РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ /Л.М. Волосникова/
__________ _____________ 2011 г.
ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА: РУССКАЯ И РУССКОЯЗЫЧНАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 032700.68 «Магистратура: Русская литература» (очная форма обучения)
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор (ы) работы _____________________________/О.К. Лагунова/
«______»___________2011г.
Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы_____________Протокол №___
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 12 стр.
Зав. кафедрой ______________________________/Е.Н. Эртнер/
«______»___________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук
21.04.2011 г. Протокол №1
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ________________________/Е.В. Тумакова/
«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/
«______»_____________2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт гуманитарных наук Кафедра русской литературы
О.К. Лагунова
ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА: РУССКАЯ И РУССКОЯЗЫЧНАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов
направления 032700.68 «Магистратура: Русская литература» (очная форма обучения)
Тюменский государственный университет
2011
Лагунова О.К. Литературная регионалистика: русская и русскоязычная проза. Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 032700.68 «Магистратура: Русская литература». Тюмень, 2011, 12 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Литературная регионалистика: русская и русскоязычная проза [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Н. Эртнер, завкафедрой русской литературы, д.филол. н., профессор
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Лагунова О.К., 2011. 1. Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Цель курса – дать магистрантам основы профессионального виденья развития отечественной литературы как литературы, создающейся в конкретных регионах страны и имеющей многоуровневую и многорядную структуру.
Задачи курса:
познакомить магистрантов с направлениями и проблематикой изучения региональных культурных центров, с понятийно-терминологическим аппаратом исследований данной профильности. Данная дисциплина дает возможность закрепить и расширить знания, полученные студентами в ходе изучения курсов «История русской литературы», «Введение в литературоведение», «Литературное краеведение»;
расширить знания о специфике онтологической литературы;
исследовать концепции двуязычия в российской литературе ХХ века.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Национальная традиция и русская литература» расположена в разделе «Профессиональный цикл. М.2 Профильная часть (Вариативная часть)».
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5).
В результате изучения дисциплины магистрант должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);
способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов (ПК-18).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: 1) основные тенденции в литературном процессе 2-й половины ХХ в.; 2) причины и условия возникновения онтологической прозы; 3) особенности онтологической прозы; 4) основные аспекты проблемы двуязычия в отечественном литературоведении последней трети ХХ в.; 5) смысловое наполнение понятий «литературная регионалистика», «онтологическая литература», «региональный писатель», «провинциальный писатель», «сибирский текст»…
Уметь: 1) анализировать и сопоставлять произведения авторов, творящих в границах разных национальных литератур; 2) рассмотреть творчество одного писателя в контексте онтологической прозы последней трети ХХ в.; 3) выявить характерные особенности текста, позволяющие рассматривать его в рамках онтологической прозы; 4) вычленять в тексте основные константы и концепты; 5) формулировать особенности национального образа мира на примере творчества 2-3-х авторов.
Владеть: 1) навыками сопоставительного анализа произведений, авторы которых представляют разные национальные культуры; 2) умением анализировать отдельные произведения в контексте литературного процесса определенного времени; 3) навыками систематизации наблюдений критиков и литературоведов над конкретной проблемой.
Трудоемкость дисциплины.
Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.
Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план
№
|
Тема
| недели семестра
| виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Формы контроля
| семинарские (практические) занятия*
| самостоятельная работа*
| 1
| 2
| 3
| 4
| 6
| 8
|
| Региональность литературы как теоретическая и историко-литературная проблема. Литература и критика Сибири как модель культурного региона
| 1, 3
| 4
| 12
| Контрольная работа, реферат
|
| Региональный субъект художественного словесного творчества. Культурно-национальный фактор в формировании регионального субъекта художественной словесной деятельности
| 5, 7
| 4
| 12
| Контрольная работа, реферат
|
| Анализ художественного целого регионального писателя
| 9, 11
| 3
| 17
| Контрольная работа, реферат
|
| Жанровая специфика регионального литературного текста
| 11, 13
| 3
| 17
| Контрольная работа, реферат
|
| Итого:
|
| 14
| 58
|
|
Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| обязательные
|
| Региональность литературы как теоретическая и историко-литературная проблема. Литература и критика Сибири как модель культурного региона
| Контрольная работа, реферат
| 1, 3
| 12
|
| Региональный субъект художественного словесного творчества. Культурно-национальный фактор в формировании регионального субъекта художественной словесной деятельности
| Контрольная работа, реферат
| 5, 7
| 12
|
| Анализ художественного целого регионального писателя
| Контрольная работа, реферат
| 9, 11
| 17
|
| Жанровая специфика регионального литературного текста
| Контрольная работа, реферат
| 11, 13
| 17
|
| ИТОГО:
| 58
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1.
| Национальная традиция и русская литература
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Динамика художественной формы
|
|
| +
| +
|
Планы семинарских занятий.
Тема 1. Региональность литературы как теоретическая и историко-литературная проблема. Литература и критика Сибири как модель культурного региона
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
Мировая литература и проблема ее региональности.
Континентальная литература и проблема ее региональности.
Роль регионов в становлении национальной литературы.
Роль регионов в развитии национальной литературы.
Соотношение социально-географических и культурных классификаций региональности.
Понятия «культурного региона», «культурного гнезда», «культурного центра».
Проблема «столица-провинция» в аспекте региональной проблематики.
Сибирь как феномен и понятие.
Понятия «литературная традиция Сибири», «сибирский текст», «сибирский писатель», «мифологемы образа Сибири».
«Литературная Сибирь» и сопредельные территории.
Опорные понятия темы: региональность литературы, культурное гнездо, культурный центр, сибирский текст.
Задания для выполнения к семинарскому занятию:
Составить периодизацию развития «литературной Сибири».
Литература
Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.
Рыбальченко Т.Л. Цивилизационные, социальные, экзистенциальные границы интерпретации современности в русской литературе 1960-х-1980-х годов // Современность в зеркале рефлексии: язык – культура – образование. Иркутск, 2009. С. 311-325.
Рыбальченко Т.Л. Мифологемы образа Сибири в русской прозе второй половины ХХ века // Сибирь: Взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства. Иркутск: Иркутский МИОН, 2004. С. 291 – 303.
Чмыхало Б.А. Молодая Сибирь. Регионализм в истории русской литературы. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1992.
Тема 2. Региональный субъект художественного словесного творчества. Культурно-национальный фактор в формировании регионального субъекта художественной словесной деятельности
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
Личностные стратегии творческого поведения писателей (В. Астафьев, В. Распутин, А. Вампилов, В. Белов, А. Неркаги, Е. Айпин, Ч. Айтматов), историческая динамика и типология личностных стратегий.
Фазы творческой биографии субъектов профессиональной деятельности.
Региональный литературный критик: эстетическая платформа, формы и жанры деятельности, ориентация на национальные образцы, статус и место в истории региональной критики.
Периодизация истории литературной критики Тюменской области. Индивидуальный портрет критика.
Ненецкая и хантыйская культуры и судьбы русскоязычных писателей послевоенного поколения (Айпин, Вэлла, Неркаги). Традиционная культура (миф и фольклор) как фундамент творчества. Посвященность художника как фактор его жизнеповедения и этнопоэтики.
Универсализирующая и феноменолизирующая парадигмы осмысления опыта мастеров многонациональной литературы России.
Языковой фактор в регионализации литератур.
Опорные понятия темы: традиционная культура, парадигма, онтологичность, стратегия творческого поведения, творческая биография, региональная литературная критика.
Задания для выполнения к семинарскому занятию:
Сформулировать суть понятий «литература Тюменского края», «тюменский текст», «русскоязычная литература», «русскоязычный писатель».
Сделать сообщение по теме «Русская литература в Тюмени и ее соотношение с литературами народов Тюменской области».
Литература
Данилина Г.И., Рогачева Н.А. Рефлексия освоения в художественной литературе Тюменского региона // Космос Севера. Вып. 1. Тюмень: Софт-Дизайн, 1996. С. 99 – 102.
Данилина Г.И., Эртнер Е.Н. Писатель и его край: онтологический конфликт как научная проблема // Филологический дискурс. Вып. 1. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. С. 27 – 36.
Лагунова О.К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 260 с.
Комаров С.А. Младописьменные литературы // Большая Тюменская энциклопедия: В 3 т. Т. 2. Тюмень, 2004. С. 286 – 287.
Комаров С.А., Лагунова О.К. На моей земле: о прозаиках и поэтах Западной Сибири последней трети ХХ века. Екатеринбург: Средне-Урал. кн. изд-во, 2003.
Тема 3. Анализ художественного целого регионального писателя
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
Литература национального самосознания и литература личностного самосознания.
Религиозная основа творчества.
Константы. Структура героя.
Концепции развития российской прозы второй половины ХХ века.
Отношения «автор-читатель».
Тематическая структура текста.
Этический императив. Оппозиция «свой/чужой». Аграрный тип культуры.
Анализ стихотворного текста («Письмо» Ю.К. Вэллы, «Вечереет» Н.В. Денисова).
Анализ прозаического текста.
Повести А. Неркаги и В. Распутина: аксиология и поэтика («Анико из рода Ного» – «Последний срок»; «Молчащий» – «Прощание с Матерой»).
Книга как художественное целое («Триптихи (Три по семь)» Ю.К. Вэллы. «Лад» В. Белова).
Опорные понятия темы: анализ текста, книга, художественное целое.
Задания для выполнения к семинарскому занятию:
Составить тезисный план по теме жизни и смерти в повестях А. Неркаги и В. Распутина.
Написать аннотацию к книге В. Белова «Лад».
Литература
Белая Г.А. Литература в зеркале критики. М.: Сов. писатель, 1986. 368 с.
Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. Москва: Наука, 1983. 191 с.
Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. писатель, 1983. 240 с.
Комановский Б.Л. Самые молодые литературы (фольклор и младописьменные литературы народов СССР). М.: Знание, 1973. 144 с.
Гачев Г.Д. Космо – Психо – Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. 511 с.
Тема 4. Жанровая специфика регионального литературного текста
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
Типы организации повествования в повестях Е. Айпина, А. Неркаги. Ч. Айтматова («В тени старого кедра», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Илир», Белый пароход»).
Типы сюжета. Образ ребенка. Мир природы в повестях.
Жанровая специфика крупных прозаических форм (Е. Айпин «Божья Матерь в кровавых снегах», Ч. Айтматов «Плаха», В. Астафьев «Царь-рыба»). Языческое и христианское. Мифофольклорное начало. Мотивная организация. Структура повествования.
Опорные понятия темы: анализ текста, жанровая специфика текста.
Задания для выполнения к семинарскому занятию:
Охарактеризовать структуру повествования в романе (автор и текст на выбор).
Выбрать тексты, в основе которых лежит сюжет путешествия.
Литература
Гачев Г.Д. Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры). Фрунзе: Адабият, 1989. 488 с.
Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. 191 с.
Пошатаева А.В. Литературы народов Севера (Истоки. Становление. Развитие). М.: Наука, 1988. 168 с.
Гачев Г.Д. Космо – Психо – Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. 511 с.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М.: УРСС, 2001.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
I. Контрольная письменная работа
а) анализ одного художественного текста в аспекте жанровой специфики или текст в аспекте связи с надрегиональным жанрово-стилевым течением. Объем – 2–3 страницы формата А 4. Текст для анализа согласовывается с преподавателем курса;
б) характеристика научных или справочных источников одного типа (не менее трех единиц источников). Объем – 2 страницы формата А 4;
в) личностный портрет регионального писателя или критика. Объем – 3–4 страницы формата А 4. Структурные элементы и понятия должны быть графически выделены в работе;
г) традиционная культура как фундамент творчества писателя (автор на выбор). Объем – 3–4 страницы;
д) региональные знаки и художественная условность текста (автор и текст на выбор). Объем – 3–4 страницы;
е) тема «родной земли» в произведениях русского и русскоязычного автора (автор и текст на выбор);
ж) архетип «ребенка» в русской и русскоязычной онтологической прозе (авторы и тексты на выбор);
и) тема поколений в русской и русскоязычной прозе 2-й пол. ХХ века;
к) хронотоп в русской и русскоязычной прозе 2-й пол. ХХ века. II. Тематика рефератов
Борьба за символический капитал литературных центров Урала и Сибири.
Динамика образа Сибири в русской поэзии второй половины ХХ века.
Литературный портрет одного русскоязычного писателя Тюменского края.
Знаки региональности в творчестве одного из писателей.
Туристический маршрут «Литературная Сибирь».
Туристический маршрут «Литературная Тюмень (Тобольск)».
Литературный портрет одного из русскоязычных писателей.
Анализ трех источников справочной литературы о художественной словесности и критике сибирского региона.
Сибирский интертекст (по работе В.И. Тюпы): элементы, скрепы, мотивировки.
Образ Сибири в литературе: статус мифологем (по работе Т.Л. Рыбальченко).
Требования к выполнению и оформлению реферата:
а) объем 4–5 страниц формат А 4;
б) наличие списка использованной литературы;
в) наличие в тексте постраничных сносок на использованную литературу;
г) творческий характер текста;
д) наличие понятийно-терминологического аппарата, графически выделенного в тексте. III. Контрольные вопросы к зачету
Принципы и критерии регионального членения всемирной литературы.
Принципы и критерии регионального членения литератур народов России.
Литература региона страны как модель и феномен.
Литература Сибири: границы и знаковые имена.
Понятие «сибирский текст».
Понятие «тюменский текст».
Опыты выделения региональных литературных текстов («алтайский текст», «пермский текст» и др.).
Мифологемы образа Сибири в русской литературе.
Понятие «региональная литературная традиция».
Региональный писатель: понятие и феномен.
Региональный литературный критик: понятие и феномен.
Русскоязычный писатель в Сибири (на примере одного художника).
Жанровая система литератур народов Тюменского края (вторая половина ХХ века).
Типы справочной и научной литературы о писателях Сибири.
Динамика образа Сибири в русской и русскоязычной литературе 2 половины ХХ века.
Научные концепции онтологической литературы.
Жанровые особенности онтологической повести в русской и русскоязычной литературе 2-й половины ХХ века.
Специфика крупных жанровых форм в русской и русскоязычной прозе 2-й половины ХХ века.
Анализ одного лирического текста в аспекте регионалистики.
Анализ одной повести в аспекте регионалистики.
Феномен двуязычия в литературе 2-й половины ХХ века.
Анализ одного романа в аспекте регионалистики.
Мифофольклорная основа одного из произведений русской и русскоязычной литературы 2-й половины ХХ века..
Персональная энциклопедия регионального писателя («Бажовская энциклопедия», «Шукшинская энциклопедия» и др.).
Посвященность русскоязычного писателя, онтологичность его творчества.
Индивидуальные стратегии творческого поведения писателей Сибири ХIХ–ХХ веков.
Тема жизни и смерти в русской и русскоязычной онтологической прозе 2-й половины ХХ века.
Мир природы в русской и русскоязычной онтологической прозе 2-й половины ХХ века.
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии:
Модульно-рейтинговая система оценивания знаний, полученных студентом в процессе изучения дисциплины.
Мультимедийное сопровождение лекций и практических занятий.
Проведение дискуссии на тему «Культурные архетипы и стратегии в русской и русскоязычной онтологической прозе 2-й половине ХХ века».
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
8.1. Художественные тексты
Айпин Е.Д. В тени старого кедра. Свердловск, 1986.
Айпин Е.Д. Река-в-Январе.
Айпин Е.Д.Божья Матерь в кровавых снегах. Екатеринбург, 2002.
Айтматов Ч. Плаха. М., 1987.
Айтматов Ч. Повести. Новосибирск, 1983.
Астафьев В.П. Царь-рыба // Астафьев В.П. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1981.
Белов В.И. Лад // Белов В.И. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. М., 1984.
Вэлла Ю.К. Белые крики. Сургут, 2000.
Вэлла Ю.К. Триптихи (три х семь). Ханты-Мансийск, 2001.
Неркаги А.П. Молчащий. Тюмень, 1996.
Распутин В.Г. Последний срок // Распутин В.Г. Повести. М., 1980.
Распутин В.Г. Прощание с Матерой // Распутин В.Г. Повести. М., 1980.
8.2. Литература
Гачев Г.Д. Космо – Психо – Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. 511 с.
Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь, 2000. 404 с.
Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. Вып. 16: Мир и слово В. Распутина. М., Иркутск: Иркутский ун-т, 2007. 364 с.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М.: УРСС, 2001.
Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ-С, 1998. 192 с.
Большакова А. Нация и менталитет: Феномен деревенской прозы ХХ века. М.: Наследие, 2000.
Чукотская литература. М.: Литературная Россия, 2007. 560 с.
Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, диалог. Вып. 8: Деонтологические аспекты художественной словесности. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006. 204 с.
Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.
Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. 359 с.
Стернин И.А., Шилихина К.М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж: Истоки, 2001. 135 с.
Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.
Хантыйская литература. М.: Литературная Россия, 2002. 360 с.
Ненецкая литература. М.: Литературная Россия, 2003. 352 с.
Эткинд А. Фуко и тезис внутренней колонизации: Постколониальный взгляд на советское прошлое // Новое литературное обозрение. № 49 (2003). С. 50–74.
Гачев Г.Д. Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры). Фрунзе: Адабият, 1989. 488 с.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. 448 с.
Рыбальченко Т.Л. Цивилизационные, социальные, экзистенциальные границы интерпретации современности в русской литературе 1960–1980-х годов // Современность в зеркале рефлексии: язык – культура – образование. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2009. С. 311–325.
Рыбальченко Т.Л. Поиск метафизической картины мира в русской литературе 1950–1980-х годов // Проблемы метода и жанра. Вып. 19. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997. С. 280–296.
Суханов В.А. Романы Ю.В. Трифонова как художественное единство. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. 332 с.
Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. 191 с.
Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.
Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации. М.: Наследие, 2001. 196 с.
Пошатаева А.В. Литературы народов Севера (Истоки. Становление. Развитие). М.: Наука, 1988. 168 с.
Литовская М.А. Литературная борьба за символический статус территории // Региональный литературный ландшафт в русской перспективе. Тюмень: Печатник,2008. С. 65 – 73.
Рыбальченко Т.Л. Мифологемы образа Сибири в русской прозе второй половины ХХ века // Сибирь: Взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства. Иркутск: Иркутский МИОН, 2004. С. 291 – 303.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. 237 с.
Белая Г.А. Литература в зеркале критики: Современные проблемы. М.: Сов. писатель, 1986. 368 с.
Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. писатель, 1983. 240 с.
Комановский Б.Л. Самые молодые литературы (фольклор и младописьменные литературы народов СССР). М.: Знание, 1973. 144 с.
Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2001. 170 с.
Лагунова О.К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 260 с.
Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М.: Сов. писатель, 1988. 432 с.
Мыреева А.Н. Многонациональный роман 1960-1980-х годов. Типологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1997.
Комаров С.А. Младописьменные литературы // Большая Тюменская энциклопедия: В 3 т. Т. 2. Тюмень, 2004. С. 286 – 287.
Комаров С.А., Лагунова О.К. На моей земле: о прозаиках и поэтах Западной Сибири последней трети ХХ века. Екатеринбург: Средне-Урал. кн. изд-во, 2003.
Данилина Г.И., Рогачева Н.А. Рефлексия освоения в художественной литературе Тюменского региона // Космос Севера. Вып. 1. Тюмень: Софт-Дизайн, 1996. С. 99 – 102.
Данилина Г.И., Эртнер Е.Н. Писатель и его край: онтологический конфликт как научная проблема // Филологический дискурс. Вып. 1. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. С. 27 – 36.
Чмыхало Б.А. Молодая Сибирь. Регионализм в истории русской литературы. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1992.
Рогачева Н.А. Поэтика младописьменных литератур // Ямал: Энциклопедия ЯНАО: В 4 т. Т. 4. Салехард, 2006. С. 231 – 232.
9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Прослушивание аудиоматериалов и просмотр видеоматериалов о жизни и творчестве В. Распутина, В. Астафьева, Е. Айпина, А. Неркаги, Ю. Вэллы, В. Белова и др.
|