Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной





НазваниеОбразовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной
страница1/11
Дата публикации11.06.2015
Размер1.28 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ОТДЕЛ ПО КУЛЬТУРЕ

АДМИНИСТРАЦИИ РАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«РАМОНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»
ПО.02 - Теория и история музыки

ПО.02.УП.03 - Музыкальная литература


посёлок РАМОНЬ

2013 год


РАССМОТРЕНО
Методическим советом

МКОУДОД «Рамонская ДШИ»


25 января 2013 года

___________________

дата рассмотрения


УТВЕРЖДАЮ
Директор

МКОУДОД «Рамонская ДШИ»
________________Т.П.Данилова
25 января 2013 года ____________________

дата утверждения



Разработчик - заведующая отделением теории, хора и сольного пения

МКОУДОД «Рамонская ДШИ» Долбилова А.С.
Рецензент - заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МКОУДОД «Рамонская ДШИ» Стрыгина Е.В.

Рецензент - преподаватель теоретических дисциплин, заведующая

отделением теории и хора МКОУДОД «ДШИ пос.ВНИИСС»

Пузикова Н.Л.

Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание учебного предмета

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

5. Формы, методы контроля и система оценок

6. Методическое обеспечение учебного процесса

7. Список литературы и средств обучения

1.Пояснительная записка

Образовательная программа по учебному предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и разработана в соответствии с Федеральными Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этой программе. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» может быть использована в области фортепианного исполнительства (предметная область – теория и история музыки) в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, реализующих общеобразовательные предпрофессиональные программы.

ПО.02 - Теория и история музыки

ПО.02.УП.03 - Музыкальная литература
Цели программы:

• духовное развитие ребёнка, обогащение его внутреннего мира, общей культуры, художественного вкуса, формирование критического мышления, восприимчивости к эстетическим ценностям и явлениям музыкальной культуры;

• воспитание интереса к музыкальному искусству, а также личностных качеств, позволяющих в дальнейшем самостоятельно, активно и целенаправленно реализовать себя в области музыкального искусства;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осознание целостной картины мировой музыкальной культуры;

• воспитание интереса обучающихся к творческому труду.

Задачи программы:

• системное изучение основных жанров, стилей, направлений в музыке;

• знакомство с творчеством крупнейших композиторов и музыкантов в исторической перспективе;

• развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха, воспитание полифонического мышления и чувства формы;

• анализ музыкальных произведений, изучаемых в курсе музыкальной литературы или исполняемых на инструменте;

• знание профессиональной музыкальной терминологии;

• умение излагать свои мысли в устном (беседы, дискуссии) и письменном виде;

• умение применять полученную информацию в повседневной жизни, при выполнении творческих проектов, в учебной деятельности;


2. Содержание учебного предмета

Срок реализации программы учебного предмета составляет 5 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок реализации может быть увеличен на один год.

Рекомендуемое количество часов на освоение учебного предмета: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 346,5(82,5) часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 181,5(49,5) часа; самостоятельной работы обучающегося - 165(33) часа.




Вид учебной работы


Объем часов

8 лет

9 лет

Максимальная учебная нагрузка (всего)

346,5

82,5

429

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

181,5

49,5

в том числе: мелкогрупповые занятия

231

Самостоятельная работа обучающегося (всего):

165

33

198

текущая работа (подготовка к контрольным урокам, переводным экзаменам, зачетам)

участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях;

посещение выставок, концертных залов; творческие встречи, мастер-классы

подготовка к итоговой аттестации



Учебный план, 8 лет обучения

Индекс

Наименование учебных предметов

Распределение по годам обучения

ПО.02

Теория и история музыки

1

2

3

4

5

6

7

8

недельная нагрузка в часах

ПО.02.УП.01

Музыкальная литература

-

-

-

1

1

1

1

1,5



Учебный план, 9 класс

Индекс

Наименование

учебных предметов

Распределение по полугодиям

ПО.02

Теория и история музыки

1

2

недельная нагрузка в часах

ПО.02.УП.03

Музыкальная литература

1,5

1,5

2. Учебно-тематический план учебного предмета.



п\п


Первый год обучения.

Общий объём времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные занятия

1

Введение. Музыка в жизни человека.

2

1

1

2

Содержание музыкальных произведений.

8

4

4

3

Выразительные средства музыки.

4

2

2

4

Программно-изобразительная музыка.

8

4

4

5

Песня, танец, марш. С чего начинается музыка. Прикладная и концертная музыка.

16

8

8

6

Оркестр.

12

6

6

7

Музыка в драматическом театре.

2

1

1

8

Балет. Чайковский Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

6

3

3

9

Опера. М.И.Глинка «Руслан и Людмила».

6

3

3

Промежуточная аттестация

2

1

1

Итого:

66

33

33

Консультация (в счёт резерва учебного времени).

1

Второй год обучения.

Зарубежная музыкальная литература

1

Повторение пройденного материала.

2

1

1

2

Вводная тема. Музыка в Древнем мире. Музыка Средневековья. Краткий исторический обзор музыки ХVI-XVIII вв.

8

4

4

3

И.С.Бах.

10

5

5

4

И.Гайдн.

10

5

5

Промежуточная аттестация (контрольный урок)

2

1

1

5

В.А.Моцарт.

8

4

4

6

Л.В.Бетховен.

8

4

4

7

Романтизм в музыке.

2

1

1

8

Ф.Шуберт.

8

4

4

9

Ф.Шопен.

6

3

3

Промежуточная аттестация

2

1

1

Итого:

66

33

33

Консультация (в счёт резерва учебного времени).

1

Третий год обучения.

Зарубежная музыкальная литература

10

Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Ф.Мендельсон (обзорно).

2

1

1

11

Р.Шуман (обзорно).

2

1

1

12

Г. Берлиоз (обзорно).

2

1

1

13

Ф.Лист (обзорно).

2

1

1

14

Итальянская опера первой половины XIX века. Дж. Россини (обзорно).

2

1

1

15

Р.Вагнер (обзорно).

2

1

1

16

Дж.Верди (обзорно).

2

1

1

17

Музыка Франции второй половины XIX века. Ж.Бизе (обзорно).

2

1

1

18

Чешская музыкальная культура второй половины XIX (обзорно).

2

1

1

19

Музыкальная культура Франции рубежа XIX -XX столетий.

4

2

2

20

Австро-немецкая музыкальная культура второй половины ХIХ- начала XX столетий (обзорно).

2


1

1

Промежуточная аттестация (контрольный урок)

2

1

1

Русская музыкальная литература

1

Русское народное творчество.

18

9

9

2

Русская профессиональная музыка с древних времён до начала XIX века.

6

3

3

3

Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Романс и песня в творчестве А.Алябьева. А.Варламова, А.Гурилёва.

2

1

1

4

М.И.Глинка.

12

6

6




Промежуточная аттестация

2

1

1

Итого:

66

33

33

Консультация (в счёт резерва учебного времени).

1

Четвёртый год обучения. Русская музыка.

5

Вводное занятие. Повторение пройденного материала.

2

1

1

6

А.С.Даргомыжский.

4

2

2

7

Русская музыкальная культура второй половины XIX века. М.А.Балакирев.

4

2

2

8

А.П.Бородин.

8

4

4

9

М.П.Мусоргский.

12

6

6

Промежуточная аттестация

2

1

1

10

Н.А. Римский-Корсаков.

12

6

6

11

П.И.Чайковский.

16

8

8

12

Русская музыкальная культура конца XIX- начала XX века.

2

1

1

13

А.К. Лядов (обзорно).

2

1

1

Промежуточная аттестация

2

1

1

Итого:

66

33

33

Консультация (в счёт резерва учебного времени)

1

Пятый год обучения.

Русская музыкальная литература

14

Повторение пройденного материала. А.К. Глазунов (обзорно).

2,5

1

1,5

15

С.И.Танеев (обзорно).

2,5

1

1,5

16

А.Н.Скрябин (обзорно).

2,5

1

1,5

17

С.В.Рахманинов (обзорно).

5

2

3

18

М.К.Чюрлёнис (обзорно).

2,5

1

1,5

19

И.Ф.Стравинский (обзорно).

2,5

1

1,5

Музыкальная литература ХХ века. Отечественная музыка.

20

Отечественная музыкальная культура после 1917 года.

7,5

3

4,5

21

С.С.Прокофьев.

12,5

5

7,5

Промежуточная аттестация

2,5

1

1,5

22

Д.Д.Шостакович.

7,5

3

4,5

23

А.И.Хачатурян (обзорно).

2,5

1

1,5

24

Г.В.Свиридов (обзорно).

2,5

1

1,5

25

Музыкальная культура России 1950-х - 2000-х годов. Р.Щедрин (обзорно).

2,5

1

1,5

26

Творчество композиторов А.Шнитке, Э.Денисова, С.Губайдулиной. Обзорно.

2,5

1

1,5

27

Творчество композиторов С.Слонимского, Б.Тищенко, В.Гаврилина. Обзорно.

2,5

1

1,5

Зарубежная музыкальная лимтература

1

Музыкальная культура Западной Европы и США первой половины ХХ века.

5

2

3

2

Музыкальная культура Западной Европы и США второй половины ХХ века.

2,5

1

1,5

3

Джаз. Обзорно.

2,5

1

1,5

4

Массовая культура ХХ века. Обзорно.

2,5

1

1,5

Итоговые занятия: повторение пройденного материала, подготовка к экзамену.

10

4

6

Итого:

82,5

33

49,5

Консультация (в счёт резерва учебного времени)

1

Шестой год обучения.

1

Выразительные средства музыки. Музыкальные формы и жанры.

10

4

6

2

Музыка в театре. Балет.

5

2

3

3

Музыка в театре. Опера

7,5

3

4,5

4

Музыка в театре. Оперетта. Обзорно.

2,5

1

1,5

5

Музыка в драматическом театре. Обзорно.

2,5

1

1,5

6

Мюзикл. Обзорно.

2,5

1

1,5

7

Жанр и стиль в музыке.

5

2

3

Промежуточная аттестация

2,5

1

1,5

8

Духовная и церковная (богослужебная) музыка композиторов Западной Европы.

2,5

1

1,5

9

Русское богослужебное пение. Обзорно.

5

2

3

10

Художественные направления. Барокко.

5

2

3

11

Классицизм.

5

2

3

12

Романтизм.

5

2

3

13

Импрессионизм.

2,5

1

1,5

14

Новейшие течения ХХ века.

2,5

1

1,5

15

Отечественная музыка. Исторический экскурс.

5

2

3

16

Музыкальная жизнь России сегодня.

2,5

1

1,5

17

Музыкальная культура Воронежского края. Современная музыкальная жизнь города Воронежа.

5

2

3

Промежуточная аттестация

5

2

3

Итого:

82,5

33

49,5

Консультация (в счёт резерва учебного времени)

1



3. Содержания учебного предмета.

Первый год обучения.

Первый - вводный - год обучения содержит предварительный круг знаний. Его назначение - пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу - в порядке возрастания его сложности: от песен и небольших инструментальных пьес - к театральным видам музыки. Он включает небольшие вокальные и инструментальные сочинения, доступные для восприятия и понимания детьми 9-11 лет, и целесообразные в учебно-воспитательном отношении.

Основными формами работы на первом году обучения являются прослушивание музыки и работа с нотным текстом, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых терминов и понятий, запоминание и узнавание музыки. Для успешного овладения знаниями необходимо изучение терминов, определений, понятий. Для знакомства с музыкальными формами рекомендуется на первом году объяснять главные понятия (организация музыкальной речи, мотив, фраза, период, предложение, двухчастная форма, трёхчастная форма, вариации, рондо) при изучении других тем.

Расширение кругозора происходит за счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры. Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности школьников и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconПрограмма по учебному предмету уп. 01. «Специальность (аккордеон)»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Музыкальная литература»
Учебно – тематический план
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность предметная...
«Специальность» по виду инструмента «Баян», «Аккордеон», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература» образовательных...
«Музыкальная литература», разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре...
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconПояснительная записка по предмету композиция прикладная Характеристика учебного предмета
...
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень основного общего образования
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов на уровень основного общего образования составлена на основе
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconРабочая программа по предмету «Специальное фортепиано и чтение нот с листа»
Настоящая рабочая программа по предмету «Специальное фортепиано и чтение нот с листа» является частью дополнительной предпрофессиональной...
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconПриказ №166 Об утверждении федеральных государственных требований...
Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной...
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconАдаптированная программа по предмету музыкальная литература
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconПояснительная записка к рабочей образовательной программе «Специальность: аккордеон»
Рабочая образовательная программа «Специальность: аккордеон» составлена для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной...
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconПояснительная записка рабочая программа «Музыкальная литература»
«Музыкальная литература» и методическими пособиями, разработанными на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств...
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература» для дополнительной предпрофессиональной iconРабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск