Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью





Скачать 231.89 Kb.
НазваниеРеферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью
Дата публикации02.12.2014
Размер231.89 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

РЕФЕРАТ

Тема: «Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью подготовки к сдаче ГИА»

Учитель русского языка и литературы

Баранова Наталия Валентиновна

Имеющаяся: категории нет

Заявленная: 1 квалификационная категория

Г. Глазов

2014г.

Оглавление

стр.

Введение 3

  1. Задачи и принципы работы. 4

  2. Методы и приёмы работы. 5-18

  3. Заключение. 19

  4. Приложение. 20-24

  5. Список использованных источников 25

     


2
Введение.

С 2005-2006 учебного года в практике работы общеобразовательных учреждений используется новая форма государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, позволяющая оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо (что предусматривается в настоящее время), но и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения её перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.

       Учителя русской словесности  создают свои системы подготовки учащихся к успешному выполнению заданий ГИА, позволяющие учитывать как уровень владения русским языком школьниками конкретного общеобразовательного учреждения, муниципального района в целом, так и индивидуальный уровень каждого.

       В процессе преподавания русского языка в 9 классах у меня также сложилась определённая система подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.  Основная цель данной работы – успешная сдача экзамена по русскому языку в новой форме.

3

  1. Задачи и принципы.     

Перед учителем-словесником, работающим в 9 классе встают следующие задачи: 
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную лингвистическую тему.
      Главные принципы, на которых строится  работа, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

4

  1. Методы и приёмы работы.
         Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволяют учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов. На занятиях использую:
    • Лекции учителя с различными видами заданий;
    • Составление обобщающих таблиц и схем (ведение словаря);
    • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
    • Самостоятельный отбор материала; 
    • Работа в группах;
    • Работа с пакетами КИМов;
    • Написание изложений и сочинений.

 Анализ результатов экзамена позволяет выявить серьёзную проблему, стоящую перед основной школой, – проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Решить эту задачу помогают толковые, фразеологические и иные словари. Однако освоение лексики может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если оно проводится на основе текста. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, работа по расширению словарного запаса учеников основной школы становится всё более актуальной сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге.

       В целом решение названных проблем следует искать в использовании новых форм преподавания и методик, связанных с комплексной работой с текстом, а также в увеличении доли работы по обучению сжатому изложению и сочинению на лингвистическую тему.

5

     В настоящее время можно найти немало пособий, предлагающих разные способы подготовки школьников к  ГИА. Так, например, «Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013»: учебно-методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2012. – 384 с.; «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2014 / Л.И.Мальцева и др. - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013. – 384 с.» для предупреждения ошибок учащихся рекомендуют следующую памятку. (Приложение 1.)

С учащимися  также проводится определённая информационная работа:

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся о

правилах поведения на экзамене.

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.

3) Пробные внутришкольные ГИА.

     Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

 

Изложение – традиционный вид работы по развитию связной речи, который включён в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Сжатое изложение является одним из самых сложных заданий Государственной итоговой аттестации, которое показывает, насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нём существенное.

Экзамен по русскому языку в IX классе – это сосредоточенная, интенсивная работа в течение 235 минут, связанная с основными видами

6

речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом.

Какие же тексты следует использовать в качестве тренировочных к сдаче ГИА?

Во-первых, лучше, если они будут научно-популярные или публицистические. Художественные тексты сокращать труднее, поскольку слово в них многозначно, стиль при сжатии не сохраняется, а значит, надо придумывать специальные формулировки, отсутствующие в исходном тексте, чтобы передать авторское отношение.

Во-вторых, они должны быть информативны и содержать четыре-пять связанных между собой, но разных мыслей или развёрнутых пояснений, примеров (то, что мы называем микротемами). Это свойство присуще далеко не всем текстам.

В - третьих, предпочтительнее такие тексты, которые хоть в какой-то степени отвечают интересам подростков, имеют отношение к их жизни, не отталкивают навязчивым и унылым дидактизмом или патетикой.

В-четвёртых, тексты для сжатых изложений должны быть такими, чтобы девятиклассник их мог понять на слух, но при этом для понимания требовалось бы умственное напряжение. Невозможно толково пересказать непонятное, но почти столь же трудно пересказать то, что и так всем известно, само собой разумеется. Это, в частности, касается и лексики: она не должна быть слишком простой, примитивной; перегружать текст терминами, трудными, книжными словами недопустимо.

В-пятых, тренировочные тексты должны быть примерно такого же объёма, что и экзаменационные, то есть включать 150-250 слов. При сокращении в хорошей ученической работе окажется чуть больше 80-90 слов, то есть вдвое - втрое меньше, чем в исходном тексте.

При анализе современных программ по русскому языку и развитию связной речи учащихся можно придти к выводу, что в программах не

7

содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по подготовке к написанию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определён круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Это, безусловно, усложняет работу.

Основная цель подготовки - научить каждого ученика правильно, точно и грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень точности и лаконичности связной речи учащихся.

Содержание 1 части экзаменационной работы ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у учащихся важных коммуникативных умений для продолжения образования:

  • Извлекать информацию при аудировании; адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально – смысловым типом речи;

  • Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе производить исходный текст с различной степенью свёрнутости (компрессии);

  • Соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).

    Работая с учащимися над сжатым изложением, выявился ряд проблем:

- проблема адекватности восприятия текста на слух;

- проблема организации и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства языка;

- проблема разделения текста на абзацы;

- проблема выделения главной и второстепенной информации;

- неумение видеть логику перехода от одной мысли к другой;

- многочисленные речевые и грамматические ошибки.
8

            Задачи, стоящие перед учителем, при написании обучающимися сжатого изложения :

- выявить у обучающихся уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания сжатого текста;

- определить эффективные методы и приёмы обучения сжатому изложению;

- разработать систему упражнений по обучению сжатому изложению.
Сжатое изложение-это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста.

Сжатое изложение предполагает краткую, обобщённую передачу исходного текста и, следовательно, требует воспроизведения основного содержания.

Приёмы сжатия исходного текста

  1. I. Содержательные приёмы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную; исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнения, пояснений);

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

II. Языковые приёмы компрессии исходного текста.

1. Замена:

а) замена однородных членов обобщающим наименованием;

б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

в) замена предложения или его части указательным местоимением;

г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

д) замена сложноподчинённого предложения простым.

9

2. Исключения:

а) исключение повторов;

б) исключение фрагмента предложения;

в) исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).

Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ГИА? Надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с заданиями ГИА. Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, следует избегать натаскивания; заниматься изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно готовить девятиклассников к сдаче экзамена.

Разумеется, мы, учителя, имея возможность всматриваться в текст, обладаем огромным преимуществом перед детьми, которые этот текст только услышат. Мы можем по-разному подчёркивать главное и второстепенное, обдумывать, какие подробности можно оставить, от чего отказаться совсем, что обобщить... Воспринимая на слух, ученики на бумаге сначала создают основу, остов, а потом дополняют его тщательно отобранными пояснениями.

Изучаю с учениками

Алгоритм работы над изложением.

I. При первом чтении ученики ничего не пишут, все их усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

II. Затем дети записывают план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и пр., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить. 
10

III. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки дополнениями, объём и степень которых следует обдумать после чтения. 

IV. Потом создаётся черновик, подсчитывается количество слов в нём, и в зависимости от результатов вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить рекомендуемый объём изложения.

V. Черновик нужно проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция может уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно - пунктуацию. Третью проверку лучше следует проводить «ершом» - от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать о структуре предложений.

VI. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и ещё раз проверяется.

            Задача учителя – научить  школьников   трём приемам сжатия текста:

- исключению подробностей и деталей;

- обобщению конкретных, единичных явлений;

- сочетанию исключения и обобщения.

            Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приёмами работы над подробным изложением. Различия состоят в методике работы над текстом. Значимая роль отводится сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой обучающиеся решают, какая часть текста или предложения особенно важны для выражения главной мысли, а какую можно исключить при сокращении текста. Эффективным приёмом при этом являются опорные слова.

            Педагогу необходимо научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты и явления, события, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

11

            Подготовку к написанию сжатого изложения надо начинать как можно раньше

5-6 классы – выполнение логических операций с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы.

7-9 классы – тренировочные упражнения, цель которых восстановить связь между предложениями абзаца, исправлять  нарушенную логику, подбирать вступление или заключение к тексту.

            Виды тренировочных упражнений на сжатие текста:

  • сократить сложное предложение за счет менее существенной части;

  • заменить фрагмент предложения обобщающим понятием;

  • исключить повторы и объединить предложения;

  • заменить прямую речь косвенной, сохранить смысл высказывания;

  • изложить указанную часть текста одним предложением;

  • подчеркнуть в тексте предложения, смысловые части которых могут быть убраны без ущерба для содержания;

  • сжато изложите содержание абзаца;

  • напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний.

            Наиболее эффективные упражнения, связанные непосредственно с практикой сжатия:

             Комплексный анализ текста - один из самых эффективных  видов упражнений подготовки к сжатию текста.     Он  даёт обучающимся возможность мыслить, рассуждать, выходить на метапредметные связи.

Приложение 1.

 Выполнение заданий с выбором ответа (часть А) 

            В методическую копилку учителей русского языка входят КИМы (ФИПИ), диагностические работы, тестовые задания по всем темам, разработанные самими учителями. Тем не менее каждый урок по подготовке к ГИА начинается, как правило, с актуализации опорных знаний: словарно-семантическая работа, орфографическая работа, языковая разминка,

12

синтаксическая  работа, орфоэпическая разминка.

            Анализ средств языка на уроках русского языка и литературы, начиная с 5 класса, должен стать неотъемлемой частью анализа текста. При подготовке к государственному экзамену в 9 классе целесообразно провести некоторую систематизацию изученного материала по теме «Выразительные средства языка». Результатом такой работы может стать создание  обобщающей таблицы «Выразительные средства русской речи».

            В процессе обучения русскому языку в целом и особенно при работе с текстом на уроках  необходимо акцентировать внимание на таких приёмах работы, которые позволяют актуализировать содержательную информацию (А1). Это могут быть беседы по содержанию текста, ответы на вопросы, касающиеся основных смысловых сегментов текста, анализ структуры текста с точки зрения раскрытия той или иной микротемы и т.п.

            Как показывает практика, в реальных условиях работы в 8-9-х классах наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет и отрабатывать навыки по новому материалу, и повторять уже изученные правила.

 Выполнение части В

   Из анализа работ ГИА 2013 можно выделить типичные ошибки:

определение грамматической основы предложения (В3);

предложения с разными видами связи (В9);

предложения с однородными членами (В4);

количество грамматических основ (В6).

            Как правило, ошибки при решении указанных заданий связаны либо с незнанием теоретического материала, либо с неумением применить полученные знания на практике.

            Следовательно, для наиболее эффективной подготовки к выполнению

13

заданий В3 и В7 при анализе структуры предложений следует подбирать такие  примеры, которые позволят ученикам вспомнить и повторить все способы выражения главных членов предложения. В качестве методического материала можно использовать таблицу, в которой систематизированы способы выражения главных членов предложения – подлежащего и сказуемого – в русском языке и приведены примеры, иллюстрирующие каждый способ.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

форма И.п. имени или инфинитив: Город строится. Семеро одного не ждут. Больные отдыхают. Курить очень вредно.;

• именные сочетания: Отец с сыном уже ушли. Двадцать человек уехало. Несколько ребят отстало. Каждый из них поздоровался. Кто угодно звонит.;

• предложно-падежными группами (В.п. и Р.п.): С

 неделю только прошло. До десяти школьников ещё могут записаться в кружок.

Простое глагольное сказуемое – выражено спрягаемой формой глагола, инфинитивом или фразеологизмом: Он читает книгу. Вокруг зеленеет лес. Курить – здоровью вредить. Я буду читать (гл. в пов. накл.). Съездил бы ты к брату, поговорил бы(гл. в усл. накл.). Он нам постоянно палки в колёса вставляет( фразеол.).

Составное глагольное сказуемое – имеет две части:

вспомогательную (глаголы, выражающие оттенки

значения сказуемого) и основную (всегда инфинитив, выражающий речевое значение сказуемого).

 Мальчишки продолжали играть. Мы перестали верить его словам.

Составное именное сказуемое – имеет две части: глагол-связку (вспомогательная часть) и именную

14
часть. Довольно часто глагол-связка отсутствует: Стол уже был накрыт на веранде. Слово – одежда всех фактов. А когда-то он ей казался героем.

            Ошибки, допущенные при решении задания В9 (сложные предложения с разными видами связи, с несколькими придаточными), можно объяснить тем, что данные темы изучаются в конце учебного года, и можно предполагать, что навыки  и умения недостаточно отработаны.

            Что касается задания В7 (выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными подчинительной связью), то основной причиной ошибок, как показал анализ ответов обучающихся, является то, что они указывают только цифру начала придаточного предложения. Если же придаточная часть стоит внутри главной, то, соответственно, необходимо указать цифры, обозначающие границы всей придаточной части.

 Выполнение части С2.

            Умения, проверяемые заданием С2.

- адекватно понимать информацию прочитанного текста;

- понимать основную мысль прочитанного текста;

- интерпретировать информацию прочитанного текста и на этой основе;

- умение устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;

- умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и

- формировать свою позицию по данной теме.

Как научить обучающихся выполнять задание С2?

            Требование соответствия сочинения ученика функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, его построение по определённым композиционным законам предполагает, в первую очередь,

15

повторение, закрепление, обобщение темы «Текст. Рассуждение как тип речи». В этом ключе можно предложить ученикам совместную работу по «выработке» основных требований к структуре будущего сочинения.

    Примерная схема сочинения-рассуждения (от тезиса – через аргументы – к выводам) может выглядеть следующим образом:

Композиция сочинения-рассуждения:

1. Вступление – найдите ключевое слово или словосочетания в предложенном фрагменте и попытайтесь «порассуждать» о смысле этого слова (сочетания).

2. Идея (основная мысль текста): раскройте смысл фразы (не повторяя и не переписывая саму фразу), попытавшись опереться на весь текст.

3. Аргументы (доказательства главной мысли):

 1) Найдите в тексте предложения, подтверждающие выдвинутые в предыдущем пункте тезисы;

2) Дайте краткий комментарий основному событию, описанному в тесте, с учётом выдвинутых в предыдущем пункте тезисов.

4. Вывод. Если можете, другими словами сформулируйте ту же мысль.

Возможная структура ответа

            Формулировка   задания: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)».          Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.         Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.         Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора.

        Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

            Перед тем, как начать работу над сочинением, необходимо разобраться с обучающимися в теоретических понятиях, что такое «лексика»,

16

а что такое «грамматика».

Лексика – это словарный состав языка. Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения. Лексические   понятия:

  • лексическое значение слова,

  • однозначные и многозначные слова,

  • прямое и переносное значение слова,

  • омонимы, синонимы, антонимы,

  • слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении,

  • историзмы, архаизмы, неологизмы,

  • заимствованные слова,

  • фразеологизмы.

Грамматические понятия:

  • части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.

  • строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т.д.).

Пример выполнения  задание С2.

            Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

Выполните задания:

1. найдите ключевые слова,

2. определяем задачу: рассказать о способах связи слов в словосочетании.

Выполните задания:

1.найдите ключевые слова,
17

2.определяем задачу: рассказать о способах связи слов в словосочетании,

3. вспомним теорию: словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетания сочинительные и подчинительные.

Способы выражения связи между словами:

  •   в подчинительных: окончания и предлоги,

  •   в сочинительных: союзы и интонация.

4.Найдите примеры в тексте.

Некоторые речевые клише, которые уместно  будет использовать в сочинении

 

             Обучение написанию задания С2.  с помощью образцов – один из самых важных моментов в обучении школьников написанию задания С2. (Образец).

            Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

           Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически.   В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием  зависимого прилагательного.

            А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием – ях, но и предлогом «в».

           Итак, в словосочетании, бесспорно, проявляется «способность слова связываться с другими словами».

Считаю важным начинать работу над частью С2 в 5 – 6 классах. Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся и помогает им закрепить знания по морфологии и другим аспектам языка. (Приложение 3.)

  18

  1. Заключение.

Таким образом, новая форма аттестации расширяет диапазон проверяемых умение и навыков. Одним из важнейших принципов, определяющих характер КИМов ГИА, является их преемственность с КИМами ЕГЭ, которая обусловлена едиными подходами к оценке учебных достижений учащихся по русскому языку.


19

  1. Приложение.

Приложение 1.

Памятка

1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.

2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).

3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

4.Правильно употреблять личные местоимения.

5.Перечитать готовое изложение и

а) устранить повторы;

б) снять логическое противоречие;

в) исправить неточное употребление слова.

20
Приложение 2.
Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Тишину осторожно разворошил дядя Филя. (2) Он тихо заговорил.

(3) – В войну в одном экипаже жила собака. (4) Обыкновенная дворняга маленького роста, но такого ума, что иному человеку не мешало бы иметь. (5) Ранена была и прихрамывала на переднюю лапу. (6) Хвост бубликом, одно ухо торчком, другое висит. (7) Танкисты прозвали её Балериной.

(8) Однажды утром нас вывели на бережок какого-то болота, разрешили часовой сон. (9) Заползли мы под машины и уснули, хоть водой отливай. (10) Со своим экипажем забрались под танк, прилегла и Балерина. (11) Когда танкисты уснули, она будто каким механизмом завелась: суетится, визжит, то выскочит из-под машины, то обратно заползёт. (12) Потом водитель этого танка рассказывал: «Прямо одурела собака. (13) Меня до того измордовала, что погон зубами оторвала. (14) Хотел турнуть её, да с трудом мог рукой пошевелить. (15) Танк навалился сорокатонной железякой. (16) Сообразил, что прочь из-под танка надо. (17) Ползу и ору ребятам. (18) Кое-как выбрался и тогда уж окончательно понял-танк осел. (19) Выхватил пистолет, начал стрелять. (20) Все экипажи вскинулись. (21) Буксиром стащили наш танк, да поздно-танкисты задохнулись.

(22) А Балерина осталась на могиле погибших. (23) Звал её с собой, приманивал-не пошла. (24) Наверное потому, что я для неё был ещё чужой. (25) Только перед этим боем из резерва пришёл в экипаж». (26) Его, говорит, собака выручила потому, что к тем троим уже подобраться не смогла.
21

(27) Вот как ведь бывает, и на войне собака делала своё дело, только наград не получала.

(По А. Антонову)

1.Определите тему текста.

2. Составьте композиционную схему текста.

3. Определите основной тип речи текста.

4. Укажите номер предложения, в котором имеется описание.

5. Укажите номер предложения, в котором имеется рассуждение.

6. Сколько в данном тексте рассказчиков? Назовите их.

7. Выпишите из текста разговорные и просторечные слова.

8. Определите стиль речи. Обоснуйте ваш выбор.

9. Определите главную мысль текста.

10. Сколько в тексте микротем?

11. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогут вам при написании изложения.

12. Составьте план изложения.

22

Приложение 3.

«Что может рассказать о слове его суффикс?».

1.Прочитаем текст.

(1) Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда увижу реку более таинственную, чем Пра.

(2) Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3) Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой..

(4) Но удивительней всего в этих красивейших местах был воздух. (5) В нём была полная и совершенная чистота.

(6) А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зелёных и радужных. (7) Потоки цвета то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8) Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зелёного цвета.

(По К. Паустовскому)

2.Прочитайте задание.

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Что может рассказать о слове его суффикс?».

3.Дайте определение, что такое суффикс.

4.Вспомните, какое значение имеют суффиксы. Для этого используйте «Словарик значения морфем», находящийся в Приложении к учебнику.

5. Найдите в тексте слова с суффиксами. Подумайте, какие слова вы будете использовать при написании сочинения. Выпишите эти слова в черновик, указывая в скобках номера предложений, в состав которых они входят.

6. Сформулируйте тезис, который вы будете доказывать.

7. Вспомните, какова структура сочинения – рассуждения на
23

лингвистическую тему.

8. Вспомните, какие слова и речевые обороты вы можете использовать для связи тезиса с доказательством, доказательства с выводами.

9. Напишите сочинение на черновике.

Обратите внимание на то, чтобы в тексте сочинения вступление, основная часть и заключение обязательно начинались с красной строки.

10. Проверьте черновик.

Для этого подумайте, доказали ли вы в своём сочинении – рассуждении сформулированный вами тезис. Затем прочитайте ещё раз сочинение и исправьте в нём допущенные орфографические, пунктуационные и лексические ошибки.

24

  1. Список использованных источников.

  1. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2012. – 384 с.

  2. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2014 / Л.И.Мальцева и др. - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013. – 384 с.

  3. Русский язык 8 класс. Тематические тесты / Л.И.Мальцева, Э.С. Сурвилло. - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013. – 240 с.

  4. Русский язык 5 класс. Тематические тесты по программе С.И.Львовой / Л.И.Мальцева. - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013. – 192 с.

  5. Русский язык 6 класс. Тематические тесты по программе С.И.Львовой / Л.И.Мальцева. - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013. – 224 с.

  6. Русский язык 7 класс. Тематические тесты по программе С.И.Львовой / Л.И.Мальцева. - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013. – 224 с.


25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconРабочая программа по дисциплине «Операционные системы»
Кроме того, целью преподавания является формирование у студентов системного мышления, теоретической и практической базы системного...
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью icon«сибирский федеральный университет»
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения экспериментальных методов биофизики...
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconИстория криминалистики криминалистика
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения экспериментальных методов биофизики...
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью icon
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск ипк сфу 2012
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения экспериментальных методов биофизики...
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Целью дисциплины является формирование у студентов системного подхода в изучении физических процессов, явлений, параметров и возможных...
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconРеферат По дисциплине: Логистика
Логистика- направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальным потоком и связанные с ним информационными...
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconРегулирования финансового рынка в россии
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconУдк 1: 3 русский мир и его определения
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconРабочая программа дисциплины дисциплина в. 1 «Информационно-коммуникационные...
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения информационно-коммуникационных технологий...
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconФеномен путешествия в истории культуры: гносеологический аспект
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconЭволюция и инволюция художественного образа многомерного объекта в дизайне одежды
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconТесты для проверки знаний по курсу ■ • А. Всегда выбирается только один ответ
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconСемантико-типологический аспект метафоризации в философском дискурсе...
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconЕ. П. Блаватской секретаря Теософского общества «Это есть книга прекрасной...
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Реферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью iconКонспект лекций по курсу «операционные системы» Москва 2007 Лекция...
Существует три основных подхода к разработке ос и системного по с точки зрения инструментальных средств


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск