Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения)





Скачать 288.72 Kb.
НазваниеРазвитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения)
страница1/3
Дата публикации15.01.2015
Размер288.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Управление образования администрации Старооскольского округа
Муниципальное образовательное учреждение ДПО(ПК) «СОГИУУ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18»

Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии

(педагогические чтения)

Работу выполнила

заведующая библиотекой

Чиркова Любовь Ивановна

Старый Оскол

2009
Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Книжные выставки относятся к традиционным формам работы с читателями. В библиотеках России они появились в середине XIX века. Под руководством известных библиотековедов В. И. Собольщикова и В. В. Стасова выставки книг регулярно устраивались в Публичной библиотеке Петербурга. Н. Г. Чернышевский, анализируя деятельность этой библиотеки, на первое место поставил организацию выставок.

Выставка как форма библиотечной работы наилучшим образом учитывает особенности детского мышления и восприятия, способствует развитию творческого потенциала обучающихся.

Выставочная работа

Выставочная работа – это деятельность по организации выставок, включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение, и подведение итогов выставки.

В нашей библиотеке существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

  • выбор темы

  • определение целевого и читательского назначения

  • выяснение и отбор документов

  • разработка структуры книжной выставки

  • оформление книжной выставки

  • реклама книжной выставки

  • анализ эффективности книжной выставки

Работа над будущей выставкой начинается с тщательного продуманного выбора темы, которая, как я считаю, должна соответствовать двум требованиям. Первое – тема должна быть актуальной и интересной читателям. Второе – тему необходимо конкретизировать.

Например, как вы себе представляете книжную выставку на тему «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»? Огромную выставку-просмотр из нескольких десятков или даже сотен изданий? Или полтора десятка отобранных книг? Трудно представить, что такая выставка заинтересует читателей. Лучше выбрать в качестве темы для выставки определенный период жизни великого поэта (лицейские годы, Болдинская осень), или определенный жанр, или тему в творчестве («Адресаты любовной лирики поэта»), или малоизвестные факты его биографии («Неизвестный Пушкин»).

Кроме темы я хорошо продумываю и читательский адрес будущей выставки. Для кого ее оформляю – для младших школьников, подростков или их родителей? От этого зависят все последующие этапы работы над выставкой, начиная с отбора документов и заканчивая рекламой.

Отбор документов для выставки

Отбор документов для выставки делаю в два этапа. Сначала по каталогам, картотекам, используя библиографические и методические пособия, выявляю все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из газет и журналов, аудиовизуальные материалы и другие. Затем просматриваю выявленные источники и отбираю для выставки те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение также отдаю документам, содержащим новую информацию и имеющим привлекательный внешний вид. «Непрезентабельную», но необходимую книгу сначала привожу в порядок и только после этого выставляю.

После того как документы отобраны, приступаю к подбору вспомогательных материалов. Они делают выставку яркой, содержательной, иногда необычной и даже праздничной.

Для оформления выставки использую самые разнообразные предметы и аксессуары:

  • художественные элементы (портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии)

  • декоративные элементы (цветы, драпировки, вышитые полотенца, изделия из бересты, каргопольская игрушка, щепная «птица счастья»)

  • природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него

  • «творения рук и умов читательских» (рисунки, поделки, отзывы на книги, мини-сочинения)

  • предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свечи, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи) и многое другое

Использую все, что помогает раскрыть тему выставки, привлекает ней внимание читателей, конечно, соблюдая вкус и чувства меры.

Структура книжной выставки

Разработка структуры библиотечной выставки почти всегда вызывает много вопросов. Сколько книг должно быть на выставке? А сколько разделов? Всегда ли нужна цитата? Как правильно выбрать название для книжной выставки?

Я считаю, конкретной цифры количества книг на выставке нет и быть не может. Оно зависит от многих факторов, в том числе от объема фонда, типа выставки, места расположения, размера выставочного стеллажа. Кроме того, количество книг, разделов наличие цитат и пояснительных текстов лучше всего подскажет логика выставки, ее идея.

Название выставки, считаю, должно быть:

  • Информационно ёмким, передающим суть

  • Лаконичным, то есть состоять всего из нескольких слов (оптимально не более 4-5

Иногда у меня это крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из стиха или песни. Например, «Азбука - к мудрости ступенька», «Моя Родина - РОССИЯ», «Дом вести - не лапти плести», «Славный сын России»», «Я помню чудное мгновенье», «Раз в крещенский вечерок», «Любовь – обманная страна», «Читаем, обсуждаем», «Край мой- гордость моя».

Значение оформления библиотечной выставки

Выставка – это наглядная форма работы библиотеки. При этом не забываю, что «наглядно» - это не только то, что можно показать и увидеть, но и то, что можно представить, вообразить. Вот потому работа над выставкой сводится не только к показу внешнего облика книги. Стараюсь как можно ярче и образнее раскрыть перед читателями содержание книги, её ценность и «индивидуальность».

Наглядность позволяет сделать восприятие книги юными читателями более понятным, образным, «зримым» и тем самым усилить развивающее, эмоциональное, воспитательное её воздействие на ребёнка.

Хорошее оформление привлекает внимание к выставке, помогает раскрыть её содержание, усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

Размещение библиотечной выставки

Выставки располагаю в самых неожиданных местах: в вестибюле, в витринах в учительской, на столах. Но чаще всего их оформляю на специальных выставочных стеллажах. Но одну полку помещаем не более шести книг и одного иллюстрационного материала.

У нас в библиотеке достаточно места, и я попытались создать выставочное пространство, завершая выставочные стеллажи угловыми.

Реклама для книжной выставки

Как я привлекаю внимание читателей к выставке? Для этого я использую несколько приемов – как новых, так и традиционных. Рассказываю о выставке в индивидуальных беседах читателям. Провожу краткий обзор лучших книг. Интерес к ней резко возрастает, если я разрабатываю вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут после прочтения книг с выставки. Оживление читательской активности вызывает конкурс на самого внимательного или самого активного читателя книг, представленных на выставке.

Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки - это её премьера (или презентация). Премьера книжной выставки - это первый показ, представление читателям новой выставки, это праздник, который я устраиваю для своих читателей. В центре этого праздника - библиотечная выставка, - яркая, эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная.

Пример: книжная выставка «Это наша с тобой биография»
Задачи выставки: Пробудить в читателях желание как можно больше узнать об ОЭМК.

Цель выставки: Воспитание любви к Родине, к родному краю

Читательский адрес: Дети среднего и старшего школьного возраста, руководители детского чтения.

Разделы выставки:

1.Из истории ОАО ОЭМК

2.Юбилеи цехов ОЭМК

3. О работниках комбината

4.ОЭМК сегодня

Оформление: На выставке представлены портрет генерального директора ОАО ОЭМК А.А.Угарова, книги, электронные носители информации и периодическая печать

Премьеру такой выставки можно сделать в форме тематического вечера. У нас это был праздник «Посвящение в читатели», в программу которого вошло:

  • рассказ об истории ОЭМК

  • демонстрация видеофрагмента фильма «Металлург – профессия мужская»

  • рассказ о капитальном ремонте библиотеки, сделанном силами работников ОЭМК, с полным техническим оснащением

  • благодарность за такой ремонт в стихотворениях и песнях

  • посвящение А.А. Угарова в Магистры Книжных Наук.

В течение всего праздника ненавязчиво шла реклама изданий, представленных на выставке.

Эффективной формой рекламы книжной выставки у нас стали объявления и индивидуальные приглашения для читателей на стенде «Палитра читательских интересов» и выставочном стенде в коридоре. Составляю рекламный текст.

Пример:

Девчонки и мальчишки!

А также их родители!

Вы НОВЕНЬКИЕ КНИЖКИ

Увидеть не хотите ли?

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС!

Здесь и сейчас!

Мы рады видеть вас В НАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ

Ежедневно ,кроме субботы и воскресенья

с 9 до 17 часов.

ИЛИ

Вы устали проводить вечера у телевизора?

Вас привлекает все загадочное и таинственное?

Вы хотели бы сами попытаться объяснить необъяснимое?

Именно для вас в нашей библиотеке оформлена выставка
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”; развитие творческого потенциала учащихся в процессе работы над проектом;...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconМультимедийная культура в библиотечном пространстве
Использование мультимедийных технологий позволяет внедрить инновации в традиционную деятельность библиотеки – выставочную
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconАбрамова С. И., учитель химии моу «лсош №2»
Цели: активизация и развитие творческих способностей обучающихся; выявление творческого потенциала, поддержка социальной активности...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconОтчёт о проведении мероприятий, посвященных Году учителя, в общеобразовательном...
В I квартале 2010 года одним из основных направлений организационно-методической работы в Гимназии стало проведение мероприятий,...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconТеатральная студия № двенадцать
Театральная Студия № Двенадцать это творческое сообщество обучающихся и выпускников разных вузов Санкт-Петербурга, деятельность которых...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconЦель: Способствовать раскрытию и проявлению творческого потенциала ребенка через живопись
«Рисование по мокрой бумаге как один из приемов непосредственного творческого самовыражения для старших дошкольников»
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Развитие информационно-коммуникативных навыков через развитие у обучающихся представления о системах счисления, развитие...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Развитие информационно-коммуникативных навыков через развитие у обучающихся представления о системах счисления, развитие...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повышение эффективности и качества педагогического процесса через совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов,...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconУрок экскурсия с элементами исследования по окружающему миру во 2...
Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: совершенствовать навык чтения; анализ 1 и 2 части рассказа; развитие творческого воображения через слово и музыку
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconВиртуальные выставки: новые технологии
Использование мультимедийных технологий позволяет внедрить инновации в традиционную деятельность библиотеки – выставочную. Ярким...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconПрограмма научно-методической работы школы на 2013-2014 год Санкт-Петербург
Научно-методическая деятельность школы является системой мер, основанной на современных достижениях науки и практики, направленная...
Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) iconПояснительная записка Цель курса: социокультурное развитие школьников,...
Курс несет культурообразующую функцию, обеспечивающую развитие культуры средствами образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск