Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Ставропольский государственный аграрный университет Кафедра землеустройства и кадастра Форма обучения – очная СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И КАДАСТРОВ Методические рекомендации по выполнению рефератов,
Направление подготовки
120700.68 – «Землеустройство и кадастры» Территориальное планирование и землеустройство
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Ставрополь, 2014
Составители: декан факультета агробиологии и земельных ресурсов, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой агрохимии и физиологии растений
| А.Н. Есаулко
| доктор сельскохозяйственных наук, доцент, заведующий кафедрой
землеустройства и кадастра
| О.А. Подколзин
| кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры землеустройства и кадастра
| Д.А. Шевченко
| кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры землеустройства и кадастра
| А.В. Лошаков
| кандидат географических наук, доцент кафедры землеустройства и
кадастра
| Е.В. Письменная
| кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры землеустройства и кадастра
| В.А. Стукало
| доцент кафедры землеустройства и кадастра
| Л.Т. Кретов
| кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастра
| С.А. Антонов
| старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастра
| А.Ю. Перов
| доктор географических наук, профессор кафедры землеустройства и кадастра
| А.В. Лысенко
| кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастра
| И.Ю. Вергунов
| кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастра
| С.Г. Лагун
| кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастра
| С.В. Одинцов
| старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастра
| Л.В. Кипа
| ассистент кафедры землеустройства и кадастра
| С.С. Ткаченко
| ассистент кафедры землеустройства и кадастра
| Н.Б. Шопская
| ассистент кафедры землеустройства и кадастра
| С.И. Лопатин
| ассистент кафедры землеустройства и кадастра
| Е.В. Федосеева
| ассистент кафедры землеустройства и кадастра
| Ю.В. Сивоконь
| Реферат
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.
Рефераты в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим основным критериями:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- простота и доходчивость изложения;
-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.
Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.
Основные этапы работы над рефератом
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Написание реферата. Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки,справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы. Структура реферата
Введение
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Объем введения при объеме реферата 10-15 может составлять одну страницу.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются. Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Список использованных источников
В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
Список использованных источников оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.
Оформление титульного листа реферата представлено в Приложении 1. Порядок сдачи и защиты рефератов
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия.
2. При защите реферата преподаватель учитывает:
- качество
- степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
- связность, логичность и грамотность составления
- оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата студентом предусматривает
- доклад по реферату не более 5-7 минут
- ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
Требования к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ
Работа должна быть выполнена с помощью ПК через 1,5 интервала. Тексты работ печатают с соблюдением размеров полей: справа не менее 2 см, слева 3 см, снизу, сверху – 2 см, размер шрифта TimesNewRoman – 14.
Страницы нумеруются арабскими цифрами, нумерация страниц должна быть сквозной. Титульный лист включается в общую нумерацию, однако номер на нем не ставится. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, а также все приложения включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы проставляется вверху посередине.
Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и в тексте на них делаются ссылки. Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы.
Цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц, каждую из которых размещают после упоминания о ней. Таблица должна иметь номер (арабскими цифрами) и заголовок, написанный с заглавной буквы. Слово «Таблица» помещается с красной строки с номером, затем ставится пробел, тире, пробел и заголовок таблицы с прописной буквы без кавычек.
Тексты желательно иллюстрировать графиками, диаграммами, рисунками. При ссылке на таблицы и рисунки указывают их полный номер.
Список использованных источников оформляется в определенной последовательности. Вначале приводятся:
1. Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные материалы, изданные органами власти и управления различных уровней.
2. Монографии, научные сборники, журнальные статьи в алфавитном порядке, с указанием ф.и.о. авторов; названия; года издания; издательства; номеров журналов, номеров страниц начала и окончания статьи. Для научной и учебной литературы – общее число страниц. Образец оформления библиографических источников представлен в Приложении 2.
Участие студентов в научно-исследовательской работе
Участие в научной работе позволяет студентам реализовать творческий потенциал в процессе учебы в вузе. Их вклад в научно-исследовательскую деятельность может выражаться в самых разнообразных формах: выполнение курсовых работ и дипломных проектов в форме НИР; производственная практика; участие в проведении диссертационных исследований аспирантови др. В общем виде НИР студентов (НИРС) состоит из следующих элементов:
- работа в научных кружках;
- участие в конкурсах научных работ;
- участие в выставках научных работ;
- участие в студенческих конференциях;
- подготовка студенческих публикаций.
Процесс обучения способствует развитию у студентов задатков к научным исследованиям – памяти, наблюдательности, воображения, самостоятельности суждений и выводов. Каждый из перечисленных компонентов необходим для самостоятельной исследовательской работы.
Наряду с выполнением научных исследований студенты принимают участие в сборе и обработке статистических данных, составлении и подготовке различной компьютерной продукции. Результаты научных исследований студенты представляют на конференциях, научных семинарах кафедр и т.д.
Лучшие студенты по результатам НИРС могут быть рекомендованы для учебы в аспирантуре.
Наиболее распространенной формой НИРС является участие в научных конференциях.
При подготовке к докладу или выступлению на конференции студент получает опыт систематизации и обобщения материала, приобретает навыки научного творчества и, наконец, овладевает очень важным искусством публичного выступления, аргументированной полемики. Примерные темы рефератов
земля, как природный объект;
земля, как средство производства;
природно-сельскохозяйственное районирование;
геодезические съемки при землеустройстве;
использование результатов геодезических съемок для составления землеустроительной документации;
методы и ошибки измерений;
классификация ошибок измерений;
свойства ошибок в геодезических измерениях;
вычисление ошибок в измерениях;
сведения о картографии и классификация карт;
сельскохозяйственные карты в землеустройстве;
системы координат;
формы рельефа и их обозначение на картах;
земельный кадастр и его составные части;
понятие о мониторинге;
общие сведения о межевании;
инвентаризация земель;
сущность, формы и способы проведения землеустройства;
результаты проведения землеустройства и их оформление;
государственный контроль за использованием земельных ресурсов и оформление его результатов;
землеустроительное проектирование и авторский надзор;
ориентирование линий, азимуты и румбы.
ЛИТЕРАТУРА 1. Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года № 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
2. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 17.
3. Бакушев В.В., Полуденный Н.Н. Рекомендации по подготовке письменных работ. М., 2004.
4. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003.
5. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Ростов н/Д., 2000.
6. Карпова О.Л. Педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 13
7. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. М., 2006.
8. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М., 2008.
9. Мартыненко Т.В. Методические указания по написанию учебно-исследовательских работ: докладов, рефератов, эссе, курсовых работ. Ростов н/Д., 2009.
10. Пономарев А.И., Арсеньева В.А., Золочевская Е.Ю., Козлюк Н.В. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ (проектов). Ростов н/Д., 2009.
11. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. М., 2008.
12. Рогожин М. Как написать курсовую и дипломную работу. СПб., 2005.
13. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир, 2002.
14. Сушков И.М., Голубых А.А. Интеллектуальная культура личности. Ростов н/Д., 2008.
15. Управление факультетом / Под общ.ред. С.Д. Резника. М., 2008.
16. Федорова М. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2007. № 10. С.32.
17. Царев А.И. Организация личного труда студента. Ростов н/Д., 2008.
Приложение 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Реферат по дисциплине: Современные проблемы землеустройства и кадастров Тема__________________________________________ Реферат выполнил:
студент__ гр.
инициалы, фамилия
подпись оценка реферата руководитель (Ф.И.О.)
должность, уч. степень, звание Ставрополь, 2014
Приложение 2
Пример оформления библиографических источников
одного автора:
1. Блок, А.А. Избранное [Текст]/ А. А. Блок ; сост., вступ. ст., коммент. Е. А. Дьяковой. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.
двух авторов:
1. Безрукова, Н.Л. Менеджмент в индустрии моды [Текст] : учебник/ Н.Л. Безрукова, В.С. Янкевич ; под ред. В.С. Янкевича. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 416 с.
трех авторов:
1. Бельская, И.Л. Тесты для подготовки к экзамену по …. [Текст]/ И.Л. Бельская, Л.В. Елкина, С.А. Атейба. – Минск: Юнипресс, 2004. – 128 с.
под заглавием:
1. Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире [Текст]: сб. науч. тр./ Урал.гос. пед. ун-т, Каф. психологии развития; отв. ред. С.А. Минюрова. – Екатеринбург: [б. и.], 2004. – 135 с.
многотомные издания:
1. Соловьев, С.М. Собрание сочинений [Текст] : в 3 т./ С.М. Соловьев; сост., коммент. А.А. Егорова, С.Г. Горяйнова. – Ростов н/Д : Феникс, 1997
Т. 3 : Император Александр I: политика, дипломатия. – 1997. – 640 с.
энциклопедии и словари:
1. Райзберг, Б.А. Экономика и управление [Текст]: словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский ; Моск. психол.-социал. ин-т. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. – 488 с.
авторефераты и диссертации:
1. Питькова, О.А. Феномен виртуальной реальности в контексте организации производства [Текст]: автореф. дис. … д-ра экон.. наук / О.А. Питькова. – Магнитогорск: [б. и.], 2005. – 46 с.
статьи из энциклопедий:
1. Чернецова, Е.М. Веласкес [Текст]/ Е.М. Чернецова// Е.М. Чернецова. Мировое искусство: энцикл. слов/ Е.М. Чернецова. – М. , 2005. – С. 67-68.
статьи из сборников:
1. Корель, Л.В. Метод социологии адаптаций [Текст]/ Л.В. Корель// Корель Л.В. Социология адаптаций :вопр. теории, методологии, методики/ Л.В. Корель. – Новосибирск, 2005. – Гл. 4. – С. 79-86.
статьи из журналов и газет:
1. Марцинковская, Т.Д. Философия и социальная психология – попытка диалога [Текст]/ Т. Д. Марцинковская// Вопр. философии. – 2005. – № 12. – С. 119-128.
нормативные документы:
1. Всеобщая декларация прав человека [Текст]: принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г.// Рос.газ. – 1998. – 10 дек. – С. 4.
2. Полный сборник кодексов Российской Федерации [Текст]: офиц. тексты / вступ. ст. Б. Грызлова. – М. : Омега-Л, 2005. – 1064 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Инфра-М, 2006. – 203 с.
электронные ресурсы:
Ресурсы локального доступа:
1. Большая российская юридическая энциклопедия [Электронный ресурс]: электрон.правовой справ. – Электрон.дан. – СПб. : Кодекс, сор. 2000. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
ресурсы удаленного доступа:
1. Артамонова, Е. И. Методические основы развития показателей эффективности рекламной деятельности предприятяи [Текст]: автореф. дис… канд. экон. наук/ Е.И. Артамонова. – М., 2008. – Режим доступа: http://dissertationl.narod.ru/avto referats1.
2. Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн./ Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон.журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн.: |