Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета





НазваниеПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
страница1/5
Дата публикации17.01.2015
Размер0.61 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский

Большеглушицкого района Самарской области

наименование ОУ
Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ «ОЦ» п. Фрунзенский

____________ Ненашева Г.В.

« » ______________ 20 ___ г.
Рабочая программа

по _____литературе____

для _5_ класса ___

(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения)

Учитель _Соловьева Н.В.__

Квалификационная категория __нет__

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа по литературе. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.)
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол от « » ___________ 20 __ № ________________________________

Руководитель _____________________ ( ______________________________ )

подпись расшифровка

2013 год

Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

  3. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области (приказ Министерства образования и науки Самарской области от 04 апреля 2005 года к № 55-од)

  4. Учебного плана ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский на 2013-2014 учебный год

  5. Примерной программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку.

  6. Учебника: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.


Место учебного предмета в решении общих целей и задач
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;


  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;


• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
• ориентацию на достижение основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности;
• признание решающей роли содержания образования в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа;
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретацию произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв.

В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (далее — P.P.), на уроки внеклассного чтения (далее — В.Ч.), проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Распределение учебных часов по разделам программы


Содержание

Всего часов

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

Введение. Книга в жизни человека

2

1

-

Устное народное творчество

7

-

1

Из древнерусской литературы

2

-

-

Из русской литературы XVIII века

1

-

-

Из русской литературы XIX века

47

3

6

Из русской литературы XX века

30

2

2

Из зарубежной литературы

13

1

-

ИТОГО

102

7

9


Содержание тем учебного предмета
Введение (2 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Структурные элементы книги; создатели книги.
Устное народное творчество (7 ч)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Вариативная природа фольклора. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры. Детский фольклор.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобразительное искусство.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. Сравнение.
Из древнерусской литературы (2 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Теория литературы. Летопись.
Из древнерусской литературы XVIII века (1 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из древнерусской литературы XIX века (47 ч)

Русские басни (5 ч)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен, инсценирование. Проект.

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский (2 ч)

Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада.
Контрольная работа Тест за I четверть (1ч)
Александр Сергеевич Пушкин (7 ч)

Краткий рассказ о жизни поэта.

P.P. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Русская литературная сказка (4 ч)

Антоний Погорельский

Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя. Проект.
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о поэте.

«Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь (3 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов (3 ч)

Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос» (отрывок). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев (4 ч)

Краткий рассказ о писателе.

Реальная основа повести «Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
К.P., P.P. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму» (1ч)
Афанасий Афанасьевич Фет (1ч)

Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой (5 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два характера, две судьбы. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов (3 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (3 ч)

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений. Проект.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
К.Р., P.P. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» (1ч)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета icon1. Пояснительная записка Нормативная база реализации опоп
Основная профессиональная образовательная программа по специальности 190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных,...
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconУчебный план начального общего образования. Пояснительная записка...
Учебный план моу «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Пскова разработан на основе следующих нормативных документов
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПояснительная записка Нормативная правовая база: «Настоящая программа...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПояснительная записка Нормативная основа календарно тематического планирования
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета icon1. Нормативная база для разработки программы развития школы
Монопроект Классный
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconВопросы для собеседования
Медицинские отходы (правила обращения, современная нормативная законодательная база)
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconНормативная база деятельности Музея
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПрограмма по профессии начального профессионального образования
Нормативная база реализации основной профессиональной образовательной программы
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск