«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли





Скачать 111.86 Kb.
Название«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли
Дата публикации26.11.2014
Размер111.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Из опыта работы преподавателя русского языка и литература МКОУ Терновской сош №1 Терновского района Воронежской области Безруковой Елены Викторовны.



«Система работы по подготовке учащихся к части С ЕГЭ по русскому языку»


Всё наше достоинство заключено в мысли.

Не пространство и не время, которых мы не можем

заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль.

Будем же учиться хорошо мыслить.

Б.Паскаль.
«Единый государственный экзамен по любому предмету предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения»,- так определена роль ЕГЭ в «Законе об образовании».

От того, насколько успешно сдан ЕГЭ, зависит будущее выпускника. Как известно, без выполнения задания типа С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Максимальная сумма за выполнение задания высокого уровня сложности - 21 баллов из возможных 60-ти, то есть 3-я часть общего количества баллов.

Подготовка к выполнению задания части С требует, на мой взгляд, особого внимания; при написании сочинения-рассуждения ученик остаётся один на один с текстом, без вариантов ответов, и , таким образом, показывает и реальную подготовку для осмыслении текста, и реальную грамотность. Умение излагать проблему текста, позицию автора и свою по поднятой в тексте проблеме - дело непростое.

Чтобы подготовиться к выполнению таких заданий, нужна планомерная работа по развитию соответствующих качеств ума, творческих и аналитических способностей обучающихся.

Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку.

Прежде всего, выработала ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЧАСТИ С:

  • хорошо изучи критерии оценивания;

  • в соответствии с критериями составь план  сочинения (см. таблицу ниже «Композиция сочинения»);

  • старайся уложиться в 2 часа.

Хорошо запомни!  Объем сочинения – 150-300 слов. Но не менее 150!!!

Основная просьба к тебе: помоги, пожалуйста,  экзаменатору оценить текст сочинения!

Всегда помни!  Сочинение не проверяется, если:

  • оно менее 70 слов;

  • оно написано без опоры на предложенный текст;

  • представляет собой пересказ или  перестановку слов и предложений предложенного текста;

  • текст нечитаемый –

Композиция сочинения

Части (абзац)

Вид деятельности

Для чего

Вступление.

Сообщи о теме:

В тексте (!) говорится о…

Или

Автора текста (!), как и многих из нас, привлекает тема… (1-5 коротких предложений)

Чтобы не ошибиться в определении жанра текста.

Основная часть.

В тексте автором (!) поднимаются проблемы….. Хотелось бы остановиться на… (если проблем несколько).

Или

Автор  в тексте рассматривает проблему… (сформулируйте её!). (1-2 предложения)

Если не знаешь об авторе ничего

1. Определение авторской позиции

         Покажите, как автор раскрывает проблему.  Подтвердите это короткими цитатами из текста   (8-10 предложений)

Это для соблюдения фактической точности.

2. Собственная позиция

Выражение и аргументация собственной позиции:

С автором трудно не согласиться… или    
С автором нельзя не согласиться…  или
Я полностью согласен с автором… далее аргументация с переходом:

Попробую доказать свою точку зрения.

Во-первых… .
Во-вторых… .
В-третьих…  .
Если… , то…  .

Это 1 балл за недопущение этической ошибки и соответствие языка  общепринятой морали.

 

Каждое положение в аргументации должно сопровождаться словесной иллюстрацией, примерами  из жизненного опыта, из прочитанной литературы, из просмотренной телепередачи, из услышанного по радио.   (8-12 предложений).

Не требуется искусственного включения средств выразительности.

Главное - точность словесного выражения.

Заключение

Вывод по поводу того, о чем говорилось на основании авторской и собственной позиции.

Если тематика о нравственности, то заключительная часть может содержать нравственный вывод, призыв (так давайте же…), афоризм, пословицу, поговорку, но они должны быть записаны в виде формулы, вывода, рекомендации, вопросно-ответное единством (1-5  предложений).

 

В тексте должно быть, как минимум,  4 абзаца:

  • вступление;

  • анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию;

  • выражение и аргументация собственной позиции;

  • заключение – выводы.

Ход дальнейшей работы по подготовке к ЕГЭ: написание сочинения-рассуждения осуществляю следующим образом.

1 шаг. «Знаю, за что получаю заветные баллы».

Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12).

2 шаг. Самостоятельная работа.

Учащиеся пишут сочинение по прочитанному тексту и, прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оценивают свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы. Затем учитель выставляет баллы по К1-К12 после проверки сочинения ученика.

3 шаг. Работа в группах (конструирование модели сочинения-рассуждения).

Чтобы помочь ученику справится с ошибками, допущенными в сочинении, в классе проводится работа в группах. Технология формирования состава малых групп (4-5 человек) учитывает межличностные отношения, уровень знаний и подготовленности по данной теме, развития речевых умений и навыков. В нашем случае участники группы на основе личных наработок создают модель сочинения-рассуждения. В классе 20 человек, получается 4 группы, следовательно,- 4 модели сочинения.

Межгрупповая работа: «Защищаю своё – учусь у других».

Следующий этап работы над частью С – защита каждой из 4-х групп своей модели сочинения по 12-ти параметрам критериев оценивания. Ответ - это и есть по сути дела конструирование текста: ученики осмысливают объем содержания и границы темы высказывания, структурируют его в соответствующем стиле речи, корректируют, то есть приводят в соответствие с литературной нормой. Таким образом уже межгрупповая учебная деятельность учащихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень.

5 шаг. «Творю сам».

И только после этих этапов учащийся, переосмыслив собственное отношение к написанию сочинения, приступает к последнему контрольному варианту своего сочинения.

Итоговая оценка за сочинение выставляется по выбору учащегося (за первоначальный или конечный вариант).

Приведу пример модели сочинения-рассуждения по тексту А.Солженицына.

ФРАГМЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

- Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела...

Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.

МОДЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ.

«Не стоит село без праведника» - так гласит народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» она становится проблемой, потому что эта праведность не оценивается по достоинству окружающими. Писатель обращает внимание на эту проблему, потому что она относится к вечным вопросам взаимоотношений между людьми.

К1. Формулировка проблемы исходного текста.

Автор, описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовные качества и мелочность окружающих ее людей. Она была во много раз богаче духовно, чем ее золовка, муж, селяне, которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она была бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь людям.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. На праведности и бескорыстии держится этот мир, но, в наш век поклонения деньгам и роскоши, эти качества мало кто ценит, их принимают как что-то из ряда вон выходящее, при этом не редко пренебрегая и издеваясь над честными и искренними людьми.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Я согласна с мнение автора, потому что сама сталкиваюсь с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе.

Авторскую позиция подтверждает пример Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, она вынуждена пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы.

Матрениной безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

К4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью. А текст Александра Солженицына призывает нас задуматься над своим отношением к людям, подобным Матрене, и уметь разглядывать в их заурядных и, как может нам казаться, глупых поступках широту человеческой души.

Заключение

Среди учебников и пособий, которые я использую для подготовки выпускников к сдаче сочинения-рецензии в части С, хотелось бы отметить учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи” (Москва, “Просвещение”, 2001). Прежде чем остановиться на этом учебнике, я пыталась работать по другим (например, по учебнику В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик “Развитие речи: теория и практика обучения”), но вскоре отказалась от них. К своему учебнику я шла интуитивно. И вот учебник Власенкова и Рыбченковой. В чём его своеобразие ? Как по нему работалось? Интересно. Книга состоит из трех частей, что видно уже из её названия. 1-я часть – повторение пройденного за курс 9-летней школы (в сочетании с пособием Д. Розенталя при повторении материала получаются хорошие результаты при выполнении заданий А ). 2-я часть – текст и его строение, что более всего нас интересует в учебнике, и 3-я часть – стили речи.

Что мне нравится в учебнике? То, что в центре внимания авторов – текст, что во все разделы учебника включены прекрасные отрывки из художественных произведений писателей, чьё творчество изучается в старших классах: Гоголь, Тургенев, Достоевский, Пришвин, Булгаков, Шукшин и т.д. А как замечательно подобраны стихи!

Текст в учебнике – это не только встреча с прекрасным русским словом (общее эстетическое восприятие, основная мысль, проблемы, поставленные в нём, стиль речи, лексика и т.д.), а ещё и средство для отработки того теоретического материала, который предлагает параграф. Например, при работе над текстом–описанием используем отрывок из рассказа М. Осоргина “Часы”. А отрабатываем на этом тексте не только понятия темы, основной мысли, тип речи, но и лексические, синтаксические, морфологические средства речи: вставные синтаксические конструкции, вводные обороты, синтаксический разбор предложения, использование тире, дефиса, двоеточия, скобок и так далее. И так в заданиях к каждому тексту, данному в учебнике.

Авторам учебника, с моей точки зрения, удалось сделать интересными для учеников задания по составлению разных видов текста.

С первых лет участия школы в эксперименте по ЕГЭ я думала о том, что появится когда-нибудь учебник, который будет методическим пособием при подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, и по которому можно будет готовить сразу ко всем заданиям. Учебник Власенкова и Рыбченковой отвечает этому не во всем. Теперь я понимаю, что, наверное, это и не нужно. Учителю со стажем, подготовившему к выпуску не один 11-й класс, он и не будет полезен так, как начинающему учителю. Меня выручает своя методическая копилка, в которой есть всё для подготовки к сдаче экзамена в части С: и образцы сочинений-рассуждений, и огромное количество текстов для работы, и другие материалы.

Ориентиром в работе для меня всегда остается газета “Русский язык”, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. Ориентиром в том, не отстала ли я как учитель, не просмотрела ли чего. Газета за последние годы напечатала огромное количество материалов в помощь учителю при подготовке учащихся к написанию сочинения (части С).

Практически все перечисленные задания к части С нашли отражения в публикациях газеты: как раскрывать позицию автора и свою позицию.

Итак, подготовка к выполнению блока «С» - одна из трудных: ученики плохо вчитываются в текст ( этому надо учить ), недостаточно чётко определяют проблемы текста ( этому надо учить ), слабо их комментируют ( этому надо учить ), почти совсем не умеют аргументировать свою точку зрения, так как мало читают, а потому – не умеют «связывать» и «протягивать ниточки» от других известных произведений к другим ( этому надо учить ), не видя общности проблем, к примеру – проблема отчего дома, проблема человека и природы, проблема чести и совести, проблема человеческого достоинства и т.д. – у разных писателей ( этому надо учить ).

А поэтому подготовка к экзамену начинается со среднего звена. Я работаю по традиционной программе и много времени уделяю урокам по развитию речи. Пишем много сочинений, изложений, темы к которым часто предлагаю свои, неизбитые, но они интересны ребятам. Вот примеры таких тем:

а) Я чувствую, что взрослею. (5, 7, 9-е классы)

б) Судил ли я самого себя?

в) Иногда мне удается быть внимательным к людям… (8, 9-е классы)

Много времени уделяю работе над текстом. Заложив основы работы в 5–7-х классах, возвращаюсь к этому более углубленно в 8–9-х классах.

Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.

Литература:

1.Журнал «Русский язык в школе» №7, 8 2007 г.

2. «Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в IX-XI классах» Т.И.Павлова, Н.А. Раннева. Изд.2009 г. Ростов.

3.Материалы лекции Е.В.Васильевой «Независимое оценивание знаний и умений выпускников по русскому языку в 9 и 11 классах (ЕГЭ и ГИА )».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconСистема работы по подготовке к егэ по русскому языку
Егэ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том...
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconРеферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ»
Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части а в егэ
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче егэ по русскому языку*
Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconЕгэ по русскому языку
Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по русскому языку 27 мая...
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconЕгэ по русскому языку
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconЕгэ по русскому языку
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 8 классе
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconПрограмма индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка...
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconПлан внутришкольного контроля учебного процесса на 2012-2013 учебный год сентябрь
Эффективность взаимодействия учителя и учащихся на уроке в 11 классе при подготовке к егэ по русскому языку и математике
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconЕгэ по русскому языку
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconСистема оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе Часть 1
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconУчебник для 10-11 классов оу. М.: Просвещение, 2009
Данная рабочая Программа составлена на основе Программы образования, учебника по русскому языку в 10-11 классах и с учётом необходимости...
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconУчебные пособия для бесплатного скачивания, книги в помощь в подготовке...
Официальный сайт егэ, на котором разъясняется все, что с ним связано, достоверно, точно и актуально
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconГотовимся сдавать егэ по русскому языку в 11 классе Автор: учитель...
Знакомят учащихся с процедурой проведения егэ и процедурой проведения егэ по технологии сга
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconТексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку

«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconРабочая программа по дисциплине: подготовка к егэ по русскому языку
Курс должен обеспечить готовность учащихся к успешной государственной аттестации в форме егэ, поэтому приоритетом в данном курсе...
«Система работы по подготовке учащихся к части с егэ по русскому языку» Всё наше достоинство заключено в мысли iconТихомирова Е. А. ведущий научный сотрудник оипп
Деятельность региональной предметной комиссии по подготовке к проведению егэ по русскому языку в 2010 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск