Скачать 45.73 Kb.
|
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода). Автор – учитель русского языка и литературы Ефимова Н.Н. Ход занятия.
- На предыдущем занятии мы изучали понятие «выразительность речи». Расскажите, что вы знаете о выразительности речи, о выразительных средствах речи (тропах и риторических фигурах). (Устные рассказы обучающихся).
- К коммуникативным качествам речи относится уместность речи. Уместная речь – такая речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения. Выбор языковых средств производится с учётом темы сообщения, т.е. отобранное слово должно формировать мысль, отвечать целевой установке говорящего, его отношению к излагаемому, должно отбираться с учётом аудитории, в соответствии с интеллектуальным и образовательным уровнем слушателей, с учётом тех условий (времени и места), в которых это общение протекает. Уместность речи – качество функциональное, предполагает знание стилей литературного языка, тех языковых средств и приёмов их организации, которые отличают каждый из этих стилей. В каждом стиле литературного языка есть свои закономерности отбора и употребления языкового материала, элементы, определяющие его специфику, которые называются стилеобразующими. Так, например, обилие терминов закономерно в научной речи, обилие слов разговорных – в разговорной речи. Об уместности речи важно говорить не только относительно стилей, но и относительно конкретных речевых ситуаций. Умение найти нужную интонацию, нужные слова в той или иной ситуации – залог успешного речевого поведения. Уместность как качество речи важно в социальном аспекте, т.к. регулирует наше речевое поведение, способствует личностно - психологическому контакту с собеседником, взаимопониманию.
Виды уместности речи стилевая контекстуальная
Беседа:
(Нарушение стилевой уместности: в тексте научного стиля недопустимы слова официально – делового стиля).
- «Можно спросить вопрос?» (Нет. Контекстуальная неточность - тавтолгия). - «Главная суть»? (Нет. Контекстуальная неточность - плеонзм). Работа со словарём: Тавтолгия – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов. Плеонзм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных уточняющих слов. - О каком приёме идёт речь? …Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. Ещё люблю, когда холодные морозы Покроют льдом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают как слёзы, На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами всё плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит. (А. Хайт, «Стихотворение про тавтологию»).
Устранение речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности. Работа в группах. Группа №1. Устраните речевые ошибки.
Группа №2. Устраните речевые ошибки.
Группа №3. Устраните речевые ошибки.
Группа №4. Устраните речевые ошибки.
Обучающиеся подводят итог занятия в виде стихотворения - синквейна. (Например: Уместность речи стилевая и контекстуальная нужна, важна, необходима. Краткость и ясность – сёстры грамотности. Коммуникативное качество речи.) |
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для... Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств | Урок математики в 4 классе по теме «Двойные неравенства» Данный урок является третьим в теме «Неравенство» и опирается на тему «Решение неравенств». Знакомство с неравенствами имеет важное... | ||
Лекция стилевая норма научный стиль понятие стилевой нормы. Функциональный... Реализации заложенных в языке стилистич возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения;... | Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи | ||
Урок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи» Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку.... | Урок английского языка в 7 классе по теме: “ My Научить учащихся употреблять в речи речевые образцы, содержащие грамматический материал | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в... Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу... | Урок в шестом классе по теме «Животные в нашей жизни» Задачи урока: активизация навыков монологической речи по теме «Животные в нашей жизни»;актуализация навыков письма, чтения и аудирования;... | ||
Урок по алгебре в 8 классе по теме: «Преобразование рациональных выражений» Развивающие: Учить грамотной математической речи, культуре общения с одноклассниками | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Урок в 3 г классе по теме «Food» Цель: развивать умение и навыки устной речи, учить вести этикетный диалог на английском языке | Урок в 6 классе «Лондонский зоопарк» (по учебнику Биболетовой М. З., «Ejoy English 5-6») Продолжить формирование навыков устной монологической и диалогической речи по теме «Животные» | ||
Урок в 9 «а» классе по теме: Professions ... | Конспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России» Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,... |