№ уро-ка
| Раздел программы, темы уроков
| Виды деятельности учащихся
| Планируемые результаты
| Контроль
| Планиру-
емые сроки
|
1
| Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
| Репродуктивная: составление тезисного
плана статьи учебника.
| Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь составлять
тезисный план статьи учебника.
| Тезисный план
|
|
Литература первой половины XIX века
|
2
| Обзор русской литературы первой половины XIX века.
| Репродуктивная: составление тезисного
плана или конспекта лекции учителя, работа со словарём литературоведческих терминов, инд. сообщения о Г.Р. Державине, В.А.Жуковском, К.Н.Батюшкове
| Знать основные закономерности историко-литературного процесса, сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития. Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
| Тезисный план или конспект лекции учителя, инд. сообщения о поэтах
|
|
А. С. Пушкин (10ч)
|
3
| А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.
| Сообщения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, выразительное чтение стихов.
| Знать о художественных открытиях А.С. Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.
| Индивидуальные сообщения
|
|
4
| Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок.
| Выразительное чтение стихов, ответы учащихся, элементы анализа стихотворений («Погасло дневное светило», «Элегия», «Подражание Корану» ( IX «И путник усталый на Бога роптал»).
| Знать основные мотивы, «вечные темы», особенности романтической лирики.
Уметь анализировать стихотворения, соотнося с литературным направлением, с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.
| Анализ стихов
|
|
5
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
| Выразительное чтение и анализ лирического текста («Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»), записи в тетради.
| Знать мотивы лирики Пушкина, понимать значение лирики в период её написания.
Уметь определять средства выразительности, давать свою оценку.
| Анализ стихов
|
|
6
| Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина.
| Исследовательская: выразительное чтение и анализ лирического текста («Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти»), индивидуальное сообщение «Пушкин и декабристы».
| Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выступать с сообщением на литературную тему.
| Выразитель-
ное чтение и анализ стихотворе-
ний, индивидуаль-
ное сообщение
|
|
7-8
| Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.
| Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…» «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)
| Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления, сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы.
| Выразитель-
ное чтение и анализ стихотворе-
ний
|
|
9
| Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме.
| Продуктивная: выразительное чтение эпизодов поэмы, устное словесное рисование.
Исследовательская: сравнитель-
ный анализ тех произведений Пушкина и Гоголя, в которых нашёл воплощение образ «маленького человека».
| Знать идейно - художественные особенности поэмы, понимать, в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила тема «маленького человека», каково значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника».
| Выразитель-
ное чтение и идейно-тематический, проблемный анализ поэмы, сравнитель-
ный анализ, ответы на вопросы
|
|
10
| Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
| Продуктивная: выразительное чтение эпизодов поэмы, устное словесное рисование.
Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста со скульптурными произведениями, ответы на проблемные вопросы.
| Знать приемы создания образов в поэме.
Уметь раскрывать конфликт личности и государства, сравнивать пушкинский «Медный всадник» и памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа.
| Выразитель-
ное чтение и идейно-тематический, проблемный анализ поэмы, сравнитель-
ный анализ
|
|
11-12
| Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
| Написание сочинения.
| Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, сравнительную психологическую характеристику героев.
| Классное сочинение
|
|
М. Ю. Лермонтов (7 ч.)
|
13
| М. Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира поэта. Основные темы и мотивы лирики.
| Индивидуальное сообщение, чтение и анализ стихотворений «Нет, я не Байрон, я другой…», «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Родина».
| Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.
Уметь анализировать романтические стихотворения.
| Индивидуаль-
ное сообщение, чтение и анализ стихотворе-
ний
|
|
14
| Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонто-ва.
| Чтение и анализ стихотворений «Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание», «Валерик».
| Знать стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.
Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы.
| Чтение и анализ стихотворе-
ний
|
|
15
| Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины.
| Чтение и анализ стихотворений «Как часто, пестрою толпою окружен..», «Выхожу один я на дорогу…».
| Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл.
Уметь анализировать стих-я по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.
| Чтение и анализ стихотворе-
ний
|
|
16
| Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.
| Чтение и анализ стихотворений. Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова на одну тематику.
| Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.
Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по одной тематике.
| Чтение и анализ стихотворе-
ний, сравнитель-
ный анализ
|
|
17-18
| Вн.чт. Адресаты любовной лирики Лермонтова.
| Поисковая: сообщения на заданную тему. Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова на одну тематику.
| Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.
Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов одной тематики, находить нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщениями на заданную тему.
| Сообщения учащихся, чтение и сравнитель-
ный анализ стихотворе-
ний,
|
|
19
| Р.Р. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.
| Письменный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.
| Знать элементы анализа лирического стихотворения.
Уметь анализировать лирическое стихотворение.
| Письменный анализ стихотворе-
ния
|
|
Н.В.Гоголь (6 ч.)
|
20
| Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести». Обзор.
| Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, конспектирование материала.
| Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.
| Сообщение о писателе
|
|
21-22
| Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
| Продуктивная: устное словесное рисование «Прогулка по Невскому».
Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение.
Исследовательская: сравнитель-
ный анализ произведений Пушкина и Гоголя, воспроизводящих образ Петербурга.
| Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Пушкина и Гоголя. Понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира.
Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.
| Устное словесное рисование, сравнитель-
ный анализ, ответы на вопросы
|
|
23
| Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести.
| Анализ эпизода, монологическая речь.
| Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.
Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.
| Анализ эпизода повести
|
|
24-25
| Р.Р. Изложение с элементом сочинения по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души»)
| Изложение с элементами
сочинения
| Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.
| Изложение с элементами
сочинения
|
|
Литература второй половины XIX века
|
26
| Обзор русской литературы второй половины XIX века.
| Репродуктивная: составление тезисного
плана статьи учебника.
| Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь составлять
тезисный план статьи учебника.
| Тезисный план
|
|
27
| Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова.
Особенности композиции романа «Обломов».
| Сообщение об основных этапах жизни и творчества писателя, конспектирование, ответы на вопросы.
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.
Уметь готовить сообщение, используя дополнительные источники информации.
| Сообщения учащихся, аналитичес-
кая беседа
|
|
28
| Обломов — «коренной народный наш тип».
| Репродуктивная: краткий пересказ. Поисковая: комментированное чтение главы «Сон Обломова».
| Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»
Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера.
| Краткий пересказ,
комментиро-
ванное чтение
|
|
29
| «Обломов» как роман о любви.
| Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
| Знать, какое отражение получили в романе «рациональный» и «сердечный» типы любви. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа.
| Комментиро-
ванное чтение сравнитель-
ный анализ
|
|
30
| «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.
| Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ образов. Репродуктивная: конспектирование мини-лекции учителя «Роман «Обломов» в зеркале русской критики».
| Знать понятие «обломовщина».
Уметь находить признаки явления в жизни и в романе, отбирать материал для сравнительного анализа.
| Комментиро-
ванное чтение сравнитель-
ный анализ образов
|
|
А.Н.Островский (5 ч.)
|
31
| Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга.
| Репродуктивная: сообщение об основных этапах жизни и творчества писателя, конспектирование, ответы на вопросы.
| Знать основные этапы творческого пути А.Н.Островского, роль драматурга в создании русского национального театра. Уметь выступать с сообщениями на заданную тему.
| Сообщения учащихся, беседа
|
|
32
| История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев пьесы А.Н.Островского «Гроза».
| Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Поисковая: комментированное чтение, ответы на вопросы, характеристика персонажей в системе образов
| Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.
Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.
| Характеристика персонажей, беседа
|
|
33
| Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
| Репродуктивная: выборочный пересказ отдельных эпизодов. Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Исследовательская: анализ текста пьесы.
| Знать особенности характеров персонажей, роль пейзажа в драме. Уметь владеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ города Калинова; анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции.
| Выборочный пересказ, комментиро-
ванное чтение, анализ текста
|
|
34
| Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.
| Продуктивная: выразительное чтение монологов и диалогов. Исследовательская: сравнительная характеристика героев, анализ текста пьесы.
| Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины и внешнего конфликта «Грозы», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в нём; как сочетаются в характере главной героини народно-поэтическое и религиозное; в чём заключается нравственная проблематика «Грозы». Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, выразительно читать монологи и диалоги, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
| Сравнитель-
ная характеристи-ка героев, анализ текста пьесы
|
|
35
| Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
| Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста критической статьи, составление конспекта. Исследовательская: сравнительный анализ статей Н.А.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы».
| Знать содержание критических статей Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Уметь составлять тезисный план и конспект критической статьи, сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь.
| Конспект статьи Н.А.Добролюбова, беседа, домашнее сочинение
|
|
И.С.Тургенев (9 ч.)
|
36
| Слово о И.С.Тургеневе.
Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе
|
|
|
|
|
37
| История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.
|
|
|
|
|
38
| Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя.
|
|
|
|
|
39
| «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».
|
|
|
|
|
40
| Любовь в романе «Отцы и дети».
|
|
|
|
|
41
| Анализ эпизода «Смерть Базарова».
|
|
|
|
|
42
| Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
|
|
|
|
|
43
| Р.Р. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
|
|
|
|
|
44
| Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева
|
|
|
|
|
| Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)
|
|
|
|
|
| Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»)
|
|
|
|
|
| Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»),
|
|
|
|
|