинская арахноэнтомология.
| 5.
| 5. Эволюция органического мира. Филогенез систем органов позвоночных.
| 1. Органическая эволюция.
2. Общие закономерности филогенеза органов и функциональных систем позвоночных.
3. Филогенез кровеносной, мочеполовой, нервной и др. систем позвоночных.
| 6.
| 6. Эволюционное учение. Антропогенез.
| 1. Понятие о виде. Популяция - элементарная единица эволюции.
2. Микро- и макроэволюция.
Механизмы и основные результаты.
3. Происхождение человека. Антропогенез.
| 7.
| 7. Экология и биосфера.
| 1. Основы общей экологии.
Экология человека, человек как экологический фактор. Медицинская экология.
2. Учение о биосфере.
Человек и биосфера. Ноосфера.
| 2. Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту
В этом разделе указывается перечень практических навыков (умений), которыми должен овладеть студент в период изучения дисциплины (в соответствии с ФГОС).
IV. Рабочая учебная программа дисциплины (учебно-тематический план)
Содержит сводную таблицу основных форм учебных занятий (лекции, семинары, лабораторные практикумы, практические занятия, клинические практические занятия, курсовые работы) с указанием количества отведенных на эти формы занятий аудиторных часов. Наличие раздела «Самостоятельная работа студента» обязательно. По всем клиническим дисциплинам на клинические практические занятия в амбулаторно-поликлинических условиях должно быть предусмотрено не менее 25% часов аудиторной нагрузки. 1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ (ЛД) КАЛЕНДАРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
№
| Компе
тенции
| Наименование тематики
| лектор
|
|
|
|
|
1
2
3
4 5
6 7 8 9
10 11 12 13
14
15 16 17
18
|
Ок-1
Пк-12
Пк12
Пк-12 Пк-12
Пк-12 Пк-3 Ок-1
Ок-1 Пк-15 Пк-17 Пк-17
Пк-12
Пк-12 Пк-12 Ок-1
Ок-1
| 1 сем
Введение (Биология – Медицина – Человек).
Жизнь, её свойство, происхождение и уровни организации живого. Молекулярно-клеточный уровень организации живого.
Генетика. Закономерности наследственности при моно- и дигибридном скрещивании.
Закономерности наследственности на клеточном уровне. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Изменчивость. (Формы и закономерности).
Изменчивость. Типы мутационных нарушений.
Генетика человека. Медицинская генетика.
Онтогенез. Постнатальный онтогенез. Старение, смерть и реанимация
Гомеостаз. Современные проблемы регенерации и трансплантациии органов.
2 сем
Биологические и экологические связи между организмами. Паразитизм, её формы и происхождение.
Медицинская паразитология ( протозоология.
Гельминтология
Арахноэнтомология)
Эволюция органического мира Учение о микро- и макроэволюции
Основные принципы эволюции органов. Общие закономерности развития систем органов.
Антропогенез. Человек как биологический вид.
Основы общей экологии. Экологические факторы.
Экология человека. Адаптация к среде обитания. Экологические типы людей.
Учение о биосфере. Человек и биосфера. Ноосфера
|
Зав.каф.
проф. Магомедов А.М.
проф. Никитина
В.В.
| |