Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка





Скачать 141.11 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка
Дата публикации14.02.2015
Размер141.11 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа по литературе в 10 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый вариант программы опирается на «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень» и «Примерную программу среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень», сохраняя преемственность с «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного (общего) образования по литературе» и с «Примерной программой основного (общего) образования по литературе».

ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. В познавательном аспекте уроки литературы должны дать учащимся систему знаний о русской литературе в ее историческом движении, об основных этапах литературного развития, жанрах, элементах художественной структуры, содержании и интерпретации произведений. Воспитательный аспект заключается в формировании как личных, так и общественных свойств характера учащихся; он реализуется в процессе изучения духовной проблематики русской классики, драматизма писательских судеб. Эстетической целью должны быть воспитание художественного вкуса и читательской культуры, формирование привычки к чтению серьезной литературы, умения выбрать среди современной литературы лучшие образцы. В практическом плане уроки должны быть направлены на развитие творческих способностей и письменной культуры учащихся. Цель уроков — научить анализировать художественное произведение в единстве всех его компонентов, привить навыки риторической культуры и первоначальной исследовательской и справочной работы.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

– творческое и аналитическое чтение текстов разных родов и жанров; выразительное чтение; заучивание наизусть;

– самостоятельный анализ художественных и критических текстов, разные виды сравнения и классификации;

– самостоятельный подбор текстов, материалов, критических высказываний для подтверждения собственной позиции при анализе;

– выполнение индивидуальных заданий, подготовка рефератов и докладов, самостоятельный поиск и организация материала;

– участие в дискуссии: подбор аргументов, примеров, цитат, афоризмов; написание сочинений разных жанров.

ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Программа строится на детальном монографическом анализе ключевых произведений русской классической литературы, входящих в «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень».

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа предполагает формирование следующих общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

– использование разных типов чтения и навыков риторической культуры, освоение принципов медленного чтения;

– структурирование материала; понимание взаимоотношений части и целого; причинно-следственных и иерархических связей;

–формирование способностей работы с текстом в пересказе; выделение фабулы; составление плана; разные виды конспектирования;

– освоение разных типов классификации (родовая, жанровая, тематическая); сравнение и сопоставление историко-литературных

фактов и элементов художественного произведения; овладение мнемоническими приемами;

– формирование речевых умений; соотнесение цели и стиля высказывания; подбор аргументов, тезисов; расширение словарного запаса;

– умение выполнять творческие работы; самостоятельное планирование и организация учебной деятельности; формы самоконтроля;

– использование в своей работе разнообразных источников информации (словари, справочники, каталоги, сайты).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ. В программе предполагается 170 часов в 10 классе.

В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии, соответствующей задаче профилизации старшей школы, ее ориентированности на углубленное изучение предмета.

В рабочей программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на базовый уровень. Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы XIX – XXI веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку – вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.

Учебники: Сухих И.Н. Русская литература XIX в. Учебник для 10 кл. общеобразовательных школ. В 2 ч. – М.: Академия, 2008.

Белокурова С.П. и др. Литература. 10 класс. Практикум для учащихся. Книга для учителя. – М.: Академия, 2008.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Изд. 2-е. – СПб.: Паритет, 2007.
Пособия для учащихся:

1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.

2.Крутецкая Валентина Альбертовна. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. Издательство: Литера, 2010 г
3.Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006

4. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007

5.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

6.Васильченко, Н.В. Литература. 10-11 классы: рефераты/ Н.В.Васильченко, - Волгоград: Учитель, 2008
ЭОР:

CD: Русская литература. 8 – 11 класс

СD: Русская литература от Нестора до Маяковского

CD: Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 КЛАСС ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА (170 ЧАСОВ)

Введение (1 час) Литература как искусство слова. Функции словесного образа. Структура литературного образа: художественный текст и художественный мир (пространство и время, действие, персонажи; композиция, мотивы, форма повествования). Идея и художественный смысл литературного произведения. Общая характеристика литературы ХIХ века. Реализм как культурная эпоха (1820—1890-е годы). Три периода развития реализма.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА

Общая характеристика (1 час) Повторение: становление русского реализма в творчестве Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Лермонтова.

А. С.Пушкин (3 часа) Лирика: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «…Вновь я посетил», «Подражания Корану» (IХ - «И путник усталый на Бога роптал»), «Вакхическая песня», «Поэт» («Пока не требует поэта»), «Я вас любил: любовь еще, быть может», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Осень», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит», «Из Пиндемонти». Основные этапы творчества Пушкина (повторение и обобщение).«Медный всадник». Жанр: поэма-синтез и поэма-формула. Сюжет и конфликт: конкретно-исторический и философский смысл. «Бедный Евгений » как «маленький человек». Петр: властелин и медный истукан. Образ Петербурга: город пышный — город бедный.«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» и как роман романов, исток жанровой традиции русского романа.

М.Ю.Лермонтов (3 часа) Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Как часто, пестрою толпою окружен», «Благодарность», «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право»), «Завещание» («Наедине с тобою, брат»), «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»), «Выхожу один я на дорогу..». Основные этапы творчества Лермонтова. Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Элегия и баллада у Лермонтова. Лирический герой. Образ Родины. Психологический роман («Герой нашего времени»).

Н. В.Гоголь (3 часов) Эволюция творчества Гоголя: повторение. «Невский проспект». «Петербургские повести» как цикл и третий этап гоголевской прозы. Петербургская тема у Пушкина и Гоголя. Поэма «Мертвые души» и ее роль в становлении русского реализма (повторение). Спор о «пушкинском » и «гоголевском» направлении в русской литературе. ВЧ (1 час)

ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА

Общая характеристика (3 часа) Натуральная школа в истории русской литературы. Смена авторского образа: от поэта - к писателю, от пророчества - к учительству. Смена жанровой доминанты: от лирики — к роману. Смена социальной среды: люди сороковых и шестидесятых годов, дворяне и разночинцы в общественной и литературной борьбе. Н.Г.Чернышевский: критик и беллетрист. Н.С.Лесков: поиски народного характера: рассказы о праведниках. «Очарованный странник»: герой-скиталец в поисках смысла жизни.

Ф.И.Тютчев (6 часов) Своеобразие судьбы Тютчева. «Весенняя гроза», «Silentium!», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа..», «Святая ночь на небосклон взошла», «Два голоса», «О, как убийственно мы любим», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое»). Тютчев и Пушкин: литературные связи и эстетический диалог. Поэтическая система Тютчева: картина мира и лирический субъект. Философская лирика: композиция, основные темы и мотивы (человек и природа, жизнь и смерть, день и ночь). Любовная лирика, своеобразие «денисьевского цикла». Образ России.

А.А.Фет (5 часов) Судьба поэта. Лирика: «Шепот, робкое дыханье», «Еще майская ночь», «На стоге сена ночью южной», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали», «Это утро, радость эта», «Жду я, тревогой объят», «Одним толчком согнать ладью живую», «На качелях», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг». Фет и романтическая теория искусства. Мир как красота, мир как усадьба, мир как идиллия. Природа и любовь — основные ценности фетовского мира. Философские тенденции в лирике Фета. Композиция лирики Фета: статика и динамика. Импрессионизм Фета. Сиюминутное и вечное.

И. А.Гончаров (14 часов) Судьба Гончарова. «Обломов» как социально-психологический роман. Фабула и сюжет: простота и сложность. Портрет и характер Обломова: конфликт с Захаром и роман с халатом. Ольга Ильинская и ее роль в романе. Обломов на rendez-vous: надежды и катастрофа. Обломов и Штольц: смысл сопоставления. «Сон Обломова» — ключ к характеру героя. Обломов как русский национальный тип. Обломов и обломовщина. Спор об Обломове в русской критике.

А.Н.Островский (10 часов) Судьба драматурга. Жанровая природа «Грозы»: «пьеса жизни» (Н. Добролюбов). Фабула и бытовая «обстановка» драмы: роль «случайных» эпизодов и внефабульных персонажей. Калинов как «сборный город», обобщенный образ патриархальной жизни. Точность хронологии и условность календаря пьесы. «Свои» и «чужие» в городе Калинове. Феклуша и Кулигин - полюса калиновского мира. Кабаниха и Дикой. «Домострой» как идеал калиновского мира. Тихон и Борис: сходство и различия образов. Катерина: истоки характера, конфликт с «темным царством» и внутренние противоречия.Проблема финала. Спор о «Грозе» (Н.Добролюбов, Д.Писарев, А.Григорьев). ВЧ (2часа)

И. С.Тургенев (14 часов) Судьба писателя. «Отцы и дети». Базаров: философия и поведение, теория и практика. Нигилизм, его истоки и природа. Сюжет: противопоставления и конфликты. Базаров и родители, Базаров и Аркадий, Базаров и Кирсановы, нигилист и псевдонигилисты. Отцы и дети: социальный и универсальный аспекты конфликта. Базаров на rendez-vous: сила и слабость нигилизма. Испытание смертью. Смысл эпилога. Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Полемика о романе. ВЧ (2часа)

Ф.М.Достоевский (24 часа) Судьба писателя. Достоевский - создатель идеологического (философского, полифонического) романа. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман Достоевского: специфика сюжета, системы персонажей, пространства и времени. Экспериментальная поэтика Достоевского: роль криминального сюжета, персонажи-двойники, сны и галлюцинации героев, парадоксальный психологизм, выходящий за пределы бытовой логики («обратное общее место» — И.С.Тургенев). Форма повествования. Герой и автор в романе. Образ Петербурга.«Униженные и оскорбленные» в романе. Судьба семейства Мармеладовых. Социально-психологические предпосылки преступления героя. Теория Раскольникова: арифметика и алгебра. Теория Раскольникова и жизнь. Идеологические поединки. Раскольников и Соня Мармеладова. Раскольников и Свидригайлов. Раскольников и Порфирий Петрович. Признание и преображение героя. Смысл эпилога и открытого финала: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Роль Евангелия и евангельских мотивов в творчестве Достоевского.

Л.Н.Толстой (30 часов) Судьба Толстого. «Война и мир» Толстой о специфике «русской формы». «Война и мир» как «книга». Жанровая природа романа-эпопеи. «Гомеровское» у Толстого. Поэтика заглавия. Семейный генотип в романе: Ростовы, Болконские, Друбецкие. Эволюция главных героев: Андрей Болконский (живая мысль), Пьер Безухов (живая душа), Наташа Ростова (живая жизнь). Главные и второстепенные герои: «диалектика души» и «диалектика поведения». Способы характеристики персонажей: роль пейзажа, портрета, художественной детали, внутреннего монолога. Сны героев и их художественная функция. Сны у Толстого и Достоевского. Роль войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. «Мысль народная » в эпопее. Тушин и Тимохин, Тихон Щербатый, Платон Каратаев. Отношение Толстого к историческим источникам. «Сцены» и «размышления» в «Войне и мире». Философия истории. Смысл эпилога и открытого финала. Роман-эпопея как начало новой жанровой традиции. ВЧ (2 часа)

М. Е.Салтыков-Щедрин (7 часов) Судьба писателя. «История одного города». Проблема жанра: от очерка — к сатирическому роману. Глупов как «город-гротеск» (Д.Николаев) и истоки этого образа («сборный город» в «Ревизоре» Гоголя). Основной конфликт. История в «Истории одного города»: реальное и фантастическое. Проблема финала. Авторская позиция.

Н.А.Некрасов (10 часов) Судьба поэта. Лирика: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и Гражданин», «Надрывается сердце от муки», «Утро», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «Пророк», «О Муза! я у двери гроба». Лирический герой: демократизм, комплекс разночинца (пафос покаяния и жертвы). Образ поэта: связь с традицией и преодоление ее. Поэт у Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Народная тема в лирике Некрасова. Балладно-ролевая лирика нового типа: крестьянские типы, судьба русской женщины, сатирические персонажи. Страдание и сострадание в лирике Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо» — книга жизни Некрасова: незавершенность текста и проблема композиции. Жанр: поэма-эпопея. Фольклорные и исторические истоки основной коллизии и сюжета. Образ большой дороги и роль массовых сцен. Пореформенная Русь в изображении Некрасова: социальные конфликты и общая судьба. Центральные персонажи: Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий — «богатырь святорусский», Гриша Добросклонов. Варианты финала поэмы.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА

Общая характеристика (2 часа) 1880-е годы как переходное время: кризис общественный и литературный. Зарождение нового типа реализма (Гаршин, Короленко, Чехов). Смена литературных поколений: социальная и культурная роль Чехова - разночинец без родословной, литератор без поколения. Смена жанровой доминанты: от романа к рассказу. Смена авторского образа: от писателя к литератору. Журналистика как источник новых художественных форм. Чеховская эпоха как преддверие модернизма.

А.П.Чехов (14 часов) Жизнь Чехова. «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Чеховская повествовательная проза: тема, жанр, тип героя. Чеховская форма рассказа: бесфабульность, психологизм, деталь. Человек в сюжете падения («Ионыч», «Человек в футляре») и в сюжете прозрения («Дама с собачкой»). «Студент» как «любимый рассказ» Чехова. Жанровая природа чеховской драмы: новый тип конфликта, сюжета, диалога. «Вишневый сад» как итог чеховского творчества: старое и новое в драме. Смысл подзаголовка: индивидуально-авторское понимание «комедии». Конфликт: социальное и общечеловеческое. Два сюжета комедии. Внешний сюжет: история о смене владельцев вишневого сада. Внутренний сюжет: человек в потоке времени. Основные персонажи: социальные роли и общая драма; смех и слезы; принцип двойников - деловые люди и недотепы, слуги и господа. Пространственно-временные образы: роль природы в развитии действия. Главные символы: сад, лопнувшая струна. Гибель прекрасного как особенность новой эпохи. Чехов как драматург, определивший новые пути литературы и театра: конфликт человека и мира, бесфабульное строение сюжета, подтекст и подводное течение. Чехов и МХАТ.

Итоги развития русской литературы XIX века (3часа) Золотой век. Формирование русского литературного канона: мировые и национальные классики. Русская литература классического периода и XX век. Резерв (10 часов).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

Знать/понимать произведение словесного искусства как художественный мир, организованный по законам рода и жанра,

специфическим способом отражающий реальность и выражающий индивидуальный авторский замысел; основные понятия и

категории, необходимые для понимания этого мира; своеобразие содержания и формы текстов русской литературы XIX и XX вв;

разнообразие интерпретаций классических произведений; их вечную актуальность; основные факты жизни и творчества писателей;

закономерности литературного процесса; специфику художественных методов и направлений.

Уметь: анализировать произведение в разных аспектах (целостный, проблемный, аспектный анализ) и на разных уровнях (мир

лирического произведения, эпического эпизода, драматической сцены); сопоставлять произведения по разным признакам (сравнение

героев, сюжетных ситуаций, мотивов, средств); видеть связь произведения с исторической эпохой и его общечеловеческий смысл;

аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл, критические оценки и собственное видение текста;

выразительно читать произведения разных родов и жанров; писать сочинения, рецензии на книги, эссе, делать конспекты статей.

Использовать умения и навыки в аналитической работе с разными типами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ; устных

речевых жанрах (доклад, дискуссия); письменных жанрах (сочинение, конспект, реферат, рецензия, эссе); восприятии, понимании,

оценке произведений, выбранных для самостоятельного чтения, формировании читательской, гуманитарной культуры.



Учебно-тематический план в 10 классе

Содержание

Кол-во часов

Контрольные работы

Вводный урок

1

Диагностическая работа

Первый период русского реализма

10+1 (ВЧ)

Тест

Второй период русского реализма

3




Ф.И.Тютчев. Лирика

6




А.А.Фет. Лирика

5

Сочинение

И.А.Гончаров. Роман «Обломов»

14

Сочинение

А.Н.Островский. Драма «Гроза»

10+2 (ВЧ)




И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

14+2(ВЧ)

Сочинение

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

24

Тест. Сочинение

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»

30+2 (ВЧ)

Тест. Сочинение

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Сказки». «История одного города»

7




Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

10

Сочинение

Третий период русского реализма

2




А.П.Чехов. Рассказы. Комедия «Вишнёвый сад»

14




«Век девятнадцатый…». Итоги века

3

Диагностическая работа

Резерв

10




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПояснительная записка к программе по литературе в 5 «В» классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса»
...
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 10 б классе Учитель: Шайдуллина...
«Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района рт»
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconГатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа...
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconРабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка
Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных...
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 12 классе...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе...
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г г. (распоряжение Правительства РФ от 07. 02. 2011 г....
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПрограмма по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс
Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка iconПрограмма по литературе Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск