Скачать 98.45 Kb.
|
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части А в ЕГЭ» Слушателя курса «Новые методы и формы подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ» Алексеевой Надежды Юрьевны, учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» Руководитель курса «Новые методы и формы подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ» Бабенко Надежда Владимировна г. Воскресенск 2012 год Содержание. 1. Введение. 2.Понятия «методы и приёмы обучения». Классификации методов обучения. 3.Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части А в ЕГЭ. а) Основные вопросы повторения по подготовке учащихся к выполнению заданий части А: А13, А15 1.А 13. 2.А 15. 4.Заключение. 1. Введение. Единый государственный экзамен (ЕГЭ)- это один из вариантов итоговой аттестации по русскому языку, одна из форм выпускного и вступительного экзаменов. И к нему нужна специальная подготовка. Учителями-словесниками разрабатывается простая и рациональная методика подготовки к ЕГЭ. Можно применять алгоритмы рассуждения при выборе ответа в части А, освоив которые, учащиеся учатся анализировать задания и варианты ответов, осознанно выбирать правильный ответ. Предложенные алгоритмы рассуждения при выборе ответа части А формируют научно-лингвистическое мышление, развивают интеллект учащихся, повышают уровень речевой культуры и грамотности. Основной принцип каждого алгоритма – от простого к сложному. Карточки с заданиями А скомпонованы по темам для детального и неоднократного закрепления материала, в них проработана каждая тема. Помогают освоить сложный материал обобщающие таблицы. Работа с алгоритмами, карточками и таблицами позволяет систематизировать знания учащихся, выявлять проблемы и вовремя ликвидировать пробелы в знаниях. Каждый педагог для достижения этой цели использует в работе различные методы, приёмы 2.Понятия «методы и приёмы обучения». Классификации методов обучения. В настоящее время в педагогической литературе выделено довольно большое число методов обучения и воспитания (более 50). Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определённым образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. В настоящее время в школе широко используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения: – проблемный; – диалоговый; – игровой; – исследовательский (проектный); Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения. Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм. Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов: 1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий). 2. Избранный метод (методы) проведения занятий. 3. Соответствующая ему форма (формы). Для использования АМО обязателен методический инструментарий: планы проведения учебных занятий и учебно-методические разработки для самостоятельной работы обучаемых. Проблемно-ситуационные методы обучения Проблемное обучение, как показывает опыт, можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что учитель, обучаемые и учебный материал подготовлены к занятию и у учителя выработан четкий план его проведения. Учитель должен выполнить правило: поставленная и принятая учащимися учебная проблема должна быть решена до конца. По опыту лучших методистов, структура главной части проблемной ситуации (беседы) может быть следующей: – формирование проблемы; – поиск ее решения; – доказательство правильности решения; – указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях. В ходе урока учитель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. Правильный выбор формы проведения урока способствует реализации этой цели. Наиболее часто применяются следующие формы занятий: – вопросно-ответный; – развернутая беседа на основе имеющегося у учащихся плана занятия; – устные доклады с последующим обсуждением; – обсуждение письменных работ, заранее подготовленных отдельными учащимися и прочитанных на уроке: – комментированное чтение текста; Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать обучаемых своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой. Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. 3.Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части А в ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена. Учителю 10-11 классов необходимо разработать систему уроков, направленную на углубление знаний учащихся о системе языка, совершенствование их учебно-языковых и коммуникативных умений. а)Основные вопросы повторения каждого по подготовке учащихся к выполнению заданий части А Рассмотрим основные вопросы повторения некоторых разделов при подготовке учащихся к выполнению заданий части А.
Ошибки в написании причастий и прилагательных возникают от незнания учащимися правил, неумения определять часть речи, проводить словообразовательный и морфемный анализ слова. Примерные вопросы в КИМах: В каком слове на месте пропуска пишется -н- (-нн-)? В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется –н- (-нн-)? На месте каких цифр в предложении пишется –н- (-нн-)? Учащимся предлагается алгоритм выбора правильного ответа: 1. Определить часть речи слова, в суффиксе которого необходимо поставить –н- (-нн-). Учитывать, от глагола или имени существительного образовано данное слово. 2. Определить орфограммы. 3. Выбрать правильный ответ. При повторении и закреплении данной темы следует пользоваться справочным материалом в качестве таблиц и правилами-подсказками. Например, таблица: «Одна и две буквы н в прилагательных, образованных от существительных»
Правило-подсказка: А где два н? Простой ответ: В окне с поверхностью стеклянной, Где оловянный шпингалет И подоконник деревянный. Орфограмма «Одна и две буквы н в полных причастиях и отглагольных прилагательных», на мой взгляд, является одной из самых трудных в программе русского языка по ряду причин: хотя полные формы причастий и прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида, орфографически не различаются, в процессе написания одного слова учащийся должен протестировать его по четырём позициям. Для упрощения запоминания и удобства работы с этим правилом учащихся можно подвести к мнемоническому образу равновесия. Например: в слове «скошенный» утяжеляющая приставка требует для равновесия –нн-, а в слове «некошеный» приставка не- ничего не весит, поэтому -н-. Тяжёлый (длинный) суффикс –ова-\-ева- также требует –нн-. Зависимое слово тоже тяжёлое – уравновешивается нн. Эту орфограмму можно зашифровать по формуле «4 С» - «4 НЕ». «4С» «4 НЕ» 1. С приставкой + нн 1.Нет приставки + н 2.С суффиксом –ова-\-ева- + нн 2.Нет –ованный-\-ёванный- +н 3.С зависимым словом +нн 3. Нет зависимого слова +н 4. Совершенного вида +нн 4. Несовершенного вида Трудные случаи правописания –н- и –нн- в разных частях речи, требующие запоминания, можно объединить в тематические группы.
Задание объединяет ряд орфограмм, связанных с правописанием приставок: «Правописание неизменяемых приставок», «Правописание приставок пре- и при», «Правописание приставок на з-с», «Правописание корней с ы-и после приставок», «Твёрдый знак после приставки».Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания необходимо при выполнении данного задания. Особенно важно найти границу между приставкой и корнем или следующей приставкой. Морфемика и словообразование помогут в этом. Справочный материал даёт возможность запомнить правописание приставок.
Вопрос: В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Алгоритм выбора правильного ответа:
Например, изучая и повторяя тему «Буквы з и с на конце приставок», можно варьировать порядок выполнения действий. Вот два варианты схем-инструкций, которые используют учащиеся при объяснении орфограмм на данное правило. 1-й вариант : а) ученик находит корень/ б) выделяет приставку на з(с)/ в) определяет характер первой согласной корня/ г) делает вывод о правописании искомой орфограммы. (Пример рассуждения: раскинулся – корень – ки-, приставка на з(с), стоит перед глухим согласным звуком корня, следовательно, на конце приставки пишем букву с.) 2– й вариант : а) ученик находит корень; б) определяет характер первой согласной корня; в) выделяет приставку на з(с); г) делает вывод о правописании искомой орфограммы. (Пример рассуждения: раскинулся – корень– ки-, начинается с глухого согласного звука, приставка на з(с), на конце ее пишем букву с.) Таким образом, при определении приставки в данном случае необходимость вникнуть в смысл слова у ученика появляется лишь тогда, когда он начинает действие с определения корня. Выяснение основной части слова, его смысла облегчает его дальнейший структурный анализ. Ученик, определив корень слова, дальнейшую проверку остальных признаков (наличие приставки, характер первого согласного звука корня) не производит: отсутствие приставки является сигналом к дальнейшему прекращению действий. Для вывода достаточно наличия одного этого признака. 4.Заключение. В заключение хотелось бы отметить, что от организации целенаправленной работы по подготовке к ЕГЭ напрямую зависит результат экзаменационной работы. Экзамен требует обобщение знаний по предмету. На мой взгляд, задача учителя при подготовке учащихся к ЕГЭ и состоит в правильной систематизации работы по повторению и углублению материала, изученного в среднем звене. |
Тема: «Решение графических задач части а подготовка к егэ по обществознанию» Цель урока: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – егэ; повторение темы, решение графических... | Методика Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | ||
Примерный перечень оснований (критериев) для начисления стимулирующих... Результаты аттестации егэ после 4, 9, 11 классов, подготовка 100% учащихся к егэ | Инструкция по выполнению работы 9 5 Рекомендации по подготовке к экзамену 9 Знакомят учащихся с процедурой проведения егэ и процедурой проведения егэ по технологии сга | ||
Тренировочные упражнения для подготовки учащихся к егэ по теме: «Системы счисления» Цель использования разработки: Тест предназначен для проверки знаний и для тренинга обучающихся 8-9 классов по данной теме | Урок практикум: «Онтогенез. Подготовка к егэ» Цель урока: Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к егэ по данной... | ||
Инструкция по выполнению: крестиком зачеркиваем правильный ответ... Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. По теме: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты»... | Методические рекомендации по выполнению рефератов, Направление подготовки Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Егэ, научить учащихся применять знания по теме : «Углы в пространстве» при решении задач егэ | Реферат Тема: Использование элементов обучающего программирования на уроках биологии Вместе с тем в методической литературе превалирует собственно проверочный материал, а пособия для подготовки к егэ выполнены по классическим... | ||
Методические рекомендации по выполнению контрольных нормативов Методика... ... | Цели: Формирование адекватного реалистичного мнения о егэ. Знакомство... ... | ||
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей... | Инструкция по выполнению работы и реко-мендации по подготовке к сдаче... Года, а также темы и задания, вызвавшие затруднения при выполнении экзаменационной работы. Приведены образцы бланков регистрации... | ||
Инструкция по выполнению работы 9 5 Рекомендации по подготовке к экзамену 9 Темы и задания, вызвавшие затруднения при выполнении экзаменационной работы. Примеры заданий, вызвавших затруднения при ответе на... | Особенности егэ 2013 Объявлен минимум баллов егэ по русскому языку... Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека” |