Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная»





Скачать 45.73 Kb.
НазваниеУрок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная»
Дата публикации16.12.2014
Размер45.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода).

Автор – учитель русского языка и литературы Ефимова Н.Н.
Ход занятия.

  1. Оргмомент.

  2. Постановка учебных задач:

  1. узнать, что такое «уместность речи»;

  2. выявить особенности стилевой и контекстуальной уместности речи;

  3. закрепить на практике навыки устранения речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности.

  1. Повторение ранее изученного.

- На предыдущем занятии мы изучали понятие «выразительность речи». Расскажите, что вы знаете о выразительности речи, о выразительных средствах речи (тропах и риторических фигурах).

(Устные рассказы обучающихся).


  1. «Открытие» нового знания.

- К коммуникативным качествам речи относится уместность речи.

Уместная речь – такая речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения.

Выбор языковых средств производится с учётом темы сообщения, т.е. отобранное слово должно формировать мысль, отвечать целевой установке говорящего, его отношению к излагаемому, должно отбираться с учётом аудитории, в соответствии с интеллектуальным и образовательным уровнем слушателей, с учётом тех условий (времени и места), в которых это общение протекает.
Уместность речи – качество функциональное, предполагает знание стилей литературного языка, тех языковых средств и приёмов их организации, которые отличают каждый из этих стилей.

В каждом стиле литературного языка есть свои закономерности отбора и употребления языкового материала, элементы, определяющие его специфику, которые называются стилеобразующими. Так, например, обилие терминов закономерно в научной речи, обилие слов разговорных – в разговорной речи.

Об уместности речи важно говорить не только относительно стилей, но и относительно конкретных речевых ситуаций. Умение найти нужную интонацию, нужные слова в той или иной ситуации – залог успешного речевого поведения.

Уместность как качество речи важно в социальном аспекте, т.к. регулирует наше речевое поведение, способствует личностно - психологическому контакту с собеседником, взаимопониманию.


  1. Составление схемы.


Виды уместности речи
стилевая контекстуальная


  1. Первичное закрепление.

Беседа:

  1. Уместно ли употребление в научном тексте, рассказывающем об особенностях строения простейших, слов: брокер, менеджер, номенклатура?

(Нарушение стилевой уместности: в тексте научного стиля недопустимы слова официально – делового стиля).


  1. Можно ли так сказать?

- «Можно спросить вопрос?»

(Нет. Контекстуальная неточность - тавтолгия).

- «Главная суть»?

(Нет. Контекстуальная неточность - плеонзм).

Работа со словарём:

Тавтолгия – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов.

Плеонзм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных уточняющих слов.
- О каком приёме идёт речь?
…Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Ещё люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

(А. Хайт, «Стихотворение про тавтологию»).


  1. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Устранение речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности. Работа в группах.


Группа №1.

Устраните речевые ошибки.

  1. Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

  2. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

  3. Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт списания сочинения установлен.


Группа №2.

Устраните речевые ошибки.

  1. Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.

  2. Ниловна призывает народ бороться за народное дело.

  3. Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь.


Группа №3.

Устраните речевые ошибки.

  1. Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.

  2. Нагульнов предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он делает ошибки и промахи.

  3. Наружная внешность героини повести очень привлекательна.


Группа №4.

Устраните речевые ошибки.

  1. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.

  2. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

  3. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.



  1. Проверка самостоятельной работы.




  1. Итог занятия.


Обучающиеся подводят итог занятия в виде стихотворения - синквейна.

(Например:

Уместность речи

стилевая и контекстуальная

нужна, важна, необходима.

Краткость и ясность – сёстры грамотности.

Коммуникативное качество речи.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для...
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок математики в 4 классе по теме «Двойные неравенства»
Данный урок является третьим в теме «Неравенство» и опирается на тему «Решение неравенств». Знакомство с неравенствами имеет важное...
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconЛекция стилевая норма научный стиль понятие стилевой нормы. Функциональный...
Реализации заложенных в языке стилистич возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения;...
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconМетодические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды
Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи»
Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку....
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок английского языка в 7 классе по теме: “ My
Научить учащихся употреблять в речи речевые образцы, содержащие грамматический материал
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок в шестом классе по теме «Животные в нашей жизни»
Задачи урока: активизация навыков монологической речи по теме «Животные в нашей жизни»;актуализация навыков письма, чтения и аудирования;...
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок по алгебре в 8 классе по теме: «Преобразование рациональных выражений»
Развивающие: Учить грамотной математической речи, культуре общения с одноклассниками
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок в 3 г классе по теме «Food»
Цель: развивать умение и навыки устной речи, учить вести этикетный диалог на английском языке
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок в 6 классе «Лондонский зоопарк» (по учебнику Биболетовой М. З., «Ejoy English 5-6»)
Продолжить формирование навыков устной монологической и диалогической речи по теме «Животные»
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconУрок в 9 «а» классе по теме: Professions
...
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» iconКонспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России»
Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск