«Утверждаю»
Директор «МБОУ СОШ № 40»
____________О.П. Кузнецова
« » ___________ 2012г.
Рабочая программапо предмету «Русский язык»11 классРассмотрена на заседании МО
учителей русского языка и литературы
Протокол № 1 от 29.08.12
Разработчик:
Нагорная Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории
2012-2013учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Русский язык» для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.
3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)
4. Базисного учебного плана школы на 2011-2011 учебный год.
Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа, корректировка не производилась.
Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка, но в 11 классе основное внимание уделяется синтаксису и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Цели и задачи:– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащихся нормами литературного языка;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.
Учебно-тематический план №
| Тема
| Кол-во часов
|
По программе
| Корректировка
| С учётом корректировки
|
| Введение
| 1
| -
|
|
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
| 3
| -
|
|
| Предложение. Простое предложение.
| 17
| -
|
|
| Сложное предложение.
| 11
| -
|
|
5.
| Повторение
| 2
| -
|
|
Всего
|
| 34
| -
|
|
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программеОбучающиеся должны знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Обучающиеся должны уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо;
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
График контроля за уровнем сформированности предметных навыковпо русскому языку в 11 классе Критерии
| Тема
| Форма
| Сроки
|
Сформированность орфографических навыков
| Предложение. Простое предложение.
| Словарный диктант
| октябрь
|
Практическое применение теоретических знаний
| Предложение. Простое предложение.
| Комплексный анализ текста
| ноябрь
|
Сформированность орфографических навыков
| Сложное предложение
| Словарный диктант
| март
|
Практическое применение теоретических знаний
| Сложное предложение
| Комплексный анализ текста
| апрель
|
Тематическое планированиеучителя русского языка Нагорной Светланы ВладимировныРусский язык. 11 классна 2012 – 2013 учебный годПланирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю); из них р/р – 6ч
Программа по русскому языку. Базовый уровень. 10 - 11 классы.
Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина.
М.: Русское слово, 2010
Учебник: Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы.
М.: Русское слово, 2010.
№
урока
| Тема урока
| §
учебника
| Кол-во часов
| Основные термины и понятия
| Внутрипредметные связи
| Практические навыки
| Правописные навыки
|
I четверть (7ч + 2ч рр)
|
ВВЕДЕНИЕ (1)
|
1
| Повторение и обобщение пройденного по лексике, словообразованию, морфемике, фонетике, морфологии, орфографии.
|
| 1
| Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 4)правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов
|
|
|
|
ТЕМА I СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (2 +1 РР)
|
2
| Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.
| 65
| 1
| Синтаксис, единицы синтаксиса, предложения, словосочетания, пунктуация, пунктуационный разбор. Знаки препинания, функции знаков препинания.
| Части речи и члены предложения, единицы морфологии и единицы синтаксиса.
| Пунктуационный анализ предложения.
| Обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на функции знаков препинания.
|
3
| Словосочетание как синтаксическая единица.
| 66- 67
| 1
| Словосочетание; типы словосочетаний по структуре, единицы словосочетания, виды подчинительной связи в словосочетании.
| Синонимия словосочетаний разного грамматического строения.
| Порядок синтаксического разбора словосочетаний.
|
|
4 РР (1)
| Текст и его строение. Признаки текста. Абзац. Микротема.
|
| 1
| Цепная связь, параллельная; данное, новое.
Семиотика. Микротема, макротекст, абзацный зачин, комментирующая часть
|
|
|
|
ТЕМА II ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (14ч + 3ч РР)
|
5
| Предложение как единица синтаксиса.
| 68- 72, 74- 75
| 1
| Типы предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно и семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения.
| Морфология: морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Интонирование предложений разных типов.
| Порядок синтаксического разбора предложений.
| Знаки препинания в конце предложения.
|
6
| Постановка тире в простом предложении.
| 73, 76- 77
| 1
| Подлежащее, сказуемое, неполные предложения, интонация.
| Пунктуационный анализ; изобразительно-выразительные средства языка, интонационный рисунок простого предложения.
| Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения.
| Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительное тире, интонационное тире.
|
7
| Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами.
| 78- 81
| 1
| Однородные члены предложения, неоднородные члены предложения.
| Синтаксис: словосочетание, строение словосочетания. Стилистика, культура речи: употребление предложений с однородными членами.
| Синтаксический разбор простого предложения.
| Знаки препинания при однородных членах предложения; знаки препинания при однородных и неоднородных определениях; знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
|
8
| Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и двойными союзами.
Словарный диктант.
| 82- 83
| 1
| Однородные члены предложения.
| Морфология: союзы, типы союзов.
| Синтаксический разбор простого предложения.
| Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных:
неповторяющимися союзами;
повторяющимися союзами;
двойными союзами.
|
9 РР (2)
| Типы речи. Основные композиционные особенности текста. Повествование. Композиция повествования: завязка, кульминация, развязка
|
| 1
| Типы речи. Повествование. Композиция повествования: завязка, кульминация, развязка
|
| Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов. Овладение приёмами совершенствования и редактирования текстов
|
|
II четверть ( 6ч + 1ч рр)
|
10
| Обобщающие слова при однородных членах предложения.
| 84
| 1
| Обобщающие слова при однородных членах предложения.
|
| Синтаксический разбор простого предложения.
| Знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах.
|
11
| Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения.
| 85
| 1
| Обособленные члены предложения; обособленные определения.
| Морфология: имена прилагательные, причастия, имена существительные (морфологическая форма выражения определения).
| Определение главного и зависимого слов при обособленных определениях.
| Обособление согласованных определений; обособление несогласованных определений.
|
12
| Обособленные приложения.
Комплексный анализ текста.
| 86
| 1
| Приложения, обособление приложения.
| Синтаксис: приложение как второстепенный член предложения. Морфология: морфологическая форма выражения приложения.
| Анализ структуры простого предложения.
| Знаки препинания при обособленных приложениях.
|
13
| Обособленные обстоятельства и дополнения.
| 87- 88
| 2
| Обстоятельства, дополнения, обособление.
| Стилистика, культура речи: изобразительные возможности обособленных членов предложения.
| Анализ структуры простого предложения.
| Знаки препинания при одиночных обособленных обстоятельствах, знаки препинания при распространенных обособленных обстоятельствах, при обособленных дополнениях.
|
14
| Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения.
| 89
| 1
| Уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения.
| Стилистика, культура речи: синонимия обособленных членов предложения.
| Анализ структуры простого предложения.
| Знаки препинания при присоединительных членах предложения, уточняющих членах предложения, пояснительных членах предложения.
|
15
| Знаки препинания при сравнительном обороте.
| 90
| 1
| Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительных оборотов.
| Морфология: сравнительные союзы, повторение орфографии.
| Условия выделения запятыми сравнительных оборотов.
| Знаки препинания при сравнительном обороте.
|
16 РР (3)
| Описание. Композиция описания. Характерные элементы композиции
|
| 1
| Описание, композиция.
Общее представление о предмете,
-отдельные признаки предмета,
-авторская оценка, вывод
|
| Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических и разговорных текстов.
|
|
III четверть (8ч +2ч рр)
|
17
| Знаки препинания при обращениях.
| 91
| 1
| Грамматические конструкции, не являющиеся членами предложения. Обращения.
| Стилистика, культура речи: обращения в текстах разных стилей.
| Анализ структуры простого предложения.
| Знаки препинания при обращениях.
|
18
| Вводные слова и вставные конструкции.
| 92
| 2
| Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению.
| Смысловые оттенки, которые придают предложению вводные слова и вставные конструкции.
| Различение вводных слов и омонимичных им конструкций.
| Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях.
|
19
| Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
| 93
| 1
| Междометия, утвердительные, отрицательные слова, вопросительно-восклицательные слова.
| Морфология: междометия, частицы и междометия.
| Анализ структуры простого предложения.
| Знаки препинания при словах указанной группы.
|
20 РР (4)
| Обучение написанию эссе
|
| 1
| Эссе
|
| Анализ и написание эссе
|
|
21 К1
| Контроль и обобщение материала по теме «Простое предложение».
|
| 1
|
|
|
|
|
ТЕМА III СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 9ч + 2ч рр)
|
22
| Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении.
| 94- 95
| 1
| Сложные предложения, типы сложных предложений.
| Морфология, типы сочинительных союзов, типы подчинительных союзов.
| Синтаксический разбор сложного предложения.
| Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
|
23
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
| 96
| 1
| Сложноподчиненные предложения; главная часть, часть придаточная, виды придаточных.
| Синонимия простых осложненных предложений и сложных предложений.
| Синтаксический разбор сложного предложения.
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
|
24
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Словарный диктант.
| 97
| 1
| Последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное подчинение.
| Синонимия синтаксических конструкций.
| Анализ структуры простого предложения.
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
|
25 РР (5)
| Тип речи рассуждение. Композиция. Обучение написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему
|
| 1
| Рассуждение.
|
| Овладение приёмами совершенствования и редактирования текстов
|
|
26
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
| 98
| 1
| Бессоюзные сложные предложения, значение частей сложного бессоюзного предложения.
| Синонимия разных типов синтаксических конструкций.
| Анализ структуры сложного предложения.
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
|
IV четверть ( 7 ч+1ч рр)
|
27
| Сложные предложения с разными видами связи.
| 99- 100
| 2
| Сложная синтаксическая конструкция, период.
| Изобразительно- выразительные возможности предложений с разными видами связи.
| Анализ структуры сложного предложения.
| Знаки препинания в предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи.
|
28
| Способы передачи чужой речи.
| 101- 103
| 1
| Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь.
| Синтаксис: повторение обращения. Морфология: повторение частей речи.
| Прямая речь, диалог, единицы прямой речи.
| Знаки препинания при передаче чужой речи.
|
29
| Знаки препинания при цитатах.
| 104
| 1
| Цитата, способы оформления цитат.
| Эпиграф, способы его оформления. Стилистика: цитаты разных стилей.
| Анализ структуры сложного предложения.
| Знаки препинания при цитатах.
|
30
| Сочетание знаков препинания.
Комплексный анализ текста.
| 105- 106
| 1
| Знаки препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания, альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания.
| Стилистические возможности знаков препинания.
| Анализ структуры простого и сложного предложения.
| Сочетание знаков препинания.
|
31 К2
| Авторская пунктуация. Контроль и обобщение материала по теме «Сложное предложение».
| 107
| 1
| Авторские знаки препинания.
| Экспрессивно-стилистические функции авторских знаков препинания.
| Анализ текста.
| Постановка авторских знаков препинания.
|
32 РР (6)
| Культура речи. Ораторское
мастерство. Стилистика.
| 108- 111
| 1
| Нормы речи. Качества хорошей речи.
Функциональные стили и их особенности.
| Орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, синтаксис. Риторика. Лексика.
| Анализ текста.
|
|
ТЕМА IV ПОВТОРЕНИЕ ( 2ч)
|
33
| Повторение курса 10-11 класс.
|
| 1
|
|
|
|
|
34
| Репетиционная работа по материалам ЕГЭ
|
| 1
|
|
|
|
|