Муниципальное образовательное учреждение
«Нефёдовская основная общеобразовательная школа»
Принято на педагогическом совете.
Протокол №1 от 18 августа 2013г.
| Утверждено директором школы.
Приказ №141 от 3 сентября 2013г.
|
Рабочая программа по литературе в 6 классе
учитель-разработчик: Кузнецова Г. Н.
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин , С.А.Зинин, В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009года. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В 2010-2011 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы).
Учебник « Литература. 6 класс. Автор составитель: Г.С.Меркин. Москва, «Русское слово», 2010 г» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для образовательных учреждений Вологодской области для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:
385 часов на этапе основного общего образования: в VI классе выделяется 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Реализация практической части программы:
классное сочинение – 3
домашнее сочинение – 1
тестирование - 2
ВН.ЧТ.- 7
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшими умениями в 6классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
АЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учеб-ного
времени
| Плано-вые сроки прохождения
| Примечание
| Введение
| 1.
| Книга и её роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино)
| 1
|
|
| Греческая мифология
| 2.
| Греческая мифология. Мифы о героях: «Герои», «Прометей».
| 1
|
|
| 3.
| Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту. «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид».
Т.Л. Мифологический сюжет. Мифологический персонаж.
| 1
|
|
| Устное народное творчество
| 4
| Предание и его художественные особенности. «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана».
| 1
|
|
| 5
| «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. Т.Л. Предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы.
| 1
|
|
| Древнерусская литература
| 6
| Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах». Т.Л. Житие, сказание.
| 1
|
|
| 7
| «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Т.Л. Древнерусская повесть. Автор и герой.
| 1
|
|
| 8.
| «Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы.
| 1
|
|
| 9
| ВН. ЧТ.(1) «Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе». Исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
| 1
|
|
| Литература 18 века
| 10
| М.В. Ломоносов. Годы учения.
| 1
|
|
| 11.
| М. В. Ломоносов. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф». Отражение позиций учёного и гражданина в поэзии Т.Л. Иносказание, аллегория, риторическое обращение, многозначность слова и образа.
| 1
|
|
| Литература 19 века
| 12.
| В.А. Жуковский. Личность писателя. Жанр баллады в творчестве Жуковского.
| 1
|
|
| 13.
| Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа.
| 1
|
|
| 14.
| Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Т.Л. Реальное, фантастическое, фабула, баллада.
| 1
|
|
| 15.
| Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Лирика природы. «Деревня», «Рдеет облаков летучая гряда», «Зимнее утро».
| 1
|
|
| 16
| А.С. Пушкин. Первичное представление о романе. «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел.
| 1
|
|
| 17
| Картины жизни русского барства. Конфликт А. Дубровского и К. Троекурова.
| 1
|
|
| 18
| Нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость). Центральные персонажи. Основной конфликт романа.
| 1
|
|
| 19
| Р.р. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.
| 1
|
|
| 20
| Романтическая история любви В.Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к герою.
| 1
|
|
| 21
| Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.С. Пушкина.
| 1
|
|
| 22
| М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть.
Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
| 1
|
|
| 23
| Т.Л.Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Инверсия.
| 1
|
|
| 24
| Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг).
| 1
|
|
| 25
| Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Центральные образы и приёмы их создания.
| 1
|
|
| 26
| Массовые сцены в повести Гоголя и их значения.
| 1
|
|
| 27
| Связь повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Т.Л. Героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры.
| 1
|
|
| 28
| Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
| 1
|
|
| 29
| И.С. Тургенев. Творческая история и своеобразие композиции цикла «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг.
| 1
|
|
| 30
| Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. Образ рассказчика. Идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры.
| 1
|
|
| 31
| | |