О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор





Скачать 50.62 Kb.
НазваниеО. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор
Дата публикации09.01.2015
Размер50.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
О. М. Гулевская

(с.Вторые Тербуны)
«ПРИШЛА ПОРА ПОДОРОЖИТЬ ЯЗЫКОМ».

ВЛАДИМИР ДАЛЬ: ЛЕКСИКОГРАФ И ЛИТЕРАТОР
В одном из своих последних выступлений по телевидению Александр Исаевич Солженицын определил основную задачу государства на сегодняшний день. По его убеждению, главной заботой страны, её целью должно стать сбережение народа. Мне кажется, что писатель в первую очередь имел в виду сохранение народной культуры, национальных основ, одной из которых, вне всякого сомнения, является язык. О нынешнем горьком состоянии русского языка написано и сказано немало. Особенно защитников национального достояния беспокоит бесцеремонное обращение с языком молодёжи и представителей СМИ. Создаётся впечатление, что родные слова стали обветшалым бельём, которое осталось немного поносить и выбросить за ненадобностью.

Язык находит своё воплощение в литературе как искусстве слова и «доходит» до ума и сердца тоже через слово. А часто ли можно увидеть нынешнего школьника, погружённого в чтение? Я уверена, что разнузданность, эгоизм, инфантильность, процветающие сегодня в молодёжной среде, - следствие потери интереса к чтению, к языку. У всех на устах известная фраза: «В здоровом теле – здоровый дух». Слово и есть материализация нашего духа, отражение внутренней наполненности. И насколько же беден дух людей, их словарный запас, если всё богатство эмоций можно выразить десятком расхожих фраз: «блин», «в шоке», «вау», «реально», «круто», «по жизни».

Вероятно, бессмысленно искать причины такого отношения к языку и слову среди молодых людей, но рискну предположить, что доля вины лежит и на нас, учителях русского языка и литературы. Нехватка часов на изучение предметов, расширение школьной программы новыми именами и произведениями заставляет педагога сокращать материал, избирательно останавливаться на отдельных кусках текста художественного произведения. Медленное чтение русской классики на уроке, с комментариями и обсуждением прочитанного, становится, к сожалению, почти непозволительной роскошью. В связи с этим вспоминается, как во время празднования Дня филолога плакал зал, слушая великолепное чтение заслуженной артисткой РФ С.Д. Лисовской рассказа К. Г. Паустовского «Снег». Слёзы восторга от красоты русского слова иллюстрируют силу воздействия языка на душу человека. И кто-то тихо произнёс по окончании чтения: «И не нужно никаких назиданий и методик!»

Очень важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть и «прикосновение к иной судьбе» - рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления вызывающих доверие авторов о смысле жизни, об отношениях между людьми, о нашем языке.

Одним из таких соотечественников является, без сомнения, Владимир Иванович Даль, чью 210-ю годовщину со дня рождения мы будем отмечать 22 ноября 2011 года. Именно Даль во вступлении к своему знаменитому Словарю, объясняя смысл и цель жизни своей, написал: «Пришла пора подорожить народным языком».[1:54] Сегодня эти слова актуальны вдвойне, так как назрела острая необходимость беречь не только язык народный, но и язык вообще, язык, составляющий наше национальное достояние, нашу гордость и мощь. Давайте дорожить своей нацией, не забывать, что мы русские. В моих словах нет национализма. Интернациональное начало в нас сильно развито. Но сегодня нужно постоять за себя, «подорожить» - очень точное слово.

Предлагаю вашему вниманию программу элективного курса «Пришла пора подорожить народным языком. Владимир Даль: лексикограф и литератор».

Пояснительная записка

Даль – такая же неотъемлемая часть русской культуры, как Пушкин или Толстой. Его «душой живою» озарено многое в русской науке, литературе. Моряк, военный врач, чиновник особых поручений при губернаторе, он вошёл в историю науки как автор словаря, который ежедневно используется русскими читателями на протяжении полутора веков.

Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 10 класса, заинтересованных в углублённом изучении литературы.

Цель курса – приближение для современного школьника эпохи Даля, формирование интереса к личности и судьбе «великого собирателя слов», раскрытие разносторонности его творчества, пробуждение чувства признательности за сохранение русского народного языка, по которому, как по страницам книги, можно читать историю государства Российского.

Кроме того, учителем ставятся следующие задачи: привить культуру пользования словарём, научить внимательно, бережно, вдумчиво относиться к прочитанному слову, к языку родной литературы, к писательскому стилю, уметь сопоставлять тексты разных авторов.

В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся: чтение и анализ текстов, работа со словарём и справочной литературой, подготовка выступлений, сбор и систематизация материала и т. д.

Программа курса может быть реализована в объёме 16 часов (возможны и другие варианты) и предложена как в первом, так и во втором полугодии.

Содержание курса

1.Великий собиратель слов. Личность В. И. Даля.

Род Далей в России. Образование. Интерес к слову. Разносторонность личности. (Сообщения; рефераты; географическая викторина «Путешествуем вместе с Далем»)

2.Лексикограф Владимир Иванович Даль.

Раскрытие роли В. И. Даля в истории русской лексикографии. Вклад Даля в сохранение и развитие «живаго великорусского» языка. (Конференция)

3. «Толковый словарь живого великорусского языка»- явление исключительное. История создания. Уникальность словаря. Изучение содержания «Напутного слова» Даля. Устройство словарных статей. Стилистические пометы словаря. География собранных Далем слов. (Практические работы; сочинение – рассуждение по тексту отрывка из «Напутного слова».

4.Богатство пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора – отличительная черта Словаря. Составление кроссворда; сочинение - рассуждение на основе пословиц. Поиск «тождесловов».

5. Фразеологическое богатство Словаря. Поиск диалектизмов, устойчивых выражений, сопоставление с местным диалектом.

6. Переплетение судеб: Пушкин и Даль. Плодотворный творческий союз выдающихся современников. Идея создания Словаря. Три встречи. (Выступления учащихся; презентации; музыкальная композиция)

7.Даль – литератор. Образ города в рассказе В. И. Даля «Петербургский дворник». Разные лики Петербурга у Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Даля. Сопоставление рассказа и отдельных глав романа «Преступление и наказание». Изучение рассказа «Двухаршинный нос». Характерные черты физиологического очерка. (Работа в группах)

8. Изучение «Записок охотника» И. С. Тургенева со словарём В. И. Даля. Поиск диалектной и малоупотребительной лексики.

9. Н. С. Лесков «Очарованный странник». Опыт прочтения со Словарём Даля. Лексические сложности повести. Медленное прочтение отрывков повести.

10. Деятельность В. И. Даля в оценке В. Г. Белинского. Научно- практическая конференция по творчеству В. И. Даля.
Литература

  1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. –М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – Т. 1. -9 с.

  2. Евграфова, С. М. Читаю. По-русски. Со словарём!/С. М. Евграфова// Русский язык. Первое сентября. -2001. - №40.с.2

  3. Зинин, С. И. Владимир Иванович Даль (К 200–летию со дня рождения)/ С. И. Зинин// РЯШ. – 2001. - №5. С. 95-99.

4. Порудоминский, В. И. Даль. – М.: Молодая гвардия, 1971.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconДаль, Владимир Иванович (1801—1872), псевдоним — Казак Луганский,...
Этот год по указу президента РФ в. В. Путина объявлен Годом русского языка. За тысячелетнюю историю нашей страны именно русский язык...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconВладимир Иванович Даль Уральский казак
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconГоу впо «Иркутский государственный университет» к 90-летию Иркутского...
Вторые университетские социально-гума­ни­тар­ные чтения 2008 года : материалы. – Иркутск : Изд-во Иркут гос ун-та, 2008. – 847 с
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уважаемый классный руководитель! Наступил новый учебный год, и пришла пора составить план воспитательной деятельности классного руководителя....
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconУрок-игра "1 сентября"
Учитель. Сегодня 1 сентября. Прошли весёлые каникулы, вы все отдохнули, набрались сил, и мы снова собрались в нашем классе. Пришла...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconЕсли вы не занимаетесь политикой
Может, пришла пора самой молодежи активнее браться за решение собственных проблем? Вот почему я вижу актуальность темы «Молодежь...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconУрок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном...
Истина не пришла в мир обнажённой, но она пришла в символах и образах. Он не получит её по-другому
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок музыки «Пришла весна! Пришла красна!» по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оказывается слова «здравствуйте», и «здоровый» имеют один очень древний корень «дорв», что означает «дерево», а узнали мы об этом...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор icon28. 12. 12г. Настала самая веселая пора всех ребят- пора новогодних...
Обратить внимание на расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconЭнтеробиоз и гименолепидоз – болезни грязных рук
Наступило жаркое лето, пора купания в водоемах и бассейнах, пора не только изобилия фруктов, ягод, овощей, но и повышенного риска...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconУрока английского языка. Учитель: Дмитриева А. И. Тема: Какая ваша любимая пора года?
...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор icon1. Настоящим приказом устанавливаются следующие уровни владения русским...
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2014 года №255 утверждены Уровни владения русским языком...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
О. М. Гулевская (с. Вторые Тербуны) «пришла пора подорожить языком». Владимир даль: лексикограф и литератор icon«Осень золотая в гости к нам пришла»
Из даров природы дети приготовили красивые поделки: «Домовой Мумук», «Грибная поляна», «Король овощей», «Букет роз»(из капусты)....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск