Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет





Скачать 424.89 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет
страница1/3
Дата публикации01.12.2014
Размер424.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3




hic tuta perennat
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор программы
___________________________




«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель декана
___________________________

(________________)




(________________)

«_____»_________________ 2009 г.




«_____»_________________ 2009 г.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ



Образовательная программа:

Программа подготовки аспирантов

Код учебной дисциплины:

ОПД.АФ.02

Цикл дисциплин:

Образовательно-профессиональные

Статус дисциплины:

Обязательная

Язык преподавания:

Русский

Разработчик:


Семенов Андрей Александрович, доктор экономических наук, профессор


Санкт-Петербург

2009
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ КУРСА ……………………………………………………......…………..…3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цели и задачи курса ………………………………………………......…..……4

1.2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника …………........…… 4

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса…………………….......……4
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса, темы и краткое содержание ……………………………........... .4

2.2. Индивидуальные и групповые самостоятельные, классные,

контрольные, аттестационные и т.п. работы ………………………….……......……7
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1. Распределение часов курса по темам и видам работ ……………......…………12

3.2. Распределение содержания курса по занятиям …………………......…………. 12
4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

4.1. Формы текущего контроля успеваемости по курсу ………………......………. 18

4.2. Форма итогового контроля успеваемости по курсу ……………......………….18

4.3. Система оценивания успеваемости по курсу …………………....…......……....18

4.4. Примеры экзаменационных (зачетных, аттестационных) заданий .........…… .18
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

5.1. Основная литература ………………………………………………….......……..21

5.2. Дополнительная литература ………………………………………….…......…..23

5.3. Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ,

кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. ……………………………….……........

.24



6. COURSE OUTLINE

6.1. Course title ………………………………………………………………..….........25

6.2. Course objectives ………………………………………………………….........…25

6.3. Course contents and structure ………………………………………………..........25

6.4. Teaching methods used ……………………………………………………............25

6.5. Grading …………………………………………………………….…………........26

6.6. Literature …………………………………………………………….…......….…..26

АННОТАЦИЯ КУРСА
Данный курс читается аспирантам первого года обучения в течение первого семестра и призван способствовать углублению теоретико-методологической под­готовки слушателей в области экономических наук. Структура и содержание курса в значительной мере определяются тем обстоятельством, что он читается в рамках изучения обязательной дисциплины «История и философия науки». Поэтому основное внимание уделяется вопросам, отражающим методологические особенности той или иной экономической школы, ее влияние на характер эволюции экономических знаний, а также взаимосвязь указанной специфики с общим характером развития научной и философской мысли в соответствующую эпоху.
Курс может быть условно разделен на 4 раздела: первый (темы 1-2) посвящен вопро­сам генезиса общей экономической теории; второй (темы 3-5) – возникновению и развитию либеральной традиции в рамках классической и неоклассической теории, а также фор­мированию школ альтернативных этому направлению экономической мысли; третий (темы 6-7) – развитию концепции регулируемого капитализма; четвертый (темы 8-9) – современным школам экономической мысли.
Практическую сторону изучения курса характеризует акцент на развитие навыков самостоятельной исследовательской работы. Участие в дискуссиях, подготовка выступлений и сделанные в ходе занятий сообщения по избранной тематике призваны способствовать выработке у аспирантов самостоятельной позиции в вопросах оценки роли наиболее известных школ в развитии экономической теории. Главной итоговой работой в рамках данного курса является написание реферата по избранной проблематике. Тема реферата определяется аспирантом совместно с научным руководителем и преподавателем, читающим курс истории экономических наук. При этом учитываются научные интересы обучающегося и предполагаемая тема его диссертационного исследования. Положительная оценка за эту работу является условием допуска аспиранта к итоговому экзамену по истории и философии науки.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цели и задачи курса



Цель курса: сформировать у обучающихся представление об основных этапах и направле­ниях эволюции экономической мысли в прошлом и настоящем, способствовать уяснению исторических особенностей создания категориального аппарата и поисковых баз ведущих экономических доктрин современности.
Задачи курса: исследовать генезис и эволюцию теоретических направлений, оказавших определяющее влияние на выработку и концептуальное оформление экономической поли­тики в эпоху капитализма. Проанализировать основные дискуссионные и методологиче­ские проблемы историко-экономической области знаний.



1.2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Курс предназначен для аспирантов первого года обучения и призван углубить их пред­ставления об историко-методологической составляющей всего блока экономических дис­циплин. Читаемый курс выступает в качестве составной части более широкого обязательного предмета – История и философия науки – изучаемого аспирантам первого года обучения. Получение положительной оценки по данному курсу является необходимым условием для сдачи кандидатского минимума.


1.3. Требования к уровню освоения содержания курса


По окончании изучения курса обучающиеся должны достаточно свободно ориентироваться в проблемах развития ведущих экономических школ прошлых эпох и настоящего времени, уметь связать исторические аспекты своего диссертационного исследования с общим на­правлением эволюции экономических знаний в данной области.



2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса, темы и краткое содержание

РАЗДЕЛ I. Генезис экономической теории
ТЕМА 1. Введение в историю экономических учений

Предмет и метод истории экономических учений. Место этой дисциплины в системе наук об обществе. Цель и задачи данного курса.

Экономическая мысль в докапиталистическую эпоху. Хозяйственные воззрения со­фистов, Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Экономическая мысль европейского средне­вековья.
ТЕМА 2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

Социально-экономическая ситуация в Европе в начале Нового времени. Основные идеи мерканти­листов. Две стадии развития протекционистской политики в эпоху меркантилизма. Особенности меркантилизма в России.

Развитие концепции «естественного права». Учение Ф.Кенэ о «естественной» стороне богатства и классовой структуре общества. «Экономическая таблица». Идеи и политиче­ская деятельность А.Тюрго. Провозглашение принципа laissez-faire.

РАЗДЕЛ II. Развитие либеральной традиции и ее основные оппоненты
ТЕМА 3. Формирование и развитие английской классической школы в политической экономии

Учение А.Смита о ценности. Теория производительного и непроизводительного труда. Разделение труда как фактор прогресса. Учение о доходах и «догма Смита». Анализ про­цесса воспроизводства: «невидимая рука рынка» как лучший регулятор, деньги как колесо обращения, государство как «ночной сторож».

Хозяйственная доктрина Д.Рикардо. Критика «догмы Смита» и теория доходов. Тен­денции нормы прибыли, их связь с факторами движения цен. Теории денежного обраще­ния и сравнительных издержек.

Эволюция идей классической школы. Учение Ж.Б. Сэя о трех факторах производства. Обоснование им «закона рынков» и принципа экономического либерализма. Теория реа­лизации Т.Р. Мальтуса. Критика им рикардианской теории ценности.
ТЕМА 4. Пересмотр идей классической школы и возникновение альтернативных течений в политической экономии

Экономические взгляды социалистов и левых рикардианцев. Экономическое учение К.Маркса. История создания и структура «Капитала». Двойственный характер труда. Ра­бочая сила как специфический товар. Абсолютная и относительная прибавочная стои­мость. Учение о средней норме прибыли и продаже товаров по ценам производства. Схемы простого и расширенного воспроизводства. Всеобщий закон капиталистического накопления. Закон концентрации капитала и производства. Учение о двух фазах коммуни­стического общества.

Формирование и развитие исторической школы. «Национальная система политической экономии» Ф.Листа. Основные представители исторической школы, их отношение к сис­теме государственного протекционизма, к экономическим законам. Новая историческая школа, ее методология и социальная доктрина. М.Вебер и В.Зомбарт как продолжатели идей исторической школы.
ТЕМА 5. Возникновение неоклассической теории

Основные отличительные черты и методологические принципы неоклассического подхода к анализу хозяйственной жизни. Значение неоклассической парадигмы хозяйст­венного развития и ее основные составляющие. Неоклассики о выравнивающей роли про­центной ставки в регулировании уровня совокупного спроса. Неоклассические представ­ления о роли государства и его денежной политики в экономической жизни. Краткая ха­рактеристика Лозаннской, Кембриджской и Австрийской школ.

РАЗДЕЛ III. Развитие концепции регулируемого капитализма
ТЕМА 6. Экономическая теория Дж.М. Кейнса

Интеллектуальная биография Кейнса. Характеристика его ранних работ.

Основание идеи «Общей теории занятости, процента и денег». Опровержение концеп­ции саморегулируемости рыночной экономики. Примат фактора спроса. Закон предпочте­ния ликвидности. Эффект мультипликатора. Кредитно-денежные рычаги регулирования спроса. Кейнс о стратегии антикризисной борьбы. Его рекомендации в области бюджет­ной и социальной политики.
ТЕМА 7. Развитие и переосмысление кейнсианской доктрины в послевоенный период

Превращение кейнсианства в ведущее направление экономической теории. Модель IS-LM, ее роль. Основные направления эволюции кейнсианства в послевоенный период.

Теория экономического роста Р.Харрода. Уравнение фактического темпа роста. Линия динамического равновесия. Опасность инфляционного бума. Критика теории Р.Харрода и создание альтернативных моделей экономического роста (Дж.Мид, Р.Солоу). Концепция множественности циклов Э.Хансена. Исследование механизма инвестиционных колеба­ний. Рекомендуемые меры государственной антициклической политики.

РАЗДЕЛ IV. Современные экономические школы
ТЕМА 8. Неоконсервативная волна последней четверти ХХ в.

Особенности хозяйственной конъюнктуры 1950-х годов и появления работы О. Фил­липса. Теоретическое оформление «политики доходов» и особенности ее осуществления в наболее развитых странах Запада.

Монетаризм как ведущая школа современной консервативной экономической теории. Исходные положения монетаристской концепции. Кризис середины 70-х годов и монета­ристская критика проводимой политики. М. Фридмен – главный теоретик монетаризма. Постулат «адаптативных ожиданий» и развитие идеи о решающем влиянии денег на хо­зяйственную конъюнктуру. Основные рецепты монетаристов в области экономической политики.

Теория двойственности рынка труда и концепция «расщепляющейся» кривой Фил­липса Дж. Тобина и М. Бейли. Отход от принципа «общего субсидирования» в области политики занятости.

Школа рациональных ожиданий. Вопрос о теоретической трактовке характера ожида­ний. Интерпретация кривой Филлипса. Равновесный подход к теории цикла.

Теория экономики предложения. Перенос центра анализа из сферы обращения в сферу производства. Стимулирование эффективного предложения факторов как главная проблема школы. Кривая Лаффера. Эффект Лаффера в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Неоавстрийская школа. Субъективизм как главный методологический принцип неоав­стрийцев. Сомнения в эффективности математического моделирования хозяйства.Теория «спонтанного порядка» Ф. Хайека.

Кризис доктрины деквалификации и развитие теории человеческого капитала. Идеи рационализации и упрощения трудового процесса в трудах Э.Б. де Кондильяка, А.Смита, Ч.Бэббиджа. Основные школы научной организации труда конца XIX – начала XX вв. Д.Брайт и Ж.Фридман об упрощении характера исполнительского труда в условиях авто­матизации. Учение Т.Шульца и Г.Беккера о «человеческом капитале» как о важнейшем факторе хозяйственного роста, его влияние на государственную и корпоративную поли­тику. Теория фильтра. Концепция неперемещаемого человеческого капитала, ее связь с проблемой модернизации инвестиционного цикла и стратегией повышения конкуренто­способности современной фирмы.
ТЕМА 9. Современные концепции метода экономической науки

Специфика социального опыта в свете современных трактовок развития науки. «Пра­вило демаркации» и его применимость к экономическим концепциям. М.Фридман о кри­терии истинности экономического учения. Й. Шумпетер о значении исторического опыта в экономическом исследовании. Структура знания в рамках цикла "теория – практика". Актуальные тенденции развития экономической методологии как научной дисциплины.


2.2. Индивидуальные и групповые самостоятельные, классные, кон­трольные, аттестационные и т.п. работы

Самостоятельная работа аспирантов над курсом предусматривает написание реферата, а также участие в обсуждениях и выступлениях на практических занятиях. Примерный перечень заданий для самостоятельной работы приведен ниже:

  1. Наука управления хозяйством в трудах античных авторов.

  2. Экономическая мысль в эпоху торгового капитализма.

  3. Сравнительная характеристика экономических взглядов У.Петти и П.Буагильбера.

  4. Идея экономического либерализма у физиократов.

  5. Культура управления в трудах физиократов

  6. Учение А.Смита о стоимости.

  7. Д.Рикардо о доходах капиталистического общества.

  8. Экономические взгляды Ж.Сисмонди и П.-Ж.Прудона.

  9. Развитие учения о функциях государства по управлению хозяйством в рамках камералистики.

  10. Г.Ч.Кэри – родоначальник американской политической экономии.

  11. Учение о прибавочной стоимости – центральный пункт марксизма.

  12. Учение К.Маркса о средней прибыли.

  13. «Маржиналистская революция» в экономической науке.

  14. Общая характеристика неоклассического направления.

  15. Австрийская школа: экономические взгляды К.Менгера, Е.Бем-баверка и Ф.Визера.

  16. Лозаннская школа: экономические взгляды Л.Вальраса и В.Парето.

  17. Отличительные черты кембриджской школы.

  18. Трактовка А.Маршаллом заработной платы, предпринимательского дохода, процента и ренты.

  19. Учение Дж.Б.Кларка о «предельной производительности» и ее значение для развития экономической науки.

  20. Экономические взгляды представителей старой и молодой (новой) исторических школ в Германии.

  21. Генезис институционального направления экономической мысли в США.

  22. Англо-американская теория монополистической и несовершенной конкуренции: идеи Э.Чемберлина и Д.Робинсон.

  23. Вклад Дж.М.Кейнса в экономическую науку

  24. Сопоставление теоретических взглядов Дж.М.Кейнса и А.Маршалла.

  25. Основные направления развития кейнсианства во второй половине 20 в.

  26. В.Ойкен – родоначальник ордолиберализма.

  27. Структура и основные идеи работы Л.Эрхарда «Благосостояние для всех».

  28. Причины возникновения и сущность неоконсерватизма.

  29. Фридменовская концепция борьбы с инфляцией.

  30. Теория «естественной безработицы» М.Фридмена.

  31. Интеллектуальная биография М. Фридмана.

  32. Концепция рациональных ожиданий.

  33. Взгляды авторов теории предложения на эффективность экономической политики.

  34. Концепция нулевого экономического роста.

  35. Американские теории глобальной промышленной революции.

  36. Причины возникновения и сущность неоконсерватизма.


Проведение интерактивных занятий, предполагающих обсуждение пройденного материала, предполагается в конце изучения каждого раздела курса. Тематика этих занятий конкретизируется преподавателем в соответствии с пожеланиями аспирантов, но условно можно выделить пять основных тем для обсуждения: 1) Экономическая мысль до возникновения английской классической школы; 2) Классическая школа; 3) Неоклассическая теория; 4) Кейнсианство и его эволюция; 5) Либеральная волна и ее критики. Усвоению конкретных знаний, связанных с изучением указанных тем, призван помочь перечень ключевых вопросов по соответствующим разделам курса (см. ниже).

Тема реферата должна отражать научные интересы соискателя. Наметив тему, обучающийся должен согласовать ее с научным руководителем и преподавателем, читающим курс истории экономических учений. Работу должен отличать историзм, самостоятельность в изложении материала и акцент на методологической проблематике. Рекомендуемый объем работы составляет 25 – 35 тыс. знаков. Согласование темы и плана работы с научным руководителем и лектором, читающим курс истории экономических наук, должно завершиться в ноябре месяце, утверждение темы на заседании кафедры и деканом ВШМ – в течение декабря. До конца февраля аспирант должен представить законченный реферат своему научному руководителю и лектору курса. Научный руководитель проводит предварительную экспертизу сданной работы и ставит свою визу на титульном листе. Преподаватель курса истории экономических наук в марте месяце пишет краткую рецензию на реферат и выставляет по нему итоговую оценку (зачтено/не зачтено). Кандидатский минимум по истории и философии науки аспирант сдает, имея на руках зачтенный реферат с отзывом лектора.

Перечень контрольных вопросов
I. Экономическая мысль до возникновения английской классической школы

  1. Какие особенности исторической ситуации определили специфику социально-экономических воззрений софистов?

  2. На какие условия успешного управления имением указывал Ксенофонт в своем «Домострое»?

  3. Почему Аристотель выступал против общности имущества? В чем он видел главные социальные функции свободного обмена товарными благами?

  4. Какие виды хозяйственной деятельности подпадали у Аристотеля под понятие «ненатуральной хрематистики» и почему?

  5. Определите отношение хозяйственной доктрины Фомы Аквинского к учению Аристотеля: какие идеи последнего он развивал и поддерживал и в чем был с ним не согласен?

  6. В чем выражались антилиберальные установки меркантилистской политики?

  7. Каковы главные составляющие политики «торгового баланса»?

  8. Почему меркантилисты считали, что факт наличия в обращении достаточно большой денежной массы не менее важен, чем обилие рабочих рук в стране?

  9. К выводу о каком соотношении между масштабом цен и количеством циркулирующей монеты пришли меркантилисты? Какое название получила соответствующая хозяйственная доктрина?

  10. В чем состоит основная специфика подхода физиократов к вопросу создания общественного богатства?

  11. Каких ведущих представителей этой школы вы знаете?

  12. Как аргументировали физиократы необходимость введения свободы торговли и предпринимательства, и какой лозунг отражал их позицию в данном вопросе?

  13. Чем различались взгляды физиократов и меркантилистов в вопросе об экономической роли государства?

  14. Какую эффективную меру модернизации фермерского хозяйства предлагали физиократы в области использования тяглового скота? Раскройте их аргументацию в этом вопросе.

  15. Чем различаются первоначальные и ежегодные авансы?

  16. Какова последовательность движения и количественные оценки денежных и материальных ресурсов в экономической таблице Кенэ?

  17. В чем состояла, по мнению физиократов, хозяйственная роль землевладельцев?

  18. Как можно было бы охарактеризовать социальную базу физиократического направления?


2. Классическая школа

  1. Как называлась и какие основные идеи несла в себе первая книга А. Смита?

  2. В чем сущность учения А. Смита об общественном разделении труда?

  3. Чем, по Смиту, определяется меновая ценность товара?

  4. Какие виды основных доходов выделял А. Смит, и как он характеризовал их источники?

  5. В чем видел А. Смит хозяйственную роль денег?

  6. Охарактеризуйте аргументацию А. Смита в вопросе о необходимости проведения либеральной внутри- и внешнеэкономической политики государства.

  7. Дайте краткую характеристику основных трудов Д. Рикардо.

  8. Что Рикардо считал главной задачей политической экономии?

  9. Опишите пример, которым Рикардо иллюстрировал свой принцип относительных издержек во внешней торговле? В чем состоит отличие этого принципа от принципа абсолютных издержек?

  10. Как учение Рикардо о дифференциальной ренте связано с его тезисом об исторической тенденции нормы прибыли к понижению?

  11. Как назывались и когда были изданы основные труды Т.Р. Мальтуса? Дайте их краткую характеристику.

  12. В чем состоит сущность теории «третьих лиц», и какой из нее следует главный вывод?

  13. Раскройте основные пункты критики теории Рикардо Мальтусом.

  14. В результате какого социального акта потребительная ценность становится «полезностью» (у Сэя)?

  15. Раскройте связь трех основных факторов полезности, по Сэю, с его учением о доходах.

  16. Охарактеризуйте роль предпринимателя в сэевской теории воспроизводства.

  17. Каковы основные составляющие сэевской теории рынков?

  18. Назовите основные труды и опишите основные факты биографии Дж. Ст. Милля.

  19. В чем состоит учение Дж. Ст. Милля о меновой ценности?

  20. Почему Милль не был безусловным сторонником тезиса о бескризисности капиталистической экономики?

  21. Что нового он внес в исследование категории спроса?


3. Неоклассическая теория

  1. Появление каких трех трудов знаменует начало «неоклассической революции»?

  2. Охарактеризуйте предмет и метод неоклассического анализа.

  3. В чем состояла специфика австрийской, кембриджской и лозаннской школ? Назовите основных представителей этих школ, перечислите их главные труды и укажите на содержащиеся в них идеи.

  4. Почему в вальрасовской схеме движения денежных и материальных потоков цены товаров в сумме эквивалентны издержкам производства?

  5. Какими факторами определяются в неоклассической модели форма и положение кривых спроса и предложения на рынке заемных средств? Какая из этих кривых является более стабильной?

  6. Как неоклассики аргументировали свой тезис о неоправданности вмешательства в механизм естественного равновесия на рынке труда?

  7. Проиллюстрируйте (построив цепочки факторных взаимодействий) «поглощающий» эффект изменений процентной ставки в случае:

          1. внезапного падения спроса на продукцию ряда отраслей производства

          2. быстрого увеличения спроса на продукцию ряда отраслей

          3. массированного выпуска государственных облигаций

  1. Покажите что, по мнению неоклассиков, произойдет в условиях широкомасштабного кредитования ряда отраслей за счет дополнительной эмиссии.

  2. В чем состоит сущность трансакционной версии количественной теории денег И. Фишера? К какому периоду относится появление основного труда этого ученого?

  3. В каком направлении происходила послевоенная трансформация количественной теории?


4. Кейсианство и его эволюция

  1. Назовите основные даты жизни и творческой биографии Дж. М. Кейнса.

  2. Каким образом, по Кейнсу, денежный рынок влияет на реальную экономику?

  3. Как выводится формула мультипликатора? Какой главный вывод можно сделать из теории мультипликационного процесса?

  4. В чем суть предпринятой Кейнсом критики неоклассической теории?

  5. Какие стороны «кейнсианской революции» (как теоретического феномена) отражает название основной работы Кейнса?

  6. Какова последовательность взаимосвязей в кейнсианской макроэкономической модели?

  7. Чем радикально отличаются кейнсианская и неоклассическая логика и характер рассмотрения макроэкономических взаимосвязей?

  8. В чем суть явления, представленного на графике «кейнсианского креста»? Какие затраты и почему принимаются на этом графике за «автономные»?

  9. Охарактеризуйте «революционность» подхода Кейнса к проблемам антикризисного регулирования.

  10. В чем, по мнению создателей теории «неоклассического синтеза», заключалась неполнота «Общей теории» Кейнса?

  11. Какие намечались пути синтеза кейнсианства с традиционной ортодоксией?

  12. Назовите трех главных представителей концепции «неоклассического синтеза» и их основные работы.

  13. Модель Хикса:

    1. Основные допущения

    2. Принципы построения кривой LM. О чем свидетельствует общий характер ее расположения?

    3. Как путем совмещения графиков плановых инвестиций и плановых затрат получается кривая IS?

    4. Почему кривая LM представляет процент как растущую функцию от национального дохода, а кривая IS – как убывающую? (в чем экономический смысл таких зависимостей?)

  1. На положении какой кривой в модели IS – LM сказываются изменения в бюджетной политике правительства, и на положении какой – изменения в его денежной политике?

  2. В чем суть «эффекта вытеснения»?

  3. Как действует «передаточный механизм»? Какими путями правительство добивается обычно увеличения денежной массы в обращении?

  4. Какие особенности графика, иллюстрирующего степень эффективности бюджетной политики при различных уровнях процента и НД, указывают на то, что между кейнсианской и классической доктринами нет абсолютной противоположности?


5. Либеральная волна и ее критики

  1. Опишите главные этапы генезиса и эволюции монетарного учения в трудах М. Фридмена.

  2. Каковы основные рецепты монетаристской экономической политики?

  3. Как принцип «адаптативных ожиданий» проявляется в учении М. Фридмена о «естественном уровне безработицы»?

  4. Раскройте особенности денежной теории М.Фридмана.

  5. Назовите отличительные черты методологии школы рациональных ожиданий.

  6. В чем представители теории предложения расходятся с монетаристами и в чем они с ними солидарны?

  7. Чем эта теория объясняет «эффект вытеснения» частного бизнеса государством на рынке кредитных ресурсов?

  8. В чем сущность рекомендаций теории предложения в области налоговой политики?

  9. Какие обоснования этих рекомендаций выдвигаются в рамках названной теории?

  10. Охарактеризуйте учение Ф. Хайека о принципах и границах экономической политики.

  11. Укажите на основные приоритеты неоконсерватизма в области экономики.

  12. Определите сущность и охарактеризуйте основные направления «экономического империализма» неоклассиков.

  13. В чем заключался вклад школы человеческого капитала в исследование вопросов динамики заработков, эффективности обучения, инновационного цикла.

  14. Чем определялся характер эволюции теории человеческого капитала?

  15. В чем состояло постпозитивистское переосмысление структуры экономического знания?

  16. Опишите постмодернистскую «деконструкцию» научной парадигмы Т. Куна.



В конце чтения курса аспирантам предлагается написать небольшую аттестационную работу по пройденным темам. Это задание ориентировано на усвоение материалов лекций, учебных пособий и компендиума. При написании работы соблюдается принцип избирательности, то есть обучающиеся имеют право составить себе задание, исходя из предлагаемого набора вопросов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconУчебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное...
Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconФедеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет
Значительное внимание уделяется моделям, описывающим закономерности взаимодействия субъектов экономики; на этой основе рассматриваются...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconФедеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет
Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский...
Цель курса: раскрыть философский смысл основных феноменов хозяйственной жизни как в аспекте истории их становления и развития, так...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский...
Ознакомление студентов с основным содержанием дисциплины в соответствии с Госстандартом; формирование у студентов масштабного, глобального...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconПсихическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива
Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconСанкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,...
Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconСанкт-петербургский государственный университет
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconФедеральное агентство по образованию Томский государственный педагогический университет
Томский государственный педагогический университет совместно с Сибирским нии торфа со расхн, Институтом климатических и экологических...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconДиссертации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный...
Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский государственный университет iconВ. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск