Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку





Скачать 176.33 Kb.
НазваниеТексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку
Дата публикации25.09.2014
Размер176.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку


Учитель I кв.категории

МОУ СОШ №14 г. Владимира

Борисовская Елена Владимировна

2008 год

Каждый из нас по-своему подходит к реализации регионального компонента. Работая в среднем звене по учебно-методическому комплексу «Вокруг тебя - мир», я обратила внимание на то, что темы некоторых произведений, помещённых в этом комплексе, перекликаются с произведениями владимирских авторов. В течение нескольких лет, готовясь к урокам внеклассного чтения, мои ученики пользовались литературно - художественным и краеведческим сборником «Годова Гора».

И вот при изучении рассказа К. Воробьёва «Немец в валенках», где речь идёт о взаимоотношениях русских военнопленных и немецких охранников, я обратила внимание, что та же тема звучит и в очерке Бориса Захарова «Пленных не презирали. Их жалели».(№5, 2005 г.) Поэтому данное произведение, в котором говорится о великодушии русского народа, я анализирую с учениками 6 класса на уроках внеклассного чтения, расширяя их представления о жизни нашего народа в годы Великой Отечественной войны и сразу после неё. Эти произведения помогают воспитанию милосердия, гуманизма, великодушия, чувства памяти. Отрывок из романа А. С. Новикова-Прибоя «Цусима», который входит в программу 6 класса, созвучен с повестью Альберта Карышева «В минном поле» (№4,2004 г.), где говорится о кораблекрушении. Это произведение мы также разбираем на уроках внеклассного чтения в 7 классе. Оба этих произведения воспитывают гуманное отношение к терпящим бедствие, милосердие, взаимопомощь.

Так как в течение многих лет в своей практике я использую интегрированные уроки литературы и истории при изучении различных произведений, то работа над учебно-методическим комплексом «Вокруг тебя - мир» и произведениями владимирских писателей соединила два этих предмета в 7 классе при подготовке к конференции по международному гуманитарному праву.

При изучении такого сложного для семиклассников материала, как международное гуманитарное право, знания художественных произведений помогли им в обсуждении Женевских международных конвенций, принятых в 1949 году.

Региональный компонент я использую и в работе со старшими классами. Учебник по русскому языку Власенкова включает в себя в первую очередь задания, связанные с анализом текста (определение стилей, типов речи, различных тропов). Это служит хорошим подспорьем для подготовки к ЕГЭ. Я сделала упор на работу не над отдельными упражнениями, а над текстами.

Проанализировав всевозможные сборники тестов, начиная с 2001 года, я обратила внимание на то, что значительную часть фрагментов для анализа представляют тексты Владимира Солоухина.

Творчество этого писателя уже достаточно хорошо известно моим детям. На уроках внеклассного чтения в 8 классе анализировали «Владимирские просёлки », в 9 классе читали стихи, кроме того, на внеклассные мероприятия мы приглашаем Лебзина Валерия Константиновича, артиста Владимирской филармонии, и ребята с большим интересом слушают в его исполнении рассказ Солоухина «Каравай заварного хлеба». Это и было отправной точкой моей работы. Я выбрала из большого количества текстов солоухинские, дополнила их текстами Сергея. Никитина, и у меня получился почти сборник, который я использую в своей работе на уроках русского языка в 10 - 11 классах.

Когда впервые учащиеся сталкиваются с ЕГЭ, многих задание С пугает, но, если они видят текст знакомого писателя , детям легче выразить и авторскую позицию, и свою точку зрения, кроме того существенно облегчают эту работу и опорные слова, разработанные мною при подготовке задания С.

Итогом моей работы по подготовке детей к аттестации являются результаты прошлогоднего ЕГЭ. Из 23 учащихся 11 «Б» класса сдавали ЕГЭ 21 человек, все получили положительные оценки. Особо хочу отметить, что с заданием С ребята справились хорошо. В 2008 году из 25 учащихся 11 «А» класса 72% справились с заданиями ЕГЭ на «4» и «5».
Опорные слова и выражения для задания С
Автор данного текста размышляет о...

... Именно об этом размышляет замечательный русский писатель...

Текст известного русского писателя...посвящён...

Этот текст - размышления не только о..., но и серьёзные раздумья о...

Писатель рассказывает о...

... Об этом на примере...размышляет...
В своём рассуждении автор справедливо утверждает, что...

Автор показывает...

Для писателя важно, что...

Он призывает нас к ...

Писатель подчёркивает...

Автор подробно и аргументированно рассказывает о том, как...
Нельзя не согласиться с автором в том, что...

Особенно значимо то, что...

Справедливость позиции...не вызывает сомнений.

Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является.

Нельзя не почувствовать и не принять?..

Автор наводит читателя на размышления о том, что...

Задумывались ли вы...

Обращали ли вы внимание на...
Автор заставляет задуматься над...

Автор предостерегает от ошибок,....

Наверное, автор хотел этим сказать...

Вероятно, автор имел в виду...

Автор взывает к нашему милосердию, состраданию.

Сочувствуя героям, мы задумываемся...

К сожалению,...

Кто знает, может, и прав автор, считавший, что...
Тексты для анализа задания С.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны ..

(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте ... (З)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. (б)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение час­тицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (Ю)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?

(13) Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по
строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой
и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду
страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости ...

(14) Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ,
о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных
метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15) Как это будет
выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с
местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.
(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности - это не просто лицо
земли, лицо страны, но и лицо данного общества. (17)3амусоренный лес,
разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки,
исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные
деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом,
стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или
иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и
запущенная квартира о её жильцах.

(В. Солоухин)
(I) В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит, ничего не сказать о сверкании росного утра. (3) Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4) Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то желтыми. (5) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и по­коится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6) Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. (7) Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8) Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно. (9 Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10) Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду.

(В. Солоухин)
(1) Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. (2)Что за причуда: в двадцатом веке — письма! (3) Как будто нет телеграфа и телефона. (4) Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.(5) Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далека», и «Письма русского путешественника». (6) Только представьте себе: человек проехал из России в Париж и написал два тома писем! (7) Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. (8) Два слова вместо двух томов — вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века.(9) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10) Но произошёл удивительный парадокс. (11) Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждою из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (12) Да боже мой'(13) Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (14) По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?(16) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (17)Но это всё — мы. (18) Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра — просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?(19)Человечество коллективно может завоевать Луну либо открыть антивещество, но всё равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности.

(В. Солоухин)

(1)Мшары - это глубокое озеро с холодной прозрачной водой, синее в ясные дни и свинцово-серое в ненастье. (2)Осенью оно бывает сплошь завалено сухими листьями дубов, рябин, черёмухи, липы, орешника. (3)Лодка скользит по его поверхности с тихим шуршанием, мокрые листья липнут к её бортам, виснут на вёслах.

(4) Из года в год я бываю на Мшарах, но знакомые, вдоль и поперёк исхоженные берега озера не надоели, не прискучили мне.(5) Напротив, я очень люблю выйти на то место, где был год , два, три назад, неожиданно найти там следы своего прошлого пребывания - заросшее травой костерище с посеревшими и мокрыми от росы углями, рогатки, воткнутые в землю, ржавую консервную банку, окурок - и, присев, подумать, вспомнить...

(6) Обычно в такие минуты ощутимее становится бег времени. (7) Приходит мысль о том, т;то трава у тебя под ногами уже не та трава, что не те листья шелестят над тобой, не те облака плывут в небе, не та роса блестит на листьях, и сам ты уже не тот, нет и нет!

(8) В этой мысли всегда есть капля грусти, потому что нам жаль каждой минуты, сброшенной со счёта нашей жизни - горькая ли та минута, светлая ли, всё равно! (9) Но кто, будь это возможным, согласился бы остановить время? (10) Лишь нищие духом себялюбцы, промышляющие мелкой охотой за личным благополучием, страшатся будущего, потому что видят там одну только смерть, а не вечное торжество жизни над ней.

С.Никитин.

(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.

(З)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

(6) Телевизор вырабатывает пассивность! — горячился фермер. (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет и — всё. (10) Пустота. (11) Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен в 1959 году, последний - неделю назад.

(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19) Затем постановки, то есть спектакли. (20) На третьем месте — футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».

(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22) Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, её стали бы слушать, и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.

(По В. Солоухину)

(1)Мы долго бродили в тот день по городу. (2)В древнем русском зодчестве нет броской красоты, разящей мгновенно, как стрела. (З)Оно полонит постепенно. (4)3ная эту его медленную, но неотразимую силу, я подолгу стоял и смотрел на какую-нибудь церковку. (4)Как и всегда, я думал сначала о том, что вот здесь, на этой самой паперти, тряслись когда-то юродивые в рубищах, выходили в подвенечных уборах первые князья со своими потупляющими очи княгинями, лилась христианская кровь под ножами татар. (5)А между тем предельная прямизна линий, точнейшая пропорциональность всех размеров исподволь делали своё дело, и я постепенно начинал испытывать ощущение чего-то, согласно и стройно стремящегося ввысь, чего-то поющего торжественно и печально.

(б)Когда мы говорим, что у нас нет слов выразить прекрасное, то это не просто риторический оборот. (7)И, может быть, вот из этого онемляющего потрясения прекрасным родилась музыка...

С. Никитин

(1)У человека самая яркая пора-детство.(2)Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным.(3)Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу.(4)Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.(5)Например, моя жена и ее родные в детстве перенесли голод.(6)Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки.(7)И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи.(8)Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то что у нее золотые руки и она готовит их сама.(9)Но это лишь потому, что слишком свежа картошка.(10)Ничего не поделаешь.(11 )Воспоминание детства.

(12)Но ведь детство было и у человечества в целом.13)Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом.(14)Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому.(15)В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью.(16)Точно так же, как детство просто человека это не игра в куклы или солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни.(17)То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой и крепкой яблоне.

(18)Конечно, добывание себе пищи в первобытные времена было суровой необходимостью, а не забавой(19)Но теперь, когда прошли века и когда добыча пищи состоит не в том, чтобы стрелять дичь, а в том, чтобы стоять у станка или сидеть в канцелярии, теперь воспоминание о суровой заре человечества, живущие в неведомых глубинах человеческого существа, окрашены для нас в золотистую романтическую милую дымку.

(20)Итак, я считаю, что страсть к охоте, к рыбалке, к грибам есть не что иное, как смутное воспоминание детства человечества, потому сладка и желанна эта страсть.(21)Можно, оказывается, как бы возвратиться в то самое, прежнее состояние, когда ты один в лесу или на реке и только от тебя самого, от умения, ловкости и смекалки зависит, добудешь или не добудешь тетерева, щуку, корзину рыжиков или боровиков.(22)Чудесное состояние...
В.Солоухин «Созерцание чуда»


(1)С удивлением смотрю я на толпы туристов, поспешно пробегающих по залам картинной галереи. (2)Что же можно увидеть, что же можно постичь?(3)Название картин?(4)Рамы?(5)Внешний сюжет?(6)Суриков часами сидел в одиночестве перед грациозным полотном А.Иванова в Третьяковской галерее.(7)Павел Дмитриевич Корин проводил в неподвижности часы перед полотнами Сурикова перед мастерами Возрождения Италии.

(8)Однажды, будучи еще студентами, мы с товарищем( теперь известным писателем) провели эксперимент, уговорились и простояли полдня перед картиной Левитана «Над вечным покоем», хоть и до этого знали ее наизусть.(9)В конце концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчетной готовности к любому свершению.(10) В это время товарищ повернулся ко мне, и я увидел в его глазах слезы.(11)А сколько раз до этого останавливались перед картиной, говорили:« Да, здорово »- и бежали дальше?

(12)Сергей Никитин, писатель, живший во Владимире, рассказывал мне о его, так сказать, отношениях со знаменитой церковкой Покрова на Нерли.

(13)« Первый раз мы приехали к ней человек пять: Сергей Ларин, Никифоров, другие наши писатели.(14)Захватили, конечно, выпить, два пол-литра.(15)Расположились на травке, выпили, закусили.(16)Ну, друзья, поглядели, хватит, поехали домой.(17)Поставили галочку в уме: видели Покров на Нерли.(18)А теперь я приезжаю один.(19)Посидишь часа три-четыре напротив нее на бережке, чтобы и отражение ее тоже видеть, и словно светлой водой омоешься.(20)Я постепенно к этому пришел, а сперва все наскоком. (21)Привезешь гостя какого-нибудь показать, обойдем вокруг нее с разных сторон, взглянем, и делать больше нечего -обратно в город.(22)А теперь как на свидание к ней езжу, когда на душе тяжело или тревога какая, или неудача... (23) Красота душу лечит...»

(24)Тем более все это касается древнерусской живописи.(25)« Не понимаю я красоты этих икон и никогда не пойму!» - то и дело слышишь от людей, не чуждых как будто искусству, культуре, образованных по крайней мере. (26)Не угодно ли часы, часы провести перед одной-единственной иконой (да еще учтя, что художник создавал ее в расчете на полумрак и специальное освещение - на огонек лампады или свечи), вместо того чтобы категорически заявлять об отсутствии в иконе красоты и духовности.(27)Надо дождаться - повторяю, - когда красота сама пригласит тебя в собеседники, а не скользить по ней суетливым, поспешным взглядом.

В.Солоухин

(1)Анекдот про Японцев (действительный случай, звучащий анекдотически) стал уже общим местом.(2)Как они привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов.(3)А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», японцы вежливо возразили и показали программу.(4)В программе было написано: с 9 утра до 11.30-любование.

(5)Так вот - любование.(6)В этом весь секрет постижения красоты. (У)Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше - это одно.(8)Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это, согласитесь, совсем другое.(9)Все сходят на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или на водопад.(10)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками - все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть из окна поезда.

(11)Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, каждый раз, когда я видел что-нибудь красивое в природе, у меня появлялось чувство, похожее на досаду.(12) «Господи, - говорил я, такое мне дано, но ведь с этим же что-то делать надо!»(13)А в это время идешь куда-нибудь по делу, хотя бы по грибы или на рыбную ловлю, и проходишь мимо красоты с чувством досады: что-то надо было с этим делать, раз оно тебе дано, а ты шел мимо, не зная, что делать.

(14)Потом я понял, что

нужно...(15)Любоваться.(16)Созерцать.(17)Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут - не избавишься от зуда движения, так себе и будет подмывать двинуться дальше, нет, остановиться не меньше, чем на два часа.(18)Только тогда красота как бы пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, а значит, и радость удовлетворения.

В.Солоухин


(1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. 3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизне­обеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо пе­ререзать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6) Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, на­зываемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь проти­воядие?

(По В. Солоухину)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconСистема работы по подготовке к егэ по русскому языку
Егэ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том...
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся, при подготовке к егэ по русскому языку
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconЕгэ по русскому языку
Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по русскому языку 27 мая...
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconПлан внутришкольного контроля учебного процесса на 2012-2013 учебный год сентябрь
Эффективность взаимодействия учителя и учащихся на уроке в 11 классе при подготовке к егэ по русскому языку и математике
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconМетодические указания Целью обучения немецкому языку в системе заочного...
Ть самостоятельно читать тексты по специальности, понимать их содержание и отбирать все необходимое для работы, а также уметь переводить...
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconПрограмма и методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс)
Настоящая программа разработана для выпускников IX классов и направлена на подготовку к егэ по русскому языку. Программа создана...
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconПримерного положения о студенческом общежитии
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconЕгэ по русскому языку
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconЕгэ по русскому языку
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 8 классе
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconАктуальные проблемы работы с текстом при выполнении заданий части...
Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108»
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconВикторина по обж «Правила дорожного движения и безопасность пешеходов». 8, 10
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconПрограмма индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка...
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconПовышение качества подготовки выпускников к егэ по русскому языку...
Вступительное испытание по русскому языку в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconТексты для чтения для студентов спец. Эун тексты I семестра прочитайте...
Пользуйтесь при работе над текстами англо-русским политехническим словарем терминов
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку iconРабочая программа факультативного курса «Тайны слова»
Данный факультативный курс также способствует подготовке к егэ по русскому языку


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск