Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В





Скачать 69.62 Kb.
НазваниеРоль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В
Дата публикации25.09.2013
Размер69.62 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект

Басни, как средства развития языковых способностей у детей с ОНР Художественная литература и фольклор — важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения. Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы

. Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович. Для решения задач всестороннего развития детей, выразительного связного высказывания посредством произведений художественной литературы через театрализованную деятельность необходимо использовать различные приемы, облегчающие процесс формирования выразительной, образной речи, и строить занятия таким образом, чтобы дети чувствовали себя естественно. На занятиях мы широко используем театрализованные игры, объединенные одной лексической темой. Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Дети - артисты, распределив роли, показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой и жестами. Успешное использование театрализованных игр в коррекционной работе возможно при условии четкой организации предметно - игровой среды. Для этого используется разнообразный дидактический материал: костюмы, игрушки, иллюстрации, напольные и настольные ширмы, плоскостные, объемные, деревянные, картонные фигурки персонажей сказок, декоративные украшения, пальчиковыи театр, театр- рукавички, театр- шапочки, маски животных. Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно - воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значиттелььно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Басни И.А.Крылова»

Программное содержание.

• Ознакомление детей образцами русской классической литературы.

• Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.

• Создание у детей отношения к поведению главных персонажей басен.

• Развитие речи.

• Обогащение и активизация словаря.

Предварительная работа.

• Чтение детям басен Л. Толстого, Ж. Лафонтена, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций.

• Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам. .

Инсценирование басен "Ворона и лисица", "Мартышка и Очки", "Стрекоза и Муравей" и др.

• Оформление выставки книг И.А. Крылова. Оборудование.

• Портрет И.А. Крылова, иллюстрации, мольберты. • Книги с баснями Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.

• Книги-раскраски "Басни Крылова".

Атрибуты для инсценирования басен:скрипки, контрабас, элементы костюмов (шапочки) для героев басен « Квартет», « Кукушка и петух»

Ход занятия

 Педагог. Дети, я много вам читаю, рассказываю небылиц, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни...

Дети. Басни.

Педагог. Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня - один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни - открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками. В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа. В Европе прославились своими баснями француз Ж. Лафонтен, в Англии - Т. Мур. У нас в России было немало баснописцев - В. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. "Эзоповским языком" он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: "А Васька слушает да ест", "Слона-то я и не приметил", "Услужливый дурак опаснее врага"... Что такое басни, вы уже знаете. Это...

Дети. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.

Дети. Стихотворение.

Дети. Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.

Дети. И ещё басня - это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.

Педагог. Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

Дети. Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.

Дети. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо. Дети. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.

Педагог. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей - зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие. А какие вы знаете басни? Дети. "Сорочий язык", "Ворона и Рак", "Два товарища", "Слон и Моська", "Стрекоза и Муравей", "Муравей и Голубка", "Лев и Мышонок", "Ворона и Лисица", "Мартышка и Очки". Педагог. Молодцы! Со многими баснями вы познакомились.

Педагог. Правильно. А как писал басни Лев Толстой?

Дети. Как рассказы.

Педагог. И только И.А. Крылов превзошёл всех - он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем. Вы сейчас назвали много басен, с которыми познакомились. Вот басня "Два товарища". Кто написал эту басню?

Дети. Её написал Лев Толстой.

Педагог. О чём говорится в этой басне? Дети. О двух товарищах, которые шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего - упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеётся: "Ну что тебе медведь на ухо сказал?" - "А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают".

Педагог. Это поучение, вывод. Подумайте, какую пословицу сюда можно подобрать.

Дети. - Друг познаётся в беде. - Сам погибай, а друга выручай. - Товарищу всегда помогай - в беде его выручай.

Педагог. Кто написал басню "Сорочий язык"?

Дети. Сергей Михалков. Педагог. О чём говорится в этой басне?

Дети. В этой басне говорится о болтушке, о трещотке Сороке. У неё заболел язык, распух от болтовни, да так, что ни есть, ни пить - ничего не может. И обратилась она к Журавлю. "Журавушка, вылечи мне язык!", - с трудом прошипела она. - "Ты, говорят, травами лечишь. Помоги!" Отказал Журавль Сороке: "Нет у меня никаких трав! Не могу тебе помочь!" "Ах, так!", - рассердилась Сорока. - "Да я про тебя такого по лесу разнесу, будешь знать, как мне отказывать!" - и полетела к Филину. Тот выслушал Сороку и говорит: "Хочешь, я тебе помогу? Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе... и нам заодно!"

Педагог. Кого высмеял С. Михалков в этой басне? За что?

Дети. Сороку за болтовню, сплетни.

Педагог. Какие отрицательные черты высмеиваются в басне "Лебедь, Щука и Рак"?

Дети. Басня показывает, как плохо работать недружно. Она учит согласной и дружной работе.

Педагог. А какую ещё басню С. Михалкова вы знаете?

Дети. "Ворона и Рак".

Педагог. Правильно! А на какую басню И.А. Крылова она похожа? Дети. "Ворона и Лисица".

Педагог. Какие истории приключились с Воронами в этих баснях?

Дети. В басне "Ворона и Рак" - Ворона схватила Рака, а в басне "Ворона и Лисица" - Ворона нашла кусочек сыра.

Педагог. И что же?

Дети. Рак и Лиса льстили Воронам, называли их красавицами, умными, мудрыми и своими сладкими речами добились своего: Лиса - сыра, Рак - свободы, а Вороны остались ни с чем.

Педагог. Какими качествами вы наделите Лисицу и Рака?

Дети. Умные, хитрые, лживые.

Педагог. А Ворону? - представьте её перед собой.

Дети. Ворона большая, неуклюжая, тщеславная и глупая.

Педагог. Чему учат эти басни?

Дети. Не надо слушать лесть, льстивые слова.

Педагог. Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.

Дети. - Верь своим очам, а не чужим речам. - На языке медок, а на сердце - ледок. - У лести нет чести.

Дети. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Педагог. Дети, вы говорили, что басня - это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вам нравится читать басни по ролям. Вот и сейчас мы посмотрим сценку " Квартет".

Сценка.

Чтение басен. Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.

Педагог. Дети, представьте себе, что сейчас мы с вами отправимся на воображаемую экскурсию. Все встают.

Педагог. Мы идём вдоль красивой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге. Вот мы вошли в сад на самую красивую аллею, где стоит памятник И.А. Крылову. Вы помните, как выглядит памятник? Дети подходят к мольберту. Педагог открывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову в Летнем саду.

Дети. Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руке книжка, он глубоко задумался.

Педагог. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

Дети. Памятник был сооружён на народные деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около "дедушки Крылова" всегда цветы, играющие дети? Да потому, что Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Поэт прославляет честь, что "выше злата", и совесть, которую нельзя сравнить с богатством. В баснях Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению к человеческому достоинству. Басни Крылова написаны прекрасным народным языком. Живой, образный басенный язык блещет меткостью, острыми афоризмами. Полными пригоршнями И.А. Крылов черпал мудрые слова из языка, подслушанного в народной среде. Памятник И.А. Крылову поставлен и в Москве, в сквере на берегу знаменитых Патриарших прудов. Дети идут к другому мольберту. Педагог показывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову на Патриарших прудах.

Педагог. Ребята, вы, наверное, устали во время экскурсии. Давайте отдохнём в сквере под тенистым клёном рядом с памятником дедушке Крылову. Дети свободно рассаживаются на ковре. Звучит басня "Кукушка и Петух" в исполнении педагога. Дети, на следующем занятии мы разберём эту басню и прочитаем её по ролям .

Педагог. Дети, вам понравилась экскурсия?

Дети. Да!







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconЗанятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной...
...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В icon«история англо-американской литературы»
Я литературы Великобритании и США в тесной связи с процессом исторического развития, ознакомиться с содержанием базовых текстов англо-американской...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В icon«история англо-американской литературы»
Я литературы Великобритании и США в тесной связи с процессом исторического развития, ознакомиться с содержанием базовых текстов англо-американской...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconКонспект, отзыв
Разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы, их основные...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconЛитература 9кл. 9 Класс (102 часа по программе)
...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconУрок Введение. Литература это "учебник жизни"
...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок Искусство слова. Отличие художественной литературы от литературы научной. Художественный образ
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconТематическое планирование курса литературы в V x класс
Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественной литературы
Русская литература ХХ века. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconСтатья, рецензия
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности язык Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обогатить духовный мир учащихся. Формировать общечеловеческие духовные ценности на примере анализа восприятия произведений русской...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи....
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками в работах А. В iconЛюбое художественное произведение невозможно без си. Имя героя является...
Еще В. В. Виноградов справедливо замечал: «Вопрос о подборе имен, фамилий, прозвищ в художественной литературе, о структурных их...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск