«изумленная душа»





Название«изумленная душа»
Дата публикации14.11.2014
Размер149 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЩЕКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АННИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕФЕРАТ

«ИЗУМЛЕННАЯ ДУША»



Выполнила: Соколова Наталия

Ученица 7-го класса

Руководитель: Токарева

Татьяна Михайловна


Нащекино 2010

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Вступление…………………………………..3 стр.

    2. Страницы биографии………………………..4 стр.

    3. Заключение…………………………………14 стр.

    4. Источники…………………………………..15 стр.

    5. Приложение………………………………...16 стр.


I. ВСТУПЛЕНИЕ

Стихи. Каждый из нас их читал, учил, любил. Еще бы! Для любителей поэзии они как глоток кислорода в нашем технократичном мире. В минуту грусти и радости возьмешь с полки любимый томик С. Есенина, А. Пушкина, окунешься в них, как в родниковую воду, и будто заново родишься. Но чтение стихов никогда не заменит общения с людьми, пишущими их.

Имя поэта Валентина Алексеевича Варнавского известно очень многим. Кто – то помогал ему в поиске, кому то помогал он, кто то просто интересуется его творчеством, а кого – то увлекают его стихи. Стихи Валентина Алексеевича всегда удивительны, неожиданны и важны для окружающих. С ними всегда знакомятся, их с нетерпением ждут, но мало кто знает о самом Валентине Алексеевиче, а ведь его жизнь интересна нам.

Став краеведом, я поняла, как интересно посмотреть на свою улицу, село, людей, живущих рядом с тобой другими глазами. Что было до тебя? Как жила твоя земля? Чем и кем ты можешь гордиться?

Земля, по которой мы ходим, которая нас кормит, радует весенней зеленью и золотом осенних листьев, хранит много тайн. Время листало тысячелетия, «следы» жизни былых времен зарастали степными травами, на покинутые места вновь приходили люди, оставляя свой след, и опять волны истории уносили их прочь. Так было, так будет, это наша история.

II. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ


Я в мир пришел, чтоб миром править,

Чтоб, поклоняясь красоте,

И бездыханных жить заставить,

Чтоб на земле свой след оставить,

А не автограф на листе.


Живет на селе человек. С виду-обыкновенный человек. Уже немолод. Среднего роста. Интеллигентен. Начитан. Зовут его Валентин Алексеевич. Фамилия- Варнавский.

Валентин Алексеевич Варнавский родился 1 апреля 1938 года в селе Верхняя Тишанка Новочигольского (теперь Таловского) района Воронежской области, в семье кадрового военнослужащего. Учился в Верхнетишанской средней школе. С большим старанием и любовью относился к урокам русского языка и литературы. Эти предметы вела замечательный педагог – Нина Семеновна Кострюкова. Преподавал физику и был классным руководителем ее брат – Михаил Семенович Кострюков. Он являлся для Валентина, всех учащихся не только образцом учителя, но и другом, наставником в жизни. Еще в школьные годы у Валентина проявился повышенный интерес к литературе, особенно к поэзии.

В 1956 году окончил местную среднюю школу.В тот год родители сказали, как отрубили:

- Учить тебя, Валя, нам не на что. Придется идти работать в колхоз.

- Я понимаю. – подавляя вздох, ответил парень, только что окончивший среднюю школу.

А и то сказать. Семья была многодетная. Нищета выглядывала изо всех углов. А в колхозе за трудодни, метко прозванные в народе «палочками», получали так мало, что вспомнить неловко. К тому же крестьян «душили налогами».

Вот и пошел Валентин в колхоз: работал прицепщиком на тракторе, сеяльщиком, весовщиком – да мало ли где еще. С мечтой об университете пришлось распрощаться.

Потом когда появилась возможность, пошел работать на межколхозный кирпичный завод в соседнее село Новая Чигла.

Но такая жизнь не могла устроить его, Валентина Варнавского, любящего литературу. Да, пожалуй, и романтика по характеру. Именно это качество и привело его через несколько лет на заочное отделение журналистики Воронежского госуниверситета. Но как то само собой вышло так, что поскольку он работал в одной из школ Таловского района, то Валентина Варнавского после первой же сессии перевели на филфак. Да он, студент-заочник, и не стал возрожать, о чем никогда не пожалел.

Много воды утекло за прошедшие десятилетия. Теперь-то пытный педагог Валентин Алексеевич Варнавский, размышляя о них, считает, что большое влияние на становление его личности оказал отец Алексей Степанович, А также добрый наставник, замечательный учитель Михаил Семенович Кострюков.

К тому же в разные годы ему выпало редкое счастье общаться с профессиональными литераторами. С некоторыми из них судьба свела его еще в годы службы в армии, когда Валентин Алексеевич, выполняя воинский долг в рядах Советской Армии в танковом полку прославленной Краснознаменной Таманской дивизии, принял участие в творческом конкурсе в честь 25-летия дивизии (опубликовал свои стихи в солдатской газете «Таманец»

(№ 109-110) за 20 сентября 1964 года) и стал победителем, где заслужил вторую премию в размере шести рублей. Одно из этих стихотворений («Призывают отцы») стало песней на музыку рядового Сергея Смирнова.

Вместе с другими начинающими поэтами Валентин Алексеевич Варнавский участвовал во встрече с литераторами в Москве. Для них был организован телевизионный «Голубой огонек». Случилось так, что в тот вечер Валентину Алексеевичу довелось сидеть за столиком с молодой в те годы поэтессой Ларисой Васильевой, общаясь с ней, беседовать о литературе, стихах. Теперь Лариса Васильева известна и как интересный прозаик, автор замечательных книг, например «Кремлевские жены».

На одном из литобъединений военнослужащих подружился с поэтом Иваном Зибровым, позже переписывался с ним.

Но всю жизнь, где бы он ни был в разные годы, его, как магнитом, притягивала к себе милая сердцу Верхняя Тишанка (ныне соседнего Таловского района).

А в самом раннем детстве (в трехлетнем возрасте) вместе с матерью и младшим братом успел побывать в Прибалтике. В эстонском приморском городке Палдиски, где в то время отец служил в армии сверхсрочником. Впечатлительному мальчишке запомнились серые волны моря, которые казалось живым существом…

Это было в мае, в июне 1941 года началась война. Отец сразу в составе воинской части, отправился на фронт. А у Валентина Алексеевича до сих пор остались в памяти первые дни вражеского вторжения. Налет немецких самолетов. Стрельба. Воронки от бомб…

После этого было мучительное возвращение в Тишанку. Как Варнавские добрались до родных мест, об этом, что называется, одному Богу известно.

Отец в первый же год войны оказался в плену. Позже рассказывал своим сыновьям, что попал туда раненым, когда наши части были прижаты врагом к морю и, вероятно, почти все погибли. Дважды пытался бежать из плена.

Позже всех их освободили советские войска. Но вот уж поистине: из огня, да в полымя. Вместе со своими другими освобожденными отец угодил в сталинские концлагеря. И почти всю войну был каторжником в уральских шахтах. Он возвратился домой через два года после Победы, устроился бухгалтером в колхозе. Однако через год был уволен как бывший военнопленный, а значит идеологически неблагонадежный человек. Такой тогда существовал «порядок».

Долгие годы главным своим делом Валентин Алексеевич считал школу, где он стал не просто учителем-Мастером, как о нем отозвалась заведующая информационно-методическим кабинетом районного отдела образования Раиса Георгиевна Сагайдак. А однажды. Когда в районке была напечатана заметка о творчестве Валентина Алексеевича Варнавского («Учитель, который пишет стихи»), Раиса Георгиевна заметила:

-А может, перефразируя, точнее было бы сказать-поэт, который работает в школе?

Пожалуй, это действительно вернее.

Педагогический стаж Валентина Алексеевича – сорок два года. В Нащекинской школе он проработал двадцать два года.

Валентину Алексеевичу довелось учительствовать в школе, формируя детские души. Для него это стало великой радостью и счастьем. Пережив сам в детстве голод и холод, он всю свою сознательную жизнь старался принести окружавшим его людям, особенно детям, как можно больше внимания, ласки и добра. А окружали его в основном дети, и он стремился дать им все то, чего в военное и послевоенное время недополучил сам, так как рос в бедной многодетной семье.

У Валентина Алексеевича Варнавского, учителя по призванию, влюбленного в свою профессию, в литературу, которую вместе с предметом русского языка с увлечением и успехом преподавал детям, - у него в памяти осталось много учеников. И его многие помнят.

Его рофессионализм, педагогическое мастерство высоко ценили в отделах образования. А бывший директор Нащекинской школы Глаголева Зинаида Алексеевна однажды сказала, что Варнавский Валентин Алексеевич – учитель учителей.

И не случайно в разные годы его награждали Почетными грамотами, медалью. Он удостоен почетного звания «Ветеран труда». Этого интеллигентного человека односельчане уважают и за то, что он давно пишет стихи. Он по прежнему регулярно публикуется в «Аннинских вестях», в Таловской газете «Заря», печатался в областной газете «Коммуна», в коллективном сборнике «Анна: за веком – век». На слова поэта Варнавского местные композиторы написали несколько песен.

Пожалуй, прекрасная страсть к литературному творчеству (особенно в первый год после ухода на заслуженный отдых) во многом смягчила грусть ветерана по оставленной любимой профессии. Хотя вроде бы всегда есть, чем заняться – домашнее хозяйство, огород, где управляется вместе с женой Клавдией Яковлевной.

Да, теперь у Валентина Алексеевича больше времени читать художественную литературу. Он по-прежнему с увлечением пишет стихи, выражая свое отношение к миру, жизни, людям, делясь в поэтических строках мыслями о том, что его особенно волнует. И никто не знает, когда и как он занимается поэтическим творчеством. Ведь школа, где он работал учителем русского языка и литературы, уроки и солидное крестьянское хозяйство в семье – это одно, это у всех на виду. А стихи, это раздумья о жизни и о себе, которые многим нравятся, часто рождаются на ходу, во время физического труда в сарае, в огороде, на сенокосе и т.д. Потом он их «отшлифовывает» за письменным столом.

В «Аннинских вестях» напечатан ряд рассказов Варнавского Валентина Алексеевича. Год за годом Валентин Алексеевич, сочиняя стихи, каждый раз ищет самое заветное слово… А о чем будут новые стихи – почти никогда нельзя предугадать. Может быть, станут основой раздумий о настоящем. Или воспоминанием из далекого прошлого. Или о весне, лете, о восхищении красотой природы, которая дает поэту радость, успокоение и добрую надежду.

У Валентина Алексеевича есть личная библиотека. Даже несколько необычная. Прежде всего в ней вся русская поэзия 18-19 веков, русская проза и критика, мемуарная литература, воспоминания писателей, произведения классиков. Валентин Алексеевич считает, что надо воспитывать юных граждан на образцах книг Толстого, Чехова, Достоевского, Бунина, Пушкина и других. Вот истинное достояние, это то, что нетленно для отечественной культуры.

Валентин Алексеевич Варнавский один из самых активных участников литературной группы при редакции газеты «Аннинские вести», Валентин Алексеевич вошел в число инициаторов нового, более широкого объединения творческой интеллигенции Аннинского района, которое с его подачи получило название «Содружество муз». Здесь теперь собираются любители поэзии и музыки, местные композиторы и приверженцы других видов искусства.

Именно «Содружество муз» организовало 7 октября 2000 года в Нащекинском сельском Доме культуры проведение вечера, посвященного творчеству Валентина Алексеевича Варнавского и преподавателя Аннинской детской школы искусств, композитора Тамары Сергеевны Тарасовой. Звучало много стихов в исполнении самого автора, что всегда вызывает особый интерес у публики. Он читал о том, что его волновало и волнует – о смысле жизни, о родном крае, о любви, о прошлом и настоящем. Чтение стихов Варнавского постоянно чередовалось с созданными на его слова Тамарой Сергеевной Тарасовой песнями, романсами. Их было очень много. На самые разные темы, объединенные, пожалуй, общим понятием – жизнь: «Живи, мой край!», «Песня о Классном руководителе», «Майские ночи» и многие другие. Некоторые из них уже давно звучали на различных конкурсах коллективов художественной самодеятельности в Анне и Воронеже, по Аннинскому радио и телевидению.

Валентин Алексеевич Варнавский – человек доброжелательный, жизнелюбивый и к тому же – поистине «очаровательный романтик». Человек не рождается плохим, твердо убежден он, таким делает его вся последующая жизнь.

- В человеке все должно быть прекрасно! – эмоционально повторяет он известную фразу. Сам ценит в людях гуманность, благородство и порядочность. Все верно. Эти замечательные качества и делают человека прекрасным. И, естественно, от общения с Валентином Алексеевичем люди становятся добрее и благороднее.

- Я счастлив и очень счастлив! – восклицает он. – Имею основания так говорить! Трудности и разные жизненные перипетии как раньше, так и в период перестройки, несомненно, были. Нашему поколению трудностей вволю хлебнуть досталось. И я это испытал с избытком. Но все равно радуюсь, что судьба соблаговолила мне родиться на Тишанской земле, там расти и учиться…

А творческий процесс шел между тем беспрерывно, независимо от возникавших жизненных проблем, и это радовало, воодушевляло, придавало сил. И вот наступил радостный момент, которого ждал долгие годы.

В августе 2004 года в издательско – полиграфической фирме «Воронеж» вышел в свет солидный сборник стихов под названием «Мир, которым я дышу». Это плод кропотливой и многолетней работы Валентина Алексеевича Варнавского. В книге представлено около десятка поэтических разделов, среди них: «Родина большая и малая», «Любовь», «Весна, лето, осень, зима», «Творчество», «Горькая память войны», «Романсы, песни», «Родные имена, родные тени» и другие. Уже по названиям разделов можно понять, какие жизненные проблемы больше всего волновали и волнуют поэта Варнавского. В сборник вошло все, что раньше публиковалось им в районных многотиражках, областной газете «Коммуна», а также подборка стихов в книге «Анна: за веком – век». Красочное оформление книги позволяет читателю узнать, где поэт родился, учился, жил и работал.

В своем вступительном слове Валентин Алексеевич написал, что стихи им «выстраданы гносеологически». С этим нельзя не согласиться, так как, знакомясь с творчеством поэта, приходишь к выводу, что он является результатом его долгих раздумий над смыслом жизни человека. Лично он пришел в этот мир, чтобы «на земле свой след оставить, ради чего творил добро словами и подтверждал его делами». Жизненная позиция автора этих строк похвальна и благородна. Достойную цель в жизни подтверждают и такие его строки:

Судьбе я был бы благодарен,

Когда б и мне вот так, любя,

Пройти по жизни, как Гагарин:

Светя другим, сжигать себя.
Вникнем в суть поэзии Валентина Алексеевича более глубоко. У каждого, конечно, свой вкус и подход к оценке творчества того или иного поэта. Кому что нравиться. Автору этих строк, к примеру, в лирике В.Варнавского больше по душе стихи о природе, малой Родине, о войне.

Послушаем же, как правдиво и вместе с тем по-своему, по- крестьянски звучат строки о весне:

Стаял снег. Ручьи сбежали,

В первой зелени – луга.

Рук твоих еще не жалят

Ни крапива, ни куга.
Зимний холод – словно не был.

Лаской взоры единя,

Зеленеет поле небом,

Небо – точно зеленя.
Родную Тишанку поэта окружают привольные степи, лес, река Битюг. Какое раздолье! Сколько возможностей увидеть каждому из нас приближение весны! Варнавский увидел это песенными строчками через пробившиеся из-под валежника первые подснежники.
Еще и зелени нигде не видится,

Поляны – светлые, и лес не движется,

А меж деревьями, через валежники,

Такие синие, цветут подснежники.
А вот как он увидел, прочувствовал летнюю грозу и дождь после нее:
Еще раскат не обрывался,

И, словно прячась от погонь,

Еще за тучами скрывался

Корявой молнии огонь.
Гроза не кончилась, а «дождь без видимой причины дрожать заставил краснотал». Не оставляют равнодушным строчки о рассвете на реке, когда «зябко дергаются ветки под ветрами-шалунами», а «на востоке детским шаром солнце медленно всплывает». Валентин Алексеевич безгранично любит, нет, он просто очарован тем миром, который его окружает и которым он дышит:
Не разлюбить мне этой красоты,

Не выйти из чарующего плена,

Пока еще не стали стогом сена

В лучах великолепные цветы.
Каждый из нас, в зависимости от прожитых лет, не только слышал про «бабье лето», но и ощутил на себе всю прелесть этого короткого предосеннего дара природы. У Валентина Варнавского это звучит так:
Тишина на косогоре,

И в урочные часы

Блещут утренние зори

Каждой бусинкой росы.
Сад как будто ощетинен,

И топорщится стерня.

Убран хлеб. На паутине

Паучок летит звеня…
Предосенняя, в багряных красках красота природы в маленький промежуток «бабьего лета» не раз заставляет нас задуматься над тем, как скоротечно время, но все-таки можно еще успеть порадоваться и погрустить, а также прислушаться, о чем же шепчет все то, что нас окружает. Поэт Варнавский советует:
Тишину умейте слушать,

Смейте слышать тишину!

Распахните настежь души

Свету, правде и… окну.
С тем и жизнь саму приемлю,

Чтоб, вдыхая тишину,

Научиться слышать землю –

Всю! – и вширь, и в глубину.
Поэт любит все, что нас окружает, он без любви к миру природы, без любви к перелескам, перекатам, низеньким хатам не может жить. Его позиция в данном случае однозначна:
Это зори и зарницы,

Этот мир и этот быт

Не любить – зачем родиться?

Не хранить – не стоит жить…
Что может быть летом прекраснее прибитюжских лугов, леса и самого Битюга, когда еще в пахучих цветах невыкошенные луга, а Битюг так чист и спокоен, что его дно просматривается до песчинок. На такую летнюю картинку и появились следующие строки поэта:
Звездным небом тихо светит,

Отражая берега,

Есть ли где – нибудь на свете

Речка чище Битюга?
Смотрят в медленном движенье

Голубые облака

На свое изображенье

В синих водах Битюга.
А кругом, куда ни кинешь взор, дивные луга и цветочные поляны, и вновь признание в любви очарованного поэта:
Вольюсь в семью живых цветов на равных,

Сольюсь с простором, дышащим окрест,

И растворюсь в лучах цветов и травах,

В лучах достойной славы этих мест.
Валентин Алексеевич – мечтатель, поэту без этого никак нельзя. Мечтая, он становиться в чем – то похожим на ребенка, который по – детски мечтает сотворить, в лучшем понимании этого слова, что – то этакое необыкновенное и полезное людям. Разве не счастье каждому из нас так помечтать?

Вот как оценил поэзию Валентина Варнавского земляк, известный прозаик и литературный критик, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат нескольких литературных премий Семен Михайлович Борзунов. Он так отозвался о творчестве Валентина Алексеевича: «Его однотомник «Мир, которым я дышу» читал с удовольствием. Варнавский поэт настоящий, воспевающий жителей села Тишанка во всем их многообразии. Его стихи многотемны: о природе, о любви к русским людям, к нынешнему поколению, к нашей многострадальной Родине и о многом другом».

Да, поэзия Валентина Алексеевича касается многих сторон нашей жизни, потому как он ко всему неравнодушен и считает себя ответственным за все, что вокруг происходит.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Валентин Алексеевич Варнавский из тех людей, кто в заботах и тяготах жизни, в ее проблемах, а часто и несправедливостях, не растерял главного – творческого отношения к миру и глубокой внутренней порядочности, благородства души – всего того, что стало, увы, редкостью в наше время.

Важно для него, что останется после него на земле.

Его стихи очень разные. Одни - публицистичны, в них он доказывает свою правоту очень горячо и страстно. Другие – лиричные, нежные. Третьи – поднимают философские вопросы, затрагивают глубинные проблемы бытия и здесь уже соседствуют и яркий образ, и смелая метафора, и публицистическая очерченность фразы.

Валентин Алексеевич пытается осмыслить свою судьбу и судьбу своего поколения, очень чутко ощущая ритмы эпохи.

Творческий путь поэта продолжается. Будем ждать его новых произведений и пожелаем ему и дальше, как он сам пишет:
Самозабвенно жить стихами

И вместе, как ни тяжело,

Так жить, чтоб думы не стихали,

И вдохновение жило!

ИСТОЧНИКИ


  1. Анатолий Силин « Тишанка» - Центрально – Черназемное книжное издательство « Воронеж», 2010.




  1. В. А. Варнавский «Мир, которым я дышу» - В. ФГУП ИПФ «Воронеж», 2004.




  1. Литературно – художественный альманах произведений авторов Аннинского района «Аннинская рапсодия», Воронеж, 2007.




  1. Альбом «Варнавский Валентин Алексеевич»




  1. Газета «Аннинские вести» от 24 декабря 2004 г..




  1. Газета «Аннинские вести» от 20 сентября 2003 г..




  1. Газета «Аннинские вести» от 31 марта 1998 г..

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«изумленная душа» iconИ год получения
Педагогическое кредо. В своей работе руководствуюсь мудрой мыслью Александра Грина: «Если душа человека ждет чуда, сделай ему это...
«изумленная душа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знаменитая фраза,произнесенная одним из положительных героев бессмертной комедии Д. И. Фонвизина касается каждого во все времена....
«изумленная душа» iconЛекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы...
Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до...
«изумленная душа» iconПредмет и задачи психологии
Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа»
«изумленная душа» icon«Вся семья вместе, так и душа на месте»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«изумленная душа» iconТема: «товар иденьги»
Земля, хлеб, дерево, корова, тетрадь, кастрюля, дверь, музыка, душа, честь, закон
«изумленная душа» iconИсследование/ Тема греха и покаяния в русской литературе
Грешная, заблудшая и погубленная душа Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза». стр. 4-5
«изумленная душа» iconЗнакомый, свой, чужой!
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте»
«изумленная душа» iconЯрмарка педагогических идей и инноваций
Стендовый урок музыки с использованием мультимедийной презентации «Душа музыки – мелодия»
«изумленная душа» iconТема лектор
...
«изумленная душа» iconПонятие секта, классификация сект
...
«изумленная душа» iconПлан работы управления культуры администрации Грайворонского района июль 2013 года №
«Что бы тело и душа были молоды» музыкальный час в клубах «Истоки» и «Журавушка»
«изумленная душа» iconЛеонид Сергеевич Соболев Морская душа
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...
«изумленная душа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участие в Городском фестивале «Душа поет», посвященного Дню людей с ограниченными возможностями
«изумленная душа» iconУстный журнал «Кострома гимназическая» Ромашук Н. А. 24. 02. 2014...
Шитикова Н. А., Хабибуллина Ю. С., Исакова Е. Р., Масленникова Л. И., Богданова О. Н., Молотилова Т. В
«изумленная душа» iconКонкурс эколого-краеведческих проектов «Живая душа природы»
Будет построена на теоретическом материале с обсуждениями (20% времени), а также на практических занятиях (80% времени)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск