Скачать 111.86 Kb.
|
Из опыта работы преподавателя русского языка и литература МКОУ Терновской сош №1 Терновского района Воронежской области Безруковой Елены Викторовны.«Система работы по подготовке учащихся к части С ЕГЭ по русскому языку»Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить. Б.Паскаль. «Единый государственный экзамен по любому предмету предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения»,- так определена роль ЕГЭ в «Законе об образовании». От того, насколько успешно сдан ЕГЭ, зависит будущее выпускника. Как известно, без выполнения задания типа С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Максимальная сумма за выполнение задания высокого уровня сложности - 21 баллов из возможных 60-ти, то есть 3-я часть общего количества баллов. Подготовка к выполнению задания части С требует, на мой взгляд, особого внимания; при написании сочинения-рассуждения ученик остаётся один на один с текстом, без вариантов ответов, и , таким образом, показывает и реальную подготовку для осмыслении текста, и реальную грамотность. Умение излагать проблему текста, позицию автора и свою по поднятой в тексте проблеме - дело непростое. Чтобы подготовиться к выполнению таких заданий, нужна планомерная работа по развитию соответствующих качеств ума, творческих и аналитических способностей обучающихся. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Прежде всего, выработала ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЧАСТИ С:
Хорошо запомни! Объем сочинения – 150-300 слов. Но не менее 150!!! Основная просьба к тебе: помоги, пожалуйста, экзаменатору оценить текст сочинения! Всегда помни! Сочинение не проверяется, если:
Композиция сочинения
В тексте должно быть, как минимум, 4 абзаца:
Ход дальнейшей работы по подготовке к ЕГЭ: написание сочинения-рассуждения осуществляю следующим образом. 1 шаг. «Знаю, за что получаю заветные баллы». Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12). 2 шаг. Самостоятельная работа. Учащиеся пишут сочинение по прочитанному тексту и, прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оценивают свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы. Затем учитель выставляет баллы по К1-К12 после проверки сочинения ученика. 3 шаг. Работа в группах (конструирование модели сочинения-рассуждения). Чтобы помочь ученику справится с ошибками, допущенными в сочинении, в классе проводится работа в группах. Технология формирования состава малых групп (4-5 человек) учитывает межличностные отношения, уровень знаний и подготовленности по данной теме, развития речевых умений и навыков. В нашем случае участники группы на основе личных наработок создают модель сочинения-рассуждения. В классе 20 человек, получается 4 группы, следовательно,- 4 модели сочинения. Межгрупповая работа: «Защищаю своё – учусь у других». Следующий этап работы над частью С – защита каждой из 4-х групп своей модели сочинения по 12-ти параметрам критериев оценивания. Ответ - это и есть по сути дела конструирование текста: ученики осмысливают объем содержания и границы темы высказывания, структурируют его в соответствующем стиле речи, корректируют, то есть приводят в соответствие с литературной нормой. Таким образом уже межгрупповая учебная деятельность учащихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень. 5 шаг. «Творю сам». И только после этих этапов учащийся, переосмыслив собственное отношение к написанию сочинения, приступает к последнему контрольному варианту своего сочинения. Итоговая оценка за сочинение выставляется по выбору учащегося (за первоначальный или конечный вариант). Приведу пример модели сочинения-рассуждения по тексту А.Солженицына. ФРАГМЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую. - Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел. Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало. А она не имела... Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. МОДЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ.
Среди учебников и пособий, которые я использую для подготовки выпускников к сдаче сочинения-рецензии в части С, хотелось бы отметить учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи” (Москва, “Просвещение”, 2001). Прежде чем остановиться на этом учебнике, я пыталась работать по другим (например, по учебнику В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик “Развитие речи: теория и практика обучения”), но вскоре отказалась от них. К своему учебнику я шла интуитивно. И вот учебник Власенкова и Рыбченковой. В чём его своеобразие ? Как по нему работалось? Интересно. Книга состоит из трех частей, что видно уже из её названия. 1-я часть – повторение пройденного за курс 9-летней школы (в сочетании с пособием Д. Розенталя при повторении материала получаются хорошие результаты при выполнении заданий А ). 2-я часть – текст и его строение, что более всего нас интересует в учебнике, и 3-я часть – стили речи. Что мне нравится в учебнике? То, что в центре внимания авторов – текст, что во все разделы учебника включены прекрасные отрывки из художественных произведений писателей, чьё творчество изучается в старших классах: Гоголь, Тургенев, Достоевский, Пришвин, Булгаков, Шукшин и т.д. А как замечательно подобраны стихи! Текст в учебнике – это не только встреча с прекрасным русским словом (общее эстетическое восприятие, основная мысль, проблемы, поставленные в нём, стиль речи, лексика и т.д.), а ещё и средство для отработки того теоретического материала, который предлагает параграф. Например, при работе над текстом–описанием используем отрывок из рассказа М. Осоргина “Часы”. А отрабатываем на этом тексте не только понятия темы, основной мысли, тип речи, но и лексические, синтаксические, морфологические средства речи: вставные синтаксические конструкции, вводные обороты, синтаксический разбор предложения, использование тире, дефиса, двоеточия, скобок и так далее. И так в заданиях к каждому тексту, данному в учебнике. Авторам учебника, с моей точки зрения, удалось сделать интересными для учеников задания по составлению разных видов текста. С первых лет участия школы в эксперименте по ЕГЭ я думала о том, что появится когда-нибудь учебник, который будет методическим пособием при подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, и по которому можно будет готовить сразу ко всем заданиям. Учебник Власенкова и Рыбченковой отвечает этому не во всем. Теперь я понимаю, что, наверное, это и не нужно. Учителю со стажем, подготовившему к выпуску не один 11-й класс, он и не будет полезен так, как начинающему учителю. Меня выручает своя методическая копилка, в которой есть всё для подготовки к сдаче экзамена в части С: и образцы сочинений-рассуждений, и огромное количество текстов для работы, и другие материалы. Ориентиром в работе для меня всегда остается газета “Русский язык”, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. Ориентиром в том, не отстала ли я как учитель, не просмотрела ли чего. Газета за последние годы напечатала огромное количество материалов в помощь учителю при подготовке учащихся к написанию сочинения (части С). Практически все перечисленные задания к части С нашли отражения в публикациях газеты: как раскрывать позицию автора и свою позицию. Итак, подготовка к выполнению блока «С» - одна из трудных: ученики плохо вчитываются в текст ( этому надо учить ), недостаточно чётко определяют проблемы текста ( этому надо учить ), слабо их комментируют ( этому надо учить ), почти совсем не умеют аргументировать свою точку зрения, так как мало читают, а потому – не умеют «связывать» и «протягивать ниточки» от других известных произведений к другим ( этому надо учить ), не видя общности проблем, к примеру – проблема отчего дома, проблема человека и природы, проблема чести и совести, проблема человеческого достоинства и т.д. – у разных писателей ( этому надо учить ). А поэтому подготовка к экзамену начинается со среднего звена. Я работаю по традиционной программе и много времени уделяю урокам по развитию речи. Пишем много сочинений, изложений, темы к которым часто предлагаю свои, неизбитые, но они интересны ребятам. Вот примеры таких тем: а) Я чувствую, что взрослею. (5, 7, 9-е классы) б) Судил ли я самого себя? в) Иногда мне удается быть внимательным к людям… (8, 9-е классы) Много времени уделяю работе над текстом. Заложив основы работы в 5–7-х классах, возвращаюсь к этому более углубленно в 8–9-х классах. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба. Литература: 1.Журнал «Русский язык в школе» №7, 8 2007 г. 2. «Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в IX-XI классах» Т.И.Павлова, Н.А. Раннева. Изд.2009 г. Ростов. 3.Материалы лекции Е.В.Васильевой «Независимое оценивание знаний и умений выпускников по русскому языку в 9 и 11 классах (ЕГЭ и ГИА )». |
Система работы по подготовке к егэ по русскому языку Егэ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том... | Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части а в егэ | ||
Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче егэ по русскому языку* Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу | Егэ по русскому языку Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по русскому языку 27 мая... | ||
Егэ по русскому языку Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе | Егэ по русскому языку Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 8 классе | ||
Программа индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка... Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,... | План внутришкольного контроля учебного процесса на 2012-2013 учебный год сентябрь Эффективность взаимодействия учителя и учащихся на уроке в 11 классе при подготовке к егэ по русскому языку и математике | ||
Егэ по русскому языку Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе Часть 1 На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей | ||
Учебник для 10-11 классов оу. М.: Просвещение, 2009 Данная рабочая Программа составлена на основе Программы образования, учебника по русскому языку в 10-11 классах и с учётом необходимости... | Учебные пособия для бесплатного скачивания, книги в помощь в подготовке... Официальный сайт егэ, на котором разъясняется все, что с ним связано, достоверно, точно и актуально | ||
Готовимся сдавать егэ по русскому языку в 11 классе Автор: учитель... Знакомят учащихся с процедурой проведения егэ и процедурой проведения егэ по технологии сга | Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку | ||
Рабочая программа по дисциплине: подготовка к егэ по русскому языку Курс должен обеспечить готовность учащихся к успешной государственной аттестации в форме егэ, поэтому приоритетом в данном курсе... | Тихомирова Е. А. ведущий научный сотрудник оипп Деятельность региональной предметной комиссии по подготовке к проведению егэ по русскому языку в 2010 г |