Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





Скачать 241.46 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Дата публикации02.01.2015
Размер241.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2011 г.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки - Отечественная филология (русский язык и литература)

(очная и заочная форма обучения)
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Комаров С.А./

___________________________/О.К. Лагунова/
«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы_____________Протокол №___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 9 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/ Е.Н. Эртнер /

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук

21.04.2011 г. Протокол №1

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Е.В. Тумакова/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской литературы



Комаров С.А., Лагунова О.К.


ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки - Отечественная филология (русский язык и литература)

(очная и заочная форма обучения)


Тюменский государственный университет

2011

Комаров С.А., Лагунова О.К. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки - Отечественная филология (русский язык и литература) (очная и заочная форма обучения). Тюмень, 2011, 9 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Экология культуры [электронный вариант] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Н. Эртнер, завкафедрой русской литературы, д.филол. н., профессор






© Тюменский государственный университет, 2011.

© Комаров С.А., Лагунова О.К., 2011.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Курс имеет интегративный характер, призван развить и закрепить аксиологическую ориентацию слушателей. С этим связаны культурологический и филологический векторы его построения.

Цели и задачи дисциплины. Цель курса – сформировать убеждение в экологичности творческого образа жизни человека, показать его культурные феномены как элементы истории планеты.

Задачи:

  1. представить экологию культуры как составляющую экологии человека;

  2. познакомить с техникой творческой деятельности в искусстве слова и внесловесных видах искусства;

  3. акцентировать космосообразную аксиологию художественного целого;

  4. продемонстрировать экологичность феноменов природы, любви, дружбы, города, дома в художественном мире конкретных произведений.

1.2. Место дисциплины в структуре бакалавриата. Курс входит в вариативную часть (в том числе дисциплины по выбору студента) гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1. Учебно-методический комплекс «Экология культуры» коррелирует с дисциплинами «Философия», «История русской литературы», «Концепции современного естествознания», «Введение в литературоведение», читаемыми на филологическом направлении.
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения дисциплины «Экология культуры» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

  • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

  • владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в научно-исследовательской деятельности:

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в проектной деятельности:

  • владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: смысл формул «экология культуры», «экология человека», «экология словесного творчества», «экологизация сознания»; отечественный и зарубежный опыт различных видов искусств дехаотизации мира и человека; основные информационные источники по курсу «Экология культуры»;

  • Уметь: использовать в собственных рассуждениях понятийный аппарат экологии культуры; анализировать текст (художественное высказывание) в координатах экологии культуры;

  • Владеть: навыками анализа художественного высказывания в экологической перспективе; аппаратом и технологиями сопоставления артефактов различных дискурсов в рамках экологической парадигмы.


2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – контрольная, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
3. Тематический план

Таблица 1.





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Самостоятельная работа*

1

2

3

4


5


6

7




Модуль 1


















Экология человека и экология культуры

1, 2

4

8

12

0-10



Социально-историческая антропология в аспекте экологии культуры

3,4

4

6

10

0-10



Понятие природы и культурно-исторические фазы ее освоения

5,6

4

6

10

0-10




Всего




12

20

32

0-30




Модуль 2


















Экология словесного творчества

7, 8, 9

6

13

19

0-14



Экология как учение о доме. Образ дома в художественном тексте

10, 11, 12

6

13

19

0-16




Всего




12

26

38

0-30




Модуль 3


















Образ природы в художественном произведении

13, 14

4

6

10

0-14



Образ любви и дружбы в художественном произведении

15, 16

4

10

14

0-14



Город как космос и хаос в художественном произведении

17, 18

4

10

14

0-12




Всего




12

26

38

0-40




Итого (часов, баллов):




36

72

108

0-100




из них часов в интерактивной форме



















Курсовая работа
















Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

собеседование

контрольная работа

реферат

Модуль 1






0-2

0-4

0-4

0-10



0-2

0-4

0-4

0-10



0-2

0-4

0-4

0-10

Всего

0-6

0-12

0-12

0-30

Модуль 2






0-2

0-6

0-6

0-14



0-4

0-6

0-6

0-16

Всего

0-6

0-12

0-12

0-30

Модуль 3






0-2

0-6

0-6

0-14



0-2

0-6

0-6

0-14






0-6

0-6

0-12

Всего

0-4

0-18

0-18

0-40

Итого

0-16

0-42

0-42

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Экология человека и экология культуры

контрольная работа по теме, реферат




1, 2

8

0-8

1.2

Социально-историческая антропология в аспекте экологии культуры

контрольная работа по теме, реферат




3,4

6

0-8

1.3

Понятие природы и культурно-исторические фазы ее освоения

контрольная работа по теме, реферат




5,6

6

0-8




Всего по модулю 1:




20

0-24

Модуль 2
















2.1

Экология словесного творчества

контрольная работа по теме, реферат




7, 8, 9

13

0-12

2.2

Экология как учение о доме. Образ дома в художественном тексте

контрольная работа по теме, реферат




10, 11, 12

13

0-12




Всего по модулю 2:




26

0-24

Модуль 3
















3.1

Образ природы в художественном произведении

контрольная работа по теме, реферат




13, 14

6

0-12

3.2

Образ любви и дружбы в художественном произведении

контрольная работа по теме, реферат




15, 16

10

0-12

3.3

Город как космос и хаос в художественном произведении

контрольная работа по теме, реферат




17, 18

10

0-12




Всего по модулю 3:

26

0-36




ИТОГО:

72

0-84


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

3.1

3.2

3.3



История русской литературы

+

+

+

+

+

+

+

+



5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1

Тема 1. Экология человека и экология культуры

Подходы к определению сущности культуры. Экология человека как наука и ее предмет. Аксиоматика экологии человека. Причины и время появления формулы «экология культуры», толкование формулы. Экология культуры как раздел экологии человека.

Опорные понятия темы: сущность культуры, экология человека, экология культуры.

Тема 2. Социально-историческая антропология в аспекте экологии культуры

Космос и хаос как категории. Хаосмос как категория и проблема. Социально-исторический тип человека как субъект и объект экологии культуры. Крестьянин, джентльмен, буржуа, интеллектуал в аспекте экологии культуры. От традиционного общества к обществу модерна и постмодерна. Советская цивилизация и постсоветское развитие. Картина мира.

Опорные понятия темы: космос, хаос, социально-исторический тип человека, тип общества.

Тема 3. Понятие природы и культурно-исторические фазы ее освоения

Природа в античном и средневековом типах культуры. Природа в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. Биосфера и ноосфера. Экологизация сознания. Постмодерн и историческая перспектива.

Опорные понятия темы: тип культуры, природа и ее культурные версии, ноосфера.
Модуль 2

Тема 1. Экология словесного творчества

Творчество как экологический источник. Слово и его искусство: экологический аспект. Художественный текст как экологический феномен. Художественный мир литературного произведения. Понятие целостности произведения и текст как феномен. Произведение как новая вещь в мире. Творчество и проблема отходов. Субъект творчества и коммуникация как экологические феномены. Туризм и чтение как элементы экологии культуры.

Опорные понятия темы: творчество, литературное произведение, чтение.

Тема 2. Экология как учение о доме. Образ дома в художественном тексте

Дом – Бездомье. Гамлет есть Дом. Образы дома в русской поэзии второй половины ХХ века (А. Твардовский, Д. Самойлов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, О. Чухонцев, Т. Кибиров). Образы бездомья и их космизация (С. Есенин, Э. Хемингуэй, И. Бунин, К. Симонов). Образ дома в региональной поэзии. Защитные механизмы культуры. Экологичность антивоенной тематики.

Опорные понятия темы: образ, дом, бездомье, функции культуры, объектная структура текста.
Модуль 3

Тема 1. Образ природы в художественном произведении

Природа – цивилизация в текстах В. Соловьева и И. Бунина. Классический и модернистский образ природы (А. Фет – Ф. Сологуб). Антропологизация природы (М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Солженицын). Природа в текстах русскоязычных и русских писателей Сибири. Образ природы в живописи и музыке.

Опорные понятия темы: классическая и неклассическая парадигмы, природа, цивилизация, автор, субъектная структура текста, образ в музыке.

Тема 2. Образ любви и дружбы в художественном произведении

Образ любви в художественном тексте классического и неклассического типов (А. Пушкин – А. Блок). Образы дружбы (А. Пушкин, А. Чехов, А. Вампилов, Е. Айпин). Анализ текста в экологической перспективе. Живописный образ любимой в ХХ веке.

Опорные понятия темы: художественный модус, анализ текста, экологическая перспектива, читатель, образ в живописи.

Тема 3. Город как космос и хаос в художественном произведении

Город как феномен и образ. Образ города: от хаоса к космосу (В. Маяковский, И. Бродский). Образ предместья (А. Чехов, А. Вампилов). Образ города в живописи и музыке. Образ города в региональной поэзии.

Опорные понятия темы: город, предместье, экологический кризис.


6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
I. 1) Контрольная работа по анализу текста литературного произведения в аспекте экологии культуры.

Список текстов

  1. В.С. Соловьев. На поезде утром.

  2. А.И. Солженицын. Лиственница.

  3. И.А. Бунин. Коренной.

  4. Д. Хармс. Сундук.

  5. А.Т. Твардовский. Дом у дороги.

  6. В.Г. Распутин. Прощание с Матерой.

  7. Ю.К. Вэлла. Письмо.

2) Контрольная работа по темам:

  1. Научные версии формулы «Экология культуры».

  2. Характеристика одной из культурно-исторических фаз освоения понятия природы.

  3. Оппозиция «Дом – Бездомье» в русской литературе 19 века.

  4. Пейзаж в живописи и литературе (национальная культура и период на выбор).

  5. Тема дома в русской и русскоязычной литературе последней трети 20 века (автор и текст на выбор).

  6. Образ дачника в русских кино и литературе (авторы и произведения на выбор).

  7. Составление перечня вопросов викторины (не менее 20 позиций) по экологии культуры для старшеклассников.

  8. Составление рабочего вопросника для интервью с одним из известных деятелей культуры.

  9. Описание одного из периодов истории моды в экологическом аспекте.

  10. Составление плана презентации курса «Экология культуры» в старших классах образовательной школы.

  11. Подготовка презентации книги Д.С. Лихачева «Земля родная».

II. 1) Реферат-рассуждение по одной из предложенных тем:

  1. Экологичность журналистского текста (на материале одной публикации).

  2. Экология культуры и язык современного киноискусства (на материале двух кинофильмов).

  3. Современный театр в аспекте экологии культуры (на материале одного-двух спектаклей).

2) Темы рефератов:

  1. Концепция «медного всадника» А.С. Пушкина в контексте культурных взаимодействий (по работе Ю.Б. Борева).

  2. Проблемы экологии культуры в работах Д.С. Лихачева.

  3. Обзорное описание двух изданий альбомного типа о Доме-музее (усадьбе) отечественных деятелей культуры.

  4. Отзыв-рассуждение о документальном фильме, посвященном одному из деятелей мировой культуры.

  5. Концепция телепередачи из цикла «Экология культуры».

  6. Составление аннотированного указателя по курсу «Экология культуры» (10 позиций).

  7. Составление списка произведений по теме «Природа» (10 позиций).

  8. Создание проекта экологической одежды для всех членов полной современной семьи с графическим решением и комментариями к нему.


Требования к письменным работам:

А) выполнены в Word2003 (кегль 12, интервал одинарный, все поля 2 см);

Б) объем контрольной работы – 2 страницы, реферата-рассуждения – 3 страницы формата А4;

В) Использование понятий лекционного курса «Экология культуры» с их графическим выделением в тексте.

Контрольные вопросы к зачету

  1. Экология культуры как составляющая экологии человека.

  2. Социально-историческая антропология в аспекте экологии культуры.

  3. Д.С. Лихачев об экологии культуры.

  4. Экология как учение о доме. Экологизация сознания.

  5. Экология словесного творчества.

  6. Анализ текста в экологической перспективе.


7. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии:

Модульно-рейтинговая система оценивания знаний, полученных студентом в процессе изучения дисциплины.

Мультимедийное сопровождение лекций и практических занятий.

Проведение дискуссии на тему «Образ Дома в региональной лирике и прозе».
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

  2. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М.: ИД «Ключ-С», 1998.

  3. Корокотина А.М. Актуальные проблемы экологии культуры в работах Д.С. Лихачева // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Вып. 7. Тюмень, 2010. С. 5-11.

  4. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983.

  5. Прохоров Б.Б. Экология человека. М.: ИЦ «Академия», 2008.

  6. Топоров В.Н. Космос // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1982.

  7. Экология культуры. Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 2010.

Дополнительная литература

  1. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и Новое время. М., 1998.

  2. Комаров С.А., Лагунова О.К. На моей земле: О поэтах и прозаиках Западной Сибири последней трети ХХ века. Екатеринбург, 2003.

  3. Лейдерман Н.Л. Постреализм: Хаос и «воля к смыслу» // Русская литература ХХ века. Кн.1: Новые художественные стратегии. Екатеринбург, 2005. С. 394-453.

  4. Лихачев Д.С. Без доказательств. СПб., 1996.

  5. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2001.

  6. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. М., 2004.

  7. Петров К.М. Экология и культура. СПб., 2001.

  8. Философия природы в античности и средние века. М., 2000.

  9. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Пейзажные образы в русской поэзии. М., 1990.


9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Живописные и музыкальные произведения на видео- и аудионосителях, видеоматериалы о культуре края, о литературных музеях, о домах-усадьбах русских писателей.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск