№
п.п
| Наименование раздела и тем
| Часы
| Сроки
| Виды деятельности учащихся
(в том числе по развитию связной речи)
| Теория литературы.
|
1.
| Введение -1ч
Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
|
1
|
| Изучающее чтение учебной статьи
Составление тезисного плана
| Литература и история.
Писатель и его роль в литературном процессе.
Жанры и роды литературы.
|
2.
| Вн. чт. №1. Творческая защита страничек читательского дневника
| 1
|
| Выступления с сообщениями
| Литературные роды
|
3.
| Из устного народного творчества -3ч
Исторические песни: « Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», « Разин и девка- астраханка»,
( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи.
| 1
|
| Составление плана статьи учебника
Выяснение значения непонятных слов, составление словаря
Выразительное чтение исторических песен
| Песня как жанр фольклора,
Историческая песня.
Отличие исторической песни от летописи и былины,
Песня-плач.
|
4.
| Исторические песни: «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Орешек». Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.
| 1
|
| Самостоятельная работа учащихся по анализу исторической песни с опорой на руководство для самостоятельной работы.
| Историческая песня.
Тема, лирический персонаж, образно-выразительные средства, идея песни
|
5.
| Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне». Анализ произведения. Нравственная проблематика в исторической песне и песне плаче
| 1
|
| Выразительное чтение исторических песен
Анализ произведений.
| Историческая песня
|
6.
| Из древнерусской литературы -3ч
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.
| 1
|
| Выразительное чтение монологов
Наблюдение над лексикой
| Слово и моление как жанры древнерусской литературы
|
7.
| «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.
| 1
|
| Выразительное чтение
Словарная работа
Пересказ эпизодов
Анализ картины м.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
| Житийная литература
|
8.
| «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.
| 1
|
| Работа с разделом учебника
«В мире художественного слова» Выразительное чтение
Анализ иллюстрации
| Житийная литература
Летописный свод
|
9.
| Из литературы 18 века
Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Ода «Вельможа».
| 1
|
| Словарная работа
План статьи
Словарная работа
Выразительное чтение оды
| Традиции классицизма в лирическом тексте
Развитие представлений об оде.
|
10
| Державин Г.Р. Тема поэта и поэзии. Стихотворение Памятник»*
| 1
|
| Анализ стихотворения по вопросам. Сопоставление стихотворений М.В.Ломоносова и Г.Р. Державина.
| Традиции классицизма в лирическом тексте
|
11.
| Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.
| 1
|
| Чтение, формулировка и запись выводов
| Сентиментализм как литературное направление
Сентиментализм и классицизм
Жанр сентиментальной повести.
|
12.
| Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы
| 1
|
| Творческая работа: похвальное слово историку и писателю Различные виды чтения и пересказа
| Сентиментализм
|
13.
14.
| Из литературы 19 века 30+6+2
Поэты круга Пушкина. Читательская конференция. Предшественники и современники.
Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»*; Батюшков К.Н. «Мой гений», «Переход русских войск через Неман» «Надпись к портрету Жуковского», « Есть наслаждение в дикой природе»; основные темы, мотивы.
Баратынский Е.А. « Разуверение», «Чудный град порой сольётся», «Муза»; Дельвиг А.А. «Романс», «Русская песня», «Идиллия». Система образно-выразительных средств
Языков Н.М. « Родина», «Пловец»*. Рылеев К.Ф. « Я ль буду в роковое время». Основные темы, мотивы
|
2
|
| Составление тезисного плана
Выразительное чтение и анализ стихов
Выступления с сообщениями
| Баллада (развитие представлений), элегия,
Жанровое образование – дума, песня, «лёгкая поэзия»,
Элементы романтизма,
романтизм
|
15.
| Р.Р.№1 Подготовка к домашнему сочинению – письменному анализу одного стихотворения
| 1
|
| Составление плана
Сбор материалов к сочинению
(Работа в группах. Анализ стихотворений. Использование клише)
| Романтизм
|
16.
| Пушкин А.С. 7ч+1 вн.чт +2 Р.Р. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»*,
« 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».
| 1
|
| Выразительное чтение, чтение наизусть
Работа с материалами рубрики «В мире художественного слова»
По желанию подготовк4а сообщения «Адресаты лирики Пушкина»
| Послание, песня
Художественно-выразительная роль частей (местоимение)
Поэтическая интонация
Лирический герой
|
17.
| Вн.Чт. № 2. Книги о лицейском периоде жизни А.С. Пушкина
(Гессен А. «Жизнь поэта»,
Тынянов Ю.Н. «Пушкин»
| 1
|
| Эвристическая беседа, инсценирование
Устные сообщения
| Сюжет,
Композиция, особенности языка писателя.
|
18.
| Пушкин А.С. «Маленькие трагедии». Обзор, содержание одного произведения по выбору. Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительному плану.
| 1
|
| Выразительное чтение по ролям
Эвристическая беседа
Устные сообщения – самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
| Трагедия
|
19.
| Пушкин А.С. «Пиковая дама» (обзор). Основная проблематика произведения
| 1
|
| Комментированное чтение
Различные виды пересказов
Характеристика образа
| Система образов
|
20.
| Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.
| 1
|
| Составление подробного плана статьи учебника
Комментированное чтение 1-ой главы
| Проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история)
|
21.
| Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести
| 1
|
| Пересказ 1-2 глав повести
Характеристика персонажей
Беседа «Воспитание Петруши Гринёва»
| Система образов
|
22.
| Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям повести
| 1
|
| Анализ 3-5, 6-9 глав текста
Анализ эпизода художественного текста по составленному плану
|
|
23.
| Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы
| 1
|
| Подбор цитат для характеристики персонажей
Выразительное чтение
Проверочная работа по повести А.С.Пушкина
| Исторический роман
Авторская позиция
|
24.
25.
| Р.Р.№ 2,3 Классное сочинение и его анализ по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (+1ч из уроков русского языка)
| 2
|
| Эвристическая беседа
Самостоятельная работа
|
|
26.
| Лермонтов М.Ю. 2+1Кавказ в жизни и в творчестве. Поэма «Мцыри»
| 1
|
| Составления плана рассказа о роли Кавказа в жизни и в творчестве М.Ю. Лермонтова.
| Сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
|
27.
| Лермонтов М.Ю. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость. Сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри» - любимый идеал поэта»- В.Белинский
| 1
|
| Выразительное чтение отрывков из поэмы (наизусть)*.
Обмен мнениями.
Проверочная работа по теме М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
|
28.
| Р.Р.№ 4 Подготовка к домашнему сочинению по поэме Лермонтова М.Ю. «Мцыри»:
| 1
|
| Выбор темы, составление планов, подбор эпиграфов, редактирование сочинений.
|
|
29.
30.
| Гоголь Н.В. – 4 +1 Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь
Гоголь Н.В. Комедия «Ревизор». Творческая и сценическая история пьесы.
|
1
|
| Устные подготовленные сообщения
Анализ афиши
комментированное чтение.
Дома: цитатный план
| Драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии,
комический рассказ.
|
Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.
| 1
|
| Анализ 1 и 2- го Д
Чтение в лицах
цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения
|
31.
| Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество. Триумф Хлестакова
| 1
|
| Различные виды чтения и
Анализ 3 и 4- го Д
Инсценирование
| Фантастический элемент как прием создания комической ситуации
|
32.
| Гоголь Н.В. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения
| 1
|
| Анализ текста (5Д), выявляющий авторский замысел. Дискуссия
Анализ иллюстраций
| Немая сцена
Проверочная работа по теме Н.В.Гоголь «Ревизор»
|
33.
| Р.Р. №5 Классное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
| 1
|
| Самостоятельная работа – сочинение на одну из тем по выбору:1.Почему обманулся городничий? 2.Над чем и как смеётся Н.В.Гоголь? 3. Уездный город глазами столичного гостя.
4. Тему формулируют сами учащиеся.
|
|
34.
| Тургенев И.С. -2ч Основные вехи биографии писателя. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев
| 1
|
| Выборочное чтение.
Различные виды пересказа, Составление развёрнутого плана (тезисный план) ответа по теме «Творческая история повести «Ася»
| Лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести.
|
35.
| Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини
| 1
|
| Дискуссия, письменная характеристика персонажа,
отзыв о прочитанном
| Психологический портрет,
Развитие представлений о сюжете, авторская позиция
|
36.
| Вт.Чт. № 3 Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века:
Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берё-за», «Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»
| 1
|
| Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос, устный анализ одного стихотворения (по выбору)
| Выразительные средства художественной образности
|
37.
| Некрасов Н.А. Основные вехи биографии Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова.
| 1
|
| Творческое чтение лирических произведений, составление словаря для характеристики лирического персонажа
Стих «Тройка»*(или другое-на выбор?
| Фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
|
38.
| Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы»*, «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.
| 1
|
| Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
| Углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического произведения.
|
39.
| Островский А.Н. - 2ч +1 .Краткие сведения о писателе. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета
| 1
|
| Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения
| Развитие представлений о драматическом произведении
|
40.
| Островский А.Н. «Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки
| 1
|
| Чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к характеристике Снегурочки. Дома: творческие задания
| Речевая характеристика персонажа
|
41.
| Р.Р. №6 Конференция. Островский А.Н. В мире художественного слова пьесы «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке
| 1
|
| Конференция. Выступления с творческими заданиями.
Темы:1. «Снегурочка» и устное народное творчество. 2.Роль, которую я хотел бы сыграть в пьесе «Снегурочка». 3. Исполнители пьесы и оперы
Н.А. Римского-Корсакова
| Развитие представлений о драматическом произведении
|
42.
| Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество». Автор и герой в повести.
| 1
|
| Различные виды чтения
Участие в беседе
| Автобиографическая проза
|
43.
|
Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест. Истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа.
| 1
|
| Различные виды чтения и пересказа,
| Композиция и фабула рассказа.
|
44.
| Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
| 1
|
| Тезисный план к домашнему
сочинению-рассуждению на одну из тем: 1.Почему рассказ называется «После бала»?
2.Как Л.Н.Толстой разоблачает полковника?
| Мотив
Тема
Идея
|
45.
| Контрольная работа №1 - тест
по теме «Из литературы 19 века»
| 1
|
| Тест
| Проверка знаний
|
46.
| Из литературы 20 века
Горький М. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказы: «Мой спутник», «Макар Чудра».
| 1
|
| Различные виды чтения и пересказа, цитатный план
| Традиции романтизма, жанровое своеобразие сказка)
|
47.
| Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа. Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности
Художественное своеобразие ранней прозы Горького
| 1
|
| Различные виды чтения
Письменный ответ на вопрос
| Традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
|
48.
| Вн.Чт.№4 А.Грин «Алые паруса»
Вопросы любви, добра и доброты в повести.
| 1
|
| Составление вопросов для обсуждения повести
Эвристическая беседа
| Повесть, романтизм, сюжет, композиция, система образов
|
49.
| Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»
Наизуст ь - стихотворение по выбору учащихся
| 1
|
| Выразительное чтение
Устный отзыв о прочитанном произведении
| Неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
|
50.
| О О серьёзном — с улыбкой (сатира начала XX века) (2ч.)
Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.
| 1
|
| Различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
| Расширение представлений о понятиях Литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм.
|
51.
| Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
| 1
|
| Участие в эвристической беседе.
Выполнение заданий к разделу «В мире художественного слова»
| Расширение представлений о понятиях Литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм.
|
52.
| Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта 50 -60-х годов
| 1
|
| Выразительное чтение.
Анализ стихотворения по плану
| Лирика, лирический герой,
Художественная идея.
|
53.
| Р.Р. № 7 |