Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами





Скачать 245.37 Kb.
НазваниеПояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
страница1/3
Дата публикации06.12.2014
Размер245.37 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
c:\users\школа\desktop\филимонова и.а\изображение0003.jpg

Пояснительная записка

Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой Т.Ф. Курдюмовой, с учетом требований обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе, методических указаний авторов программы и опирается на содержание учебника-хрестоматии под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа.

Программа включает несколько разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки; список дополнительной литературы для учителя и обучающегося.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально - и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Основная опора рабочей программы - текстуальное изучение художественных произведений, формирование у обучающихся читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации определяет определяет количество часов на изучение предмета, как:

в 5классе - 70 часов;

в 6 классе – 70 часов;

в 7 классе – 70 часов;

в 8 классе – 70 часов;

в 9 классе – 105 часов;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Формы организации образовательного процесса

· уроки-лекции

· уроки-собеседования

· урок-практическая работа

· уроки-соревнования

· уроки с групповыми формами работы

· уроки взаимообучения обучающихся

· уроки творчества

· уроки, которые ведут обучающиеся

· уроки-зачеты

· уроки-творческие отчеты

· уроки-конкурсы

· уроки-игры

· уроки-диалоги

· уроки-семинары

Cодержание рабочей программы
5 класс (70 часов)

Введение

Раздел 1

Тема 1

Происхождение и развитие литературы

Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.

Тема 2

Мифы народов мира

Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии.

Тема 2

Устное народное творчество (фольклор)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре.

Былины. Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Герои и события былин. Старшие богатыри. Патриотический пафос былины. Художественные особенности. Исполнители былин.

Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Лягушка- царевна».

Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трусость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главное достоинство героев сказок. Сказка «Тысяча и одна ночь».

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».

Раздел 2

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики.

Тема 3

Золотой век русской поэзии

И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила».

М.Ю. Лермонтов. « И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте».

Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».

И.С. Тургенев. «Муму».

Тема 4

Поэтический образ Родины

И.С. Никитин « Русь»;

М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (Из поэмы «Сашка»).

А.В. Кольцов «Косарь»;

А.К. Толстой «Край ты мой…»;

Н.А. Некрасов «Соловьи»;

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», « Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья».

А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».

Тема 5

Героическое прошлое России

М. Ю. Лермонтов. «Бородино».

Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». Отрывки из романа «Война и мир».

М. А. Булгаков. «Петя Ростов». Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Раздел 3

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин. «26-е мая». А. А. Ахматова. «В Царском Селе». В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину». К.Д. Бальмонт «Пушкин».

Тема 6

Литературные сказки XX века

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки».

X. К. Андерсен. «Снежная королева».

А. П. Платонов. «Волшебное кольцо».

Дж. Родари. «Сказки по телефону».

В. В. Набоков. «Аня в Стране чудес».

Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно».

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 класса Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconПодпись учителя
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconПриказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconУтверждено Согласовано Рассмотрено
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка рабочая программа по литературе разработана...
...
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconАттестационно-педагогические измерительные материалы
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconБаранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. 10-е изд
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconБаранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. 10-е изд
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconИ. П. Цыбулько гиа-2013, вариант 23 Часть 2
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconВиды заданий: тесты, вопросы, задачи
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconТема: "Сказка Розовой звезды" Цель
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconА. Жвалевский, Е. Пастернак Время всегда хорошее
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка рабочая программа по физической культуре разработана...
Рабочая программа по физической культуре разработана для 1 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими...
Пояснительная записка Учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами iconОбщие положения Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-фз
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск