Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 132.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.03.2014
Размер132.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
УДК 130.12:130.123.3:378

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

к. пед. наук Лебедева А. В.

Киевский Национальный университет имени Тараса Шевченко
Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала личности. Охарактеризован процесс актуализации творческого потенциала личности в условиях современного общества.

Ключевые слова: личность, творческий потенциал, актуализация творческого потенциала будущих специалистов.
Lebedeva A. V. The content and structure of the creative potential of the individual. In the article the content and structure of the creative potential of the individual. Described the process of actualization of the creative potential of the individual in the conditions of modern society.

Keywords: personality, creativity, actualization of creative potential of future professionals.
Постановка проблемы и связь ее с важными научными заданиями.

Актуальность исследования обусловлена прежде всего наличием практической необходимости в использовании внутренних потенциальных ресурсов человека как основной силы в решении проблем, возникающих в условиях современной общественной жизни. Общие тенденции развития общества обусловливают стимулирование человеческой деятельности в различных сферах, необходимость более успешной реализации человеческих ресурсов – в первую очередь творческого потенциала личности. Потребность общества в всесторонней творческой активности человека растет и требует формирования деятельной, духовно богатой личности, способной творчески решать множество разнообразных насущных проблем, конструктивно работать в динамичных условиях жизни.

Приоритеты социально-экономического развития повышают требования к образованию, которое выступает главным фактором в воспроизводстве интеллектуального, духовного и экономического потенциала общества [13].

В Государственной национальной программе "Образование" ("Украина ХХ1 вв.") отмечается: "Гуманизация образования заключается в утверждении человека как высшей социальной ценности, в самом раскрытии ее способностей и удовлетворении разнообразных образовательных потребностей, обеспечении приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающей среды, общества и природы" [5, с. 9]. Такая постановка вопроса ставит ответственное и сложное задание перед учеными-психологами, педагогами, воспитателями – развитие творческого потенциала будущих специалистов разных сфер деятельности.

В условиях современного общества чрезвычайно важным является обобщение, обоснование и дальнейшее исследование комплекса проблем, связанных с пониманием специфики самого творчества, природы, сущности и структуры творческого потенциала человека – целостного феномена, обусловливает активное отношение субъекта к миру и самого себя проявлять важнейшие качества человека – умение совершенствовать свои способности путем творчества и самотворчества [22, с. 5–6].

Итак, на основе учета происходящих социально ценностных экономических, политических и духовных преобразований, выработки социально-философской концепции, которая бы синтезировала проблему творчества в его индивидуальном и социально-историческом измерениях, чрезвычайно актуальна теоретическая проблема, реализация которой позволила бы социальным субъектам разных уровней эффективно решать сугубо практические задачи, связанные с использованием человеческого потенциала в развитии современного общества, выбором оптимальной стратегии и тактики дальнейшего развития.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследование творческого потенциала является самостоятельной и одновременно многоплановой проблемой, которая представляет интерес для целого ряда наук, таких как философия, психология, педагогика и др. Проблема развития творческого потенциала личности, ее важных творческих способностей, качеств, умений, стиля мышления, деятельности находится в центре внимания современных ученых из таких областей знания, как философия [1 ; 2 ; 7 ; 22 и др.], психология [6 ; 9 ; 10 ; 11 ; 17 ; 18 ; 19 ; 21 и др.], педагогика [4 ; 14 ; 16 ; 20 и др.) и т. д.

Методологическую базу исследования содержания и структуры творческого потенциала личности составляет философско-психологическая база источников.

В работах Я. Пономарева [17], Б. Теплова [21], В. Роменца [19] и других психологов раскрыты особенности личности и механизмы творческих процессов. Педагогические аспекты проблемы развития творческого потенциала в различных видах деятельности, связанные с креативностью и творческой активностью личности, рассматривались в работах В. Вербеца [12], В. Мороза [12], В. Овчинникова [15], И. Якиманской [23 ] и др.

Формулировка целей статьи. Анализ научных работ позволил определить цель настоящей статьи, которая заключается в раскрытии содержания и структуры, сущностных характеристик творческого потенциала личности.

Основной материал исследования. Проблематика исследований сущностных характеристик творческого потенциала личности разносторонняя и широкая, о чем свидетельствуют запросы в поисках Google, Yandex, Rambler.

Целенаправленных определений творческого потенциала в литературе очень мало. Это свидетельствует о том, что данное понятие характеризуется многоаспектностью и сложностью подходов к его изучению.

Глубокие философские мысли о потенциальных силах человека принадлежат Аристотелю. Человек, согласно Аристотелю, осуществляет актуализацию своего потенциала благодаря триаде: возможность–энергия–энтелехия. Развивая идеи Платона, Аристотель различает два значения потенциала: 1) общая способность человека к какой-либо деятельности, присущей определенному виду существ, 2) реализация этой способности отдельными субъектами (специальные знания) [10].

Трактовка Аристотелем сущности имеет универсальный характер. Благодаря глубинной связи между событием (актом, явлением), с одной стороны, и сущностью, с другой, первая именно и выступает как завершенная и самодостаточная смысловая цельность, как результат, событие. Ее возникновение должно иметь определенные причины, она несет определенную сущность, реализует форму и цель, характеризуется постоянством, целостностью, завершенностью, ее можно рассматривать как "озналичное бытие". Иными словами, любое событие можно представить как триаду, включающую такие составляющие: потенциал (потенциальность, возможность) – энергия (актуализация, акт, осуществление, действие, деятельность) – энтелехия (актуализованность, осуществимость, действительность, результат) [12] .

Проблема потенциала как целостного свойства личности была важной темой классической немецкой философии. Однако эту проблему в ХХ веке обсуждали в контексте широкого поворота к бытию, что нашло отражение в творчестве таких мыслителей, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. Бердяев, Г. Гадамер, В. Дильтей и др.. Авторы подчеркивают, что духовный процесс сопровождает жизненный процесс и достигает высшего и полного выражения в человеке. Поэтому человек всегда является чем-то большим, чем то, что можно сказать о нем в данный момент. Благодаря духу природа в человеке превращается в историю и культуру. Отсюда может развиваться мысль о том, что духовность и является тем, что не экзистируется до конца, а как бы непрерывно осваивается. Творческая потенция никогда не раскрывается до конца, и поиск нового оказывается ценнее того, что уже достигнуто [12, с. 14-15].

Творческий потенциал отдельного индивида определяют как интегрирующее качество личности, характеризующее степень ее возможностей ставить и решать новые задачи в сфере ее деятельности, имеющей общественное значение [15]. Он (творческий потенциал) является фондом совокупности возможностей реализации новых направлений деятельности субъекта творчества [8].

В. Моляко определяет творческий потенциал как интегративное свойство личности, характеризующее степень возможностей осуществлять творческую деятельность, готовность и способность к творческой самореализации и саморазвития. Ученый предложил собственную концепцию формирования творческой личности и реализации ее творческого потенциала. Творческий потенциал – это именно та система, которая совершенно скрыта от любого внешнего наблюдения, более того, сам носитель творческого потенциала зачастую мало или совсем не знает о своих творческих возможностях. О настоящих творческих возможностях конкретного человека можно говорить лишь на основе осуществленной деятельности, полученных оригинальных произведений. Творческий потенциал становится не мнимой, а реальной, прогнозируемой ценностью только тогда, когда реализуется в изобретениях, конструкциях, книгах, картинах, фильмах и др. Ученый представляет общую структуру творческого потенциала, которая определяется такими составляющими: задатки, склонности, проявляющиеся в предоставлении преимуществ чему-то; интересы, их направленность и частота; любознательность, стремление к созданию чего-то нового, скорость в усвоении новой информации; проявлении общего интеллекта; настойчивость, целеустремленность, трудолюбие; сравнительно быстрое и качественное овладение умениями, навыками, мастерством выполнения определенных действий; способности к реализации собственных стратегий и тактик различных проблем, задач, поиска выхода из сложных нестандартных, экстремальных ситуаций [11].

Именно овладение стратегий и тактик будет способствовать выявлению творческого потенциала как совокупности творческих способностей личности в различных сферах ее деятельности. Движущей силой и ядром творческого потенциала являются внутренние факторы личности. Именно они являются важными факторами саморазвития человека, самореализации, самодеятельности, свободных действий и поступков. Отметим, что субъективные возможности человека должны согласовываться с внешними (социальными) условиями. Человек осознает собственную самоценность в условиях социальной действительности, ему присуща внутренняя потребность в социальном признании себя как личности. В связи с этим ученые отмечают важную роль социального фактора в процессе актуализации потенциальных резервов личности, подчеркивают необходимость создания социокультурного развивающего пространства, в котором личность, приобретая социальный опыт, сможет самореализовать свои природные потенции и задатки. То есть, творческий потенциал личности определяется как объективными, так и внутренне личностными факторами, среди которых ведущую роль играют способности и личное отношение к творчеству [13].

Относительно процесса самореализации личности, в ходе которого потенциальные возможности опредмечиваются в результате деятельности, активное личное отношение к творческой деятельности дает возможность рассматривать творческий потенциал как категорийную форму творческой активности личности (С. Рубинштейн, С. Степанов, Е. Варламова). Творческий потенціал имеет тенденцию к самовыражению и получению достижений соответственно к их возможностям. Только сама личность своим выбором может реализовать свою творческую уникальность.

Творческая активность является условием выявления и развития творческого потенциала личности и механизмом реализации ее творческих способностей. Среди ряда факторов, влияющих на становление и реализацию творческого потенциала личности – задатки (как врожденное качество), социальная среда (внешние условия воздействия) и личностная активность (жизненная позиция личности) – именно последний фактор определяет личность как уникальную целостную систему, которая обладает потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации. То есть, актуальное состояние творческого потенциала зависит от внутренних усилий человека ради культивирования в себе творческой потенции [13].

Ряд ученых (Дж. Гилфорд, П. Торренс, В. Дружинин) в структуре творческого потенциала центральной составляющей определяют креативность – способность к творчеству. В общем понимании способность к творчеству основывается на создании чего-то нового, оригинального. Креативность как свойство личности проявляется в тенденции к решению проблем по-новому, новыми средствами, методами [9]. То есть, максимальное выявление творческого потенциала возникает в тех ситуациях, когда человек пытается использовать нетипичное для себя средство, метод решения проблемы.

Выяснение сущностной характеристики базовых понятий исследования позволило нам толковать развитие творческого потенциала личности как целостную, многоструктурну систему, что соответствует цели, принципам и задачам личностной жизнетворчества, которая должна предусматривать активизацию интеллектуального, эмоционально-чувственного и волевого (предметно-манипулятивного) развития личности, т. е. вкладываться в теоретическую модель: мысль – чувство – действие.

В современной педагогике высшей школы приобрели актуальность разработка вопросов внедрения новых концепций, систем, способствующих обеспечению субъективной потребности личности в творческой самореализации и саморазвитии; намечены основные пути реформирования высшего образования: введение системы вариативного обучения и воспитания в соответствии с личностными потребностями и способностями студентов; совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе применения инновационных педагогических технологий, информатизации, создания условий для творческой самореализации личности.

Между внутренними и внешними ресурсами, из которых складывается творческий потенциал личности, всегда существует взаимосвязь и противоречия, которые используются личностью соответствии с ситуацией. В решении таких противоречий, в гармонизации взаимодополняющего потенциала личности и социальной среды, активизации как внешних, так и внутренних ресурсов будущего специалиста важное место принадлежит педагогической области.

Учитывая такое содержание творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях именно ценностно-опосредованный творческий потенциал должен стать главным объектом внимания в процессе подготовки будущего педагога.

Анализ механизма творческой деятельности свидетельствует о том, что последняя происходит с привлечением духовных, физиологических, психологических, интеллектуальных потенциальных сил, побудительно-мотивационной сферы. Каждая из составляющих творческого процесса выступает производительной силой в условиях специфического содержательного наполнения, выполняет энергетически-информационное обеспечение личности. Для успешного осуществления творческой деятельности имеют решающее значение потребности в самореализации, интерес к содержанию деятельности, дееспособность, воля и др. Они направлены к выходу из личностной духовно-практической жизни в надындивидуальные сферы, что делает возможным возникновение нового, ранее не существовавшего.

В своем исследовании мы рассматриваем пять этапов творческой деятельности будущего учителя музыки: 1 – подготовка творческого замысла 2 – вызревание творческого замысла 3 – рождение нового творческого замысла 4 - осуществление творческого замысла, 5 – - результат творческой деятельности. Однако, уровни творческого потенциала играют неодинаковую роль на каждом из выделенных этапов. Так, подготовка, осуществление и результат творческой деятельности в музыке связаны исключительно с деятельно-эссенциальным осуществлением; созревание замысла – виртуально-эссенциальным, рождение замысла – как взаимодействие виртуализации и трансцендентирования.

На самореализацию творческого потенциала будущего учителя музыки "изнутри" влияют такие личностные подструктуры: природные предпосылки (задатки, способности, одаренность, чувство ритма, мелодический и гармонический слух); музыкальный опыт (знания, умения, навыки); характерологические особенности (интеллектуальная гибкость, эмоциональная стабильность, мечтательность, страстная увлеченность, оригинальность, инициативность, деятельная активность, самостоятельность, волевые и другие качества) мотивация (целеполагание, самопрограммирование, саморегуляция).

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоций и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения. Творчество будущих учителей связана с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, различных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Музыкально-творческая деятельность будущих учителей в условиях высшего педагогического учебного заведения характеризуется как познавательно-поисковая практика. При этом в подготовке будущего учителя считаем целесообразным применение интеграции различных видов искусства – сопоставление и сравнение музыкального произведения с произведениями других видов искусств, анализ особенностей взаимосвязанных и взаимодополняющих средств выразительности в произведении искусства, жанровые и стилевые обобщения, написание сочинений на тему прослушанных музыкальных фрагментов, анализ понятий: восприятие, ощущения, чувства, настроение, переживания, эмоция, нирвана, релаксация, медитация, арт-терапия, экстаз и др.

Процесс восприятия и теоретического анализа тесно связан с непосредственным исполнением: пением, дирижированием, инсценировкой, театрализацией, творением собственной музыки, картины, скульптуры и т. д. [23].

Потребность в творческом (оригинальном, нешаблонном) решении жизненных задач является бесконечной, поскольку она постоянно побуждает человека к поиску, а успешное, продуктивное завершение творческих поисков вызывает удовлетворение и новую волну потребности испытать себя в творческом решении поставленных жизнью задач, в самореализации: восприятие, выполнение , созидания.

Выводы из данного исследования. Обзор научных трудов философов, психологов, педагогов позволил сделать вывод о том, что проблема содержания, сущности и структуры творческого потенциала беспокоила человечество на протяжении всего периода его существования и до сих пор остается актуальной. Обществу будущего нужны люди с актуальными знаниями, гибкостью и критичностью мышления, творческой инициативой, высоким адаптационным потенциалом личности как сложной системы психогенетических и психологических качеств, интегральной целостности природных и социальных сил человека, совокупности способностей, возможностей и свойств в осуществление творческой деятельности, выработки творческих стратегий и тактик в данном процессе, позволяющие находить уникальное, принципиально новое решение проблем.

Список литературы:

1. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. – М.-СПб : Русская мысль, 1914. – 613 с.

2. Бердяев Н. И. Философия творчества: В 2 т. / Николай Иванович. – М. : Мысль, 1994. – Т. 1 – С. 485– 499 с.

3. Ващенко Г. Г. Виховна роля мистецтва / Твори. Том 4. Праці з педагогіки та психології / Григорій Ващенко. – К. : „Школяр”-„Фада” ЛТД, 2000. – 416 с. – С. 196–256.

4. Вербець В. В. Теоретико-методологічні засади формування духовно-творчого потенціалу студентської молоді : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / Вербець Владислав Володимирович – Рівне, 2005. – 485 с.],

5. Державна національна програма "Освіта" Україна XXI ст. – К.: Райдуга, 1994. – 61 с.

6. Костюк Г. С. Избранные педагогические труды / Григорий Силович. – М. : Педагогика, 1988. – 301 с.

7. Кримський С. Б. Запити філософських смислів / С. Б.  Кримський. – К. : Видавець ПАРАПАН, 2003. – 240 с.

8. Мартинюк І. О. Творчий потенціал і самореалізація особистості // Психологія і педагогіка життєтворчості. – К., 1996. – 792 с

9. Маслоу  А. Г. Самоактуализация личности и образование / А. Г. Маслоу. – К. : Пед. думка, 1994. – 49 с.

10. Матисс А. Сб. статей о творчестве / под ред. А. Владимирского. – М. : Иностранная литература, 1958. – 124 с.

11. Моляко В. А. Психологические проблемы творческой одаренности / В. А. Моляко. – К. : Знание, 1995. – 52 с.

12. Мороз В. В. Підготовка майбутнього вчителя до розвитку творчого молодших школярів на уроках музики потенціалу : дис... канд. пед. наук : 13.00.04 / Владислав Володимирович Мороз. – К., 2009. –

13. Назаренко І. М. Творчий потенціал особистості / І. М. Назаренко [Електронний ресурс] – Режим доступу : http://intkonf.org/nazarenko-im-tvorchiy-potentsial-osobistosti-zmist-ta-struktura/

14. Ничкало Н. Г. Проблеми освітньо-виховних цілей у професійному навчанні // Єдність раціонального і емоційно-почуттєвого в освітньо-виховних системах: наук.-метод. зб. / Нелля Григорівна Ничкало. – Харків, 1996. – С. 374–379.

15. Овчинников В. Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. – Л., 1974. – 279 с.

16. Олексюк О.М. Формування духовного потенціалу студентської молоді в процесі професійної підготовки : дис... доктора пед. наук : 13.00.04, 13.00.01 / Ольга Миколаївна Олексюк. – К., 1997. – 333 с.

17. Пономарев Я.А. Психология творчества / Яков Александрович – М.: Наука, 1980. – 303 с.

18. Рибалка В. В. Психологія розвитку творчої особистості : посіб. [для студ. вищ. навч. закл.] / Валентин Васильович Рибалка. – К. : ІЗМН, 1996. – 236 с.

19. Роменець В. А. Психологія творчості : навч. посібник [для ун-тів] / В. А. Роменець – К. : Вища школа, 2004. – 247 с.

20. Сисоєва С. О. Підготовка вчителя до формування творчої особистості учня : [монографія] / Світлана Олександрівна – К. : Поліграфкнига, 1996.– 406 с.

21. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Борис Михайлович. – М. : Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.

22. Чаплигін О. К. Творчий потенціал людини як предмет соціально-філософської рефлексії : дис... доктора пед. наук : 09.00.03 / Олександр Костянтинович Чаплигін. – Харків, 2002. – 391 с.

23. Якиманская И. С. Педагогическая психология и творчество / И. С. Якиманская // Творчество и педагогика. – М. : Педагогика, 1988. – Ч. 4. – 120 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск