Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие





Скачать 86.11 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие
Дата публикации28.04.2015
Размер86.11 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации

по изучению дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК

(для групп С-111, С-112,С-114, С-116, С-117)
1 ПОЛУГОДИЕ

Перечень тем для изучения:


  1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

  2. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

  3. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

  4. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

  5. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

  6. Публицистический стиль речи, его назначение.

  7. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

  8. Признаки, структура текста.

  9. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).

  10. Лексика и фразеология. Лексическое и грамматическое значения слова.

  11. Многозначность слова.

  12. Омонимы и их употребление.

  13. Синонимы и их употребление.

  14. Антонимы и их употребление.

  15. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

  16. Профессионализмы.

  17. Терминологическая лексика.

18. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы

19. Русские пословицы и поговорки

20. Фразеологизмы

21. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

22. Интонационное богатство русской речи

23. Фонетический разбор слова.

24. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

25. Употребление буквы Ь

26. Правописание О/Ё после шипящих и Ц

27. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

Выполните упражнения:
Функциональные стили речи
Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.
ТЕКСТ 1.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.
ТЕКСТ 2.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.
ТЕКСТ 3.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.
Тест по теме "Лексика"


1.  Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?



а) совесть 
б) долг  
в) стыд  
г) благородство


2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?


а) порядочный 
б) гуманный  
в) преданный 
г) добрый

3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?


а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?


а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли

5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?


В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.


а) площадь  
б) вокзал  
в) собралась  
г) густая

6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?


Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.


а) летний   
б) дремлют  
в) бледно-красен 
г) блестят

7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?


а) идиллия   
б) брак  
в) линейка  
г) давление

8.  В каком варианте пары слов не являются синонимами?


а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

9.  Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?


а) печаль 
в) смятение  
б) праздник 
г) блаженство

10.  В каком предложении нет антонимов?


а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.

11.  Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?



а) бежать  
б) четыреста  
в) гипотенуза 
г) время

12.  Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?



а) клевый 
б) классный  
в) крутой  
г) отличный

13.  Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.


а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

14.  Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?



а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди

15.  В каком предложении не используется фразеологизм?


а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

16.  Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?


а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения

Замените выделенные слова фразеологизмами. За справками обращайтесь к фразеологическим словарям.
1. Друзья работали рядом. 2. Он очень умный. 3. Сочинять он был мастер. 4. Не задерживайся, возвращайся быстро. 5. Опаздывая, мы мчались быстро. 6. Администрация не замечает этих недостатков. 7. Любит он много говорить. 8. Что вы здесь бездельничаете? 9. У Виктора, при всех его недостатках, есть одна слабость. 10. Прежде чем стать стойким бойцом, он много испытал. 11. Почему вы не постарались, а работали плохо? 12. Евгений и раньше был безвольным, а теперь, потерпев неудачу, он и совсем приуныл. 13. Припасы у путешественников кончились, и пришлось поголодать. 14. Они работали не отдыхая.
Расставьте ударение в словах

Алфавит,

алкоголь,

баловать,

бюрократия,

гастрономия,

демократия,

департамент,

деспотия,

диалог,

диспансер,

договор,

духовник,

еретик,

жалюзи,

завсегдатай,

избалованный,

истерия,

каталог,

каучук,

кладовая,

кулинария,

мастерски,

монолог,

некролог,

обеспечение,

обесценить,

облегчить,

ободрить,

обострить,

очистной,

пиццерия,

подростковый,

поутру,

предвосхитить,

приговор,

проведенный,

простыня,

простыней,

сантиметр,

сирота,соболезнование
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.

 

 

Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_;дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_наятуш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Данные упражнения необходимо выполнить и прислать по электронной почте по адресу: vojnilenko.irina@yandex.ru или передать в учебную часть преподавателю русского языка и литературы Войниленко Ирине Валентиновне до 04 ноября 2013 года.
Список литературы

Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи: учебное пособие/М.:КНОРУС, 2010;

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию - М.: МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ПЕРЕВОДЧИКОВ, 2000

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учеб­ник для средних специальных учебных заведений. - М., 2009.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2007.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М, 2007.
Словари и справочники

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 11000 синоним.рядов. - 6-е изд., перераб., доп. - М., 1989.

Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. - СПб., 1996.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Вступ. статья А.М. Бабкина, В.П. Вомперского. - М., 1998.

Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник: Для работников печати. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1986.

Толковый словарь русского языка. Т. 1-4. / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. - М., 1935-1940. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2-х тт.: Более 12 000 фразеологических единиц / Сост. А.И. Федоров. - М., 1997.
Интернет-ресурсы
http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

http://www.gramma.ru/

http://www.stilistika.by.ru/10.shtm

http://www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/

http://www.langrus.ru/content/view/31

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/part-003.htm

http://www.i-u.ru/biblio/archive/kultura_rehti/02.aspx

ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»

Преподаватель русского языка и литературы – Войниленко Ирина Валентиновна,vojnilenko.irina@yandex.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconСамостоятельная работа по курсу Информатика и икт для групп, обучающихся...
Системы, образованные взаимодействующими элементами; со­стояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 4 Русский язык...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку преподавателя...
Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков// Методические рекомендации к учебнику...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для групп с-111, с-112,С-114, с-116, с-117) 1 полугодие iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск