Программа «музыкальная литература»





Скачать 433.79 Kb.
НазваниеПрограмма «музыкальная литература»
страница1/5
Дата публикации15.02.2015
Размер433.79 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа № 2

г. Кандалакша

«Согласовано» Утверждаю

Методический Совет Директор МОУДОД –

МОУДОД-ДМШ № 2 ДМШ № 2 г. Кандалакша

Протокол № ____________ ___________________И.И.Посацкий «____»_________________2007 г. «_____»_____________200 г.
ПРОГРАММА

« МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

для детей 7 – 9 лет

срок реализации 4 года
Составитель:

Трунковская Ирина Марковна

преподаватель по классу

музыкальной литературы

г. Кандалакша 2007 г.

Примерные Календарные (поурочные) Планы

для работы по предмету «Музыкальная литература» в ДМШ
Планы составлены на основе документов:

1. «Музыкальная литература». Программа для детских музыкальных школ .

Министерство культуры СССР. Методический кабинет по учебным заведениям искусств Утверждено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР, (Москва, 1979г.)

2.«Методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ». Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по художественному образованию (Москва, 2002г.)
Планы дополнены и изменены в соответствии с обновленными учебными пособиями, требованиями времени и практическим опытом работы преподавателя, а также с учетом новых технических возможностей (в частности, компьютерных технологий).

Предлагаемые Планы по Музыкальной литературе рассчитаны на занятия с учащимися 5-летнего и 7-летнего курсов обучения в ДМШ, соответственно распределяясь по классам:

1 год обучения – 2кл. (5-летнее обучение), 4кл. (7-летнее обучение);

2 год обучения – 3кл. (5-летнее обучение), 5кл. (7-летнее обучение);

3 год обучения – 4кл. (5-летнее обучение), 6кл. (7-летнее обучение);

4 год обучения – 5кл. (5-летнее обучение), 7кл. (7-летнее обучение).

В работе по курсу «Музыкальная литература в ДМШ по предложенным Календарным Планам используются следующие основные учебные пособия по годам обучения:

Первый год обучения:

1). З.Е.Осовицкая, А.С. Казаринова «Музыкальная литература» 1-й год обучения. (Москва, «Музыка», 2001г.);

2). Я.Е. Островская, Л.А. Фролова «Музыкальная литература», Рабочая тетрадь по музыкальной литературе (Санкт - Петербург, «Валерии СПД», 1998г.);

3). В.Владимиров, А.Лагутин «Музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1992г.);
Второй год обучения:

1). В. Н. Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран» (Москва, «Музыка», 2001г.);

2).И. А. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран»

( Москва, «Музыка», 1983г.);

Третий год обучения:

1). З. Осовицкая «Русская музыкальная литература» (Санкт – Петербургский музыкальный лицей комитета по культуре, Санкт – Петербург, 1997г.);

2). И.А. Прохорова «Русская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1983г.);

3) «Русская музыкальная литература»
Четвертый год обучения:

1). И. А. Прохорова «Русская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1983г.);

2). И. А. Прохорова, Г.С. Скудина «Советская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1999г.);

3).«Русская музыкальная литература»

4). – книги, альбомы о С.В. Рахманинове, Г.В. Свиридове и др. композиторах на уроках и при подготовке уч-ся рефератов ( материал, которого нет в учебниках).
Последовательность тем внутри Календарных Планов в течение какого-либо курса обучения может меняться в зависимости от разных обстоятельств, учитывая ситуацию в учебном процессе.
На уроках музыкальной литературы используются компьютерные технологии – компьютерная игра «Щелкунчик», «Музыкальные энциклопедии», диски DVD в формате MP3, информация из вкладышей к дискам, из серии альбомов о композиторах («Мир книги»), из рефератов, из Интернета, выполняются рисунки к музыке.

Учет знаний по предмету «Музыкальная литература»
Промежуточная и итоговая аттестация
В программе по музыкальной литературе указано, что в учебном плане предусмотрены уроки на повторение и контрольный опрос учащихся.

Контрольные уроки проводятся в конце каждой четверти, что часто совпадает с завершением очередной темы и является промежуточной аттестацией.

Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы.

В ДМШ №2 г. Кандалакша применяются различные формы и методы проведения итоговых контрольных уроков по музыкальной литературе:

1) письменные ответы на вопросы тестов по основным разделам музыкальных знаний – из области биографии композиторов, их творчества, стилей и формы музыкальных произведений;

2) написание реферата о жизни и творческой деятельности какого – либо композитора с последующей беседой по этой теме;

3) устный опрос, занимательные формы: кроссворды, компьютерные игры.

4) Обязательным видом проверки музыкально - слуховых знаний на контрольном уроке является викторина по пройденному курсу – в основном, по произведениям последнего года обучения с включением наиболее популярных «жемчужин» мировой классики, изученных ранее.

I ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ тем

Наименование тем

Содержание тем, музыкальные примеры

Кол-во час/





1.

Музыка как вид искусства
Знакомство с предметом «Музыкальная литература»

1) Искусство в нашей жизни. Мифы, легенды, сказания

2) Различные виды искусства, музыкальные жанры

3) Специфика музыкального искусства

( отсутствие наглядности, звуковая природа, музыкальные и немузыкальные звуки).

4) Слушание: К.В. Глюк «Орфей и Эвридика» (Хор фурий, Ария Орфея, «Мелодия»). Сюжет оперы




1




2.

Выразительные свойства звуков:


1) Мелодия, гармония, лад, метр, ритм, динамика, темп

2) Человеческий голос как музыкальный инструмент, хоры, виды голосов

3) Слушание: Н.А. Римский-Корсаков «Садко» (Хор «Высота»,

Песни гостей: Индийского, Варяжского, Веденецкого). Сюжет оперы


1




3.

Фактура:

1) Одноголосная

2) Полифоническая

3) Гомофонно-гармоническая

4) Аккордовая

Слушание музыкальных примеров (учебник Островской, Л. Фроловой, гл.1)


1




4.

Музыкальные инструменты


История создания инструментов с древних времен по книге Г. Абрамяна «Маленький упрямый барабан»

Виды инструментов:

1) Струнные смычковые

2) Струнные щипковые

3) Духовые

4) Ударные

5) Клавишные

1




5.

Клавишные инструменты:

1) Орган – клавишно-духовой инструмент. Устройство органа.

Слушание: И.С. Бах « Токката и фуга ре минор»

2) Клавесин – клавишно-щипковый инструмент. Разновидности клавесина.

Слушание: И.С. Бах Французская сюита до минор

1.




6.

Клавишные инструменты


1) Фортепиано – клавишно – ударный инструмент (изобретен в 18 в. Бартоломео Кристофори).

2) Виды фортепиано – пианино и рояль. Устройство и отличие инструментов

Возможности инструментов: изменение динамики, связывание звуков педалью

Слушание: Л. Бетховен «К Элизе»,

Ф. Шопен «Ноктюрн» Ми бемоль мажор

3) Определение по слуху тембра пройденных клавишных инструментов

1




7.

Инструменты симфонического оркестра

  1. Группы инструментов, их роль в оркестре

  2. Скрипка – царица музыки.

  3. Строение корпуса скрипки

  4. Выразительные возможности скрипки

  5. Великие скрипичные мастера

  6. Иллюстрация преподавателя школы Мамедовой А.К.,

концертмейстера Гура Е. М.


1




8.

Духовые инструменты –


а) Деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет;

б) Медные духовые инструменты: труба, альт.

1) Строение корпуса

2) Выразительные возможности

3) Иллюстрация учащихся и преподавателей: Власовой Т.Г., Дружининой Н.Н., Посацкого И. И.


1




9.

Контрольный урок по теме: «Музыкальные инструменты»

  1. Устный опрос по изученным инструментам

  2. Викторина – определение инструмента на слух

1




10.

Музыкальная сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

  1. Инструменты – персонажи сказки, их тембры: «Петя» - скрипка, «Птичка» – флейта, «Утка» – гобой, «Кошка» – кларнет, «Дедушка» – фагот, «Волк» – 3 валторны, «Охотники» – литавры

2)Слушание сказки, просмотр картинок

1




11.


Лейтмотивы персонажей сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»

  1. Характеристика лейтмотивов

  2. Слушание в оркестровом исполнении и на фортепиано

  3. Роль тембров инструментов в передаче образов сказки

1




12.

Контрольный урок по сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»


  1. Определение лейтмотивов в исполнении на фортепиано

  2. Определение тембров инструментов




1




13.

Балет. История жанра. Балет в России.

1) Виды хореографии::

Классические танцы – аллегро, адажио; характерные танцы – национальные и народные в обработке

2) Музыка в балете

  1. Строение балета. Увертюра, антракты, апофеоз, действия, картины, сцены, сольные номера (вариации, па-де-де, па-де-труа, па-де-катр)

  2. Сюита, дивертисмент

1




14.

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»


  1. История создания, либретто, строение балета

  2. Слушание музыки: увертюра, 1д. 1к. Марш, Танец Щелкунчика, Колыбельная, танец бабушек и дедушек, ночь в зале, рост елки, сцена сражения. 1д.2к. Танец снежных хлопьев

1




15.

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»


  1. 2д. В «Стране Сластей». Дивертисмент – танцевальная сюита:

испанский танец («Шоколад»), арабский танец («Кофе»),

китайский танец («Чай»), русский танец («Трепак»),

французский «Танец пастушков»,

«Вальс цветов», Адажио – па-де-де, Танец феи Драже

1




16.

Контрольный урок по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»

1) Опрос по сюжету и выразительным средствам музыки

  1. Викторина по музыке балета

1




17.

Опера. Специфика жанра


  1. История рождения оперы

  2. Опера – сериа, опера - буффа

  3. Опера в России

  4. Строение оперы, вокальные номера, оркестровые номера

1




18.

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

История создания, сюжет, либретто, строение оперы

Слушание музыки:

  1. Увертюра,

  2. Интродукция – 1-я Песнь Баяна.

1действие:

  1. Каватина Людмилы,

  2. Сцена похищения Людмилы (целотонная гамма),

  3. Ансамбль «Какое чудное мгновенье»



1




19.

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

2действие:


1) Рондо Фарлрфа (форма рондо)

  1. Ария Руслана

3действие:

  1. Сцена с Головой

  2. Персидский хор

4действие:

1) Ария Людмилы

  1. Марш Черномора

1




20.

Опера «Руслан и Людмила»


  1. Восточные танцы: турецкий, арабский, лезгинка (кавказский)

  2. Сцена сражения Руслана и Черномора

5 действие:

  1. Хор « Ах, ты, свет, Людмила»

  2. Заключительный хор

1




21.

Контрольный урок по опере «Руслан и Людмила»

  1. Устный опрос по сюжету оперы

  2. Викторина из фрагментов оперы

1




22.

Эдвард Григ


  1. Биография норвежского композитора, его роль в мировой музыке

  2. История создания музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», сюжет

1




23.

Э. Григ «Пер Гюнт»


  1. Слушание музыки с анализом выразительных средств:

1 сюита - Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля

  1. 2-я сюита - Возвращение Пер Гюнта, Песня Сольвейг

1




24.

Контрольный урок по музыке к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

  1. Опрос по сюжету

  2. Викторина из фрагментов музыкальных произведений

1




25.

Жанры в музыке


  1. Песня – жанр вокальной музыки, сплав музыки и слова. Песни – народные: обрядовые («Во поле береза стояла»), исторические («Как за речкою да за Дарьею»), профессиональные (Ф. Шуберт «Форель») Куплетная форма.

  2. Марш – инструментальный жанр, сопровождающий шествие (П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»). Четкий ритм, четный размер.

  3. Танец – жанр инструментальной музыки, сплав ритмичной музыки и движения

( Й. Брамс «Венгерский танец №5, Э. Григ «Норвежский танец»)



1




26.

Народные танцы

Характерные черты ритмов, мелодики разных народов. Слушание музыки:


  1. «Камаринская» – русский народный танец

  2. «Бульба» – белорусский народный танец

  3. «Трепак» – русский народный танец

  4. «Гопак» – украинский народный танец

  5. «Лезгинка» – танец лезгин из Дагестана (инструмент зурна)

1




27.

Народные песни в творчестве русских композиторов

  1. М.И. Глинка Вариации для ф-но «Среди долины ровныя»

  2. П.И. Чайковский Струнный квартет №1, 2 часть («Сидел Ваня»)

  3. Н.А. Римский-Корсаков хор «Высота» из оперы «Садко», сб. «100 русских народных песен», «Со вьюном я хожу»

  4. М.П. Мусоргский опера «Хованщина», 3д., песня Марфы

1




28.

Музыкальная форма


Анализ пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского

(с использованием авторских стихотворных текстов к пьесам цикла И.М. Трунковской в исполнении Е. Камочкиной)

  1. Период – законченная простая одночастная форма Строение периода: мотив, фраза, предложение. Виды периодов – повторного, неповторного строения, модулирующий. («Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы»)

  2. Простая 2-х частная форма (А-В) («Старинная французская песенка» - с включением- репризой во 2-й части, «Шарманщик поет»)


«Детский альбом» П.И. Чайковского

  1. Сложная 2-х частная форма («Неаполитанская песенка»)

  2. Простая 3-х частная форма (А-В-А) («Зимнее утро», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Нянина сказка», «Сладкая греза», «Немецкая песенка»)

  3. Сложная 3-х частная форма («Вальс»)

  4. Вариационная форма «Русская песня», «Камаринская» – тема и 3 вариации




1




29.

«Детский альбом» П,И, Чайковского как музыкальная повесть

  1. Единство сюжетной линии 24 пьес цикла

  2. Музыкальный язык пьес – выразительные средства

  3. Анализ формы всего цикла в целом и отдельных пьес

  4. Викторина по 24 пьесам «Детского альбома»

1




30.

Музыкальная форма

1) Циклические формы


Сюита: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига

Слушание: И.С. Бах «Французская сюита» до минор

  1. Сонатно-симфонический цикл, строение 1 части «форма сонатного аллегро»

Слушание: Й. Гайдн Соната Ре мажор 1 и 2 части


1




31.

Музыкальная форма

1)Вариационные формы: старинные, строгие (классические), свободные (романтические), двойные, тройные

Слушание: В. Моцарт Соната Ля мажор, 1 часть ( вариации)

2) Форма рондо

Слушание: Й. Гайдн 3 часть Сонаты Ре мажор (рондо)


1



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «музыкальная литература» iconПояснительная записка рабочая программа «Музыкальная литература»
«Музыкальная литература» и методическими пособиями, разработанными на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств...
Программа «музыкальная литература» iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Программа «музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература» образовательных...
«Музыкальная литература», разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре...
Программа «музыкальная литература» iconПримерная программа общепрофессиональной дисциплины «ОД. 02. 04;ОП....
Примерная программа по дисциплине Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) единого курса од. 02. 04 и оп. 01 является...
Программа «музыкальная литература» iconПояснительная записка. Данная программа предназначена для народного...
Программа предназначена для народного отделения по дисциплине «Музыкальная литература», детской школы искусств. В ней раскрывается...
Программа «музыкальная литература» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Музыкальная литература»
Учебно – тематический план
Программа «музыкальная литература» iconАдаптированная программа по предмету музыкальная литература
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа «музыкальная литература» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальная литература»
Выполнение в полном объеме требований предъявляемых к содержанию дополнительных образовательных программ
Программа «музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств
Программа «музыкальная литература» iconОбразовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература»...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа «музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Камско – Устьинской дмш
Программа «музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств
Программа «музыкальная литература» iconЧто изучает предмет «музыкальная литература»?
Почему художники, композиторы, деятели искусства черпают вдохновение в истории своей страны?
Программа «музыкальная литература» iconОбразовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального...
Программа «музыкальная литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Музыкальная литература» и под редакцией А. И. Лагутина, Э. С. Смирновой,1982г., рекомендованной Министерством Культуры Российской...
Программа «музыкальная литература» iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск