Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7





Скачать 355.25 Kb.
НазваниеЛитература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7
Дата публикации10.12.2014
Размер355.25 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 – 11 класса создана на основе авторской программы «Литература. 10-11 кл.» / Авторы-составители Г.С. Меркин, Зинин С.А., Чалмаев В.А. (7-e издание) – М.: Русское слово, 2011г. и федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089, с учетом рекомендаций примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, в свою очередь выполненной на базе федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью полного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании данного планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Учащиеся 10-х и 11-х классов получают возможность осваивать учебную дисциплину “Литература” на общеобразовательном уровне. Базовый уровень изучения литературы предполагает знакомство учащихся с наиболее общими, фундаментальными основами предмета, однако изучение литературы на этом уровне сохраняет традиционную основу курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;




  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;




  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;




  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Главным при изучении предмета «Литература» остаётся работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта по литературе реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • Рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • Репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов ( близкого к тексту, краткого, выборочного, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;

  • Продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • Исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Общепредметные задачи при обучении литературы в 10-11 классе:

  1. Формирование и совершенствование умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  2. Формирование и совершенствование умения участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  3. Формирование и совершенствование умения самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  4. Формирование и совершенствование умения находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

  5. Осознание учащимися ценности образования как средства развития культуры личности;

  6. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

  7. Формирование и совершенствование готовности к самообразованию и активному участию в будущей производственной, культурной и общественной жизни.

Основой поурочного целеполагания в рабочей программе является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Создавая эту рабочую программу, мы сделали своим исходным положением идею диалогичности, которая в настоящее время подразумевает и межэтнический, и межвременной, и межисторический диалог. Но, на наш взгляд, эта идея сейчас активно реализует себя в педагогической деятельности. Методика организации диалога художественного произведения и личности обучающегося должна строится на основе глубокого доверия к личности школьника, его потенциальным духовным силам, интересам, склонностям, его праву на самостоятельное общение с произведением искусства, которое каждый раз в процессе этого общения обогащается новыми смыслами, становится личной, духовной ценностью самого ученика.
Методы и формы обучения

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.

Основные типы уроков:

- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей.

- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям.

- Уроки внеклассного чтения.

- Синтетический (комбинированный) урок.

- Урок - творческий практикум.

- Урок-игра.

- Элементы урока - заочной экскурсии, путешествия.

Методы и приемы обучения:

  • Рассказ о писателе (сообщение учителя и учащихся).

  • Работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное).

  • Беседа по изученному материалу, анализ, сопоставление, оценка героев.

  • Пересказ (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода; приёмы РКМЧП).

  • Виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем, таблиц, приёмы РКМЧП).

  • Составление авторского текста в различных жанрах (подготовка своей словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки); устное словесное рисование, составление диафильма, киносценария, инсценирование.

  • Наблюдение за речью товарища, выразительное рассказывание, чтение, чтение по ролям с интонационной характеристикой персонажей, разыгрывание сюжетных ситуаций.

  • Рисование героев, создание иллюстраций.

Методы и приёмы, формирующие умение создавать связный текст на литературную тему:

  • регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему;

  • письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы;

  • реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя;

  • проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения;

  • проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению;

  • систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

  • анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон;

  • последовательное формирование навыка тезирования, составления разного вида планов


Виды письменных работ учащихся

1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

  • упражнения;

  • конспекты первоисточников и рефераты;

  • планы и конспекты лекций учителя;

  • планы статей и других материалов из учебников;

  • сочинения и письменные ответы на вопросы по произведению;

  • составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебника).

2. Проводятся текущие письменные контрольные работы.

3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются нами с учётом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса.

4. Итоговые контрольные работы проводятся:

-после изучения наиболее значимых тем программы;

-в конце полугодия.

Тетради по литературе в 10-11 классах тетради проверяются не реже 2 раз в четверть.

Проверка контрольных работ осуществляется в следующие сроки:

  • контрольные диктанты и контрольные работы проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

  • изложения и мини-сочинения - через неделю;

  • сочинения проверяются не более 10 дней

На полях в тетрадях по литературе учитель обозначает ошибки определённым условным знаком (| - орфографическая ошибка,  - пунктуационная);

  • при проверке сочинений и изложений отмечаются на полях (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические (Ф), логические (Л), речевые (Р) и грамматические (Г) ошибки. Речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией: проверив работу, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам дробью: количество фактических, логических, речевых - в числителе и орфографических, пунктуационных, грамматических - в знаменателе; после подсчёта в установленном порядке выставляется оценка;

  • при проверке рабочих тетрадей и контрольных работ по русскому языку и литературе учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик.


Настоящая рабочая программа учитывает физико-математическую, химико-биологическую направленность 10-11 классов нашей школы, в которых будет осуществляться учебный процесс. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели уроков, ожидаемые результаты обучения, планируемые результаты, что представлено в схематической форме.

Согласно федеральному базисному учебному плану, на изучение учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:

в 10-11 классах выделяется по 136 часов (из расчета 4 учебных часа в неделю).
Содержание рабочей программы

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин

Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", а также три стихотворения по выбору.

Поэма "Медный всадник".

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также три стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь

Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

А.Н. Островский

Драма "Гроза" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

И.А. Гончаров

Роман "Обломов" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов).

ОЧЕРКИ "ФРЕГАТ ПАЛЛАДА" (ФРАГМЕНТЫ) (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).

И.С. Тургенев

Роман "Отцы и дети" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", а также три стихотворения по выбору.

А.К. ТОЛСТОЙ

ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", а также три стихотворения по выбору.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов).

Н.С. ЛЕСКОВ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

"ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА" (ОБЗОР).

Ф.М. Достоевский

Роман "Преступление и наказание" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов).

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея "Война и мир" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов).

А.П. Чехов

Рассказы: "Студент", "Ионыч", а также два рассказа по выбору.

Рассказы: "Человек в футляре", "ДАМА С СОБАЧКОЙ" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Пьеса "Вишневый сад" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

Русская литература XX века

И.А. Бунин

ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", а также два рассказа по выбору.

Рассказ "Чистый понедельник" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

А.И. КУПРИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

М. Горький

Пьеса "На дне".

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Поэзия конца XIX - начала XX вв.

И.Ф. АННЕНСКИЙ, К.Д. БАЛЬМОНТ, А. БЕЛЫЙ, В.Я. БРЮСОВ, М.А. ВОЛОШИН, Н.С. ГУМИЛЕВ, Н.А. КЛЮЕВ, И. СЕВЕРЯНИН, Ф.К. СОЛОГУБ, В.В. ХЛЕБНИКОВ, В.Ф. ХОДАСЕВИЧ.

СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.

А.А. Блок

Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", а также три стихотворения по выбору.

Поэма "Двенадцать".

В.В. Маяковский

Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся", а также три стихотворения по выбору.

Поэма "Облако в штанах" (для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

С.А. Есенин

Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская", а также три стихотворения по выбору.

М.И. Цветаева

Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", а также два стихотворения по выбору.

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", а также два стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова

Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", а также два стихотворения по выбору.

Поэма "Реквием".

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", а также два стихотворения по выбору.

РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО" (ОБЗОР).

М.А. Булгаков

Романы: "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - один из романов в сокращении).

А.П. ПЛАТОНОВ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

М.А. Шолохов

Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение).

А.Т. Твардовский

Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", а также два стихотворения по выбору.

В.Т. ШАЛАМОВ

"КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗ" (ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ).

А.И. Солженицын

Повесть "Один день Ивана Денисовича" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Рассказ "Матренин двор" (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).

Роман "Архипелаг Гулаг" (фрагменты).

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 31.08.2009 N 320)

Проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин.

Произведения не менее трех авторов по выбору.

Поэзия второй половины XX века

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

Драматургия второй половины XX века

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин.

Произведение одного автора по выбору.

Литература последнего десятилетия

ПРОЗА (ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ). ПОЭЗИЯ (ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ).

Литература народов России <*>
--------------------------------

<*> Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.
Г. АЙГИ, Р. ГАМЗАТОВ, М. ДЖАЛИЛЬ, М. КАРИМ, Д. КУГУЛЬТИНОВ, К. КУЛИЕВ, Ю. РЫТХЭУ, Г. ТУКАЙ, К. ХЕТАГУРОВ, Ю. ШЕСТАЛОВ.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОДНОГО АВТОРА ПО ВЫБОРУ.

Зарубежная литература

ПРОЗА

О. БАЛЬЗАК, Г. БЕЛЛЬ, О. ГЕНРИ, У. ГОЛДИНГ, Э.Т.А. ГОФМАН, В. ГЮГО, Ч. ДИККЕНС, Г. ИБСЕН, А. КАМЮ, Ф. КАФКА, Г.Г. МАРКЕС, П. МЕРИМЕ, М. МЕТЕРЛИНК, Г. МОПАССАН, У.С. МОЭМ, Д. ОРУЭЛЛ, Э.А. ПО, Э.М. РЕМАРК, Ф. СТЕНДАЛЬ, ДЖ. СЭЛИНДЖЕР, О. УАЙЛЬД, Г. ФЛОБЕР, Э. ХЕМИНГУЭЙ, Б. ШОУ, У. ЭКО.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.

ПОЭЗИЯ

Г. АПОЛЛИНЕР, Д.Г. БАЙРОН, У. БЛЕЙК, Ш. БОДЛЕР, П. ВЕРЛЕН, Э. ВЕРХАРН, Г. ГЕЙНЕ, А. РЕМБО, P.M. РИЛЬКЕ, Т.С. ЭЛИОТ.

СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения все крупные по объему произведения зарубежной литературы изучаются во фрагментах.

Основные историко-литературные сведения

Русская литература XIX века

Русская литература в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.

Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе <и литературе других народов России> <*>. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. <Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России.> Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

--------------------------------

<*> В историко-литературных сведениях в треугольные скобки заключены позиции, имеющие отношение только к образовательным учреждениям с родным (нерусским) языком обучения.

Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.

Русская литература XX века

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков. Новые литературные течения. Модернизм.

Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе <и литературе других народов России.> Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе <и литературе других народов России>. Новое понимание русской истории. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы. "Лагерная" тема в литературе. "Деревенская" проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе <и литературе других народов России.> Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

Литература народов России

Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

<Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.>

Зарубежная литература

Взаимодействие зарубежной, русской литературы <и литературы других народов России,> отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX - XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

Основные теоретико-литературные понятия

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX - XX веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

Литературная критика.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

Художественный перевод.

Русскоязычные национальные литературы народов России.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются:

Сопоставление произведений русской и родной литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.

Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, поиск в родном языке эквивалентных средств художественной выразительности.

Планируемые результаты освоения программы

обучающимися 10—11 классов
В результате изучения литературы ученики должны

знать (понимать):
- образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века, этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; основные теоретико-литературные понятия,
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Произведения для заучивания наизусть в 11 классе

Н.С.Гумилёв «Перстень», «Много есть людей…»

М.И.Цветаева «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну», на выбор

М.Горький. Монолог Сатина из пьесы «На дне», «Песня о Буревестнике»

А.Блок «О, Весна без конца и без краю», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе», отрывок из поэмы «Двенадцать»

С.Есенин «Письмо матери», «Спит ковыль», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы» (одно на выбор), отрывок из поэмы «Анна Снегина»

В.Маяковский «Нате», «Послушайте», отрывок из поэмы «Во весь голос»

Н.Заболоцкий. На выбор

А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» (отрывок)

Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «О, знал бы я, что так бывает…», стихи из романа «Доктор Живаго»

Н.Рубцов. На выбор

Стихи Б.Окуджавы или В.Высоцкого (на выбор как автор, так и стихи)

И.Бродский. На выбор
Учебно-методический комплекс:

Учебники:

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX в.: 10 класс: В 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010 г. (Рекомендовано Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.)

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2009г. Использование данного учебного пособия позволит обеспечить преемственность литературного образования в основной и средней (полной) школе.

Методическая литература:

  1. Преподавание литературы в 10 классе: Книга для учителя. В 2-х ч. Под ред.проф.Г.А.Обернихиной. – М.:АРКТИ, 2003.

  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 10 классе // Практическая методика. Книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 2002

  3. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе // Обновлённый комплект уроков.- Москва, «ВАКО», 2004 (условное обозначение – «Пр»)

  4. Газета «Литература» издательского дома «Первое сентября» (условное обозначение – «Л-ра»)

  5. Педагогический журнал «Учитель» (условное обозначение – «Учитель»)

  6. К.А.Войлова, В.В.Леденёва. Контрольные и проверочные работы по литературе (10,11 классы) // Методическое пособие. – Москва, «Дрофа», 2001 (условное обозначение – «Кр»)

и другие по выбору учителя.

Распределение учебных часов по разделам программы в 11 классе.

Литературный процесс 30-х - начала 40-х года – 24+4РР

У литературной карты России – 1

Литература периода Великой Отечественной войны – 5

Литературный процесс 50-80-х годов – 20+2РР

У литературной карты России – 1

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов – 6

Литература народов России -1

Зарубежная литература – 4

Повторение – 1

Изменения, внесенные в учебный план.

В связи с индивидуальным обучением, вместо 4-х уроков по учебному плану, проводится 2 урока в неделю по 30 минут, поэтому произошли следующие изменения в распределении учебных часов:

Литературный процесс 30-х - начала 40-х года – 11+2РР

У литературной карты России – (вынесено на самостоятельное изучение)

Литература периода Великой Отечественной войны – 2

Литературный процесс 50-80-х годов – 10+2РР

У литературной карты России – (вынесено на самостоятельное изучение)

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов – 3

Литература народов России – (материал по программе выдан в 10-ом классе)

Зарубежная литература – ( программный материал выдан в начале учебного года)
Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 11 классе



п/п

Дата


Корректировка

Тема урока

Основные компетенции

Домашнее задание

Диагностика

Читательская

Литературоведческая

Коммуникативно-речевая

Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов( 11+2 развития речи) (продолжение)

1.

4.02.14





«Петровская» тема в творчестве А.Толстого.

Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора

А.Толстой «Петр Первый».

Историко-биографическое повествование; собирательный образ эпохи.

Рассказ о реформах Петра I.







2.

4.02.14





М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь. «Донские рассказы как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон»

«Родинка»




Комментированное чтение







3.

11.02.14.





Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

Образ Григория Мелехова.

М.А.Шолохов

«Тихий Дон».

Хронотоп романа-эпопеи; гуманистиче­ская концепция истории в литературе.

Анализ глав романа







4.

11.02.14.





Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии в романе «Тихий Дон».

М.А.Шолохов

«Тихий Дон».













5.

18.02.14





Р.Р. Сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон».
















6.

18.02.14





М.А. Булгаков, жизнь и творчество.

Социально-философская проблематика романа «Мастер и Маргарита
















7.

25.02.14





Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа.

Евангельские мотивы в прозе Булгакова

Очерк нравов










8.

25.02.14





Сатирические страницы романа




Буффонада. Карнавальный смех

Анализ эпизодов







9.

04.03.14





Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению – эссе по творчеству М.Булгакова.

















10.

04.03.14





Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака.

Взаимотворчество человека и природы в лирике Б.Л. Пастернака («Февраль…», «Снег идет» и др.) Тема любви и поэзии, жизни и смерти в стихах Б.Л. Пастернака.

Пастернак

"Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь"

Б.Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад». Евангельские и шекспировские темы в поэзии Б. Пастернака













11.

11.03.14





Образ главного героя и проблема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго»




Лирико-религиозная проза

Характеристика героя. Подробный пересказ.







12.

11.03.14





Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова («Сокровенный человек»)

«Сокровенный человек»

Неореализм. Антиутопия. Фантасмагория.

Анализ произведения







13.

18.03.14





Жизнь и творчество В.В.Набокова. Драматизм эмигрантского небытия героев («Машенька»)

В.В.Набоков «Машенька». Пушкинские реминисценции в романе

Элитарная проза; литературное двуязычие. Реминисценция


Анализ эпизодов




Анализ эпизодов

Литература периода Великой Отечественной войны (2 ч.)

14.

18.03.14





Лирика военных лет. А.Ахматова, А.Сурков, К.Симонов, М.Исаковский, В.Лебедев-Кумач, А.Фатьянов.

Лирика А.Ахматовой, А.Суркова, К.Симонова, М.Исаковского, В.Лебедева-Кумача, А.Фатьянова.




Выразительное чтение стихотворений







15.

01.04.14





Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского (с опорой на ранее изученное). Основные мотивы лирики А.Твардовского («О сущем», «Памяти матери» и др). Нравственно – философский смысл «возвращенной» поэмы Твардовского «По праву памяти»

"Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...",

«Вся суть в одном-единственном завете…»,

А, Твардовский «По праву памяти»

Патриотическая лирика

Архитектоника стиха. Катрен. Лексико- интонационный строй стихотворения










Литературный процесс 50-80-х гг. (10+2 ч.)

16.

01.04.14





Литературный процесс 50-80 –х годов. Поэзия Ю. Друниной.Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского

Стихи Е.Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского.













17.

08.04.14





Н.М.Рубцов. Основные темы и мотивы лирики.

Образ Родины в лирике поэта

«Русский огонёк», «Сергей Есенин» и др. «Тихая моя родина», «В горнице» и др.

«Тихая» лирика.

«Лирическая светопись». «Говорящая» пауза.

чтение наизусть стихотворений.

Комментированное чтение







18.

08.04.14





Сохранение «человеческого» в «бесчеловечное» время войны

В.Быкова «Альпийская баллада» и В.Распутина «Живи и помни»













19.

15.04.14





РР Сочинение по произведениям военной тематики «Страницы, которые меня потрясли»













Сочинение

20.

15.04.14





«Деревенская проза» 50-80-х годов. Взаимоотношения человека и природы,

В.П.Астафьев «Царь-рыба»

В.П.Астафьева «Царь-рыба»




Доклад, анализ эпизодов







21.

22.04.14





«Удивительное и невыразимое чувство Родины» в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

В. Распутин «Прощание с Матерой»













22.

22.04.14





Драматургия второй половины ХХ века. Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе

А. Вампилов «Утиная охота»




Характеристика героев







23.

29.04.14





Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В.Высоцкого, А.Башлачева.

Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В.Высоцкого, А.Башлачева.

Литературная песня. Романс. Бардовская песня.

Выразительное чтение стихотворений







24.

29.04.14





Поэзия Н.Заболоцкого. Единство природы и человека в лирике поэта.

Н.А.Заболоцкий

Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я вос­питан природой суровой...»

Поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская ли­рика. Жанр сонета.

Выразительное чтение стихотворений




Чтение стихотворений наизусть

25.

06.05.14





В.М. Шукшин. Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудаков».

В.М. Шукшин

Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам»

Герой-«чудик»; пародийность художественного языка.


Характеристика героя







26.

06.05.14





«Лагерная» тема в произведениях В.Шаламова и А.И.Солженицына.

А.Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича ».


Двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.


Запись тезисов лекции







27.

13.05.14





Р.Р. «Лагерь глазами мужика» в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
















Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов (3 ч.)

28.

13.05.14





«Болевые точки» современной жизни в прозе Л. Улицкой, Л.Петрушевской и др.

В.П.Астафьев. «Жестокость» реализма рассказа «Людочка»

Л. Петрушевская, «Свой круг», Время ночь» и др.

Рассказ «Людочка»

Проза с реалистической доминантой.

Сообщения, чтение эпизодов
Аналитическая беседа







29.

20.05.14





Эволюция модернистской и постмодер­нистской прозы, проза В.Пелевина

Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева, проза В.Пелевина.

«Другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна».

Отзыв о прочитанном

произведении







30.

20.05.14





Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Поэзия И.Бродского.




Выразительное чтение стихотворений







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconПрограмма составлена на основе Федерального компонента государственного...
Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. –М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2010 к умк для 5-9 классов /Авторы...
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconРабочая программа предмета «Литература»
Авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А....
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconРабочая программа по предмету «Литература» основного общего образования
Разработана на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы составители Г. С. Меркин, С. А....
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconЗинин С. А., Чалмаев В. А. «Русская литература XX века» Учебник для...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconНастоящая рабочая программа разработана на основе Программы по литературе...
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,-...
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconЧалмаев В. А., Зинин С. А. 8-е изд
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов (авторы-составители С. А. Зинин, В. А. Чалмаев)....
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 9 класса общеобразвательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин,...
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 8 класса общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С....
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconЛитература» в 9 «А»
Мо и науки по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г. С. Мекркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,...
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Авторы составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Количество часов 102, в неделю 3 часа. Учебник: Г. С. Меркин, Литература....
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconУрок литературы в 9 классе (мастерская построения знаний) Русский...
...
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconРабочая программа По литературе
Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев...
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconРабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе...
Авторы составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2009
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconПояснительная записка. Статус документа
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной...
Литература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7 iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 5-е изд., исправленное и дополненное. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2009 в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск