Скачать 167.21 Kb.
|
Департамент образования Администрации Ярославской области Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» аттестацияпедагогических и руководящих работников образования РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА Ярославль, 2003 ББК 74.2 УДК 37.018.46 А 92 Редакторы: МУРЗО Г.В., к.п.н., доцент кафедры русского языка ЯГПУ Составители: СЕРОВА Н.Л., начальник отдела аттестации педагогических и руководящих работников образования ГУ ЯО ЦОиККО; ФЕДИНА Н.П., специалист отдела аттестации педагогических и руководящих работников образования ГУ ЯО ЦОиККО; ЦИРКОВА Н.А., специалист отдела аттестации педагогических и руководящих работников образования ГУ ЯО ЦОиККО Технический редактор: КИЕВА Т.В., документовед отдела аттестации педагогических и руководящих работников образования ГУ ЯО ЦОиККО КЛИМОВА М.В., документовед организационного отдела ГУ ЯО ЦОиККО Пособие содержит требования к подготовке и защите реферата как одной из форм экспертизы профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образования Ярославской области при аттестации на квалификационные категории. Пособие предназначено для специалистов, организующих процесс аттестации, педагогических и руководящих работников образования
Приказом департамента образования Администрации Ярославской области от 20.08.2001 № 01-03/320 утверждены вариативные формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Реферат - наиболее востребованная педагогами форма аттестации. В прошедшем 2002-2003 учебном году защиту реферата выбрали 108 аттестуемых, что составило 23 % от общего количества подавших заявлений на аттестацию на высшую квалификационную категорию. Однако анализ рефератов и процедуры их защиты выявил ряд ошибок, допускаемых аттестуемыми:
Предлагаемые рекомендации предназначены для педагогических и руководящих работников образования, выбравших реферат формой экспертизы своей профессиональной компетентности при аттестации на квалификационные категории. Реферат - (от лат. “refero” - сообщаю). Реферат как квалификационная работа предполагает изучение широкого круга теоретических источников, в которых раскрывается суть проблемы, интересующей автора. Изложение материала должно носить проблемно-тематический характер, т.е. содержать различные точки зрения на проблему, выделение наиболее актуальных. Автор реферата должен показать профессиональную осведомленность, умение работать с научной литературой, включая самые современные источники информации (самостоятельно анализировать, обобщать научную информацию, излагать собственное понимание изучаемой проблемы). При написании реферата необходимо делать ссылки на труды ученых, статьи, монографии, а также справочники, словари, учебники, статистические материалы, социологические исследования и др. Важной частью реферата может стать изучение и обобщение педагогического опыта, содержащегося в публикациях. Изучение педагогического опыта позволяет выяснить, какие вопросы в практике уже решены, не требуют исследования, а над какими нужно продолжать работать. Дополнительным источником выявления передового педагогического опыта может стать изучение материалов методических конференций, совещаний регионального, общероссийского и международного уровней, а также центральной и региональной периодической печати – статей в газетах, выступлений по радио и телевидению. Реферативная работа выполняется самостоятельно, без научного руководителя, поэтому аттестуемому необходимо познакомиться с правилами работы над рефератом. Структура рефератаРеферат имеет следующую структуру: План-оглавление (с указанием страниц). В оглавлении должно быть: введение, главы (обычно 2-3), в каждой главе – параграфы; заключение; список использованной литературы. Главам и параграфам даются названия. Справа, напротив каждого параграфа или главы, указываются номера страниц. Во введении объясняется выбор темы, формулируется проблема и обосновывается актуальность ее изучения для современной школы (теоретическая или практическая), указывается степень ее изученности, производится классификация источников по ее различным аспектам, определяется цель изучения. Основная часть делится на главы (глава 1, глава 2 и т.д.), каждый раздел основной части раскрывает одну из сторон проблемы. В конце каждой главы желательно сформулировать краткие выводы. В заключении необходимо подвести итоги, обобщить выводы, выделив наиболее значимые, определить перспективы дальнейшей разработки данной темы, возможности использовать передовой опыт в работе педагога. Список литературы (правила оформления списка литературы прилагаются). Ошибки при работе над рефератомПричиной ошибок, допускаемых при написании реферата, чаще всего является недостаточная осведомленность авторов о правилах написания и оформления научных работ, излишне "легковесное" отношение к написанию реферата. Большинство представляемых рефератов не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним: не определены актуальность выбранной темы, цель и задачи работы; нарушаются границы темы, предусмотренные поставленными задачами; авторы затрудняются в формулировке проблемы, отборе материала из различных источников; подменяется сопоставление точек зрения разных авторов переписыванием фрагментов текста из одного или нескольких источников; отсутствуют ссылки на реферируемые источники; отсутствуют выводы, сделанные на основе работы с источниками; нет "заключения", в котором должен быть кратко подведен итог работы автора с литературой, сформулированы основные выводы, определен круг решенных и нерешенных задач. Выбор темы реферата Цель квалификационного реферата - изучить теоретические источники и практический опыт по определенной проблеме. Любое исследование начинается с формулирования его темы. Только четкое определение границ темы позволит правильно спланировать работу, собрать материал и сделать значимые выводы. Тема логически должна быть связана с рассматриваемой педагогической проблемой. Проблема – это "сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения"; Осознать проблему - это значит осознать и констатировать недостаточность достигнутого к данному моменту. Проблему, возникающую в практической работе аттестуемого, необходимо глубоко изучить, дать теоретическое обоснование ее решения, представить наиболее эффективные пути и приемы этого решения. Реферат дает возможность аттестуемому увидеть и изучить пути наилучшего решения проблемы. Примеры формулировки тем: «Формирование у подростков потребности в самовоспитании»; «Формирование воспитательной системы образовательного учреждения»; «Роль семьи в социально-психологической адаптации подростков»; «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы»; «Особенности половозрастной идентификации детей-сирот»; «Роль дидактической игры в преподавании русского языка в начальной школе» и т.д. Работа с литературой Педагогическое исследование предполагает опору на достижения науки. Реферат должен содержать анализ литературы по проблеме, включать в себя ссылки на ранее проведенные исследования. Начиная работать с литературой по выбранной теме, необходимо составить библиографию, то есть список тех источников, которые имеют отношение к изучаемой проблеме. Для работы с книгами полезно составить картотеку: по лицевой стороне карточки пишется источник - Ф.И.О. автора, название работы, место издания, издательство, год, количество страниц в книге и т.д. Рекомендуется придерживаться определенного библиографического стандарта (с ним можно познакомиться в любой научной библиотеке). На оборотной стороне карточки фиксируются утверждения, факты, мысли разных авторов по главным вопросам исследуемой проблемы, системе аргументов в пользу того или иного научного предположения, то есть все, что представляет интерес для проводимого исследования. Обращать внимание следует на научные факты, которые характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Рекомендуется избегать ссылок на популяризаторские издания, брошюры массового спроса. Обобщение и изложение изученного материала требует его систематизации и классификации. Не стоит стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя одну за другой прочитанные книги и статьи. В реферате необходимо раскрыть сущность (существо) вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами. Обзор литературных источников, таким образом, должен носить проблемный (а не хронологический!) характер. Он должен раскрывать состояние вопроса на современном этапе. Одно из главных требований к любому научному тексту - это корректность использования терминологии. Поэтому необходимо постоянно следить за тем смыслом, который вкладывается исследователем в тот или иной используемый термин. Когда появляется необходимость использовать какой-либо термин, работа с ним должна начинаться со словаря, который даст точное его толкование. Цель написания реферата - исследование той или иной актуальной педагогической проблемы. Любое исследование ставит своей целью выявить, понять, объяснить определенные связи, закономерности между явлениями. При этом используются различные приемы, способы, пути познания, то есть методы исследования. При написании реферата могут быть использованы следующие методы и приемы: анализ - метод научного исследования путем рассмотрения составных частей чего-либо (Толковый словарь)*. синтез - метод исследования, при помощи которого отдельные явления и факты изучаются в их целостности, единстве, обобщаются и делается общий вывод (*). обобщение – метод исследования, позволяющий с помощью выводов выразить основные результаты в общем положении, придать значение чему-нибудь частному, единичному (*). __________________ * М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова "Школьный толковый словарь русского языка", М.; "Просвещение", 1981. Оформление реферата Реферат может быть представлен в комиссию в печатном или рукописном виде. Размер печати не имеет значения, однако, следует учесть, что рукописный вариант должен быть выполнен разборчивым почерком. Заголовки желательно выделять жирным шрифтом или курсивом. Объем реферата – не более 20 печатных страниц. Текст делится на разделы, подразделы, пункты. Расстояние между заголовком раздела и текстом должно быть равно примерно 3 интервалам пишущей машинки. Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы. Ссылки на авторов, на источники могут быть постраничными и сквозными. Постраничные - помещаются в конце страницы, под основным текстом. В этом случае цитата оформляется следующим образом: "Существуют известные противоречия между очевидной физической психофизиологической изменчивостью его как личности"2. ________ 2 Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1975. На каждой странице ссылки можно нумеровать заново. При сквозном цитировании в тексте после цитаты указываются ее источник: первая цифра означает порядковый номер в списке литературы, вторая - страницу, где помещена цитата или мысль (Например [27.С 7]). Если в тексте реферата принята специфическая терминология, а также употребляются мало распространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то должен быть представлен их перечень в виде отдельного списка. Обычно его помещают после «заключения». В список литературы в алфавитном порядке заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Критерии оценки реферата
Рекомендации по терминологическому и стилевому оформлению текста Автор реферата должен освоить научную терминологию. Очень важно представлять, какая научная терминология принята в данной системе воззрений (или научной школе) и как корректно ее использовать. Введение оригинальных обозначений должно быть очень серьезно мотивировано. Научная форма речи отличается широким спектром особых научных речевых формул, с которыми полезно познакомиться и освоить в необходимом объеме автору реферата. В тексте, при ссылке на авторские высказывания и выражения Вашего к ним отношения, можно использовать следующие глаголы:
Примерные фразы-конструкты, которые возможно использовать при написании реферата «Актуальность обусловлена тем, что в современных условиях существуют противоречия между (или … существуют проблемы, трудности и др.):
«В психолого-педагогической литературе и в ряде нормативно-правовых актов раскрыты некоторые подходы к разрешению указанных противоречий:
«Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изучены условия … (возможности того-то… в обеспечении… повышении того-то…)» «Необходимость выделения данного аспекта и определила цель реферата». «В частности, было выдвинуто предположение о том, что…» «В Словаре-справочнике для работников…» дано несколько трактований понятия…» «(ФИО) считает…» «(ФИО) в книге … рассматривает…» «По его мнению, следует понимать …» «(ФИО) определяет …» «Авторы приходят к заключению, что …» «Это особенно важно для начинающих педагогов, так как …» «Значимы они для опытных педагогов …» «В исследовании по проблемам … рассмотрены …» «В ряде исследований раскрыта сущность …» и т.д. Процедура защиты реферата Логическим завершением работы над рефератом является его защита. Защита происходит в устной форме перед квалификационной комиссией, которая заседает несколько раз в год (см. график). Реферат в готовом виде подается в комиссию за 2 недели до начала аттестационного периода для рецензирования. Например, если аттестационный срок октябрь-ноябрь, работа должна быть сдана не позднее 15 сентября, аттестационный период декабрь-январь –работа должна сдана не позднее 15 ноября и т.д. Подбор рецензентов осуществляют специалисты ГУ ЯО ЦОиККО. Аттестуемый готовит сжатое устное выступление, продолжительность которого не должна превышать 8-10 минут, в течение которых необходимо успеть изложить результаты работы. Надо учитывать, что от удачного (или неудачного) выступления во многом зависит общая квалификационная оценка. Можно рекомендовать следующую структуру выступления:
Выступающему могут быть заданы вопросы в процессе защиты. Они, как правило, относятся к рассматриваемой проблеме, поэтому аттестуемый должен свободно ориентироваться в своей работе. Количество и качество вопросов в значительной степени зависит от устного выступления. Ответы должны быть по существу заданного вопроса, короткими и содержательными. Литература, в которой можно найти рекомендации к написанию реферата
Список использованной литературы составляется в следующей последовательности: Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановление Правительства РФ; книги и статьи из периодических изданий и сборников располагаются в общем алфавитном ряду согласно алфавиту первого слова описания. ОПИСАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ОПИСАНИЕ МОНОГРАФИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ
ОПИСАНИЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ДОКУМЕНТА (статья из журнала, сборника, словаря, энциклопедии)
Титульный лист реферата (образец) Департамент образованияАдминистрации Ярославской областиР Е Ф Е Р А Т(тема) Учителя физики средней школы № 72 г. ЯрославляИвановой Ирины Васильевны Ярославль, 2003. . |
Литература по мдк содержание самостоятельной работы Мдк 04. 02. «Основы анализа бухгалтерской отчетности». Методические рекомендации содержат список литературы по программе, практические... | Методические указания и рекомендации по подготовке, оформлению и... Методические указания и рекомендации по подготовке реферата для студентов – Иркутск: ноу впдо бги, 2015 г. – 29 с | ||
Методические рекомендации по подготовке реферата с. 3 -13 Методические... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития... | Ярославского края: состояние и перспективы Материалы межрегиональной... Администрации Ярославской области, Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова; сост.: Железнова... | ||
Методические рекомендации по выполнению реферата Методические рекомендации... Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Методические рекомендации находка 2003 Министерство образования Российской... Методические рекомендации предназначены для ознакомления студентов с требованиями к написанию и оформлению реферативных работ. Рассматриваются... | ||
Рекомендации по оформлению рефератов Написание реферата является условием допуска к сдаче кандидатского экзамена по философии. В процессе подготовки и оформления реферата... | Учебное пособие Омск-2003 удк 5(075) ббк 20я73 Л 83 Сборник заданий по курсу “Концепции современного естествознания” : Учеб пособие Омск: Изд-во Омгту, 2003. 68с | ||
Рекомендации по подготовке вступительного реферата в аспирантуру по направлению подготовки Во вступительном реферате может быть описан имеющийся у поступающего в аспирантуру задел или проект планируемого научного исследования.... | Исторический факультет Кафедра права и мпо методические рекомендации по написанию рефератА Разработка плана реферата (ни один из пунктов основной части не должен повторять тему самого реферата) | ||
Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ... Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. №1897 / м-во образования и науки Рос. Федерации.... | ||
Методические рекомендации по написанию и оформлению рефератА 43 методические... «Информатика и вычислительная техника», 280700 «Техносферная безопасность» / сост.: О. М. Бызова, Т. Л. Пантелеева / под ред проф.... | Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений... | ||
Методические указания по подготовке и написанию реферата Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных) | Методические рекомендации по подготовке к экзаменам Методические рекомендации по подготовке экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по выбору обучающихся,... |