«Роль музыки в эстетическом воспитании детей»





Скачать 100.43 Kb.
Название«Роль музыки в эстетическом воспитании детей»
Дата публикации31.08.2014
Размер100.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


Белова Тамара Алексеевна

МБОУ ДОД города Костромы «Детская музыкальная школа №9»

«Роль музыки в эстетическом воспитании детей»

«Она вся — порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так восторженно пишет о музыке Н. Гоголь в статье «Скульптура, живопись и музыка» [цит. по: 1, С.3].

Пусть не все и не всегда так воспринимают музыку, но кто решится отрицать ее огромное выразительное воздействие на человека? В музыкальном искусстве в концентрированной форме выражены эстетические и нравственные идеалы и ценности. Средствами музыкального искусства развивается внутренний мир человека, его нравственное начало, формирование общечеловеческого поля ценностей. Музыкальное искусство рассматривается как некий социальный шифр, сохраняющий веками складывающиеся представления человека о Добре, Благе, Красоте, Любви — вечных и значимых ценностях бытия.

Каждое музыкальное произведение представляет собой выраженное в звуках отношение автора произведения к окружающему миру, т. е. хранит в себе ценности человека, создавшего музыкальное произведение. Так и дети, переживая музыкальное сочинение, проникают в мир эстетических и этических представлений и суждений, составляющих сущность человека.

В детской музыкальной школе на педагога-музыканта возложена особая миссия в становлении личности ребенка — воспитание искусством. Дети, воспитанные музыкой, заметно отличаются от своих сверстников, прежде всего, неординарностью мышления, стремлением к цельности, гармонии в отношениях, к творческому преобразованию действительности, где главной составляющей деятельности является самоотдача. «Воспитание искусством становится воспитанием для искусства», – писал Х.Г. Гадамер [цит. по: 8]. А основы формирования склонности к музыкальному общению закладываются в самом раннем возрасте. В наше время перенасыщенности средств массовой информации различной музыкой, ребенок с детства начинает воспринимать ее и реагировать на нее. В начале — это лишь слуховая реакция и рефлекс на звучащую музыку, когда свое настроение ребенок выражает голосом или в движениях.

Еще древние посвященные считали, что музыкальные вибрации — это необходимая пища для духа. Музыка создает настроение, будит в нас эмоции, она может принести волнение, настроить на печальный или радостный лад. Музыка — это еще и отличный лекарь. Эту особенность давно подметили медики. Так, например, «Колыбельная» Брамса, «Лунный свет» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса успокаивают нервы. «Лунная соната» Бетховена снимает раздражительность и озлобленность. От головной боли помогают «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, от бессонницы - «Грустный вальс» Сибелиуса, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского. А музыка балета «Лебединое озеро» Чайковского снижает кровяное давление. Музыка влияет на лимбикоретикулярную систему мозга — у человека возникает некоторое эмоциональное возбуждение.

Впрочем, все начинается еще до рождения ребенка. По данным ученых при внутриутробном развитии плода будущий ребенок реагирует на характер музыки, даже более того, у него начинают развиваться музыкальные способности. И очень жаль, что многие современные дети никогда не слышали колыбельных песен своих мам и бабушек.

В дошкольном возрасте развитие музыкальных способностей во многом зависит от музыкального руководителя. Именно через него происходит усвоение первоначальных элементарных основ восприятия музыки, понимание и любовь различных жанров музыкального искусства. Основными формами организации дошкольного музыкального воспитания являются слушание музыки, пение детских песен, движения под музыку, игра на детских музыкальных и шумовых инструментах. Примером тому в нашей школе являются уроки в подготовительной группе победителя городского конкурса «Учитель года» (2010) Марины Вячеславовны Кондратьевой. В группах занимаются дети от трех до шести лет и их родители. Знакомиться с ее методами работы на открытых уроках приходят педагоги школ города и области.

От профессионального мастерства, одаренности педагога, коммуникабельности, артистизма, ответственности, педагогического такта зависит дальнейшее развитие музыкальных способностей ученика, желание и готовность дальше заниматься музыкой.

Многолетние наблюдения показывают, что нередко выпускники детских музыкальных школ порывают в дальнейшем все связи с музыкой и даже не прикасаются к своему музыкальному инструменту. Это является серьезным недостатком работы всего педагогического коллектива и, в первую очередь, педагога по специальности.

Одна из причин этого — характер, форма и содержание общения между педагогом и учеником. В современном обществе появилась возможность применения информационно-коммуникативных технологий как средства активизации познавательного интереса учащихся к музыке. Таким потенциалом обладает Интернет как океан музыкально-художественных событий и смыслов, пользующихся сейчас большой популярностью у учащихся разного возраста. Педагог, который ориентируется в различных направлениях информации музыкального мира, этим повышает свой авторитет в глазах учащихся.

В этом отношении показателен открытый урок сольфеджио во втором классе, проведенный в 2012 году преподавателем Детской музыкальной школы №8 г. Костромы Наталией Владимировной Карпухиной. В ходе работы над темой «Интервалы» на занятии использовались созданные ею видеоролики, позволяющие закрепить полученные учащимися знания, умения, навыки, что произвело хорошее впечатление на присутствующих.

В нашей школе преподаватель-теоретик Виктория Станиславовна Рогожникова на уроках элементарной теории музыки, сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы использует компьютер и мультимедийные средства обучения, что позволяет повысить эффективность обучения и является активным средством мотивации учащихся к дальнейшим занятиям по предметам.

Телевидение, видео, периодическая печать, книги, специальная литература, медиаучебники являются важными и необходимыми средствами преподавания различных учебных предметов, в том числе и музыкальных. Главное сейчас для преподавателя — получить доступ к ресурсам сети Интернет, что обеспечивает неограниченные возможности для поиска необходимой информации для уроков.

Количество полезной музыкальной информации в сети Интернет продолжает расти — это библиографическая информация, аудио- и видеофонды, нотный материал. Можно найти сведения о музыкальных конкурсах и фестивалях, оперных театрах, музыкальных коллективах и солистах и т.п. Можно послушать музыкальные произведения в высокохудожественном исполнении, найти информацию о композиторах, исполнителях, музыковедах, а также выйти на сетевые музыкальные конференции и форумы.

Несмотря на широкие музыкальные возможности компьютера и информационно-коммуникативных технологий, использование их в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ пока не стало широко применимым. Современному педагогу необходимо учитывать, что Интернет — это часть мира, в котором живут школьники.

Преподаватель может разрабатывать мультимедийные презентации о композиторах, музыкальных произведениях, жанрах, инструментах, исполнителях. Такая работа может проводиться и учащимися, выполняющими творческие задания. Это способствует развитию интеллектуальной инициативы, формирует образно-художественное мышление, воспитывает эстетический вкус, развивает интерес к постижению духовных ценностей в содержании музыкального искусства, побуждает к музыкальному творчеству.

В практике музыкальной школы — это составление рефератов, докладов о жизни композиторов на уроках музыкальной литературы, написание отзывов о прослушанных произведениях на концертах, о впечатлениях от посещений художественных выставок, гастрольных выступлений оперных или балетных артистов, создание музыкальных тематических сборников и т. п.

Развитию эстетической культуры и профессионализма способствуют посещения концертных аудиторий. Желание посещать концерты, также как и интерес к выступлению закладываются в раннем возрасте. Присутствующих на концерте музыка объединяет единым эмоциональным переживанием. Именно в этом состоит одна из важнейших ее коммуникативных функций. Благодаря техническим средствам коммуникации (телевидение, радио, видео и др.) музыка разных стилей, жанров, направлений, наших современников и давно ушедших поколений становится достоянием слушателей, но только живое восприятие музыки, в котором сочетается слуховое и визуальное впечатления, доставляет более подлинное эмоциональное переживание и эстетическое наслаждение.

Вошло в традицию во внеурочное время преподавателями вместе с учениками посещать филармонические концерты разовые или по абонементам, конкурсные выступления учащихся и гала-концерты победителей конкурсов и фестивалей, театральные спектакли, выставки и т. д.

Другое направление внеурочной деятельности преподавателей — организация праздников и концертов. В течение учебного года – это обязательные общешкольные мероприятия: «Посвящение в первоклассники», «Новогодний калейдоскоп», «Вечер выпускников», Отчетные концерты отделений, Отчетный концерт школы, Вечер вокальной музыки, а также небольшие тематические внутриклассные мероприятия. Преподаватели имеют опыт проведения этих праздничных мероприятий, на которых дети являются не только слушателями, но и активными участниками: оформляют помещения (например, конкурс на лучшее оформление класса к Новому году; к вечеру, посвященному творчеству композитора и т. п.), читают необходимую литературу, учат стихи, выступают перед сверстниками и ветеранами. На такие мероприятия приглашаются родители, бабушки и дедушки учащихся, таким образом старшее поколение приобщается к музыкальной культуре, жизни школы.

В современных российских семьях, к сожалению, утеряны многие музыкальные традиции; например, пение и музицирование. Живое исполнение заменяют караоке, теле- и видеоаппаратура, музыкальные центры, компьютеры. Родители в основном музыкально и педагогически безграмотны, у многих преобладают финансовые интересы. Зачастую они не уделяют должного времени для общения с детьми, поэтому стремление к взаимодействию в вопросе музыкального воспитания детей с их стороны минимальна. В связи с этим знания в области семейной музыкальной педагогики нужны, прежде всего, родителям.

Ежегодно в нашем городе проводятся концерты-конкурсы: «Вифлеемская звезда», «Весенняя Кострома», фестиваль детского и юношеского творчества «Роза ветров» и другие, на которых выступают, показывая свое мастерство как солисты, так и коллективы. Ансамбль скрипачей, ансамбль баянистов, хоры младших и старших классов («Акварель», «Надежда», «Созвучие»), солисты-вокалисты — постоянные участники таких мероприятий от нашей школы. Эти коллективы выезжают для участия в конкурсах, проводимых и в других регионах. Так, Ансамбль баянистов-аккордеонистов «Друзья» (руководитель Нина Дмитриевна Мичурина) только в 2011 году побывал в Суздале, Ярославле, Рыбинске, Москве на конкурсах различных уровней, став их дипломантами и лауреатами.

Всякое совместное музицирование, в том числе и хоровое пение, является одним из самых лучших, самых действенных средств воспитания коллективизма у детей, да и у взрослых; влияют на выработку характера, чувства дисциплины, организованности в любом деле, что образовывает человека, делает его членом общества. Замечаю, что дети, занимающиеся в коллективах и выступающие на концертах по окончании курса обучения в детской музыкальной школе, продолжают посещать школу, коллективные занятия и уже взрослыми становятся активными слушателями музыки и участниками художественной самодеятельности в рабочих коллективах и семьях.

Пианист и педагог Г.Г. Нейгауз говорил: «Хорошие родители важнее хороших педагогов» [цит. по: 6]. Поэтому преподаватели музыкальной школы постоянно проводят родительские собрания на тему воспитания учащихся. Задача музыкальной школы и семейного воспитания — по возможности упорядочить воздействие на детей и подростков современной информационной среды, сформировать у них критическое отношение к поступающей информации, возродить традиции домашнего музицирования в семье, которые являются положительным моментом как в приобщении детей к музыкальному искусству, так и стимулом в выборе профессии музыканта, что сейчас, к сожалению, не престижно. Родители должны стать единомышленниками педагогов-музыкантов в деле приобщения детей к художественным ценностям. Вместе с детьми они должны посещать театры, концерты в музыкально-просветительских учреждениях и в музыкальной школе. Поэтому мероприятия, проводимые в школе должны быть заранее спланированными, обдуманными. И школьные праздники, и концерты являются эффективными формами семейного музыкально-эстетического воспитания.

Целесообразным является проведение на родительских собраниях беседы о формах, методах и приемах музыкального образования детей в семье. Преподаватель должен приобрести в лице родителей своих сторонников и помощников. Вот некоторые темы бесед: «Значение музыкального искусства в жизни», «Домашняя фонотека — домашний концертный зал», «Музыка серьезная и легкая», «Мама, папа и я — музыкальная семья» и др.

Совместными усилиями преподавателя и родителей можно успешно решать проблему всестороннего развития личности ребенка, развития его нравственных и духовных начал, и этот процесс должен носить целенаправленный и систематический характер.

Академик Н. Семенов, химик, лауреат Нобелевской премии сказал: «Духовное богатство человека формируется лишь в результате совместного влияния на него науки, литературы и искусства. Особое место, на мой взгляд, занимает в эстетическом воспитании музыка...» [цит. по: 1, С.55]. И мы, преподаватели надеемся, что наша работа и время, проведенное с детьми в музыкальной школе, не пройдут для них бесследно, а будут способствовать их нравственно-духовному росту.

Н.А. Капишников, учитель русского языка и литературы, в книге «Воспитание чувств» сказал: «Музыка излучает такую же энергию, как и солнце. Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле, так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе» [цит. по: 1, С.60].

Список использованной литературы:

1. А. Сохор. Воспитательная роль музыки. - Музыка: Ленинградское отделение. - 1975.

2. Л.А. Джалагония. О невербальном общении средствами музыки // Мир психологии, 1993. - №3. - С.64-68.

3. Э. Боброва, Л. Зайцева. Воспитание ценностного отношения к музыкальному искусству у школьников как проблема аксиологии музыкально-педагогического образования // Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе: материалы региональной научно-практической конференции. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С.43-46.

4. Н. Малова, З. Румянцева. Применение информационно-коммуникационных технологий как условие совершенствования содержания и методов музыкального образования школьников. - Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе: материалы региональной научно-практической конференции. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С.63-69.

5. С. Яковлев. Божественные звуки // «Наука и религия», 1997. - №9.

6. Т. Луданова, А. Бузина. Преемственность отечественных традиций домашнего музицирования // Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе: материалы региональной научно-практической конференции. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С.35-39.

7. И. Болдова. Организация фольклорных праздников в школе // Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе: материалы региональной научно-практической конференции. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С.46-50.

8. Е. Гурьева. Опыт междисциплинарного исследования личности в контексте парадигмы здоровья // Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе: материалы региональной научно-практической конференции. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С.55-59.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconУрок доброты
В этой связи крайне важным видится вопрос об эстетическом воспитании детей, где значительное место отводилось фольклору и музыкальным...
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconРоль уроков ритмики в эстетическом воспитании
«Искусство» занимает 6,2%. Ситуация еще более усугубляется слабой материально-технической базой и отсутствием квалифицированных кадров....
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка,...
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности театрального искусства массовость, зрелищность, синтетичность предполагают ряд богатых возможностей как в развивающем...
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconПоложение о проведении XII открытого регионального конкурса-фестиваля...
Развитие детского музыкального творчества, усиление его роли в эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconПоложение о городском этапе областного фотоконкурса "Дети. Творчество. Родина"
Фотоконкурс "Дети. Творчество. Родина" (далее Конкурс) направлен на повышение роли фотоискусства в патриотическом, нравственном и...
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconСообщение на городское мо
Особая роль в физическом воспитании детей принадлежит национальным казахским подвижным играм
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconКому принадлежит ведущая роль в воспитании детей?
Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Об­ведите кружком тот, который Вы считаете правильным
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconУрок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности...
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconРоль учебно-опытного участка в трудовом воспитании учащихся мбоу...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconПлан работы на 2013 год Основные темы и направления работы библиотек
Самая сложная из групп пользователей – молодёжь. Цель всей нашей индивидуальной и массовой работы – повышение общего уровня культуры,...
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconРеферат по коррекционной педагогике Роль семьи в воспитании детей...
«Дети уязвимы и зависимы» – это утверждение из Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей особенно актуально...
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международный культурно-образовательный проект «Творческие Сезоны в Европе» реализуется с целью глубокого изучения наследия великой...
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» iconРоль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается...
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск