Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.»





Скачать 489.3 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.»
страница1/5
Дата публикации08.12.2014
Размер489.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(литература, 9 класс)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 кл.» под редакцией А.Г.Кутузова. - Москва, «Дрофа», 2010г. Использованы рекомендации (составитель Н.В.Егорова). Курс «Литература». Москва. «Дрофа». 2008г. В программу включены уроки по внеклассному чтению творческие практикумы, контрольные работы, сочинения, читательская конференция и т.д.

Выбор программы Кутузова обусловлен тем, что она соответствует требованиям государственного стандарта общего образования по литературе, предполагает осуществление компетентностного подхода (направлена на формирование частно-предметных: общекультурной литературной, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой и "общих" компетенций: коммуникативных, информационных, исследовательских, проектных и т.д.), соответствует современным целям литературного образования.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

В 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

В изучение данного курса заложена учебная хрестоматия для 9 класса общеобразовательных учебных заведений «В мире литературы». В 2-х частях. Авторы-составители: А.Г.Кутузов, А.К.Киселев Е.С. Романичева, В.В. Леденёва. – М.: Издательство «Дрофа». 2008г.

Объем курса - 102 часа, то есть 3 часа в неделю.
Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

— освоение текстов художественных произведений;

— формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

— формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

— формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

— формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

— формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

— формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

— освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В 9 классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие: автор — образ — читатель.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета. Литературное образование осуществлено в программе как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, представлена система коммуникативно-творческих работ.

Списки для самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера. При этом у учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

Для реализации цели и задач программы используются развивающие методы обучения. В основе образовательного процесса - проектно-компетентностный подход. Компетентностное обучение подразумевает, что учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения. Современный образовательный процесс должен опираться прежде всего на поисковые, исследовательские методы, к которым относится и проектный метод. Использовать этот метод при обучении литературе, по моему мнению, необходимо уже только потому, что он позволяет подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Часть С этого экзамена по данному предмету предполагает создание проекта (написание сочинения).

Для контроля за качеством знаний проводятся тестирования (см. сп. лит., изд. № 12), творческие и контрольные работы разных видов:

- проверяющие знание содержания произведений,

- глубину освоения произведений,

- знания по теории литературы,

- качество речевых умений и навыков.

Помимо обязательных контрольных работ предполагается работа в виде презентации проектов, самопрезентации знаний, представление исследовательских и творческих работ.
Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного

обеспечения образовательного процесса

Условия кабинета позволяют широко применять ИКТ на уроках. В кабинете имеется мультимедиа проектор, компьютер, накоплена библиотека цифровых образовательных ресурсов:

- каталог электронных адресов образовательных сайтов «Открытый класс», «Первое сентября», «Фестиваль педагогических идей», «Солнышко» и других;

- компьютерные программы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Ряд уроков планирую провести в компьютерном классе, используя Интернет и интерактивную доску.

Перечень учебно-методического обеспечения

Программа по литературе для общеобразовательных учреждений «В мире литературы. 5 – 11 кл.» под редакцией А.Г.Кутузова. - Москва, «Дрофа», 2010г.

Программа обеспечена учебниками для 9 класса «В мире литературы» (Ч.1, 2; 2008), вышедшими в издательстве “Дрофа”.

К учебникам прилагаются методические рекомендации для учителя:

Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010;

Содержание программы:
Содержание рабочей программы соответствует содержанию исходной программы (программы А.Г.Кутузова).

Автор — образ — читатель

Введение

Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.

СРЕДНИЕ ВЕКА

Лирическая поэзия средних веков

Ук дела Бакалариа. «Вместо нежного привета...»; Рудольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг и с к о н-н ы й...»; Безымянный поэт. «Любовь к филологии» (стихотворе­ние по выбору). Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.

Советы библиотеки.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

У. Шекспир. «Г а м л е т». Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. «Проклятые вопросы бытия». «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации.

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (глава по выбору). Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.

Советы библиотеки.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Мольер. «Т а р т ю ф». Человек эпохи абсолютизма. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.

И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Прошлое — настоящее — будущее

Классицизм, сентиментализм, романтизм в XVIII—XIX веков (повторение).

Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанного произведени русской литературы конца XVIII — начала XIX века.

Советы библиотеки.

XIX ВЕК. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Понятие о художественном мире писателя.

Художественный мир романтической поэзии.

В. А. Жуковский. «М о р е», «Н а в о д н е н и е»; К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение в дикости лесов...» (два-три стихотворения по выбору). Лирика Жуковского и Батюшкова как предтеча пушкинской лирики. Основные темы и мотивы.

Советы библиотеки.

Художественный мир А. С. Грибоедова

«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл названия. Проблема ума как центральная проблема комедии.

Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.

Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второстепенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства.

Новаторский характер стиха и языка комедии.

Комедия «Горе от ума» и ее читатели (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й»).

Творческий практикум.

Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.

Советы библиотеки.

Художественный мир А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.

Лирика: «К Чаадаев у», «К мор ю», «Н я н е», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «П р о р о к», «А н ч а р», «Н а холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...» (для обязательного изучения).

«Деревня», «Вольность», «Ар и он», «Вакхическая песня», «М а д о н а», «Чаадаеву» (два-три стихотворения по выбору).

Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. Дружеская и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения.

«Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность».

Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы.

Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений. Онегинская строфа.

«Маленькие трагедии» как опыты «драматических изучений» человека. «Пир во время чум ы». Основные образы, тематика и проблематика.

Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.

«Пиковая дама». Смысл эпиграфов. Нравственная проблематика, проблема «наполеонизма». Образ Германна. Жизненная философия героя. Особенности пушкинской фантастики

Творческий практикум. Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией». Доклад: «Жанр... в лирике А. С. Пушкина». Самостоятельная интерпретация лирического текста. Сочинение (в любом жанре) на нравственно-эпическую тему. Советы библиотеки.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований образовательных стандартов второго поколения и программы под ред....
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе с учётом стандартов второго поколения
Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ, автор В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение»,...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
МОин РФ от 07. 06. 2005 г. №03-1263), программы общеобразовательных учреждений по литературе для обучающихся 5-11 классов(базовый...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе для 11 класса разработана в соответствии...
Федеральным компонентом «Стандартов основного общего образования по литературе», Примерной программой среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, на основе «Примерной программы...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена к учебнику...
Стандарты второго поколения. Литература. 5-9 классы (М: Посвещение. 2010 год), Программы общеобразовательных учреждений. Литература....
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для...
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Минобразования РФ №1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 11 классы под редакцией...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе для 6 класса на 2014-2015 учебный...
Т. В. Рыжкова, И. Н. Гуйс, Г. Л. Вирина \ под ред. И. Н. Сухих.– М.: Издательский центр «Академия», 2010, в соответствии с требованиями...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе для 8 на 2014-2015 учебный год составлена...
Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого – 5-е изд., испр и доп. – М.: «Мнемозина», 2011,...
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов первого поколения по литературе (2004 год) на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 кл.» iconРабочая программа по литературе за курс основной школы составлена...
Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск