Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
КАСЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Кантемировского муниципального района Воронежской области
396701 Воронежская область, Кантемировский район, село Касьяновка, ул. Советская, 6 тел.5-82-70, e-mail: Kasyanka@yandex.ru
«Утверждаю»
Директор школы /________/
Гончаров Н.В.
Приказ № от
«___» ______________2013 г.
| «Согласовано»
Зам. директора по УР/________/
Ткачёва А.А. «___» ______________2013 г.
| Рассмотрено
На заседании МО филолого-общественных наук
/__________/ Ливенцова С.В.
Протокол № от
«___» ____________2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
5 класс
базовый уровень
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № от 2013г. Учитель русского языка и литературы
Ливенцова Светлана Владимировна,
I квалификационная категория 2013 - 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» , 2004
-Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, М, « Русское слово» 2009.
-Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях автор-составитель Г.С.Меркин, М. «Русское слово», 2008
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В связи с тем, что в учебном плане МКОУ Касьяновская СОШ 35 учебных недели в 5 классе, то на программу в 5 классе отводится 70 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по литературе. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе.
Программа построена на хронологической основе (от произведений устного народного творчества до современной литературы) с дальнейшим выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 – 11 классах. Кроме того, изучение литературы в 6 классе строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.
В настоящее время современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются главными источниками познания мира и человека. Поэтому особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель обучения литературе в 5—9 классах — формирование языковой, коммуникативной и лингвистиче ской компетениии учащихся.
Языковая компетенция — осведомленность школьников в системе родного языка. Для ее достижения необходимо решить следующие познавательные задачи:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
вооружение их основами знаний о родном языке;
развитие языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция — осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме. Здесь практические задачи:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция - знания учащихся о самой науке "Литература". Здесь выделяют следующие общепредметные (общедидактические) задачи:
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие логического мышления школьников;
обучение их умению самостоятельно пополнять знания политературе;
формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой и т. д.).
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В задачи изучения литературы входит
формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, воспитания нравственного идеала, как общечеловеческой ценности, овладение литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при чтении и анализе художественного произведения. В хрестоматии-учебнике автора Г.С. Меркина эффективно продуман программный материал. Здесь есть библиографические сведения об авторах произведений, само произведение и литературоведческий словарь. Все это позволяет эффективно подготовиться к уроку ученику. Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к одним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе — о романтизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эстетической проблеме — развитии реализма.
Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, — важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Согласно федеральному и региональному базисному учебному плану от 20.05.2011 (приказ №441) в 5 классе предполагается обучение литературе в объеме 70 часов (35 рабочих недель). Количество часов в неделю: 2
-
№
| Наименование раздела и тем
| Количество
часов
|
| Введение
| 1
|
| Мифология
| 3
|
| Устное народное творчество
| 4
|
| Древнерусская литература
| 3
|
| Басни
| 4
|
| Литература XIX века
| 25
|
| Литература XX в
| 18
|
| Зарубежная литература
| 10
|
| Итоги года
| 2
| 10
| ИТОГО
| 70
| |