Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях,





НазваниеСценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях,
страница1/7
Дата публикации14.02.2015
Размер0.69 Mb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Литература > Сценарий
  1   2   3   4   5   6   7

Муниципальное образовательное учреждение

«Учебно-методический центр

развития образования»

ГОГОЛЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ
Сценарии

литературно-музыкальных композиций

Новоуральский городской округ

_____________________
2010




Гоголевский проспект. Сценарии литературно-музыкальных композиций. – Новоуральский городской округ: МОУ «Учебно-методический центр развития образования», 2010. – 48 с.


В данном сборнике помещены сценарии литературно-музыкальных композиций, посвященных 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя.

Материалы адресованы учителям русского языка, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Могут использоваться для работы с учащимися 5-11 классов в урочное и внеурочное время.

© МОУ «Учебно-методический центр

развития образования», 2010.

Пряничникова Т.Г.,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 40»
«Я С ВАМИ ГОВОРЮ…»

Сценарий музыкально-литературной гостиной
На экране слова о Н.В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, содержание Руси, всей Руси занимает его, и вся она, как одно исполинское целое, колоссально является ему».

На сцене, закутавшись в плащ, стоит Гоголь.
Чтец. Как трудно быть Гоголем в нашей державе.

С ней вместе лететь под откос.

Когда бы не тройка, не посвист, не ржанье,

Когда бы не пыль от колёс!
Корявы листы на отеческом древе,

Закон деформаций суров:

Родится Ньютон – а растёт Собакевич,

А то и подавно Ноздрёв.
По-плюшкински мы экономику строим.

По свалкам – хороший задел!

И глядь – уже Чичиков ходит героем,

Коль массами он завладел.
Опять Городничий диктует газетам

И Шпекин над письмами бдит.

И метит всерьёз Хлестаков в президенты,

Имея ноздрёвский кредит.
Как трудно в России прожить Человеку,

Тут нужен особый закал.

И Вий как приподнял тяжёлое веко –

Лет семьдесят не опускал.
Гоголь. Забыть страдание, забыть прошедшее, забыть свою прошлую, текущую жизнь! Но если есть на свете место, где страдания, горе, утраты и собственное бессилие может позабыться, то это разве в одном только Риме (Пауза.) Кто был в Италии, то скажи «прости» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет землю.

Я получил письмо… в Риме. Моя жизнь, моё высшее наслаждение умерло с ним (подходит к портрету А.С. Пушкина). Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина… Ничего я не писал без его совета, всё, что есть у меня хорошего, всем я обязан ему. (Протягивает руку к портрету, который медленно исчезает.) Не житьё на Руси людям прекрасным. Одни только свиньи живущи. (Пауза.) Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка.

Голос за сценой (под аккомпанемент «Адажио» И.С. Баха). Мне совершенно кажется, что я в России: передо мною все наши, наши помещики, наши чиновники, мужики! Вся Русь является мне!
Появляются персонажи-маски из «Мёртвых душ»,

звучит «Большой вальс» В. Гаврилина.
Собакевич. Собакевич. Михаил Семёнович.

Манилов. Препочтеннейший, прелюбезнейший человек.

Коробочка. Нет! Нет такого помещика.

Собакевич. Толкуют просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук! Сказал бы другое слово, да вот только что за столом неприлично.

Петух. Вы приехали не к нему, а ко мне. Пётр Петрович Петух! Петух Пётр Петрович!

Коробочка. Нет! Нет такого помещика.

Манилов. Не правда ли, какой милый человек?

Ноздрёв. Ты большой мошенник, позволь тебе это сказать по дружбе! Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве, я тебе говорю это откровенно, не с тем, чтобы тебя обидеть, а просто по-дружески говорю.

Плюшкин. А вить хозяин-то я! Степан Плюшкин.

Ноздрёв. Свинтус ты! Скотовод! Поцелуй меня, душа моя, смерть люблю тебя.

Коробочка. Нет! Нет такого помещика.

Манилов. Очень приятный человек!

Собакевич. Мошенник! Я их всех знаю: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Один только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если правду сказать, свинья.

Петух. Ведь это в последнее время выдумали скуку… Да и не знаю, даже и времени нет для скучанья. Поутру проснёшься – ведь тут сейчас повар, нужно заказывать обед, тут чай, тут приказчик, там на рыбную ловлю, а тут обед. После обеда не успеешь всхрапнуть – опять повар, нужно заказывать ужин; тут пришёл повар - заказывать нужно на завтра обед… Когда же скучать?

Собакевич. Вам нужно мёртвых душ?

Плюшкин. А не знаете ли вы какого-нибудь вашего приятеля, которому бы понадобились беглые души…

Ноздрёв. Я тебе дам шарманку и все сколько ни есть у меня мёртвые души, а ты мне дай свою бричку и триста рублей придачи.

Манилов. Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?

Коробочка. Лучше я маненько повременю. Может, мёртвые души в хозяйстве как-нибудь под случай понадобятся.
Звучит «Большой вальс» В. Гаврилина.
Гоголь. Как сильна моя любовь, даже гадости я готов слушать из Родины!..
Персонажи-маски из «Мёртвых душ» исчезают.
Гоголь. Но здесь, в Италии, престол красавицы природы… Тружусь и спешу всеми силами совершить труд мой. Италия… Мне кажется, как будто бы я заехал к старинным малороссийским помещикам. Когда я увидел… во второй раз Рим, мне показалось, что будто я увидел свою родину.

Голос за сценой (звучит «Адажио» И.С. Баха). У меня есть много малороссийских песен, побасенок, сказок, коих я ещё ни от кого не слыхивал. Я отлично знаю Малороссию, я в ней воспитывался. Меня глубоко интересует народная жизнь, его быт, его поэзия. Народная жизнь с её непосредственностью и красочностью!!!
Звучит мелодия украинского народного танца «Гопак». Вбегает поселянка, мелодия прерывается. Начинается общий диалог.
- Утонул! Ей богу утонул! Вот не сойти мне с этого места, если не утонул!

- Вот, чтобы мне воды не захотелось пить, если старая Перепечиха не видела собственными глазами, как повесился кузнец!

- Скажи лучше, чтобы водки не захотелось пить, старая пьяница!

- Нужно быть такой сумасшедшей, как ты, чтобы повеситься! Он утонул! Утонул в пролубе! Это я так знаю, как то, что ты была сейчас у шинкарки.

- Страмница! Вишь чем стала попрекать! Молчала бы, негодница! Разве я не знаю, что к тебе дьяк ходит каждый вечер?

- Дьяк? Я дам знать дьяка! Кто это говорит дьяк?

- А вот к кому ходит дьяк! Так это ты, ведьма, напускаешь ему туман и поишь нечистым зельем, чтобы ходил к тебе.

- Отвяжись от меня, сатана!

- Вишь, проклятая ведьма, чтоб ты не дождалась детей своих видеть, негодница! Тьфу! (Плюёт в лицо.)

- Так повесился кузнец или утонул? Вот сам он идет, нечистая сила!
Звучит мелодия украинского народного танца «Гопак».

На авансцене появляется Гоголь.
Гоголь. Да, мне кажется, как будто я заехал к малороссийским помещикам.

Голос за сценой (звучит «Адажио» И.С. Баха). Внутренний смысл, который я вложил в интимно-«лирическую» сторону жизни моих героев в «Женитьбе» заключается в обнажении того, что чистой и благородной человеческой лирики как раз и не существует в среде подколёсиных, жевакиных, анучкиных. Любовь, глубокая привязанность к человеку, искренние и высокие порывы души, живые человеческие чувства чужды героям. Брак - это лишь выгодная сделка, откровенная купля-продажа, в которой каждый из участников её превращается в некий живой товар»
Звучит вступление из кинофильма «Женитьба Бальзаминова» Б. Чайковского. На сцене персонажи из «Женитьбы».
Агафья Тихоновна (встречая спешащую из зала Фёклу Ивановну). Фёкла Ивановна! Ну что, говори, рассказывай! Есть?

Фёкла. Есть, дай только прежде с духом собраться – так ухлопоталась! По твоей комиссии все дома исходила, по канцеляриям, по министерствам истаскалась, в караульни наслонялась. Знаешь ли ты, мать моя, ведь меня чуть было не прибили, ей-богу! Старуха-то, что женила Алфёровых, так было приступила ко мне: «Ты такая и этакая, только хлеб перебиваешь, знай свой квартал», - говорит. «Да что ж, - сказала я напрямик, - я для своей барышни, не прогневайся, всё готова удовлетворить». Зато уж каких женихов тебе припасла!

Агафья Тихоновна. А сколько их? Много?

Фёкла. Да человек шесть есть.

Агафья Тихоновна (вскрикивает). Ух!

Фёкла. Ну, что ж ты, мать моя, так вспорхнулась! Лучше выбирать: один не придётся, другой придётся.

Агафья Тихоновна. Что ж они, дворяне?

Фёкла. Все как на подбор. Уж такие дворяне, что ещё и не было таких (Держит их портреты на манер игральных карт.)

Агафья Тихоновна. Ну, какие же, какие?

Фёкла. А славные всё такие, хорошие, аккуратные. Первый, Бальтазар Бальтазарович Жевакин (отдает Агафье Тихоновне его портрет), такой славный, во флоте служил – как раз по тебе придётся. Говорит, что ему нужно, чтобы невеста была в теле, а поджаристых совсем не любит. А Иван-то Павлович (отдает Агафье Тихоновне портрет-карту), что служит эзекухтором, такой важный, что и приступу нет. Такой видный из себя, толстый; как закричит на меня: «Ты мне не толкуй пустяков, что невеста такая и этакая, ты скажи напрямик, сколько за ней движимого и недвижимого?» - «Столько-то и столько-то, отец мой!» - «Ты врёшь, собачья дочь!». Да ещё, мать моя, вклеил такое словцо, что и неприлично тебе сказать. Я так вмиг и опознала: э, да это должен быть важный господин.

Агафья Тихоновна. Ну, а ещё кто?

Фёкла. А ещё Никанор Иванович Анучкин (отдаёт Агафье Тихоновне портрет-карту). Это уж такой великатный, а губы, мать моя, - малина, совсем малина – такой славный. «Мне, - говорит, - нужно, чтобы невеста была хороша собой, воспитана, чтоб и по французскому умела говорить». Да, такого поведения человек, немецкая штучка; а сам-то такой субтильный, и ножки тоненькие, узенькие.

Агафья Тихоновна. Нет, мне эти субтильные как-то не того…не знаю… Я ничего не вижу в них…

Фёкла. А коли хочешь поплотнее, так возьми Ивана Павловича. Уж лучше нельзя выбрать никого. Уж тот, неча сказать, барин так барин: мало в эти двери не войдёт – такой славный.

Агафья Тихоновна. А сколько ему лет?

Фёкла. А человек ещё молодой: лет пятьдесят, да и пятидесяти ещё нет.

Агафья Тихоновна. А фамилия как?

Фёкла. А фамилия: Иван Павлович Яичница.

Агафья Тихоновна. Это фамилия такая?

Фёкла. Фамилия.

Агафья Тихоновна. Ах, боже мой, какая фамилия! Послушай, Феклуша, как же это, если я выйду за него замуж, и вдруг буду называться Агафья Тихоновна Яичница? Бог знает, что такое!

Фёкла. И, мать моя, да на Руси есть такие содомные прозвища, что только плюнешь да перекрестишься, коли услышишь. А, пожалуй, коли не нравится прозвище, то возьми Бальтазара Бальтазаровича Жевакина – славный жених.

Агафья Тихоновна. А какие у него волосы?

Фёкла. Хорошие волосы.

Агафья Тихоновна. А нос?

Фёкла. Э… и нос хороший. Всё на своём месте. И сам такой славный. Только не прогневайся: уж на квартире одна только трубка и стоит, больше ничего нет – никакой мебели.

Агафья Тихоновна. А ещё кто?

Фёкла. Иван Кузьмич (отдаёт Агафье Тихоновне портрет-карту). А вот ещё Акинф Степанович Пантелеев, чиновник, титулярный советник. Немножко заикается только, зато уж такой скромный.

Агафья Тихоновна. Ну, что ты всё: ЧИНОВНИК, ЧИНОВНИК; А НЕ ЛЮБИТ ЛИ ОН ВЫПИТЬ, ВОТ, МОЛ, ЧТО СКАЖИ.

Фёкла. А пьёт, не прекословлю, пьёт. Что ж делать, уж он титулярный советник; зато такой тихий, как шёлк.

Агафья Тихоновна. Ну нет, я не хочу, чтобы муж у меня был пьяница.

Фёкла. Твоя воля, мать моя! Не хочешь одного, возьми другого. Впрочем, что ж такого, что иной раз выпьет лишнее - ведь не всю же неделю бывает пьян; иной день выберется и трезвый.

Агафья Тихоновна. Право, такое затруднение - выбор! Если бы ещё один, два человека, а то пять – как хочешь, так и выбирай. (Рассматривает портреты, держа их в руках как карты.) Никанор Иванович недурён, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурён. Да если сказать правду, Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Бальтазар Бальтазарович опять мужчина с достоинством. Уж так трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Бальтазара Бальтазаровича , да, пожалуй, прибавить к этому дородности Ивана Павловича – я бы тогда точно бы решилась. А теперь поди подумай! Просто голова даже стала болеть. Я думаю, лучше всего бросить жребий. Положиться во всём на волю Божью: кто выкинется, тот и муж!
Голос за сценой (звучит «Адажио» И.С. Баха). Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что достойно осмеяния всеобщего… В «Ревизоре» я показал сборный город всей тёмной стороны. В объяснениях с Марьей Антоновной и Анной Андреевной Хлестаков предстает человеком, пользующимся убогим набором пошлых приемов, банальных изречений. Любовные объяснения Хлестакова подчеркивают его духовную зыбкость, полное отсутствие человеческих чувств.
На сцене Хлестаков.
Марья Антоновна (входя). Ах!

Хлестаков. Отчего вы так испугались, сударыня?

Марья Антоновна. Нет, я не испугалась.

Хлестаков. Осмелюсь спросить вас: куда вы намерены идти?

Марья Антоновна. Право, я никуда не шла.

Хлестаков. Отчего же, например, вы никуда не шли?

Марья Антоновна. Я думала, не здесь ли маменька…

Хлестаков. Нет, мне хотелось бы знать, отчего вы никуда не шли?

Марья Антоновна. Я вам помешала. Вы занимались важными делами.

Хлестаков. А ваши глаза лучше, нежели важные дела… Вы никак не можете мне помешать; никаким образом не можете; напротив того, вы может принести удовольствие.

Марья Антоновна. Вы говорите по-столичному.

Хлестаков. Для такой прекрасной особы, как вы. Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул. (Подносит стул.) Но нет, вам должно не стул, трон.

Марья Антоновна. Право не знаю, мне так нужно было идти… (Садится.)

Хлестаков. Какой у вас прекрасный платочек!

Марья Антоновна. Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными.

Хлестаков. Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.

Марья Антоновна. Я совсем не понимаю, о чём вы говорите: какой то платочек… Сегодня какая странная погода.

Хлестаков. А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.

Марья Антоновна. Вы всё такое говорите… Я бы вас попросила, чтобы вы мне написали на память лучше какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconЛюбовь в творчестве Бунина
Его гениальный талант, мастерство поэта и прозаика, ставшее классическим, поражало его современников и покоряет нас, ныне живущих....
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, icon«Роль музыки в эстетическом воспитании детей»
Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так восторженно...
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconМуниципальное бюджетное учреждение культуры Централизованная библиотечная...
Русский – это звучит гордо: информационно-библиографическое пособие / сост. Э. В. Тимошенко, Т. Н. Суркова, Т. С. Рыбченкова. Таганрог,...
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconК. С. Поликарпова Константиновский педагогический колледж, Ростовская область
Германии, Сервантес в Испании, Петрарка и Данте в Италии. В русской литературе высится вершина, никого не затмевающая, но сама по...
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconТематическое планирование уроков русского языка по учебнику «Русский...
Уметь записывать слова под диктовку, соотносить звуковую оболочку слова с его написанием
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconСценарий вечера встречи выпускников 2013 в празднично оформленном...
В празднично оформленном актовом зале звучит музыка, пока гости занимают места в зале
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconУрок по теме: «Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев и его учение о периодичности»
А презентация учителя к уроку «Великий русский учёный Д. И. Менделеев и его учение о периодичности»
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconСеребряный век русской поэзии: А. Ахматова
Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов музыкантов. Стихи “серебряного”...
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconНа экране слайд-шоу о 1 сентябре и уроках
Класс празднично украшен шарами, детскими рисунками. Звучит веселая музыка, гости и дети рассаживаются по своим местам
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconПояснительная записка
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах,...
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconПрограмма Power Point 2007. Robert Burns--his life and creative work....
Данная работа представляет собой сценарий внеклассного мероприятия на английском и русском языке, посвященный жизни и творчеству...
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconРубрика: «Наука и дружба» (О школе по-другому) 06. 10. 2012 «Время...
В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconСценарий торжественной линейки
Звучат школьная музыка, затем фанфары и звуки «Школьного вальса». Выходят будущие пятиклассники на площадь в вальсе.(Халиков Айдар...
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconУрок немецкого языка в 7 классе по теме: «Охрана окружающей среды...
Начало урока: Звучит музыка. На экране – виды природы России в разные времена года. (слайд 3)
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconСценарий интерактивной программы
В зале звучит музыка (Трек 2 «Лейтмотив»), свет приглушённый (боковой). Дети входят в зал, рассаживаются
Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В. Гоголе и его портрет (звучит музыка Карла Орффа): «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, iconФакультет журналистики
Но хранится она не на бумаге, а в памяти компьютера. И увидеть ее можно только на экране монитора. Цифровая фотография – это файл,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск