Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский





Скачать 210.54 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский
страница1/2
Дата публикации15.08.2014
Размер210.54 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4
Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании МО Директор школы

Протокол № ___________ О.Л.Блохина

от « »___________2013 г. Приказ по школе №

от « »_______________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 7 классах

Переславль-Залесский

2013 год

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, на основе «Примерной программы основного общего образования» и «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» /Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.,2010

.

Нормативные документы:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01.09.2013.

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

  • Примерные программы по литературе (к ГОС-2004г.): Примерная программа основного общего образования по литературе; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень.

  • Методическое письмо МО РФ о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Литература.

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС, утверждённые Министерством образования и науки Российской Федерации 24.11.2011 № МД-1552/03.

  • Методическое письмо ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 уч. г. // Сост. Соловьёва М.А., Синотина Е.В.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Согласно этой программы целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • формирование потребности в систематическом чтении и анализе художественных произведений;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Средством достижения цели и задач является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Программа определяет практическую направленность обучения – изучение литературы как искусства слова.

Рассматривая литературное образование как единство трёх компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ.

В 7 классе впервые ставится вопрос о литературном направлении (классицизм). На основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.

Центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть, характеристика не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа, усвоения понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика.

В рабочую программу включено 4 урока развития речи – сочинения (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»; по творчеству А.С.Пушкина; по творчеству Н.В.Гоголя; анализ 1 стихотворения А.Ахматовой, В.Хлебникова, И.Северянина), 1 контрольная работа – изложение текста художественного произведения (рассказ В.М.Шукшина) и 1 домашнее сочинение (по творчеству Л.Н.Толстого).

В рабочей программе запланировано 7 уроков внеклассного чтения.

Список художественных произведений для заучивания наизусть

1.М.Ю.Лермонтов «Песня о купце Калашникове» (отрывок), стих. «Родина»

2.А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок)

3.Н.А.Некрасов «Железная дорога» (отрывок)

4.И.С.Тургенев «Русский язык»

5.Стихи о России поэтов 19-20 вв.

6.А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

7.Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

8.Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»

9.С.А.Есенин 1 стих. по выбору обучающихся

10.А.Т.Твардовский «На дне моей жизни…»

11.Конкурс чтецов
Поурочное тематическое планирование по литературе
в 7 классах
на 2013 - 2014 учебный год





Наименование тем и уроков

Содержание

Кол-во

часов

Да-

та

Дом.

зад.

Примечания

Формы и методы работы

Введение (1)

1.

Подведение итогов летнего чтения. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды. Жанры. Личность автора.

1




Стр.3-4,

в.6

Т/л: литературные роды

Работа с учебником

Из устного народного творчества (3)

1.

Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины

1




Стр.14-15,

в.2

Т/л: эпические жанры в фольклоре, Былина, тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Работа с иллюстрациями, знакомство с легендами и преданиями о народных заступниках региона

2.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря»

1




Стр.17-23,

в.2,5, подг.к ур.вн.чт.




Работа с иллюстрациями

Индивид. и групповые выступления уч-ся

3.

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»). Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Лирические песни («Подушечка моя пуховая…»). Лироэпические песни («Солдатская»). Своеобразие поэтического языка народных песен.

1




Стр.30-37, анализ 1 песни


Т/л: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня

Составление схемы, сбор и представление песенного фольклора региона,

выразительное чтение, беседа

Из древнерусской литературы (2)

1.

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»). Поучительный характер древнерусской литературы. («Единоборство Мстислава с Редедою»), «Житие Сергия Радонежского»

1




Стр.42-45, в.1

Т/л: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Чтение худ. произведения, беседа

2.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, преемственность поколений, религиозность

1




Стр.45-54 (пересказ),

в.5, подг. к ур вн. чт.




Подробный пересказ, изложение с элементами сочинения

Из литературы XVIII века (8)

1.

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Тематика поэтических произведений. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»).

1




Выуч. наиз. отрывок из «Оды на день…»

Т/л: ода, тема и мотив

Работа с репродукциями (портреты М.В.Ломоносова), заочная экскурсия: Холмогоры – Москва – Германия – Петербург.

2.

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…». Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения. Поэтические образы.

1




Анализ стихотвор.




Чтение наизусть отрывка, беседа

3.

Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

1




Стр.64-65, выуч. определения




Чтение статьи, составление схемы

4.

Г.Р.Державин. Биография. «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В.Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

1




Выуч. наиз. отрывок из «Властите-

лям и судиям»

Т/л: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Выразительное чтение

5.

Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

1




Стр.81-101 (пересказ)

Т/л: драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии, классицизм

Чтение наизусть отрывка

6.

Основной конфликт пьесы «Недоросль», проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык). Образование и образованность.

1




Дочитать комедию, в.2 стр.127

Т/л: юмор, сатира, сарказм

Чтение по ролям, устное сочинение

7.

Воспитание и семья в комедии «Недоросль». Отцы и дети. Социальные вопросы в комедии. Позиция писателя.

1




Хар-ка персонажей, сбор материалов к сочинению




Чтение и анализ эпизодов комедии, беседа

8.

Р/р Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
















Из литературы XIX века (27)

1.

Анализ сочинений. А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Творческая история создания произведений.

1




Анализ 1 стих.

Т/л: жанровое образование – дружеское послание.

Выразительное чтение стихотворений, заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов»

2.

А.С.Пушкин. Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. Творческая история создания произведений. Мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение, вера и суеверие.

1




Прочит. поэму «Полтава», в.2 стр.148




Комментирован-

ное чтение «Песни…», беседа

3.

А.С.Пушкин. «Полтава» (в сокращении): образ Петра и тема России. Гражданский пафос поэмы. Творческая история создания произведения. Изображение «массы» и персоналий. Своеобразие поэтического языка.

1




Выуч. наиз. отрывок из поэмы «Полтава»

Т/л: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)

Комментирован-

ное чтение поэмы

4,5

Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

2










Написание сочинения

6.

Анализ сочинений. М.Ю.Лермонтов. «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении.

1




Выуч. наиз. стих. «Родина»

Т/л: жанры лирики, лирический сюжет и композиция лирического стихотворения

Чтение отрывка из поэмы наизусть, работа с иллюстрациями

7.

Проблематика и и основные мотивы «Песни…» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть).Центральные персонажи повести художественные приёмы их создания.

1




Выуч. наиз. отрывок из «Песни…»

Т/л: стилизация, приём контраста, вымысел и верность исторической правде, градация.

Чтение наиз. стих. «Родина», комментир. чтение «Песни…», беседа

8.

Речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

1




Сочинение

Т/л: фольклорные элементы в произведении

Чтение наиз. отрывка из «Песни…», беседа

9.

Н.В.Гоголь. Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

1




Дочитать повесть, пересказ




Сообщение учителя, чтение и анализ повести

10

Н.В.Гоголь. «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое.

1




Зад.5 стр.231

Т/л: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии

Пересказ

11

«Шинель». Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям..

1




Хар-ка А.А., сбор матер. к сочин.




Подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа

12


Р/р Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

1










Написание сочинения

13

Анализ сочинений. И.С.Тургенев. Жизнь писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».

1




Дочитать рассказ, в.5,6,7 (на выбор)




Сообщение учителя, чтение стр. учебника (со стр.238)

14

«Записки охотника». «Хорь и Калиныч», «Певцы». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева.

1




Хар-ка 1 персонажа

Т/л: портрет и характер

Беседа, сбор материалов для хар-ки

15

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство.

1




Выуч. наиз. стих. «Русский язык», подг. к ур. вн. чт.

Т/л: стихотворение в прозе

Чтение и анализ стих. в прозе

16

Для дом. чт. И.С.Тургенев. «Первая любовь».

1




Стр.275-278, подг.рассказ о Н.А.Н.




Чтение наиз. стих., выступления уч-ся

17

Н.А.Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений. Своеобразие поэтической музы поэта.

1




Выуч. наиз. отрывок из стих. «Железная дорога

Т/л: диалоговая речь

Выступление уч-ся, сообщение учителя, чтение стих.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа по литературе в 10 классе Переславль-Залесский
«Примерной программы основного общего образования» (Базовый уровень), «Программы по литературе для 10-11 классов» (авторы-составители...
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРекомендации автор: Шевченко Татьяна Александровна
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Ярославская область, г. Переславль-Залесский,...
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа по русскому языку в 7 классах Переславль-Залесский
«Примерной программы основного общего образования по русскому языку» и «Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов»...
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе Переславль-Залесский
Данная рабочая программа разработана на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку /Базовый...
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл., ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа по английскому языку для 11 класса г. Переславль-Залесский 2013г
О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 учебном году....
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа по английскому языку для 8 класса г. Переславль-Залесский 2013г
О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебном году....
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа по английскому языку для 10 класса г. Переславль-Залесский 2013г
О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 учебном году....
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа Учебного курса «Геометрия 9 класса» Переславль-Залесский
Рабочая программа по геометрии для 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский
«Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании...
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
...
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconНаши программы на 2014 2015 учебный год: Поездка в честь 700-летия...
Поездка в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского: Владимир Боголюбово Покрова-на-Нерли Суздаль Кидекша Юрьев-Польский...
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа по литературе для 7 а класса Коноваловой Ольги Витальевны
В. А. Чалмаев – 7-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2011 предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах...
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский iconРабочая программа по литературе в 10А, б классах (базовый уровень)...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 5-е изд., испр и доп. – М.: Ооо «тид «Русское слов – рс», 2009, в соответствии с требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск