Скачать 241.46 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Л.М. Волосникова/ __________ _____________ 2011 г. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки - Отечественная филология (русский язык и литература) (очная и заочная форма обучения) «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/Комаров С.А./ ___________________________/О.К. Лагунова/ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы_____________Протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 9 стр. Зав. кафедрой ______________________________/ Е.Н. Эртнер / «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.2011 г. Протокол №1 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Е.В. Тумакова/ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наукКафедра русской литературыКомаров С.А., Лагунова О.К. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки - Отечественная филология (русский язык и литература) (очная и заочная форма обучения) Тюменский государственный университет 2011 Комаров С.А., Лагунова О.К. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки - Отечественная филология (русский язык и литература) (очная и заочная форма обучения). Тюмень, 2011, 9 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Экология культуры [электронный вариант] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Н. Эртнер, завкафедрой русской литературы, д.филол. н., профессор© Тюменский государственный университет, 2011. © Комаров С.А., Лагунова О.К., 2011. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Курс имеет интегративный характер, призван развить и закрепить аксиологическую ориентацию слушателей. С этим связаны культурологический и филологический векторы его построения. Цели и задачи дисциплины. Цель курса – сформировать убеждение в экологичности творческого образа жизни человека, показать его культурные феномены как элементы истории планеты. Задачи:
1.2. Место дисциплины в структуре бакалавриата. Курс входит в вариативную часть (в том числе дисциплины по выбору студента) гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1. Учебно-методический комплекс «Экология культуры» коррелирует с дисциплинами «Философия», «История русской литературы», «Концепции современного естествознания», «Введение в литературоведение», читаемыми на филологическом направлении. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.В результате освоения дисциплины «Экология культуры» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: в научно-исследовательской деятельности:
в проектной деятельности:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – контрольная, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов. 3. Тематический план Таблица 1.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Модуль 1 Тема 1. Экология человека и экология культуры Подходы к определению сущности культуры. Экология человека как наука и ее предмет. Аксиоматика экологии человека. Причины и время появления формулы «экология культуры», толкование формулы. Экология культуры как раздел экологии человека. Опорные понятия темы: сущность культуры, экология человека, экология культуры. Тема 2. Социально-историческая антропология в аспекте экологии культуры Космос и хаос как категории. Хаосмос как категория и проблема. Социально-исторический тип человека как субъект и объект экологии культуры. Крестьянин, джентльмен, буржуа, интеллектуал в аспекте экологии культуры. От традиционного общества к обществу модерна и постмодерна. Советская цивилизация и постсоветское развитие. Картина мира. Опорные понятия темы: космос, хаос, социально-исторический тип человека, тип общества. Тема 3. Понятие природы и культурно-исторические фазы ее освоения Природа в античном и средневековом типах культуры. Природа в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. Биосфера и ноосфера. Экологизация сознания. Постмодерн и историческая перспектива. Опорные понятия темы: тип культуры, природа и ее культурные версии, ноосфера. Модуль 2 Тема 1. Экология словесного творчества Творчество как экологический источник. Слово и его искусство: экологический аспект. Художественный текст как экологический феномен. Художественный мир литературного произведения. Понятие целостности произведения и текст как феномен. Произведение как новая вещь в мире. Творчество и проблема отходов. Субъект творчества и коммуникация как экологические феномены. Туризм и чтение как элементы экологии культуры. Опорные понятия темы: творчество, литературное произведение, чтение. Тема 2. Экология как учение о доме. Образ дома в художественном тексте Дом – Бездомье. Гамлет есть Дом. Образы дома в русской поэзии второй половины ХХ века (А. Твардовский, Д. Самойлов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, О. Чухонцев, Т. Кибиров). Образы бездомья и их космизация (С. Есенин, Э. Хемингуэй, И. Бунин, К. Симонов). Образ дома в региональной поэзии. Защитные механизмы культуры. Экологичность антивоенной тематики. Опорные понятия темы: образ, дом, бездомье, функции культуры, объектная структура текста. Модуль 3 Тема 1. Образ природы в художественном произведении Природа – цивилизация в текстах В. Соловьева и И. Бунина. Классический и модернистский образ природы (А. Фет – Ф. Сологуб). Антропологизация природы (М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Солженицын). Природа в текстах русскоязычных и русских писателей Сибири. Образ природы в живописи и музыке. Опорные понятия темы: классическая и неклассическая парадигмы, природа, цивилизация, автор, субъектная структура текста, образ в музыке. Тема 2. Образ любви и дружбы в художественном произведении Образ любви в художественном тексте классического и неклассического типов (А. Пушкин – А. Блок). Образы дружбы (А. Пушкин, А. Чехов, А. Вампилов, Е. Айпин). Анализ текста в экологической перспективе. Живописный образ любимой в ХХ веке. Опорные понятия темы: художественный модус, анализ текста, экологическая перспектива, читатель, образ в живописи. Тема 3. Город как космос и хаос в художественном произведении Город как феномен и образ. Образ города: от хаоса к космосу (В. Маяковский, И. Бродский). Образ предместья (А. Чехов, А. Вампилов). Образ города в живописи и музыке. Образ города в региональной поэзии. Опорные понятия темы: город, предместье, экологический кризис. 6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ I. 1) Контрольная работа по анализу текста литературного произведения в аспекте экологии культуры. Список текстов
2) Контрольная работа по темам:
II. 1) Реферат-рассуждение по одной из предложенных тем:
2) Темы рефератов:
Требования к письменным работам: А) выполнены в Word2003 (кегль 12, интервал одинарный, все поля 2 см); Б) объем контрольной работы – 2 страницы, реферата-рассуждения – 3 страницы формата А4; В) Использование понятий лекционного курса «Экология культуры» с их графическим выделением в тексте. Контрольные вопросы к зачету
7. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии: Модульно-рейтинговая система оценивания знаний, полученных студентом в процессе изучения дисциплины. Мультимедийное сопровождение лекций и практических занятий. Проведение дискуссии на тему «Образ Дома в региональной лирике и прозе». 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Живописные и музыкальные произведения на видео- и аудионосителях, видеоматериалы о культуре края, о литературных музеях, о домах-усадьбах русских писателей. |
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |