|
| ПРОЕКТ
|
|
|
|
|
| Федеральное агентство по образованию
| Санкт-Петербургский государственный университет
|
|
| «УТВЕРЖДАЮ»
|
|
|
| ________________________________
|
|
|
| «___»________ 20__ г.
|
|
|
| Регистрационный номер __________
|
|
|
|
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
| РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
| ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
| САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
|
| по направлению подготовки
|
| 030700 «Международные отношения» (научные программы)
|
|
| Квалификация (степень)
|
| Магистр
|
|
| Санкт-Петербург
| 2009
|
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом первого проректора по учебной и научной работе от 06.05. 2009 № 720/1, рассмотрен Учёным советом Факультета международных отношений, протокол № 15 от 23.04.2009, принят решением Учёного Совета Санкт-Петербургского государственного университета, протокол № _____ от _______________________________________ , введён в действие приказом __________________________________________________________ . Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих на момент утверждения образовательного стандарта.
СОДЕРЖАНИЕ
|
| 1. Область применения…………………………………………………....
| 4
| 2. Термины и определения………………………….………………….
| 4
| 3. Характеристика направления подготовки………………………….
| 6
| 4. Характеристика профессиональной деятельности магистров …..…
| 7
| 5. Требования к результатам освоения основных образовательных
|
| программ магистратуры ……………………………………….…...
| 10
| 6. Требования к структуре основных образовательных
|
| программ магистратуры ……………………………………….…...
| 14
| 6.1 Общие требования к структуре основных
|
| образовательных программ………………………………………..
| 14
| 6.2 Требования к учебным планам основных
|
| образовательных программ………………………………………
| 20
| 6.3 Требования к рабочим программам учебных дисциплин,
|
| программам практик и методическим материалам ……………
| 22
| 7. Требования к условиям реализации основных образовательных
|
| программ магистратуры ……………………………………….…...
| 23
| 7.1 Общие требования к условиям реализации основных
|
| образовательных программ……………………………………….
| 23
| 7.2 Требования к организации практик и научно-исследовательской работы …………………………
| 25
| 7.3 Кадровое обеспечение учебного процесса ……………………….
| 26
| 7.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение
|
| учебного процесса……………………………………………….…
| 28
| 7.5 Финансовое обеспечение учебного процесса………………….…
| 29
| 7.6 Материально-техническое обеспечение учебного процесса…….
| 29
| 8. Оценка качества освоения основных образовательных
|
| программ….……………………………………………………….…
| 29
| 8.1 Требования к текущей и промежуточной аттестации …………
| 30
| 8.2 Требования к итоговой государственной аттестации выпускников……………………………………………………….
| 30
| 9. Список представителей академического сообщества и
|
| работодателей, принимавших участие в разработке и экспертизе
|
| образовательного стандарта……………………………………..
| 31
| Приложение А. Дополнительные требования, направленные на совершенствование содержания и технологий профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете по направлению 030700 «Международные отношения»……………………
| 33
|
1. Область применения
1.1. Настоящий образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации в Санкт-Петербургском государственном университете в соответствии с лицензией на ведение образовательной деятельности основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 030700 «Международные отношения», имеющих государственную аккредитацию или претендующих на ее получение.
1.2. Основными пользователями образовательного стандарта являются:
1.2.1. Профессорско-преподавательские коллективы Санкт-Петербургского государственного университета, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;
1.2.2. Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы по данному направлению подготовки, а также абитуриенты;
1.2.3. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета, проректоры, иные должностные лица, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников;
1.2.4. Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества подготовки выпускников;
1.2.5. Объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
1.2.6. Организации, осуществляющие разработку и экспертизу федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
1.2.7. Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;
1.2.8. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в системе высшего профессионального образования;
1.2.9. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования.
2. Термины и определения
В настоящем образовательном стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Уставом Санкт-Петербургского государственного университета, а также с международными документами в сфере высшего образования и практикой организации образования в Санкт-Петербургском государственном университете:
вид профессиональной деятельности – методы, способы, приёмы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;
зачётная единица – мера трудоёмкости образовательной программы;
компетенция – способность и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области;
модуль – часть учебной дисциплины или совокупность учебных дисциплин, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения;
направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;
объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;
область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;
основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие подготовку обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, в том числе учебно-методические комплексы;
профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности, соотнесённая с соответствующим набором компетенций;
результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции;
включённое обучение – формирование компетенций (части компетенций), предусмотренных основной образовательной программой, в период обучения в ином высшем учебном заведении (на иной образовательной программе);
учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности;
учебный раздел – совокупность учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, и видов аттестации, обеспечивающих проверку формирования преимущественно междисциплинарных (в том числе общекультурных) компетенций;
компетентностно-ориентированный учебный план – учебный план основной образовательной программы, включающий:
формулировку миссии основной образовательной программы,
описания формируемых компетенций,
общие требования к календарному учебному графику,
перечни обязательных дисциплин (модулей), входящих в базовые части учебных циклов, обязательных курсовых работ, практик, процедур итоговой аттестации, входящих в базовые части учебных разделов, с указанием трудоёмкости в зачётных единицах, объёма аудиторной и самостоятельной учебной работы, видов и сроков промежуточной аттестации, кодов соответствующих им компетенций,
суммарные по вариативным частям циклов и разделов трудоёмкости в зачётных единицах, суммарные объёмы аудиторной и самостоятельной учебной работы в часах, нормы количества процедур промежуточной аттестации, коды соответствующих компетенций.
3. Характеристика направления подготовки
В Санкт-Петербургском государственном университете в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «магистр» (код квалификации – 68).
Нормативный срок освоения основных образовательных программ, включая последипломные каникулы, предусмотренные календарным учебным графиком, составляет 2 года.
Трудоёмкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачётным единицам, за семестр – 30 зачётным единицам. Общая трудоёмкость освоения основных образовательных программ составляет 120 зачётных единиц.
Освоение основной образовательной программы магистратуры по направлению 030700 «Международные отношения» по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения не предусмотрено. Основная образовательная программа магистратуры не может реализовываться в сокращённые сроки.
Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры в случае реализации программ по модели двух дипломов могут увеличиваться на 3 месяца относительно указанного нормативного срока на основании решения Ученого совета факультета, обеспечивающего реализацию программы.
В Санкт-Петербургском государственном университете могут реализовываться основные образовательные программы по направлению, в том числе с двумя или несколькими профилями подготовки, различающимися направленностью на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности, соотнесённой с соответствующим набором компетенций. Порядок определения профилей подготовки магистров приведён в приложении А к настоящему стандарту. Наборы компетенций, соответствующие профилям, определяются при разработке основной образовательной программы. |