Скачать 149 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЩЕКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АННИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ РЕФЕРАТ «ИЗУМЛЕННАЯ ДУША» Выполнила: Соколова Наталия Ученица 7-го класса Руководитель: Токарева Татьяна Михайловна Нащекино 2010 СОДЕРЖАНИЕ
I. ВСТУПЛЕНИЕ Стихи. Каждый из нас их читал, учил, любил. Еще бы! Для любителей поэзии они как глоток кислорода в нашем технократичном мире. В минуту грусти и радости возьмешь с полки любимый томик С. Есенина, А. Пушкина, окунешься в них, как в родниковую воду, и будто заново родишься. Но чтение стихов никогда не заменит общения с людьми, пишущими их. Имя поэта Валентина Алексеевича Варнавского известно очень многим. Кто – то помогал ему в поиске, кому то помогал он, кто то просто интересуется его творчеством, а кого – то увлекают его стихи. Стихи Валентина Алексеевича всегда удивительны, неожиданны и важны для окружающих. С ними всегда знакомятся, их с нетерпением ждут, но мало кто знает о самом Валентине Алексеевиче, а ведь его жизнь интересна нам. Став краеведом, я поняла, как интересно посмотреть на свою улицу, село, людей, живущих рядом с тобой другими глазами. Что было до тебя? Как жила твоя земля? Чем и кем ты можешь гордиться? Земля, по которой мы ходим, которая нас кормит, радует весенней зеленью и золотом осенних листьев, хранит много тайн. Время листало тысячелетия, «следы» жизни былых времен зарастали степными травами, на покинутые места вновь приходили люди, оставляя свой след, и опять волны истории уносили их прочь. Так было, так будет, это наша история. II. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ Я в мир пришел, чтоб миром править, Чтоб, поклоняясь красоте, И бездыханных жить заставить, Чтоб на земле свой след оставить, А не автограф на листе. Живет на селе человек. С виду-обыкновенный человек. Уже немолод. Среднего роста. Интеллигентен. Начитан. Зовут его Валентин Алексеевич. Фамилия- Варнавский. Валентин Алексеевич Варнавский родился 1 апреля 1938 года в селе Верхняя Тишанка Новочигольского (теперь Таловского) района Воронежской области, в семье кадрового военнослужащего. Учился в Верхнетишанской средней школе. С большим старанием и любовью относился к урокам русского языка и литературы. Эти предметы вела замечательный педагог – Нина Семеновна Кострюкова. Преподавал физику и был классным руководителем ее брат – Михаил Семенович Кострюков. Он являлся для Валентина, всех учащихся не только образцом учителя, но и другом, наставником в жизни. Еще в школьные годы у Валентина проявился повышенный интерес к литературе, особенно к поэзии. В 1956 году окончил местную среднюю школу.В тот год родители сказали, как отрубили: - Учить тебя, Валя, нам не на что. Придется идти работать в колхоз. - Я понимаю. – подавляя вздох, ответил парень, только что окончивший среднюю школу. А и то сказать. Семья была многодетная. Нищета выглядывала изо всех углов. А в колхозе за трудодни, метко прозванные в народе «палочками», получали так мало, что вспомнить неловко. К тому же крестьян «душили налогами». Вот и пошел Валентин в колхоз: работал прицепщиком на тракторе, сеяльщиком, весовщиком – да мало ли где еще. С мечтой об университете пришлось распрощаться. Потом когда появилась возможность, пошел работать на межколхозный кирпичный завод в соседнее село Новая Чигла. Но такая жизнь не могла устроить его, Валентина Варнавского, любящего литературу. Да, пожалуй, и романтика по характеру. Именно это качество и привело его через несколько лет на заочное отделение журналистики Воронежского госуниверситета. Но как то само собой вышло так, что поскольку он работал в одной из школ Таловского района, то Валентина Варнавского после первой же сессии перевели на филфак. Да он, студент-заочник, и не стал возрожать, о чем никогда не пожалел. Много воды утекло за прошедшие десятилетия. Теперь-то пытный педагог Валентин Алексеевич Варнавский, размышляя о них, считает, что большое влияние на становление его личности оказал отец Алексей Степанович, А также добрый наставник, замечательный учитель Михаил Семенович Кострюков. К тому же в разные годы ему выпало редкое счастье общаться с профессиональными литераторами. С некоторыми из них судьба свела его еще в годы службы в армии, когда Валентин Алексеевич, выполняя воинский долг в рядах Советской Армии в танковом полку прославленной Краснознаменной Таманской дивизии, принял участие в творческом конкурсе в честь 25-летия дивизии (опубликовал свои стихи в солдатской газете «Таманец» (№ 109-110) за 20 сентября 1964 года) и стал победителем, где заслужил вторую премию в размере шести рублей. Одно из этих стихотворений («Призывают отцы») стало песней на музыку рядового Сергея Смирнова. Вместе с другими начинающими поэтами Валентин Алексеевич Варнавский участвовал во встрече с литераторами в Москве. Для них был организован телевизионный «Голубой огонек». Случилось так, что в тот вечер Валентину Алексеевичу довелось сидеть за столиком с молодой в те годы поэтессой Ларисой Васильевой, общаясь с ней, беседовать о литературе, стихах. Теперь Лариса Васильева известна и как интересный прозаик, автор замечательных книг, например «Кремлевские жены». На одном из литобъединений военнослужащих подружился с поэтом Иваном Зибровым, позже переписывался с ним. Но всю жизнь, где бы он ни был в разные годы, его, как магнитом, притягивала к себе милая сердцу Верхняя Тишанка (ныне соседнего Таловского района). А в самом раннем детстве (в трехлетнем возрасте) вместе с матерью и младшим братом успел побывать в Прибалтике. В эстонском приморском городке Палдиски, где в то время отец служил в армии сверхсрочником. Впечатлительному мальчишке запомнились серые волны моря, которые казалось живым существом… Это было в мае, в июне 1941 года началась война. Отец сразу в составе воинской части, отправился на фронт. А у Валентина Алексеевича до сих пор остались в памяти первые дни вражеского вторжения. Налет немецких самолетов. Стрельба. Воронки от бомб… После этого было мучительное возвращение в Тишанку. Как Варнавские добрались до родных мест, об этом, что называется, одному Богу известно. Отец в первый же год войны оказался в плену. Позже рассказывал своим сыновьям, что попал туда раненым, когда наши части были прижаты врагом к морю и, вероятно, почти все погибли. Дважды пытался бежать из плена. Позже всех их освободили советские войска. Но вот уж поистине: из огня, да в полымя. Вместе со своими другими освобожденными отец угодил в сталинские концлагеря. И почти всю войну был каторжником в уральских шахтах. Он возвратился домой через два года после Победы, устроился бухгалтером в колхозе. Однако через год был уволен как бывший военнопленный, а значит идеологически неблагонадежный человек. Такой тогда существовал «порядок». Долгие годы главным своим делом Валентин Алексеевич считал школу, где он стал не просто учителем-Мастером, как о нем отозвалась заведующая информационно-методическим кабинетом районного отдела образования Раиса Георгиевна Сагайдак. А однажды. Когда в районке была напечатана заметка о творчестве Валентина Алексеевича Варнавского («Учитель, который пишет стихи»), Раиса Георгиевна заметила: -А может, перефразируя, точнее было бы сказать-поэт, который работает в школе? Пожалуй, это действительно вернее. Педагогический стаж Валентина Алексеевича – сорок два года. В Нащекинской школе он проработал двадцать два года. Валентину Алексеевичу довелось учительствовать в школе, формируя детские души. Для него это стало великой радостью и счастьем. Пережив сам в детстве голод и холод, он всю свою сознательную жизнь старался принести окружавшим его людям, особенно детям, как можно больше внимания, ласки и добра. А окружали его в основном дети, и он стремился дать им все то, чего в военное и послевоенное время недополучил сам, так как рос в бедной многодетной семье. У Валентина Алексеевича Варнавского, учителя по призванию, влюбленного в свою профессию, в литературу, которую вместе с предметом русского языка с увлечением и успехом преподавал детям, - у него в памяти осталось много учеников. И его многие помнят. Его рофессионализм, педагогическое мастерство высоко ценили в отделах образования. А бывший директор Нащекинской школы Глаголева Зинаида Алексеевна однажды сказала, что Варнавский Валентин Алексеевич – учитель учителей. И не случайно в разные годы его награждали Почетными грамотами, медалью. Он удостоен почетного звания «Ветеран труда». Этого интеллигентного человека односельчане уважают и за то, что он давно пишет стихи. Он по прежнему регулярно публикуется в «Аннинских вестях», в Таловской газете «Заря», печатался в областной газете «Коммуна», в коллективном сборнике «Анна: за веком – век». На слова поэта Варнавского местные композиторы написали несколько песен. Пожалуй, прекрасная страсть к литературному творчеству (особенно в первый год после ухода на заслуженный отдых) во многом смягчила грусть ветерана по оставленной любимой профессии. Хотя вроде бы всегда есть, чем заняться – домашнее хозяйство, огород, где управляется вместе с женой Клавдией Яковлевной. Да, теперь у Валентина Алексеевича больше времени читать художественную литературу. Он по-прежнему с увлечением пишет стихи, выражая свое отношение к миру, жизни, людям, делясь в поэтических строках мыслями о том, что его особенно волнует. И никто не знает, когда и как он занимается поэтическим творчеством. Ведь школа, где он работал учителем русского языка и литературы, уроки и солидное крестьянское хозяйство в семье – это одно, это у всех на виду. А стихи, это раздумья о жизни и о себе, которые многим нравятся, часто рождаются на ходу, во время физического труда в сарае, в огороде, на сенокосе и т.д. Потом он их «отшлифовывает» за письменным столом. В «Аннинских вестях» напечатан ряд рассказов Варнавского Валентина Алексеевича. Год за годом Валентин Алексеевич, сочиняя стихи, каждый раз ищет самое заветное слово… А о чем будут новые стихи – почти никогда нельзя предугадать. Может быть, станут основой раздумий о настоящем. Или воспоминанием из далекого прошлого. Или о весне, лете, о восхищении красотой природы, которая дает поэту радость, успокоение и добрую надежду. У Валентина Алексеевича есть личная библиотека. Даже несколько необычная. Прежде всего в ней вся русская поэзия 18-19 веков, русская проза и критика, мемуарная литература, воспоминания писателей, произведения классиков. Валентин Алексеевич считает, что надо воспитывать юных граждан на образцах книг Толстого, Чехова, Достоевского, Бунина, Пушкина и других. Вот истинное достояние, это то, что нетленно для отечественной культуры. Валентин Алексеевич Варнавский один из самых активных участников литературной группы при редакции газеты «Аннинские вести», Валентин Алексеевич вошел в число инициаторов нового, более широкого объединения творческой интеллигенции Аннинского района, которое с его подачи получило название «Содружество муз». Здесь теперь собираются любители поэзии и музыки, местные композиторы и приверженцы других видов искусства. Именно «Содружество муз» организовало 7 октября 2000 года в Нащекинском сельском Доме культуры проведение вечера, посвященного творчеству Валентина Алексеевича Варнавского и преподавателя Аннинской детской школы искусств, композитора Тамары Сергеевны Тарасовой. Звучало много стихов в исполнении самого автора, что всегда вызывает особый интерес у публики. Он читал о том, что его волновало и волнует – о смысле жизни, о родном крае, о любви, о прошлом и настоящем. Чтение стихов Варнавского постоянно чередовалось с созданными на его слова Тамарой Сергеевной Тарасовой песнями, романсами. Их было очень много. На самые разные темы, объединенные, пожалуй, общим понятием – жизнь: «Живи, мой край!», «Песня о Классном руководителе», «Майские ночи» и многие другие. Некоторые из них уже давно звучали на различных конкурсах коллективов художественной самодеятельности в Анне и Воронеже, по Аннинскому радио и телевидению. Валентин Алексеевич Варнавский – человек доброжелательный, жизнелюбивый и к тому же – поистине «очаровательный романтик». Человек не рождается плохим, твердо убежден он, таким делает его вся последующая жизнь. - В человеке все должно быть прекрасно! – эмоционально повторяет он известную фразу. Сам ценит в людях гуманность, благородство и порядочность. Все верно. Эти замечательные качества и делают человека прекрасным. И, естественно, от общения с Валентином Алексеевичем люди становятся добрее и благороднее. - Я счастлив и очень счастлив! – восклицает он. – Имею основания так говорить! Трудности и разные жизненные перипетии как раньше, так и в период перестройки, несомненно, были. Нашему поколению трудностей вволю хлебнуть досталось. И я это испытал с избытком. Но все равно радуюсь, что судьба соблаговолила мне родиться на Тишанской земле, там расти и учиться… А творческий процесс шел между тем беспрерывно, независимо от возникавших жизненных проблем, и это радовало, воодушевляло, придавало сил. И вот наступил радостный момент, которого ждал долгие годы. В августе 2004 года в издательско – полиграфической фирме «Воронеж» вышел в свет солидный сборник стихов под названием «Мир, которым я дышу». Это плод кропотливой и многолетней работы Валентина Алексеевича Варнавского. В книге представлено около десятка поэтических разделов, среди них: «Родина большая и малая», «Любовь», «Весна, лето, осень, зима», «Творчество», «Горькая память войны», «Романсы, песни», «Родные имена, родные тени» и другие. Уже по названиям разделов можно понять, какие жизненные проблемы больше всего волновали и волнуют поэта Варнавского. В сборник вошло все, что раньше публиковалось им в районных многотиражках, областной газете «Коммуна», а также подборка стихов в книге «Анна: за веком – век». Красочное оформление книги позволяет читателю узнать, где поэт родился, учился, жил и работал. В своем вступительном слове Валентин Алексеевич написал, что стихи им «выстраданы гносеологически». С этим нельзя не согласиться, так как, знакомясь с творчеством поэта, приходишь к выводу, что он является результатом его долгих раздумий над смыслом жизни человека. Лично он пришел в этот мир, чтобы «на земле свой след оставить, ради чего творил добро словами и подтверждал его делами». Жизненная позиция автора этих строк похвальна и благородна. Достойную цель в жизни подтверждают и такие его строки: Судьбе я был бы благодарен, Когда б и мне вот так, любя, Пройти по жизни, как Гагарин: Светя другим, сжигать себя. Вникнем в суть поэзии Валентина Алексеевича более глубоко. У каждого, конечно, свой вкус и подход к оценке творчества того или иного поэта. Кому что нравиться. Автору этих строк, к примеру, в лирике В.Варнавского больше по душе стихи о природе, малой Родине, о войне. Послушаем же, как правдиво и вместе с тем по-своему, по- крестьянски звучат строки о весне: Стаял снег. Ручьи сбежали, В первой зелени – луга. Рук твоих еще не жалят Ни крапива, ни куга. Зимний холод – словно не был. Лаской взоры единя, Зеленеет поле небом, Небо – точно зеленя. Родную Тишанку поэта окружают привольные степи, лес, река Битюг. Какое раздолье! Сколько возможностей увидеть каждому из нас приближение весны! Варнавский увидел это песенными строчками через пробившиеся из-под валежника первые подснежники. Еще и зелени нигде не видится, Поляны – светлые, и лес не движется, А меж деревьями, через валежники, Такие синие, цветут подснежники. А вот как он увидел, прочувствовал летнюю грозу и дождь после нее: Еще раскат не обрывался, И, словно прячась от погонь, Еще за тучами скрывался Корявой молнии огонь. Гроза не кончилась, а «дождь без видимой причины дрожать заставил краснотал». Не оставляют равнодушным строчки о рассвете на реке, когда «зябко дергаются ветки под ветрами-шалунами», а «на востоке детским шаром солнце медленно всплывает». Валентин Алексеевич безгранично любит, нет, он просто очарован тем миром, который его окружает и которым он дышит: Не разлюбить мне этой красоты, Не выйти из чарующего плена, Пока еще не стали стогом сена В лучах великолепные цветы. Каждый из нас, в зависимости от прожитых лет, не только слышал про «бабье лето», но и ощутил на себе всю прелесть этого короткого предосеннего дара природы. У Валентина Варнавского это звучит так: Тишина на косогоре, И в урочные часы Блещут утренние зори Каждой бусинкой росы. Сад как будто ощетинен, И топорщится стерня. Убран хлеб. На паутине Паучок летит звеня… Предосенняя, в багряных красках красота природы в маленький промежуток «бабьего лета» не раз заставляет нас задуматься над тем, как скоротечно время, но все-таки можно еще успеть порадоваться и погрустить, а также прислушаться, о чем же шепчет все то, что нас окружает. Поэт Варнавский советует: Тишину умейте слушать, Смейте слышать тишину! Распахните настежь души Свету, правде и… окну. С тем и жизнь саму приемлю, Чтоб, вдыхая тишину, Научиться слышать землю – Всю! – и вширь, и в глубину. Поэт любит все, что нас окружает, он без любви к миру природы, без любви к перелескам, перекатам, низеньким хатам не может жить. Его позиция в данном случае однозначна: Это зори и зарницы, Этот мир и этот быт Не любить – зачем родиться? Не хранить – не стоит жить… Что может быть летом прекраснее прибитюжских лугов, леса и самого Битюга, когда еще в пахучих цветах невыкошенные луга, а Битюг так чист и спокоен, что его дно просматривается до песчинок. На такую летнюю картинку и появились следующие строки поэта: Звездным небом тихо светит, Отражая берега, Есть ли где – нибудь на свете Речка чище Битюга? Смотрят в медленном движенье Голубые облака На свое изображенье В синих водах Битюга. А кругом, куда ни кинешь взор, дивные луга и цветочные поляны, и вновь признание в любви очарованного поэта: Вольюсь в семью живых цветов на равных, Сольюсь с простором, дышащим окрест, И растворюсь в лучах цветов и травах, В лучах достойной славы этих мест. Валентин Алексеевич – мечтатель, поэту без этого никак нельзя. Мечтая, он становиться в чем – то похожим на ребенка, который по – детски мечтает сотворить, в лучшем понимании этого слова, что – то этакое необыкновенное и полезное людям. Разве не счастье каждому из нас так помечтать? Вот как оценил поэзию Валентина Варнавского земляк, известный прозаик и литературный критик, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат нескольких литературных премий Семен Михайлович Борзунов. Он так отозвался о творчестве Валентина Алексеевича: «Его однотомник «Мир, которым я дышу» читал с удовольствием. Варнавский поэт настоящий, воспевающий жителей села Тишанка во всем их многообразии. Его стихи многотемны: о природе, о любви к русским людям, к нынешнему поколению, к нашей многострадальной Родине и о многом другом». Да, поэзия Валентина Алексеевича касается многих сторон нашей жизни, потому как он ко всему неравнодушен и считает себя ответственным за все, что вокруг происходит. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Валентин Алексеевич Варнавский из тех людей, кто в заботах и тяготах жизни, в ее проблемах, а часто и несправедливостях, не растерял главного – творческого отношения к миру и глубокой внутренней порядочности, благородства души – всего того, что стало, увы, редкостью в наше время. Важно для него, что останется после него на земле. Его стихи очень разные. Одни - публицистичны, в них он доказывает свою правоту очень горячо и страстно. Другие – лиричные, нежные. Третьи – поднимают философские вопросы, затрагивают глубинные проблемы бытия и здесь уже соседствуют и яркий образ, и смелая метафора, и публицистическая очерченность фразы. Валентин Алексеевич пытается осмыслить свою судьбу и судьбу своего поколения, очень чутко ощущая ритмы эпохи. Творческий путь поэта продолжается. Будем ждать его новых произведений и пожелаем ему и дальше, как он сам пишет: Самозабвенно жить стихами И вместе, как ни тяжело, Так жить, чтоб думы не стихали, И вдохновение жило! ИСТОЧНИКИ
|
И год получения Педагогическое кредо. В своей работе руководствуюсь мудрой мыслью Александра Грина: «Если душа человека ждет чуда, сделай ему это... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знаменитая фраза,произнесенная одним из положительных героев бессмертной комедии Д. И. Фонвизина касается каждого во все времена.... | ||
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы... Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до... | Предмет и задачи психологии Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа» | ||
«Вся семья вместе, так и душа на месте» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тема: «товар иденьги» Земля, хлеб, дерево, корова, тетрадь, кастрюля, дверь, музыка, душа, честь, закон | ||
Исследование/ Тема греха и покаяния в русской литературе Грешная, заблудшая и погубленная душа Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза». стр. 4-5 | Знакомый, свой, чужой! Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте» | ||
Ярмарка педагогических идей и инноваций Стендовый урок музыки с использованием мультимедийной презентации «Душа музыки – мелодия» | Тема лектор ... | ||
Понятие секта, классификация сект ... | План работы управления культуры администрации Грайворонского района июль 2013 года № «Что бы тело и душа были молоды» музыкальный час в клубах «Истоки» и «Журавушка» | ||
Леонид Сергеевич Соболев Морская душа Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участие в Городском фестивале «Душа поет», посвященного Дню людей с ограниченными возможностями | ||
Устный журнал «Кострома гимназическая» Ромашук Н. А. 24. 02. 2014... Шитикова Н. А., Хабибуллина Ю. С., Исакова Е. Р., Масленникова Л. И., Богданова О. Н., Молотилова Т. В | Конкурс эколого-краеведческих проектов «Живая душа природы» Будет построена на теоретическом материале с обсуждениями (20% времени), а также на практических занятиях (80% времени) |