Скачать 288.72 Kb.
|
Управление образования администрации Старооскольского округа Муниципальное образовательное учреждение ДПО(ПК) «СОГИУУ» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18» Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность библиотеки гимназии (педагогические чтения) Работу выполнила заведующая библиотекой Чиркова Любовь Ивановна Старый Оскол 2009 Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. Книжные выставки относятся к традиционным формам работы с читателями. В библиотеках России они появились в середине XIX века. Под руководством известных библиотековедов В. И. Собольщикова и В. В. Стасова выставки книг регулярно устраивались в Публичной библиотеке Петербурга. Н. Г. Чернышевский, анализируя деятельность этой библиотеки, на первое место поставил организацию выставок. Выставка как форма библиотечной работы наилучшим образом учитывает особенности детского мышления и восприятия, способствует развитию творческого потенциала обучающихся. Выставочная работа Выставочная работа – это деятельность по организации выставок, включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение, и подведение итогов выставки. В нашей библиотеке существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:
Работа над будущей выставкой начинается с тщательного продуманного выбора темы, которая, как я считаю, должна соответствовать двум требованиям. Первое – тема должна быть актуальной и интересной читателям. Второе – тему необходимо конкретизировать. Например, как вы себе представляете книжную выставку на тему «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»? Огромную выставку-просмотр из нескольких десятков или даже сотен изданий? Или полтора десятка отобранных книг? Трудно представить, что такая выставка заинтересует читателей. Лучше выбрать в качестве темы для выставки определенный период жизни великого поэта (лицейские годы, Болдинская осень), или определенный жанр, или тему в творчестве («Адресаты любовной лирики поэта»), или малоизвестные факты его биографии («Неизвестный Пушкин»). Кроме темы я хорошо продумываю и читательский адрес будущей выставки. Для кого ее оформляю – для младших школьников, подростков или их родителей? От этого зависят все последующие этапы работы над выставкой, начиная с отбора документов и заканчивая рекламой. Отбор документов для выставки Отбор документов для выставки делаю в два этапа. Сначала по каталогам, картотекам, используя библиографические и методические пособия, выявляю все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из газет и журналов, аудиовизуальные материалы и другие. Затем просматриваю выявленные источники и отбираю для выставки те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение также отдаю документам, содержащим новую информацию и имеющим привлекательный внешний вид. «Непрезентабельную», но необходимую книгу сначала привожу в порядок и только после этого выставляю. После того как документы отобраны, приступаю к подбору вспомогательных материалов. Они делают выставку яркой, содержательной, иногда необычной и даже праздничной. Для оформления выставки использую самые разнообразные предметы и аксессуары:
Использую все, что помогает раскрыть тему выставки, привлекает ней внимание читателей, конечно, соблюдая вкус и чувства меры. Структура книжной выставки Разработка структуры библиотечной выставки почти всегда вызывает много вопросов. Сколько книг должно быть на выставке? А сколько разделов? Всегда ли нужна цитата? Как правильно выбрать название для книжной выставки? Я считаю, конкретной цифры количества книг на выставке нет и быть не может. Оно зависит от многих факторов, в том числе от объема фонда, типа выставки, места расположения, размера выставочного стеллажа. Кроме того, количество книг, разделов наличие цитат и пояснительных текстов лучше всего подскажет логика выставки, ее идея. Название выставки, считаю, должно быть:
Иногда у меня это крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из стиха или песни. Например, «Азбука - к мудрости ступенька», «Моя Родина - РОССИЯ», «Дом вести - не лапти плести», «Славный сын России»», «Я помню чудное мгновенье», «Раз в крещенский вечерок», «Любовь – обманная страна», «Читаем, обсуждаем», «Край мой- гордость моя». Значение оформления библиотечной выставки Выставка – это наглядная форма работы библиотеки. При этом не забываю, что «наглядно» - это не только то, что можно показать и увидеть, но и то, что можно представить, вообразить. Вот потому работа над выставкой сводится не только к показу внешнего облика книги. Стараюсь как можно ярче и образнее раскрыть перед читателями содержание книги, её ценность и «индивидуальность». Наглядность позволяет сделать восприятие книги юными читателями более понятным, образным, «зримым» и тем самым усилить развивающее, эмоциональное, воспитательное её воздействие на ребёнка. Хорошее оформление привлекает внимание к выставке, помогает раскрыть её содержание, усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Размещение библиотечной выставки Выставки располагаю в самых неожиданных местах: в вестибюле, в витринах в учительской, на столах. Но чаще всего их оформляю на специальных выставочных стеллажах. Но одну полку помещаем не более шести книг и одного иллюстрационного материала. У нас в библиотеке достаточно места, и я попытались создать выставочное пространство, завершая выставочные стеллажи угловыми. Реклама для книжной выставки Как я привлекаю внимание читателей к выставке? Для этого я использую несколько приемов – как новых, так и традиционных. Рассказываю о выставке в индивидуальных беседах читателям. Провожу краткий обзор лучших книг. Интерес к ней резко возрастает, если я разрабатываю вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут после прочтения книг с выставки. Оживление читательской активности вызывает конкурс на самого внимательного или самого активного читателя книг, представленных на выставке. Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки - это её премьера (или презентация). Премьера книжной выставки - это первый показ, представление читателям новой выставки, это праздник, который я устраиваю для своих читателей. В центре этого праздника - библиотечная выставка, - яркая, эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная. Пример: книжная выставка «Это наша с тобой биография» Задачи выставки: Пробудить в читателях желание как можно больше узнать об ОЭМК. Цель выставки: Воспитание любви к Родине, к родному краю Читательский адрес: Дети среднего и старшего школьного возраста, руководители детского чтения. Разделы выставки: 1.Из истории ОАО ОЭМК 2.Юбилеи цехов ОЭМК 3. О работниках комбината 4.ОЭМК сегодня Оформление: На выставке представлены портрет генерального директора ОАО ОЭМК А.А.Угарова, книги, электронные носители информации и периодическая печать Премьеру такой выставки можно сделать в форме тематического вечера. У нас это был праздник «Посвящение в читатели», в программу которого вошло:
В течение всего праздника ненавязчиво шла реклама изданий, представленных на выставке. Эффективной формой рекламы книжной выставки у нас стали объявления и индивидуальные приглашения для читателей на стенде «Палитра читательских интересов» и выставочном стенде в коридоре. Составляю рекламный текст. Пример: Девчонки и мальчишки! А также их родители! Вы НОВЕНЬКИЕ КНИЖКИ Увидеть не хотите ли? СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС! Здесь и сейчас! Мы рады видеть вас В НАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ Ежедневно ,кроме субботы и воскресенья с 9 до 17 часов. ИЛИ Вы устали проводить вечера у телевизора? Вас привлекает все загадочное и таинственное? Вы хотели бы сами попытаться объяснить необъяснимое? Именно для вас в нашей библиотеке оформлена выставка |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”; развитие творческого потенциала учащихся в процессе работы над проектом;... | Мультимедийная культура в библиотечном пространстве Использование мультимедийных технологий позволяет внедрить инновации в традиционную деятельность библиотеки – выставочную | ||
Абрамова С. И., учитель химии моу «лсош №2» Цели: активизация и развитие творческих способностей обучающихся; выявление творческого потенциала, поддержка социальной активности... | Отчёт о проведении мероприятий, посвященных Году учителя, в общеобразовательном... В I квартале 2010 года одним из основных направлений организационно-методической работы в Гимназии стало проведение мероприятий,... | ||
Театральная студия № двенадцать Театральная Студия № Двенадцать это творческое сообщество обучающихся и выпускников разных вузов Санкт-Петербурга, деятельность которых... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала... | ||
Цель: Способствовать раскрытию и проявлению творческого потенциала ребенка через живопись «Рисование по мокрой бумаге как один из приемов непосредственного творческого самовыражения для старших дошкольников» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Развитие информационно-коммуникативных навыков через развитие у обучающихся представления о системах счисления, развитие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Развитие информационно-коммуникативных навыков через развитие у обучающихся представления о системах счисления, развитие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: повышение эффективности и качества педагогического процесса через совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие... | Урок экскурсия с элементами исследования по окружающему миру во 2... Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: совершенствовать навык чтения; анализ 1 и 2 части рассказа; развитие творческого воображения через слово и музыку | Виртуальные выставки: новые технологии Использование мультимедийных технологий позволяет внедрить инновации в традиционную деятельность библиотеки – выставочную. Ярким... | ||
Программа научно-методической работы школы на 2013-2014 год Санкт-Петербург Научно-методическая деятельность школы является системой мер, основанной на современных достижениях науки и практики, направленная... | Пояснительная записка Цель курса: социокультурное развитие школьников,... Курс несет культурообразующую функцию, обеспечивающую развитие культуры средствами образования |